Конспект урока по обучению грамоте «Звук и буква М» для 2 класса глубоко – умственно отсталых детей


учитель

Шестопалова Ирина Александровна


МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники


Конспект урока по обучению грамоте «Звук и буква М» для 2 класса глубоко – умственно отсталых детей







































Урок обучения грамоте в классе для глубоко – умственно отсталых детей


Тема «Звук и буква М»

Цели:

  • знакомство со звуком и буквой М.

  • закрепить произношение звука [м] в слогах.

  • учить находить звук и выделять его в слогах, слове.

  • развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность

  • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные картинки.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


Сообщение темы, цели урока.


Ребята, сегодня необычный урок. Я расскажу вам интересную историю. Как вы думаете, про кого будет моя история? А про того, о ком говорится в загадке. Учитель читает загадку:

Пи, пи, пи – она сказала,

Сразу в норку убежала.

Что же это за малышка?

Это маленькая …. (мышка)


(Стук в дверь).

Учитель:

- Кто же это может быть?

Ребята, к нам в гости пришел Мышонок Мыша. Сегодня на уроке мы вместе с Мышонком познакомимся с новым звуком и буквой [м].

Артикуляционная гимнастика.

А сейчас я вам расскажу интересную историю. Как обычно начинаются все истории?

Жил – был на свете Мышонок Мыша. Он был очень веселый и каждое утро выглядывал в окошечко своего домика и улыбался прохожим (Последовательное выполнение упр-ий «Забор» и «Окошечко»).


Упражнение «Забор»:

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya6.jpg


Упражнение «Окошко»:

широко открыть рот — "жарко"

закрыть рот — "холодно"


http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya1.jpg


Мышонок был большим сладкоежкой, он очень любил круглые бараночки (упр-е «Колечко») и сладкое печенье (упр-е «Лопата»).

Упражнение «Колечко»:

открыть рот, округлив губы рупором, вытянуть их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.

« Губки круглые сложи

И колечко покажи»

Упражнение «Лопата»:

 улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

   «Вот она, лопатка,

 – Широка да гладка».


И все это он ел с вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»).

Упражнение «Вкусное варенье»:

улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya19.jpg


Варенье Мыша запивал чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»).

Упражнение «Чашечка»:

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya4.jpg


Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажите Мышонку Мыше, как это делать. (Дыхательное упражнение «Фокус»).

Дыхательное упражнение «Фокус»

Чтобы фокус получился, надо:



  1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней

губе, посередине остается желобок).

  1. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

  2. Сделай вдох через нос.

  3. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).


III. Повторение изученного материала.


Ребята, Мышонок Мыша пришел поучиться с нами и принес с собой «золотой» мешочек с орешками. Посмотрите, сколько орешек лежит в мешочке? Но орешки не простые (орешки с буквами), они все перепутались. Давайте поможем Мышонку разложить орешки в сундучки.




А С К О Х У







- Какие орешки мы положим в красный сундучок?

- Почему? (эти буквы обозначают гласные звуки)

- Какие орешки мы положим в синий сундучок?

- Почему? (эти буквы обозначают согласные звуки)

- Молодцы! Вы помогли Мышонку. Вы настоящие друзья.


IV . Формирование новых знаний.

- А сейчас наш Мышонок немного утомился, хочет отдохнуть и послушать сказку

- А вы хотите послушать сказку?

Свечка, свечечка зажгись,

Ярким светом загорись.

Сказка, в гости к нам явись.

Свечка зажигается, сказка начинается.

Сказка. (Учитель зажигает свечку.)

В некотором царстве, в некотором государстве, в высоких теремах жил-был царь. И было у него двое детей Маша и Миша.

Вот однажды Машу и Мишу похитила Баба-Яга. Унесла в своей ступе за семь морей, за семь полей. Погоревал царь, поохал, да делать нечего, смирился он с потерей милых детушек. Но дети узнали, что от Бабы-Яги можно сбежать, только надо разгадать ее загадки.

- Поможем Маше и Мише вернуться к царю-батюшке?

Старая бабка по двору шныряет

Чистоту соблюдает. (Метла.)


Летом гуляет – зимой отдыхает. (Медведь.)


Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон.

Никто не приручает,

А на нас садится. (Муха.)


Отгадали загадки и бегом домой через семь морей, через семь полей к царю-батюшке.

Сказка затихает, свечка потухает.

- Понравилась сказка? Какие чувства возникли, когда слушали сказку? Как звали детей в сказке? Какой звук живет в начале этих слов? В каких словах услышали этот звук?

Чистоговорка

Ма-ма-ма - дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы- мы - прочитали мы.

Ми-ми-ми - поем ноту «ми».

- Ребята, какой звук мы чаще всего произносили и слышали? ([м]).

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [м] ?

Губы сжимают друг друга?

Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [м]?

Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[м].

Правильно, когда мы говорим [м], губы сжаты, широкий язык упирается в нижние зубы.

А что делает голос, когда мы произносим [м]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем ммм… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

В домике не было тихо, голос пел песни и стенки домика дрожали.

Характеристика звука

Ребята, а звук [м] какой он: гласный или согласный?

Правильно,звук [м] согласный, звонкий или глухой звук [м]?

Глухой.

А звук [м] твердый или мягкий?

Да, верно звук [м] – это твердый, согласный звук.


Связь звука с буквой.


Ребята, звук [м] обозначается – буквой М.

А на что похожа еще буква М? (На доску вывешивается рисунок с изображением буквы).


Вот качели –

Буква М!

Здесь качаться

Можно всем!

- Построим эту букву.

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.


- Из каких элементов состоит эта буква? (из 4-х палочек)

Давайте посмотрим, как будем писать эту букву. (Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы М)


Закрепление связи между звуком и буквой /М/

- Покажи букву /М/.

- Ребята, у вас на столах плоды фасоли. Давайте выложим букву М из фасолинок.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.


Коррекция тактильных ощущений.

- Проведите пальчиком по букве, вырезанной из наждачной бумаги.


Закрепление звука [м] в слогах.

Мышонок Мыша очень любит петь и каждый день он садится за пианино и поет свои любимые ритмичные песенки . Давайте пропоем вместе с Мышонком:

(пение по слоговой таблице)

ма – му – мо

му – мо – ма

мо – ма – му


(Ребенок « играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)


А после того как Мыша попоет, он любит грызть орешки:

ам – ом – ум

ом – ум – ам

ум– ам - ом

(Ребенок проговаривает слоги, поочередно соединяя пальчики сначала на одной, затем на другой руке.)


Развитие фонематического восприятия.

С тех пор, как Мышонок Мыша научился петь песенки, он полюбил играть в игру «Ловишки». Знаете эту игру? Давайте поиграем в эту игру.


Игра «Ловишки»

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]. (Взрослый произносит сначала звуки, а затем слоги медленно; увидев, что ребё­нок успевает «ловить» звук, темп можно ускорить.)

  1. Из ряда звуков: а -х-м-с- у -м-о-ш-с-а-о.

  2. Из ряда слогов: ма-ха-ка-мо-ко-со-ху-му-ку.


Физкультминутка

Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Давайте ему покажем, что мы тоже любим играть и пригласим его поиграть с нами вместе.

(дети воспроизводят движения, соответствующие строкам стихотворения).

«Мы топаем ногами, (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)

Мы хлопаем руками, (Хлопки над головой в ладоши.)

Киваем головой,

Мы руки поднимаем. (Руки вверх и приседание с опусканием рук.)

Мы руки опускаем.

Мы кружимся потом

И побежим кругом». (Бег на месте или к своему месту.)


- Молодцы! Садитесь.


- Наш Мышонок затаился, давайте посмотрим, чем же наш Мыша так увлечен?




- Это он нашёл коробку с картинками и разглядывает их. Чтобы никого не обидеть, решил картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмет себе Мышонок Мыша? Давайте поможем ему отобрать картинки, в названии которых звук [м] слышится в начале слова, звук [м] слышится в середине слова.

Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук [м] в начале слова, под второй – [м] в середине слова.

М__________ ______М_______

(в начале слова) (в середине слова)

Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Картинки вывешивают на доску.

Молодцы!

Итог урока.

- Нам пора прощаться с Мышонком Мышей. Я думаю, что наш гость остался доволен вами. Вы сегодня очень хорошо ему помогали! В течение всего урока он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно и выполняли все задания. И он вел себя также.

Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?

А с каким звуком мы сегодня познакомились?

Правильно, звук [м].

А какой это звук?

Это твердый, глухой, согласный звук.

- Какой буквой обозначается этот звук?

Понравилось ли вам урок?

До свидания.


Прозвенел звонок с урока,

Поиграть пришла пора,

Что узнали на уроке –

Не забудем никогда.



Список литературы


  1. Алышева Т.В., Эк В.В. Сравниваем, считаем: рабочая тетрадь по математике: подготовительный класс:в 2 ч. Ч.2 – М.: Издательство «Просвещение», 2007. – 7 с. (рис. орех)

  2. Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.

  3. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно­шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: (рис. фокусник, пианино, разноцветные дорожки)

  4. Математика для малышей 5 – 7 лет. Цифры, числа, геометрические фигуры / А.В.Благонравова; худож. А.А.Селиванова.- Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ. 2009. – 7с. (рис. сундучок)

  5. Поваляева М.А. “Сказки о веселом язычке” - Ростов-на-Дону “Феникс”, 2003 г.

Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.

  1. Считарь. Числа, счет, сложение / А.Усачев; худож. О.Бабкин, С.Бабкина - М.: «РООССА» 2011. – 3-4 с. ( рис. мышки)


























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ