Конспект. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ "Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях"
Ершова Татьяна Николаевна
ГБОУ Бирская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Цель: Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи: образовательные: совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
коррекционные: развитие фонематических процессов; обогащение словаря; развитие функции словоизменения; формирование связной речи; развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;
воспитательная: - воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: логопедический тренажёр «Дэльфа 142», зеркало, артикуляционный профиль звука[Р], карточки, картинки, схемы.
Ход занятия
I. Организационный момент
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Познакомься с куклой Раей. У неё сегодня день рождения. Рая приготовила торт со свечами и чай. Пригласила нас в гости.
-Я напишу у тебя на спине букву, ты должен назвать её. Сегодня на занятии, мы будем работать с этим звуком и буквой.
-Итак, сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука [Р], узнавать этот звук в речи.
II.Развитие общей моторики
-Представь, что мы с тобой в лесу.
Покажи, какие там высокие деревья.
(Вытянуть руки вверх. Напряжение).
Подул тёплый ветерок, закачались деревья.
(Наклоны вправо – влево)
Ветерок затих. Расслабились, мы снова на занятии.
III. Развитие мелкой моторики
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Т.Сикачёва)
IV.Массаж лица
VII.Развитие мимических мышц
(тренажер «Дэльфа-142», изображение «чашка чая»)
- Рая приготовила разный чай.
- Покажи выражением лица:
- мы пьём необычный чай (удивление);
- мы пьём вкусный чай (радость);
- мы забыли положить сахар в чай (огорчение);
- мы пьём обычный чай (спокойное)
VIII.Развитие артикуляционной моторики
- упражнения для губ:
- улыбка,
- трубочка,
- улыбка – трубочка.
- упражнения для языка:
- лопаточка,
- слизать варенье,
- лошадка,
-грибок
IX. Работа над развитием дыхания и голоса
- Рая приглашает помочь задуть свечи.
- Задуй свечи (Тренажер «Дельфа-142»)
- Чай очень горячий. Остудим его.
- Чашка чая (Тренажер «Дельфа-142»)
Колобок приготовил подарок - песенку.
(Тренажер «Дельфа-142»)
А-а-а—шёпотом,
О-о-о - тихим голосом,
У-у-у - голосом средней громкости,
Э-э-э - громко.
- Спой вместе с бегемотом песенку
А - о- у- и- э - на одном выдохе, увеличивая силу голоса.
- Зажги ёлочку (Тренажер «Дельфа-142»)
IX. Анализ звука [Р] и буквы «Р»
1) Изолированное произнесение звука [Р].
- приглашает тебя поиграть на компьютере.
- Представь, что ты в космическом корабле. Произнеси звук [Р]
- р-р-р ребёнок стреляет.
2) Артикуляционная характеристика звука [Р].
- Вспомним, артикуляцию при произнесении звука [Р]
Посмотри на эти карточки – схемы, они тебе помогут.
Губы – свободные;
Зубы – сближены, но не соприкасаются;
Язык - кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует;
Воздушная струя – тёплая, посередине языка;
Горлышко – «работает»
3) Фонетическая характеристика звука [Р].
- Покажи, в каком домике живёт звук [Р].
- Звук [Р] живёт в синем домике с колокольчиком, потому что он – согласный, звонкий, твёрдый.
4)Соотнесение звука с буквой.
- А сейчас, тебе надо собрать букву Р из четырёх частей.
(Тренажер «Дельфа-142»)
Развитие фонематического слуха
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Р]»
Р, б, ж, р, ра, жа, бу, ры, ар, ам, ара, ужу, тра, зро, рак, ёжик, игры.
XI.Автоматизация звука Ч в слогах
- Чётко произнеси слоги!
Тр—а, тр—о, тр—у, тр—ы.
ТРА-ТРА
ТРУ-ТРУ
ТРО-ТРО
ТРЫ-ТРЫ
А-тр, о-тр,у-тр, ы-тр
АТР-АТР
УТР-УТР
ОТР-ОТР
ЫТР-ЫТР
Физкультминутка
XII.Автоматизация звука [Р] в словах
1)-Найди лишнее слово в ряду (по наличию звука [Р] )
Банан, ананас, груша, яблоко.
-Назови одним словом.
-Это фрукты.
- Звукобуквенный анализ слова ГРУША
2)Развитие функции словоизменения.
-Сосчитай с опорой на таблицу.
Один Два Много
Пирог
Одна Две Много
Ватрушка
3)Составление словосочетаний.
- Пирог из картофеля, какой пирог? (картофельный)
- Ватрушка из творога, какая ватрушка? (творожная)
- Торт из груши, какой торт? (грушевый)
- Морс из граната, какой морс? (гранатовый)
III.Работа над предложением
-Ответь на мои вопросы, помогать тебе будут картинки и словосочетания, которые ты составил.
-У кого сегодня день рождения?
-Сегодня у Раи день рождения.
-Какой это праздник? (Радостный, грустный)
- Это для неё радостный праздник.
-Кого она пригласила в гости?
- В гости она пригласила друзей: Иру, Клару, Рому.
-Чем она угощает друзей? Что она поставила на стол?
- Творожные ватрушки, картофельный пирог, грушевый торт, гранатовый морс, фрукты.
-У тебя получился замечательный рассказ о дне рождении.
-А теперь расскажи самостоятельно с помощью этих картинок.
XIV. Итог
-Над каким звуком мы сегодня работали?
-С какими словами познакомились?
- Какие задания понравились?
- С чем легко было справиться?
- Ты сегодня замечательно потрудился, молодец!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ