Конспект урока по обучению грамоте «Звук и буква М» для 2 класса глубоко – умственно отсталых детей
учитель
Шестопалова Ирина Александровна
МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники
Конспект урока по обучению грамоте «Звук и буква М» для 2 класса глубоко – умственно отсталых детей
Урок обучения грамоте в классе для глубоко – умственно отсталых детей
Тема «Звук и буква М»
Цели:
знакомство со звуком и буквой М.
закрепить произношение звука [м] в слогах.
учить находить звук и выделять его в слогах, слове.
развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные картинки.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Сообщение темы, цели урока.
– Ребята, сегодня необычный урок. Я расскажу вам интересную историю. Как вы думаете, про кого будет моя история? А про того, о ком говорится в загадке. Учитель читает загадку:
Пи, пи, пи – она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая …. (мышка)
(Стук в дверь).
Учитель:
- Кто же это может быть?
– Ребята, к нам в гости пришел Мышонок Мыша. Сегодня на уроке мы вместе с Мышонком познакомимся с новым звуком и буквой [м].
Артикуляционная гимнастика.
– А сейчас я вам расскажу интересную историю. Как обычно начинаются все истории?
Жил – был на свете Мышонок Мыша. Он был очень веселый и каждое утро выглядывал в окошечко своего домика и улыбался прохожим (Последовательное выполнение упр-ий «Забор» и «Окошечко»).
Упражнение «Забор»:
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya6.jpg
Упражнение «Окошко»:
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya1.jpg
Мышонок был большим сладкоежкой, он очень любил круглые бараночки (упр-е «Колечко») и сладкое печенье (упр-е «Лопата»).
Упражнение «Колечко»:
открыть рот, округлив губы рупором, вытянуть их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.
« Губки круглые сложи
И колечко покажи»
Упражнение «Лопата»:
улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
«Вот она, лопатка,
– Широка да гладка».
И все это он ел с вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»).
Упражнение «Вкусное варенье»:
улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya19.jpg
Варенье Мыша запивал чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»).
Упражнение «Чашечка»:
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
http://www.razumniki.ru/images/articles/razvitie_rechi/artikulaciya4.jpg
Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажите Мышонку Мыше, как это делать. (Дыхательное упражнение «Фокус»).
Дыхательное упражнение «Фокус»
Чтобы фокус получился, надо:
Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней
губе, посередине остается желобок).
Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
Сделай вдох через нос.
Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).
III. Повторение изученного материала.
– Ребята, Мышонок Мыша пришел поучиться с нами и принес с собой «золотой» мешочек с орешками. Посмотрите, сколько орешек лежит в мешочке? Но орешки не простые (орешки с буквами), они все перепутались. Давайте поможем Мышонку разложить орешки в сундучки.
А С К О Х У
- Какие орешки мы положим в красный сундучок?
- Почему? (эти буквы обозначают гласные звуки)
- Какие орешки мы положим в синий сундучок?
- Почему? (эти буквы обозначают согласные звуки)
- Молодцы! Вы помогли Мышонку. Вы настоящие друзья.
IV . Формирование новых знаний.
- А сейчас наш Мышонок немного утомился, хочет отдохнуть и послушать сказку
- А вы хотите послушать сказку?
Свечка, свечечка зажгись,
Ярким светом загорись.
Сказка, в гости к нам явись.
Свечка зажигается, сказка начинается.
Сказка. (Учитель зажигает свечку.)
В некотором царстве, в некотором государстве, в высоких теремах жил-был царь. И было у него двое детей Маша и Миша.
Вот однажды Машу и Мишу похитила Баба-Яга. Унесла в своей ступе за семь морей, за семь полей. Погоревал царь, поохал, да делать нечего, смирился он с потерей милых детушек. Но дети узнали, что от Бабы-Яги можно сбежать, только надо разгадать ее загадки.
- Поможем Маше и Мише вернуться к царю-батюшке?
Старая бабка по двору шныряет
Чистоту соблюдает. (Метла.)
Летом гуляет – зимой отдыхает. (Медведь.)
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон.
Никто не приручает,
А на нас садится. (Муха.)
Отгадали загадки и бегом домой через семь морей, через семь полей к царю-батюшке.
Сказка затихает, свечка потухает.
- Понравилась сказка? Какие чувства возникли, когда слушали сказку? Как звали детей в сказке? Какой звук живет в начале этих слов? В каких словах услышали этот звук?
Чистоговорка
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы- мы - прочитали мы.
Ми-ми-ми - поем ноту «ми».
- Ребята, какой звук мы чаще всего произносили и слышали? ([м]).
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [м] ?
– Губы сжимают друг друга?
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [м]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[м].
– Правильно, когда мы говорим [м], губы сжаты, широкий язык упирается в нижние зубы.
– А что делает голос, когда мы произносим [м]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем ммм… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике не было тихо, голос пел песни и стенки домика дрожали.
Характеристика звука
– Ребята, а звук [м] какой он: гласный или согласный?
– Правильно,звук [м] согласный, звонкий или глухой звук [м]?
– Глухой.
– А звук [м] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [м] – это твердый, согласный звук.
Связь звука с буквой.
– Ребята, звук [м] обозначается – буквой М.
– А на что похожа еще буква М? (На доску вывешивается рисунок с изображением буквы).
Вот качели –
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем!
- Построим эту букву.
Взявшись за руки,
Мы встали
И на М похожи стали.
- Из каких элементов состоит эта буква? (из 4-х палочек)
Давайте посмотрим, как будем писать эту букву. (Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы М)
Закрепление связи между звуком и буквой /М/
- Покажи букву /М/.
- Ребята, у вас на столах плоды фасоли. Давайте выложим букву М из фасолинок.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Коррекция тактильных ощущений.
- Проведите пальчиком по букве, вырезанной из наждачной бумаги.
Закрепление звука [м] в слогах.
Мышонок Мыша очень любит петь и каждый день он садится за пианино и поет свои любимые ритмичные песенки . Давайте пропоем вместе с Мышонком:
(пение по слоговой таблице)
ма – му – мо
му – мо – ма
мо – ма – му
(Ребенок « играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
– А после того как Мыша попоет, он любит грызть орешки:
ам – ом – ум
ом – ум – ам
ум– ам - ом
(Ребенок проговаривает слоги, поочередно соединяя пальчики сначала на одной, затем на другой руке.)
Развитие фонематического восприятия.
С тех пор, как Мышонок Мыша научился петь песенки, он полюбил играть в игру «Ловишки». Знаете эту игру? Давайте поиграем в эту игру.
Игра «Ловишки»
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]. (Взрослый произносит сначала звуки, а затем слоги медленно; увидев, что ребёнок успевает «ловить» звук, темп можно ускорить.)
Из ряда звуков: а -х-м-с- у -м-о-ш-с-а-о.
Из ряда слогов: ма-ха-ка-мо-ко-со-ху-му-ку.
Физкультминутка
– Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Давайте ему покажем, что мы тоже любим играть и пригласим его поиграть с нами вместе.
(дети воспроизводят движения, соответствующие строкам стихотворения).
«Мы топаем ногами, (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Мы хлопаем руками, (Хлопки над головой в ладоши.)
Киваем головой,
Мы руки поднимаем. (Руки вверх и приседание с опусканием рук.)
Мы руки опускаем.
Мы кружимся потом
И побежим кругом». (Бег на месте или к своему месту.)
- Молодцы! Садитесь.
- Наш Мышонок затаился, давайте посмотрим, чем же наш Мыша так увлечен?
- Это он нашёл коробку с картинками и разглядывает их. Чтобы никого не обидеть, решил картинки поделить. Картинки с каким звуком в названии возьмет себе Мышонок Мыша? Давайте поможем ему отобрать картинки, в названии которых звук [м] слышится в начале слова, звук [м] слышится в середине слова.
Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук [м] в начале слова, под второй – [м] в середине слова.
М__________ ______М_______
(в начале слова) (в середине слова)
Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Картинки вывешивают на доску.
– Молодцы!
Итог урока.
- Нам пора прощаться с Мышонком Мышей. Я думаю, что наш гость остался доволен вами. Вы сегодня очень хорошо ему помогали! В течение всего урока он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно и выполняли все задания. И он вел себя также.
– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?
– А с каким звуком мы сегодня познакомились?
– Правильно, звук [м].
– А какой это звук?
– Это твердый, глухой, согласный звук.
- Какой буквой обозначается этот звук?
– Понравилось ли вам урок?
– До свидания.
Прозвенел звонок с урока,
Поиграть пришла пора,
Что узнали на уроке –
Не забудем никогда.
Список литературы
Алышева Т.В., Эк В.В. Сравниваем, считаем: рабочая тетрадь по математике: подготовительный класс:в 2 ч. Ч.2 – М.: Издательство «Просвещение», 2007. – 7 с. (рис. орех)
Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.
Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: (рис. фокусник, пианино, разноцветные дорожки)
Математика для малышей 5 – 7 лет. Цифры, числа, геометрические фигуры / А.В.Благонравова; худож. А.А.Селиванова.- Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ. 2009. – 7с. (рис. сундучок)
Поваляева М.А. “Сказки о веселом язычке” - Ростов-на-Дону “Феникс”, 2003 г.
Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.
Считарь. Числа, счет, сложение / А.Усачев; худож. О.Бабкин, С.Бабкина - М.: «РООССА» 2011. – 3-4 с. ( рис. мышки)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ