Готовность ребенка с ОНР к обучению грамоте
Шиленко Светлана Вячеславовна
МУ «ГПМПК» г. Саранск
учитель-логопед
Готовность ребенка с ОНР к обучению грамоте
Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня школьной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.
Начальное школьное обучение русскому языку, продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, и начинает формировать новый для детей вид речевой деятельности – письменную речь. Овладение элементарными навыками письма и чтения осуществляется в процессе обучения грамоте.
Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития.
Установлено также, что обучение ребенка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов объясняются тем, что речь выступает для дошкольника прежде всего как средство общения. Л.С. Выготский писал: "Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств"[1]. В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Г.А Каше и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка "разведены" звуковая и смысловая стороны слова. "Узловым образованием", связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, – является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове.
Обучение элементарным навыкам чтения и письма составляет специфическую и весьма сложную задачу в обучении детей с ОНР. Овладение первоначальным чтением и письмом предполагает определенный уровень речевой подготовки учащихся, который формируется в процессе их естественного развития. У детей, страдающих нарушением речи, этот уровень недостаточен. Отсюда большое значение придается подготовительному периоду обучения, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты.
В специальных педагогических исследованиях, в частности, в области логопедии, вопросами разработки проблемы формирования готовности к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи занимались такие специалисты как Каше Г.А., Комаров К.В., Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. и другие.
В рамках добукварного периода обучения с детьми проводится работа по развитию слухового восприятия, различению и вычленению звуков из состава слова, анализу и синтезу слогов, выделению слов из предложений.
Логопед проводит работу по всем этим направлениям.
1. Устная речь. Особенности звукопроизношения.
2. Работа над фонематическим восприятием: узнавание звуков на слух в цепочке звуков, в отдельных словах (в том числе и созвучных), в словах, входящих в состав предложения, различные виды проговаривания созвучных слов и слов, содержащих оппозиционные звуки.
3. Работа над звуко-буквенным анализом: вычленение одинаковых звуков в слогах на слух, определение места звука в слове (начало, середина, конец слова), выделение согласного звука из стечения двух звуков, определение количества гласных (согласных) звуков в слове, определение общего количества звуков в слове.
4. Работа над звуко-буквенным синтезом: составление слов из заданного количества звуков, данных в правильной и в нарушенной последовательности (на слух).
5. Работа над звуко-слоговой структурой слов: нахождение слова в слове на слух и с наглядной опорой, добавление звука в конец слова с целью получения нового слова (на слух), составление слов из слогов, данных в неправильной последовательности, на слух и с наглядной опорой, деление слов на слоги, определение ударного слога в слове.
Среди детей можно выделить 3группы:
1 группа - основные параметры готовности к обучению грамоте сформированы. У детей данной группы наблюдается разный уровень звукопроизношения.
2 группа - основные параметры готовности к обучению грамоте сформированы недостаточно. Наиболее выраженные затруднения дети испытывают на:
- звуко-буквенный синтез:
1) составить слово из заданного количества звуков«мак»,
2) составить слово из звуков, данных в нарушенной последовательности - А, Р, Ш
- фонематическое восприятие:
1) дифференциация звуков на слух в цепочке звуков, слов (хлопни, когда услышишь звук … ):
а) трудности дифференциации звонких-глухих звуков;
б) трудности дифференциации твёрдых-мягких звуков;
2) произнесение слов сложной слоговой структуры
3) услышать и назвать слово с заданным звуком в предложении – большинство детей услышали и назвали не все слова с заданным звуком в предложении.
3 группа - основные параметры готовности к обучению грамоте не сформированы. У детей данной группы имеются значительные затруднения в выполнении всех видов заданий.
Таким образом, у учащихся I класса с ОНР, степень готовности к овладению письмом и чтением ниже программных требований и необходима более углубленная логопедическая работа в добукварный период.
Литература:
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1983. – т. 3., с. 125
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М., 1985.
Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ