Развитие речевого общения у младших школьников с нарушением интеллекта посредством театрализованных игр


Кокарева Оксана Владиславовна

учитель-дефектолог

МОБУ СОШ №35


Общение рассматривается авторами как важнейший вид человеческой деятельности, в процессе которой происходит формирование познавательных процессов и личности в целом. Подчеркивается тесная связь общения с речью. Речь выполняет многообразные функции в жизни человека, но прежде всего, она является средством общения (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Р. Лурия А.Г. Рузская, Н.В. Сорокина).

Исследования в области специальной психологии и педагогики (Д.Л. Аугене, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец) показали, что наличие интеллектуального дефекта у детей с умственной отсталостью негативно влияет на формирование общения со взрослыми и сверстниками, обедняет представления об окружающем мире и, следовательно, затрудняет процесс становления речевого общения. Поэтому с младшими школьниками, имеющими отклонения в интеллектуальной сфере, необходимо проводить специальные коррекционные занятия по формированию навыков речевого общения. Уровень развития речи зависит от частоты и содержательности общения, т.е. при недостатке общения развитие речи отстает в своих темпах.

Важнейшими условиями для развития ребенка с особыми образовательными потребностями является общение и познание окружающей действительности, которые находятся в прямой зависимости от возможностей ребенка понимать обращенную к нему речь и адекватно пользоваться собственной речью.

Наиболее эффективным средством обучения на формирующуюся личность младшего школьника является игра. А.Е. Антипина, Л.В. Артемова, М.Д. Маханева указывали на целесообразность использования театрализованных игр в процессе речевого развития детей. По мнению авторов, театрализованные игры повышают речевую активность, выступают в роли образца речевого реагирования, обогащают чувственный опыт детей. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования всех сторон речи (словаря, фонетики, синтаксиса), ее выразительности, речевой активности, перевода неречевых средств общения в речевые, в процессе чего происходит непосредственное формирование навыков речевого общения.



Система работы по развитию речевого общения у младших школьников с нарушением интеллекта в театральном кружке


Основные направления работы по развитию речевого общения:

- развивать и обогащать словарный запас, грамматический строй, звуковую сторону речи;

- развивать умения, относящиеся к невербальному поведению;

- обогащать игровой опыт детей, развивая специальные игровые умения, связанные с освоением позиции «зритель», «артист», умения взаимодействовать с другими участниками игры.

Правила работы в театральном кружке:

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

- воспитание интереса к драматизации, театрализованной деятельности. С этой целью создавались ситуации, в которых персонажи вступали с детьми в диалог;

- участие детей в подготовке к игре (изготовление декораций);

- совместное участие в данном процессе детей и взрослых.

При освоении игр- драматизаций работа проводилась по следующим ступеням:

- игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц;

- игра-импровизация под музыку;

- ролевой диалог героев сказок;

- игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.

Обогащение игрового опыта осуществлялась при условии развития специальных игровых умений:

  1. Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель"

(умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

  1. Вторая группа умений обеспечивает первичное становление

позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в театрализованной игре.

  1. Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими

участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.

Направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя.

Формирующий эксперимент был организован в три этапа.

Первый этап - подготовительный (8 занятий).

Игры этого этапа были направлены на формирование доброжелательного отношения к коллективным видам деятельности, посредством которых развивалась потребность в речевой коммуникации; на активизацию вербальных и невербальных средств общения; обучение элементарным имитационным действиям; развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

На всех этапах формирования речевого общения важная роль принадлежала взрослому. Создавалась атмосфера увлеченности, в то же время выдержки, терпения и доброжелательности. Формировались чувства МЫ в сотворчестве, показ перспектив совместной деятельности, проявление интереса к успехам детей, создание психологического фона радости.

На этом этапе работы было важно вызвать у детей положительное отношение к театру, желание играть и участвовать в различных театрализованных формах в образной «актерской» и «зрительской» ролях, включаться совместно со взрослым в театрализованных играх и упражнениях. Работа началась с приобщения детей к театру. Проводились беседы на темы: «Что такое театр?», «Кто такие актеры?», «Кто такой режиссер?».

Первая ступень.

Формирование потребности и позитивного отношения к речевому общению его сверстниками через введение коллективного взаимодействия в игре, в процессе чего формируется чувство принадлежности к группе.

Использовались игры и упражнения на развитие группового взаимодействия и общения, где дети ставились в ситуации, в которых невозможно действовать одному. При этом особенно учитывался фактор эмоционально-радостного отношения к деятельности.

Задание 1 «Узнай героя сказки».

Цель: учить определять образ персонажа по названным признакам.

Детям предлагалось сочетание двух признаков, характеризующих героя сказки: большая круглая – Репка, маленькая серая – Мышь, маленькая пушистая – Кошка. Задание выполняется совместно. Дети должны были представить образ, назвать его.

Задание 2 «Угадай эпизод сказки».

Цель: учить узнавать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам. Задание выполняется совместно.

Детям предлагалось объединить слова, предложенные взрослым, пересказать его сначала самостоятельно, затем по цепочке с другими детьми.

Задание 3 «Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок».

Цель: работая вместе составить сказку из отдельных частей иллюстрации.

Детям предлагалось из разрезных картинок по сюжету одной из знакомых сказок составить целую иллюстрацию сказки.

Задание 4 «Угадай, кто это».

Цель: работая вместе учить составлять образ персонажа по детали костюма.

Детям предлагались названия знакомых сказок «Репка», «Теремок», «Три медведя». Одна из карточек с изображением детали костюма персонажа сказки: косынка внучки, хвост мышки. Дети должны были назвать персонажа сказки и изобразить его и рассказать небольшой диалог названного персонажа.

Широко использовались музыкальные средства: дети пели детские песни, из мультфильмов. Все занятия начинались с упражнения «Приветствие». Дети подходили друг к другу, брались за руки, смотрели друг другу в глаза и говорили: «Добрый день, я рад тебя видеть» или: «Я хочу с тобой играть». После окончания каждого занятия выполнялось упражнение «Поблагодарим друг друга».

Вторая ступень.

Развитие невербальных средств общения.

По мнению А. Г. Арушановой, без подкрепления моторными выразительными реакциями, которые проявляют эмоциональное состояние человека, речь стала бы сухой и неинтересной. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет важную роль в человеческом общении.

Для овладения невербальными средствами общения детей знакомили с тем, какими средствами общения можно изъясняться с другими людьми: что кроме речи, можно объясняться с помощью жестов, мимики, по выражению лица человека можно узнать его настроение, они делают речь выразительнее и красивее.

Обучение играм и упражнениям по развитию невербальных средств общения встретило значительные трудности, так как эти игры требуют достаточно высокого уровня развития воображения и памяти. При их выполнении детям было необходимо вспомнить и представить, как они действовали в определенной ситуации, какие ощущения испытывали.

Сначала обучение шло на основе подражания, затем - с использованием картинок, изображающих различные эмоциональные проявления и, наконец, по словесным инструкциям, которые ставили детей в ситуацию необходимости представить и показать ощущения кого-либо:

- сердитый дедушка;

- кошка (собака) выпрашивает колбасу;

- веселые клоуны.

В содержание игр по развитию выразительности движений включались игры на действие с воображаемым предметом, игры-превращения, пантомимы. В начале детям предлагалось действовать с реальными предметами, а затем повторить то же самое действие с воображаемым.

Задание 1 «Придумай действие и «оживи» позу».

Цель: учить создавать образ и внешне выражать его невербальными действиями.

Детям предлагалось свободно ходить с палкой в руке по классу, по сигналу «стоп» остановиться в любой позе, затем «оживить». Педагог отгадывает, кого ребенок изображает. Дети демонстрировали различные варианты «оживленных» образов: палка-ружье, палка-пылесос.

Задание 2 «Найти потерянное».

Цель: передавать невербальными действиями поиск предмета.

Детям предлагалось искать на полу потерянную пуговицу, которая действительно там находится, а затем предлагалось поискать воображаемую.

Формирование невербальных средств общения осуществлялось через игровые задания под названием «Импровизируем образ». Детям предлагалось стать кем-то. Например: скрипачом, певцом, выступающим на сцене. Также детям давалось представление о различных ощущениях, которые мы испытываем (поднимаем пустое ведро или ведро с водой, играем с большим или маленьким, легким или тяжелым, чистым или грязным мячом). Использовались следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь, подметать пол, есть яблоко и т. п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, передавать вазу с фруктами.

Далее дети переходили к играм - превращениям, в которых использовались задания на мышечное расслабление и напряжение:

1) «Деревянные и тряпичные куклы», «Крылья самолета и мягкая подушка»;

2) разыгрывание пантомим (как падает снежинка, как скачет солнечный зайчик, разводим костер, пчела на цветке, цветущий сад, Вини- Пух).

Сначала действия детей были во многом предопределены действиями взрослого, им была свойственна стереотипность. Например, при выполнении упражнения «цветущий луг» все стали дружно изображать бабочек и мотыльков, перелетающих с цветка на цветок. При последующем повторении упражнения, после уточнения представления детей о летнем луге, в их пантомимах уже появились кузнечики, пчелы, стрекозы и даже гусеницы. Большой эффект при этом достигался использованием соответствующего музыкального сопровождения.

Третья ступень.

Развитие речевого общения в продуктивных видах деятельности.

На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали сформированные представления в своих рисунках, делясь представлениями со сверстниками и взрослым.

Работа с аппликацией. По окончании работы дети обыгрывали свои игрушечные поделки, выполняя имитационные действия.

Второй этап - основной (19 занятий).

Занятия этого этапа были направлены непосредственно на развитие речевого общения в процессе организации театрализованной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на основе использования игр- драматизаций.

Первая ступень.

Формирование первоначальных навыков диалогических отношений.

Содержание занятий данного направления включает в себя упражнения по развитию четкой дикции (артикуляционная гимнастика, скороговорки), задания для развития речевой интонационной выразительности.

1. Упражнения по развитию четкой дикции.

Цель: работа над дикцией.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

1.Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

2. Короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

3. Произнесите гласные звуки с голосом (а, я, о, ё, и).

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе (а - э), (а- е), (а - и), (и - э) и т.д. Надо следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

5. Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

- мал, да удал;

-два сапога – пара;

- нашла коса на камень;

- знай край, да не падай;

- у ужа ужата, у ежа ежата;

- на дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора;

- как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка. Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

В процессе выполнения упражнений следили за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносили немного подчеркнуто.

6.Чтение русской народной сказки «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет- потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут - вытянули репку!

2. Развитие речевой интонационной выразительности.

Детям читались знакомые сказки. После чтения детям знакомых сказок им предлагалось говорить разными интонациями от лица героев сказки.

Задание 1 «Передай образ голосом».

Цель: развитие умения передать характерные особенности образа персонажа при помощи речевых интонаций.

Задание 2 «Телефон».

Цель: учить детей включаться в коллективную драматизацию стихотворения, выражать характерные особенности персонажа с помощью мимики, интонации голоса.

Детям предлагалось посмотреть запись мультфильма по стихотворению «Телефон» К.Чуковского, глее обращалось внимание детей на характерные особенности внешности персонаж и передачу этих особенностей голосом, интонацией, предлагалось выбрать персонажа для исполнения.

3.Игры, которые требовали непосредственного речевого контакта, т. е. были направлены на формирование навыков диалогического общения: умение правильно сформулировать вопрос, выслушать ответ собеседника и подкрепить его реплику своей. Предлагались и обсуждались образцы ведения диалога в определенной ситуации.

Задание 1 «Помоги Красной Шапочке».

Цель: развитие диалогического общения, учить изменять знакомый сюжет сказки и предавать его в ролевом исполнении.

Детям предлагалось под руководством взрослого разыграть небольшой сюжет сказки. При повторном инсценировании, детям давалась установка: «Придумайте вместе, как можно помочь Красной Шапочке быстрее, чем Волк, добраться до Бабушки или преградить Волку путь. После обсуждения всех вариантов с детьми выбирался один из них и инсценировался совместно. При распределении ролей учитывалось желание ребенка играть определенную роль.

Задание 2 «Ситуация в магазине».

Речь у некоторых детей была оторвана от игровых ситуаций, но при помощи специальных игровых приемов: совместная подготовка игровых атрибутов, перераспределение ролей их речь становилась более активной при установлении контактов, дети проявляли инициативу в игре. В процессе игры к установленным ролям «продавец-покупатель-кассир» детьми была введена роль грузчиков.

Задание 3 «Продолжи действие».

Цель: развивать общение детей, придумывая вариант игровой ситуации, начатой взрослым, и показать его действиями.

Детям предлагается рассказ про девочку: «Девочка Катя решила помочь маме убрать комнату. Она взяла веник и стала подметать пол и ой!...» - детям надо было придумать, что могло произойти и продолжить ее действия.

Задание 4 «Покажи мультфильм».

Цель: демонстрировать сюжет в настольном театре, используя игрушки на тему.

Детям предлагались игрушки, изображающие персонажей мультфильмов, кроме этого назывались темы «Путешествие на кораблике», «История про губку Боба». Детям вместе нужно было придумать историю с этими героями и показать ее с помощью игрушек.

Для воспитания умения общаться с людьми в различных ситуациях подключались этюды-ситуации на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение» и т. п.). Исполняя этюд, дети должны были дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем?

Поощрялись любые попытки детей уходить от традиционных стереотипов, проявлять творчество. Использовались вспомогательные вопросы, например: какой герой? (ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, глупый или умный).

Вторая ступень.

Развитие речевого общения в процессе организации театрализованной деятельности. Дети не только разыгрывали сюжет знакомой сказки, а также импровизировали его. Сначала для занятия брались произведения хорошо знакомые детям. Постепенно вводились новые тексты, запоминание и воспроизведение которых значительно труднее. С детьми читались литературные произведения: («Маша и медведь», «Колобок», «Три поросенка» и другие). Дети отвечали на вопросы по их содержанию, учились различать состояния действующих лиц, определяемых словами.

Работа над постановкой произведений проводилась в следующей последовательности:

- знакомство с произведением;

- беседа по ее содержанию;

- распределение ролей;

- постановка диалогов;

- постановка сказки.

Основное назначение беседы - помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети в большинстве случаев не понимали идею произведения. В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, использовались различные приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия.

Большое место в беседе занимала подготовка детей к пересказу: определялся общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов, персонажей. Дети учились говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Беседа проходила живо, непринужденно, допускались хоровые ответы.

К оценке пересказов привлекались дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, которые делали взрослые, дети учились тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Новое задание по рассказыванию сюжета сказки предлагалось тогда, когда дети хорошо запоминали и осмысляли текст. Постепенно дети начинали привносить в игру новые эпизоды, изменять ее конец.

При постановке предусматривалось формирование доброжелательного общения, внимание к речи собеседника. Дети были объединены общими переживаниями, они учились согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходило развитие качеств общения.

Задание 1 «Покажите сказку».

Цель: коллективное составление рассказа по опорным словам и показ сказки.

Детям предлагались опорные слова (девочка, волшебная дудочка, желания).

Задание 2 «Сказка Колобок».

Цель: воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей: непослушание, самонадеянность, доверчивость колобка, хитрость лисы, простодушие остальных зверей, воспитывать сочувствие к стареньким дедушке и бабушке.

Детям предлагалось показать сказку с использованием кукол бибабо.

Задание 3 «Машенька и медведь».

Цель: учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспроизводить авторские слова в процессе игры.

Подготовка к игре: чтение сказки, показ иллюстраций к сказке.

Детям предлагалось показать сказку с использованием кукол бибабо. Окончание сказки было изменено детьми.

Задание 4 «Три медведя».

Цель: формировать у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умение правильно оценивать себя и других.

Подготовка к игре: чтение сказки, показ иллюстраций к сказке. Составление сказки по сюжетным картинкам.

Детям предлагалось показать сказку с использованием кукол бибабо.

Задание 5 «Репка».

Цель: развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений. Развивать общение и речь детей, посредством совместной игры, взаимопомощи.

Персонажи: ведущий, дед, баба, внучка, собачка Жучка, кошка Мурка, мышка.

Подготовка к игре: чтение сказки, показ иллюстраций к сказке. Материал: головной убор, шапка для деда, палка, платок, передник для бабы, косыночка для внучки, атрибуты для изображения животных. Были и другие персонажи по желанию детей.

Организуя первую игру, детям сообщалось, что в гостях у них сегодня русская народная сказка. Какая? Дети должны были догадаться сами. Показанные атрибуты подсказали ребятам, с какой сказкой им предстоит встреча. Примерка шапочки разным детям вызвала у них желание поиграть. Для первой игры выбрали тех, кто лучше может исполнить роль и будет образцом для других. Остальные ребята были зрителями. Вместе с ними мы решали, где будет жить семья деда и бабы, где расположить их огород. Детям-«артистам» напоминали, что они будут включаться в игру по ходу сказки. Роль ведущего сначала принадлежала педагогу, а затем самим детям.

Третий этап (заключительный, два занятия).

Задача этапа: постановка произведений перед зрителями. Показ спектаклей это торжественное событие жизнедеятельности театрального кружка. Был премьерный день, афиша, билеты и зрители.

Таким образом, представленная система работы по развитию речевого общения направлена на развитие и обогащение словарного запаса, грамматического строя и звуковой стороны речи; развитие умений относящихся к невербальному поведению (мимике, жестам, телодвижениям); обогащение игрового опыта детей путем развития специальных игровых умений, связанных с освоением позиции «зритель», «артист» и умений взаимодействовать с другими участниками игры.



Этап

Цели

Ступени

Игры


Подготовительный

(8 занятий)



1.Формирование доброжелательного отношения к коллективным видам деятельности, посредством которых развивалась потребность в речевой коммуникации.

2.Активизация вербальных и невербальных средств общения.

3.Обучение элементарным имитационным действиям.







Первая ступень.

Формирование потребности и позитивного отношения к речевому общению со сверстниками через введение коллективного взаимодействия в игре.







«Узнай героя сказки» (учить определять образ персонажа по названным признакам).

«Угадай эпизод сказки» (учить узнавать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам).

«Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок» (работая вместе, составить сказку из отдельных частей иллюстрации).

«Угадай, кто это» (работая вместе учить составлять образ персонажа по детали костюма).



Вторая ступень.

Развитие невербальных средств общения.












Третья ступень.

Развитие речевого общения в продуктивных видах деятельности



«Придумай действие и оживи позу» (учить создавать образ и внешне выражать его невербальными действиями).

«Найди потерянное» (передавать невербальными действиями поиск предмета).

«Импровизируем образ» (становление скрипачом, певцом).

«Игры превращения» (направлены на мышечное расслабление и напряжение).





Рисунки, поделки.



Основной

(19 занятий)




Формирование диалогических отношений.












Первая ступень.

Развитие четкой дикции (артикуляционная гимнастика, скороговорки); развитие речевой интонационной выразительности.






Упражнения по развитию четкой дикции проводятся на втором и третьем этапах (речевое дыхание, пословицы, поговорки);

«Передай образ голосом» (развитие умения передать характерные особенности образа при помощи речевых интонаций).

«Телефон» (учить включаться в коллективную драматизацию стихотворения, выражать характерные особенности персонажа с помощью мимики и интонации голоса).


Вторая ступень.

Развитие речевого общения в процессе организации театрализованной деятельности





«Помоги Красной Шапочке» (развитие диалогического общения).

«Продолжи действие» (развивать общение детей, придумывая варианты игровой ситуации).


















.



«Покажи мультфильм».

«Покажите сказку» (коллективное составление рассказа по опорным словам и показ сказки).

«Сказка Колобок» (учить различать и передавать интонации, показ сказки).

«Машенька и медведь» (учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей, показ сказки).

«Три медведя» (формирование представлений о хорошем и плохом поступке, показ сказки).

«Репка» (развитие выразительности интонации, мимики, движений, общения и речи посредством совместной игры).



Заключительный (2 занятия)



Постановка произведения перед зрителями.




«Сказка Колобок».

Сказка «Репка».




ЛИТЕРАТУРА


  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2005. – 272 с.

  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-синтез, 2002. – 270 с.

  3. Арушанова А.Г.Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-синтез, 2005. – 128 с.

  4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

  5. Аугене Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пут его активизации // Дефектология. – 1987. №4. – С. 76-80.

  6. Бодолев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.

  7. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 192 с.

  8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 273 с.

  9. Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей. – М.: Просвещение, 1972. – 459 с.

  10. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. – 15 с.

  11. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ