Система коррекционной работы по совершенствованию навыка чтения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья





Автор: Обухова Светлана Анатольевна


Место работы: ГКОУ СО «СКОШ № 73»

г. Екатеринбург


Должность: учитель начальных классов














































Система коррекционной работы по совершенствованию навыка чтения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Основной задачей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида является подготовка учащихся к жизни: формирование общей культуры личности, развитие речевых, коммуникативных и трудовых умений и навыков, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.

По данным международных исследователей, сегодня каждый четвертый житель нашей планеты не умеет читать и писать. Специалисты отмечают общее падение уровня грамотности и в России. Сегодня школьники больше времени проводят перед телевизором и компьютером, чем с книгами.

Между тем, чтение – это важнейший способ освоения социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторических и текущих событиях, нормативных представлений.

Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Навык чтения определяет и эффективность обучения другим предметам, т.е. относится к общеучебным. Поэтому важно контролировать процесс формирования навыка чтения каждого ученика.

Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого.

Безусловно, главное – понимать и осознавать прочитанное, ведь ребенок учится читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Однако для того, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс был доведен до автоматизма.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения.

Формирование навыка чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида идет одновременно с развитием мышления и речи учащихся, расширением их знаний и представлений об окружающем мире.

У умственно отсталых школьников недостаточно сформированы высшие психические функции и процессы, участвующие в становлении навыка чтения (нарушения зрительного восприятия и пространственных представлений, звукопроизношения, бедный лексический запас, слабая зрительная и слухоречевая память, несформированность связной речи…) .

Обучение чтению учащихся с нарушениями развития в младших классах ведется в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности. Анализ техники чтения учащихся помогает учителю контролировать процесс формирования навыка чтения, корректировать ошибки. Данные о развитии всех компонентов техники чтения учащихся заносятся в таблицы по результатам каждой четверти, затем анализируются и используются в работе учителем и логопедом.


Причины трудностей, возникающих при обучении детей чтению:

- низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;

- недостатки в развитии внимания, памяти, мышления, речи;

- несформированность приемов учебной деятельности;

- индивидуально – типологические особенности ребёнка (низкий уровень работоспособности, медлительность психических процессов, неуверенность в себе, страх и тревога в различных ситуациях, импульсивность).

Устранение того, что мешает ученикам успевать по чтению, проводится мною на уроках во время «речевой разминки», на индивидуальных коррекционных занятиях. Для этого были изготовлены карточки и альбомы с дифференцированными заданиями для развития функционального базиса чтения и специально подобранными текстами для совершенствования и проверки всех компонентов навыка чтения. Некоторые упражнения включаются в уроки грамматики, живого мира, труда, математики (на материале содержания данных предметов). А также используются в физкультминутках и логоритмических паузах на каждом уроке, в конкурсах, играх, викторинах, проводимых во внеурочное время.

Специальные тренировочные упражнения для совершенствования техники чтения можно условно разделить на группы. Задания в каждой группе дифференцированы по уровню сложности и объёму. (Приложение 1)

1 группа. Упр. на разв. восприятия, внимания, расширение поля зрения, «зоркости».

2 группа. Упр. на разв. артикуляции. (Отработка произношения звуков, дикции).

3 группа. Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).

4 группа. Упражнения на устранение регрессий (чтение без повторов).

5 группа. Упражнения на развитие осознанности чтения.

6 группа. Упражнения на развитие лексико - грамматического строя речи.

7 группа. Упражнения на расширение словарного запаса.

8 группа. Упражнения на развитие темпа (скорости) чтения.

9 группа. Упражнения на развитие выразительности чтения.

Кроме того, на уроках чтения и развитии речи проводится фронтальная работа по расширению и уточнению лексического запаса и развитию выразительности чтения школьников.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. При этом ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Цель учителя: применять разнообразные формы и методы обучения, стараться использовать межпредметные связи, сочетать коллективные и индивидуальные виды работ, предлагать творческие задания, учить работать с текстом. (Приложение 2)

Мониторинги подтверждают эффективность коррекционной работы, основанной на личностно-ориентированном подходе и применении дифференцированных упражнений, направленных на совершенствование всех компонентов навыка чтения.

Результаты проведенной работы позволили сделать вывод о том, что использование разноуровневых упр. по совершенствованию навыка чтения во время речевых разминок на уроках в начальной школе дает возможность:

- развивать базовые психические процессы, ответственные за чтение и речь;

- решать психологические проблемы учащихся;

- преодолевать индивидуальные трудности в овладении навыком чтения;

- учить каждого ребенка читать правильно и с удовольствием.











ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Упражнения для совершенствования техники чтения.

1 группа. Упражнения на развитие восприятия, внимания,

расширение поля зрения, «зоркости».

1). Найди слова. ПРИ, ОРХ, ШЛИ, ДОМ, КРО, МАК, рюклбрадостьмов

РИС, ФРЕ, ШКА, РОТ, СОН, ДЫМ, дсолнцетргщкино

СЛЕ, ЯРП, ПОЛ, ЛОБ, ШУМ, ВЗЯ, бозчтелевизоргун

2). Найди все слова в цепочке.

мылодкамышкабанкартабун дымакитиротомирисыносад


3). Прочитай слова в строке. Чем они похожи, чем отличаются?

МАЛЬЧИК ПАЛЬЧИК ЗАЙЧИК

МЕДАЛЬ ПЕДАЛЬ ДЕТАЛЬ ДАЛЬ

МЕЛЬ ЩЕЛЬ ЦЕЛЬ

4). Прочитай, глядя на линию. (Глаза не двигаются.)

л о мы ло

п я му ха

б е ре ка

м у во да

п и оч ки

5). Работа с предложением, записанным вертикально.

Прочитай. Лара Прочитай, отгадай загадку.

сама НА ОДНОЙ НОГЕ СТОИТ,

мыла В ВОДУ ПРИСТАЛЬНО ГЛЯДИТ.

раму. ТЫЧЕТ КЛЮВОМ НАУГАД –

ИЩЕТ В РЕЧКЕ ЛЯГУШАТ.

НА НОСУ ПОВИСЛА КАПЛЯ…

УЗНАЁТЕ? ЭТО …

2 группа. Упражнения не развитие артикуляции.

(Правильное произношение звуков, отработка дикции)


1). Прочти строчки быстро - быстро.

кри – кре – кра – кро - кру

сви – све – сва – сво - сву

стиль – сталь – стол - стул


2). Прочитай чистоговорку тихо, громко, медленно, быстро.

Жа – жа – жа - есть иголки у ежа.

Ло – ло – ло - на улице тепло.

Му – му – му - молоко кому?


3). Игры на звукоподражание.

Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда: «Га-га-га! Га-га-га!»

Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»

4). Прочитай скороговорки.

На дворе трава Вёз на горку Саня за собою сани.

На траве дрова, Ехал с горки Саня, а на Сане- сани.

Не руби дрова

На траве двора.


3 группа. Упражнения на развитие смысловой догадки.


1). Подставь слово. (Для справок: орех, врач, небо, нож, глаза, день)

Перочинный …. Лечащий …. Звёздное ….

Грецкий … Карие …. Ненастный ….


2). Собери пословицы.


За двумя зайцами погонишься, а телегу зимой.

Готовь сани летом, лучше новых двух.

Старый друг ни одного не поймаешь.


3). Восстанови стихотворение. Последнее слово в каждой строке найди справа.


Ты, мороз, мороз, … домой,

Не показывай свой … мороз,

Уходи скорей … с собой

Стужу уводи … нос!


4). Прочитай таинственное письмо.


Родился зай… в лесу и всего боял… . Треснет где – ни… сучок , вспорх… пти… , упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят… .

Боял… зай… день, боял… два, боялся неде…, боял… год; а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боя… .

- Нико… я не бою…! – крик… он на весь лес. – Вот не бою… нисколь…, и всё тут!

5). Спаси слова от Буквоежек! Прочитай правильно.

КОРАБЛИК.

По_хватил р_чей мой корабл_ _ и понё_ его. К_угом во_ны кип_т,

по_брасывая его, из сто_оны в с_орон_ кида_ _. А кора_лик плыв_ _ дал_ше и

да_ _ше. Я ря_ом с ни_ бег_. Друг_ _ ребя_ _ за мной спеш_ _.



4 группа. Упражнения на устранение регрессий (чтение без

повторов).


1). Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом, разделенных на слоги линиями.


ПЫлеСОС СНЕ | ГО | ПА | ДЫ

ВоРОбьИ ЗА – МО - РОЗ - КИ

СнеГИри ПРИ | ГО | РОК

ТЕтерЕВочЕК КРУ - ЖЕВ -НОЙ




2). Чтение лесенок.

ЛЕС сказ

ЛЕСОК сказка

ЛЕСНИК рассказ

ПЕРЕЛЕСОК рассказчик

пересказать


3). Чтение с окошечком, закладкой.

Закладка движется по строке, закрывая уже прочитанный слог, слово.

Этот прием исключает повторы уже прочитанного текста и ускоряет чтение.




5 группа. Упражнения на развитие осознанности чтения.

1). Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж -- это …..

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли -- это ……

Шкаф, диван, стол, кресло, полка -- это…….


2). Раздели слова на группы.


горох

шкаф

автобус

ёжик

стул

абрикос

медведь

коза

яблоки

капуста

диван

автомобиль

волк

овца

трамвай

огурец

стул

лодка

3). Прочитай строчки. Найди лишнее слово в каждой строке.

Объясни, почему оно лишнее.


МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

КОШКА ВОРОБЕЙ СОБАКА ЗАЯЦ

ЯБЛОКО ГРУША СЛИВА МЯЧ

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ


4). Прочитай и найди ошибки.

Дедушке Ване семь лет.

Я вчера буду купаться.

Завтра я сяду в самолет и уплыву на нём.

Когда хотят что-то купить, теряют деньги.


5). Прочитай, придумай окончание предложений.

Я не убрал свою комнату, потому что…

Я люблю ходить в цирк, потому что…

Я хочу поехать к морю, потому что…


6). Прочитай, ответь на вопрос.

Антон и Никита играли разными игрушками – машинкой и пирамидкой.

Антон пирамидкой не играл. Чем играл каждый из мальчиков?


7). Прочитай только названия цветов.

Берёза, ромашка, фиалка, трава, поляна, колокольчик, роза, клумба, тюльпан,

пион, клён, редис, лук, гвоздика, виноград, василёк.


6 группа. Упражнения на развитие лексико- грамматического

строя речи.


1). Прочитай правильно.

КОЛЮЧ… ЁЖ

БОЛЬШ… СОБАКА

ТЁМН… НОЧЬЮ

ОСТРУЮ ИГОЛОЧК…


2). Прочти и дополни.

крошка – крошечка - крошечный

игрушка - …ечка - ...ечный

пушка - …ечка - …ечный


3). Прочти строчки и дополни.

бархат – бархатный костюм

шоколад – шоколадный торт

мармелад - … ный джем

молоко - …ный суп


4). Найди ошибки.

Мама ставит вазу с цветами в стол.

За окном на ветке сидит снегири.

У котёнка белая лапки.


7 группа. Упражнения на расширение словарного запаса.


1). Прочитай, составь слова.

скоро ходит скоро

тихо ходит тихо

ход для дыма дымо ход

ходит по снегу снего

ходит лёд ледо


2). Прочти медленно, нараспев.

разный – цвет - разноцветный

много - цвет - многоцветный

один - цвет - одноцветный











3). Прочитай, подбери слова.

Метель – метёт, а гром … . Ветер - ….., а снег - … . Дождь - …., а солнце - … .

Слон большой, а мышка - … . Сахар сладкий, а лимон - … .


4). Прочитай описание, назови предмет.

Большой, спелый, красный…

Хитрая, рыжая, пушистая…

Белое, пушистое, лёгкое…


5). Прочитай, закончи предложения, образуя родственные слова к слову шить.

Мама платье сшила. Широкое платье мама … . Длинное платье мама … .

На кармане петушка мама … . Маленькую дырочку мама … . Красивые пуговицы

на карман мама … . (подшила, ушила, вышила, пришила, зашила)

8 группа. Упражнения на развитие темпа (скорости) чтения.

1). Чтение «эхо».

Сильный ученик читает слово (предложение), а слабо читающий прочитывает следом

это же слово (предложение). Сильный чувствует ответственность, а слабый более уверен

в себе.

2). Чтение «канон».

Один ученик начинает читать, а второй читает вместе с ним, но отставая на 3-4 слова.

Цель: держать темп чтения, стараться читать без ошибок.

3). Чтение «спринт».

Небольшой отрывок текста несколько учащихся читают одновременно - на скорость.

Можно читать про себя с плотно сжатыми губами, а после прочтения ответить на

вопросы по содержанию прочитанного.


4). «Жужжащее» чтение.

Ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела. (квакает, чирикает)


5). Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).


9 группа. Упражнения на развитие выразительности чтения.


1). Чтение стихов, считалок, потешек с вопросительной, восклицательной интонацией,

интонацией перечисления, паузами.


Тает снежок, ожил лужок, Пусты поля, мокнет земля,

День прибывает, когда это бывает? Лист опадает, когда это бывает?


- Кто всех скромнее в вашем классе?

- Я … Да ещё дружок мой Вася!


Считалка о рыбаке.

Повезло опять Егорке! Но смотрите - у ведёрка

У реки сидит не зря: появился хитрый кот.

пять карасиков в ведёрке Сколько рыб домой Егорка

и четыре пескаря. на уху нам принесёт?


Часы. (Э.Мошковская)

Часы я вовсе не ломал, Но там колёсики зато!

А просто я не понимал, Зачем колёсики?

Кто ходит там и ходит, К чему?

И стрелки переводит… И как они крутились?

А там никто не ходит, И почему, я не пойму,

Никто не переводит, Они остановились?..

Там не живёт никто-никто…


2). Прочитай выразительно. Футбол. (Г.Сапгир)

Сказала тётя: «Фи, футбол!»

Сказала мама: «Фу, футбол!»

Сестра сказала: «Ну, футбол!»

А я ответил: «Во, футбол!»

3). Чтение диалогов (разговор героев).


Разговор с котом. (В.Левановский)

- Почему ты, чёрен, кот? - Почему ты серым стал?

- Лазил ночью в дымоход. – Меня пёс в пыли валял.

- Почему сейчас ты бел? - Так какого же ты цвета?

- Из горшка сметану ел.Я и сам не знаю это!


4). Чтение диалогов (разговор героев и слова автора).



В тихой речке. ( Е. Чеповецкий)

В тихой речке у причала - На рыбалке я была.

рыбка рыбку повстречала: Я удила рыбака,

- Здравствуй! дядю Петю- чудака.

- Здравствуй! - Где же твой рыбак? Попался?

- Как дела? - Нет, ушёл хитрец! Сорвался.

В пенале. (Н.Костыря)

Хвастались друг перед другом ручка и карандаш.

- Я отлично пишу! – говорила ручка. Без единой ошибки!

- А я, - вторил карандаш,- я и забыл, когда ошибался!

А резинке стыдно было это слушать, ведь она стирала их ошибки.


5). Чтение доступных текстов познавательного и занимательного характера.

Ёж.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви. Трудно находить жуков и улиток. В ясные осенние дни ёжик готовит себе норку. Днём и ночью таскает туда сухие листочки и мягкий мох.

Придёт зима. Накроет норку большой сугроб. Под снегом тепло ежу. До весны проспит ёжик.

Тигр.

У тигра красивая полосатая шубка. Обычно он охотится на диких свиней и оленей. Но голодный тигр ест даже кедровые орешки. Тигр очень хитёр. Он ловко подражает голосу оленя и может заманить его.

В жару тигр часто лежит в ручье. Тигры могут переплывать большие реки.

Повар.

На дворе жили кот, коза, курица и кролик. Однажды кот объявил, что умеет варить компот. Надо принести всё самое вкусное. Разжёг костёр и повесил котёл.

Коза принесла капусту. Курица- кукурузу. Кролик- клевер. Кинул кот всё в котёл и закрыл крышкой.

Попробовали друзья этот компот, но только плевались.

- Почему так невкусно получилось?- мрачно думал кот.






ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Виды работы с текстом на уроках чтения и развития речи.

1. Чтение всего текста.

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение с последующим пересказом.

5. Чтение нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение цепочкой по предложению.

7. Чтение цепочкой по абзацу.

8. Чтение вполголоса («жужжащее»).

9. Чтение по частям, ответы на вопросы.

10. Нахождение и прочтение отрывка подходящего к рисунку.

11. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

12. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

13. Нахождение по данному началу всего предложения или отрывка.

14. Чтение, объяснение непонятных (или устаревших) слов.

15. Чтение слов, к которым даны сноски.

16. Нахождение и чтение в тексте слов, близких (противоположных) по значению данным (они записаны на доске).

17. Предварительное чтение сложных слов текста, разбитых на слоги.

18. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

19. Нахождение пословицы в тексте.

20. Нахождение устойчивых словосочетаний, их объяснение. («скажи по-другому»)

21. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

22. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки, небылицы).

23. Высказывание своих суждений по прочитанному рассказу: чем понравилось произведение, что запомнилось, отношение к поступкам героев, примеры из личного опыта, советы героям рассказа.

24. Чтение и объяснение названия рассказа. Придумывание своего заголовка.

25. Чтение по ролям.

26. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

27. Разыгрывание по ролям отрывка произведения.

28. Комбинированное чтение (учитель- учащиеся хором).

29. Нахождение отрывка, который нужно прочитать радостно, весело, печально, с насмешкой, с мольбой, строго, с возмущением, с удивлением и т.д.

30. Нахождение и выразительное чтение предложений с восклицательным, вопросительным знаками, многоточием, запятыми и т.д.

31. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

32. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

33. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

34. Конкурсное чтение стихотворений.

35. Выразительное чтение отрывка произведения по собственному выбору.

36. Нахождение и чтение в тексте слов, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

37. Словесное рисование картинки к произведению.

38. Чтение, выбор слов для составления словаря по теме «Осень», «Зима» ит.д.

39. Сжатый пересказ.

40. Пересказ от лица героя произведения.

41. Придумывание продолжения рассказа, сказки.

Виды работы с текстом для совершенствования техники чтения.

1. Чтение вслух.

2. Чтение про себя.

3. Чтение жужжащее.                                              

4. Чтение хором.

5. Чтение в темпе скороговорки.

6. Чтение  «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают  слово, где остановился учитель.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

12.. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

13. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).

14. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

15. «Фотоглаз». На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

16. «Угадай»:

а) антиципация (смысловая догадка) слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решетку.

17. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.


Виды работы с текстом для формирования выразительности чтения.

1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

2.Чтение труднопроизносимых слов (экскурсия, экскаватор, эскалатор).

3. Чтение скороговорок.

4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

8. Чтение одного предложения с разной интонацией.

9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.

12. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

13. Чтение по ролям.

14. Чтение по ролям без слов автора.

15. Инсценирование.

16. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.


Виды работы с текстом для развития осознанности чтения.

1. Чтение непонятных, устаревших слов (устойчивых словосочетаний) и объяснение их значения (подбор синонимов, антонимов, чтение сносок, обращение к словарю)

2. Озаглавливание текста.

3. Объяснение названия рассказа. Придумывание своего заголовка.

4. Поиск предложения, отражающего главную мысль текста.

5. Подбор иллюстрации к тексту.

6. Деление текста на части, составление плана.

7. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

8. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др.

9. Нахождение слов для составления устного описания (времени года), портрета героя.

10. Чтение для подготовки к пересказу. (Подробному, сжатому, от лица героя.)

11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

12. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

13. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

14. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.

15. Различные фантазии при работе с текстом:

а). В хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б). Придумать продолжение рассказа;

в). Всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

16. Составление кроссвордов по тексту.

17. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

18. Подбор загадок к словам из текста.

19. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

20. Составление ребусов к словам из текста.

21. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки, небылицы).

22. Сравнение описания картин природы в разных произведениях (стихах и прозе).
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении

детей. М.: «Ось-89», 2001.

2. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыков чтения у младших

школьников. // Вопросы психологии. 1995. № 6.

3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: книга для учителя. М.,1991.

4. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных

(коррекционных) школ. М: «Академия», 2002.

5. Киселева В.А. Некоторые аспекты формировании навыка чтения. //

Дефектология. 2007. № 6

6. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении

детей. Чтение. М.: АСТ, 2008.

7. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции младших

школьников. СПб. «Союз», 1998.

8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматичес-

кого строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Союз, 2001.

9. Портнягина Г.А. Выработка навыков выразительного чтения у учащихся

младших классов школы VIII вида. // Логопед в детском саду. 2008. № 4.

10. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушением

чтения и письма. М.: АРКТИ, 2005.

11. Спирова P. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.:

«Просвещение», 1983.

12. Сушко Э.А. Овладение чтением: суть процесса и возможности

оптимизации. // Психология. 2006. № 1.

13. Шишкова М.И. Развитие навыка выразительного чтения у умственно

отсталых школьников. //Коррекционная педагогика. 2007. № 2.

14. Шишкова М.И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида. //

Коррекционная педагогика. 2007. № 1.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ