Конспект. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ "Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях"

Ершова Татьяна Николаевна

ГБОУ Бирская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ


Цель: Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи: образовательные: совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

коррекционные: развитие фонематических процессов; обогащение словаря; развитие функции словоизменения; формирование связной речи; развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;

воспитательная: - воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: логопедический тренажёр «Дэльфа 142», зеркало, артикуляционный профиль звука[Р], карточки, картинки, схемы.

Ход занятия

I. Организационный момент

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим,

Никуда мы не спешим.

Познакомься с куклой Раей. У неё сегодня день рождения. Рая приготовила торт со свечами и чай. Пригласила нас в гости.

-Я напишу у тебя на спине букву, ты должен назвать её. Сегодня на занятии, мы будем работать с этим звуком и буквой.

-Итак, сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука [Р], узнавать этот звук в речи.

II.Развитие общей моторики

-Представь, что мы с тобой в лесу.

Покажи, какие там высокие деревья.

(Вытянуть руки вверх. Напряжение).

Подул тёплый ветерок, закачались деревья.

(Наклоны вправо – влево)

Ветерок затих. Расслабились, мы снова на занятии.

III. Развитие мелкой моторики

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Т.Сикачёва)

IV.Массаж лица

VII.Развитие мимических мышц

(тренажер «Дэльфа-142», изображение «чашка чая»)

- Рая приготовила разный чай.

- Покажи выражением лица:

- мы пьём необычный чай (удивление);

- мы пьём вкусный чай (радость);

- мы забыли положить сахар в чай (огорчение);

- мы пьём обычный чай (спокойное)

VIII.Развитие артикуляционной моторики

- упражнения для губ:

- улыбка,

- трубочка,

- улыбка – трубочка.

- упражнения для языка:

- лопаточка,

- слизать варенье,

- лошадка,

-грибок


IX. Работа над развитием дыхания и голоса

- Рая приглашает помочь задуть свечи.

- Задуй свечи (Тренажер «Дельфа-142»)

- Чай очень горячий. Остудим его.

- Чашка чая (Тренажер «Дельфа-142»)

Колобок приготовил подарок - песенку.

(Тренажер «Дельфа-142»)

А-а-а—шёпотом,

О-о-о - тихим голосом,

У-у-у - голосом средней громкости,

Э-э-э - громко.

- Спой вместе с бегемотом песенку

А - о- у- и- э - на одном выдохе, увеличивая силу голоса.

- Зажги ёлочку (Тренажер «Дельфа-142»)

IX. Анализ звука [Р] и буквы «Р»

1) Изолированное произнесение звука [Р].

- приглашает тебя поиграть на компьютере.

- Представь, что ты в космическом корабле. Произнеси звук [Р]

- р-р-р ребёнок стреляет.

2) Артикуляционная характеристика звука [Р].

- Вспомним, артикуляцию при произнесении звука [Р]

Посмотри на эти карточки – схемы, они тебе помогут.

  • Губы – свободные;

  • Зубы – сближены, но не соприкасаются;

  • Язык - кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует;

  • Воздушная струя – тёплая, посередине языка;

  • Горлышко – «работает»

3) Фонетическая характеристика звука [Р].

- Покажи, в каком домике живёт звук [Р].

- Звук [Р] живёт в синем домике с колокольчиком, потому что он – согласный, звонкий, твёрдый.

4)Соотнесение звука с буквой.

- А сейчас, тебе надо собрать букву Р из четырёх частей.

(Тренажер «Дельфа-142»)

Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Р]»

Р, б, ж, р, ра, жа, бу, ры, ар, ам, ара, ужу, тра, зро, рак, ёжик, игры.

XI.Автоматизация звука Ч в слогах

- Чётко произнеси слоги!

Тр—а, тр—о, тр—у, тр—ы.

ТРА-ТРА

ТРУ-ТРУ

ТРО-ТРО

ТРЫ-ТРЫ

А-тр, о-тр,у-тр, ы-тр

АТР-АТР

УТР-УТР

ОТР-ОТР

ЫТР-ЫТР


Физкультминутка

XII.Автоматизация звука [Р] в словах

1)-Найди лишнее слово в ряду (по наличию звука [Р] )

Банан, ананас, груша, яблоко.

-Назови одним словом.

-Это фрукты.

- Звукобуквенный анализ слова ГРУША

2)Развитие функции словоизменения.

-Сосчитай с опорой на таблицу.

Один Два Много

Пирог

Одна Две Много

Ватрушка

3)Составление словосочетаний.

- Пирог из картофеля, какой пирог? (картофельный)

- Ватрушка из творога, какая ватрушка? (творожная)

- Торт из груши, какой торт? (грушевый)

- Морс из граната, какой морс? (гранатовый)

III.Работа над предложением

-Ответь на мои вопросы, помогать тебе будут картинки и словосочетания, которые ты составил.

-У кого сегодня день рождения?

-Сегодня у Раи день рождения.

-Какой это праздник? (Радостный, грустный)

- Это для неё радостный праздник.

-Кого она пригласила в гости?

- В гости она пригласила друзей: Иру, Клару, Рому.

-Чем она угощает друзей? Что она поставила на стол?

- Творожные ватрушки, картофельный пирог, грушевый торт, гранатовый морс, фрукты.

-У тебя получился замечательный рассказ о дне рождении.

-А теперь расскажи самостоятельно с помощью этих картинок.

XIV. Итог

-Над каким звуком мы сегодня работали?

-С какими словами познакомились?

- Какие задания понравились?

- С чем легко было справиться?

- Ты сегодня замечательно потрудился, молодец!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ