Олимпиада по развитию слухового восприятия и формированию произношения

























































С

От места ударения в словах зависит ______________________________________________, которые пишутся _______________________.


ловесное ударение.


К картинкам подбери названия, правильно поставь знак ударения.



















































































Замок - …; атлас – …; гвоздики – …;

ирис – …; козлы – … ; полки – … ;

стрелки – … ;

кружки – … ; хлопок – … .



II. Безударное «О» в словах с предлогами.


Дополни правило.

Предлог со словом говорим вместе как _______________

На месте сочетаний аа, оо, ао, оа говорим _____.

аа аа

Например: по одному, за огородом




1). Поставь знаки орфоэпии в словах с предлогами:


за арбузом по адресу по аллее

до остановки за окном за аптекой

до облаков за оврагом на окраине




2). Закончи предложения, замени картинку словом. Поставь знаки орфоэпии в словах с предлогами.









Охотник идёт на ______________. Пошёл за ___________________ .









За __________ солнце и ветер. Наблюдали за _____________ с берега.





III. Звонкие согласные в конце и в середине слова,

в словах с предлогами.


Дополни правило.

Звонкие согласные перед глухими говорим как ______________

_ __ _ _ _ _ _

ЗК ЖК ВК БК ДК ГТ ДП

пк тк

Например: бабка, дудка



1). Выбери слова на данное правило и подчеркни их.


гнездо вредный правда нежные подкова резкий

стружка гладкий травка повидло редко ножки

седло сладкий узкий фуражка надпись дневник


2). Составь словосочетания с подчёркнутыми словами.


____________проход мягкая ______________


____________лёд маленькие ____________



Дополни правило.

В конце слова вместо звонких согласных говорим _____________

_ __ _ _ _ _

З Ж В Г Д Б

с к

Например: дикобраз, диалог




1). Реши кроссворд. Помни, что каждое слово заканчивается на звонкий согласный.






По горизонтали:

1. Награда для победителя.

2. Рисунок о природе.

3. Геометрическая фигура без углов.

4. Дом для автомобиля.

5. В, НА, ИЗ, С, НАД, ПОД, К - это … .


По вертикали:

1. Охраняет нашу школу по ночам.

2. Перевозит пассажиров по рельсам.

3. В Казахстане живет казах, а в Киргизии - …

4. Именительный, родительный, дательный … .

5. Какое слово пропущено в поговорке «… - всему голова».

6. Бытовой прибор для глажения белья.


В каждом слове поставь знак орфоэпии на конце слова..






4



6



3











5









5










3




4










1


2









2
























1


























Дополни правило.

Предлог со словом говорим __________ как _________________.

п

Например: ударился об пол


1). Заполни таблицу по образцу.



ф

в кино




под горой
























Из трубы, из дупла, из сарая, в пятницу, над рекой,

в бассейн, в дом, в парк, над крышей, под сосной,

под землёй, без шапки, без звука, без головы, без книги,

в воздухе, под кроватью, над столом.









IV.Непроизносимые согласные


Дополни правило.


Согласные в, т,,д, л в сочетаниях с другими согласными ______________, но ______________ .

Например: пишем – «здравствуйте»

говорим – «здраствуйте»




1). Напиши слова с непроизносимыми согласными.


_______________ ________________ _______________


_______________ ________________ _______________



2).Измени слово так, чтобы в нём был непроизносимый согласный звук. Обозначь непроизносимый согласный в каждом слове.


Например: капуста - какой? - капус(т)ный.


Солнечный – что? - _________________________


Сердечный – что? - _________________________


Радость – какой? - _________________________


Грусть – какая? - _________________________


Гигант – какой? - _________________________


Область – какой? - _________________________


Свист – что сделать? - _________________________


Звезда – какое? - _________________________


Место – какой? - _________________________








V. Логическое ударение


Дополни правило.


Логическое ударение – это ________________________________________

________________________________________________________________.


При произнесении логическое ударение в предложении выделяем ________________________________________________________________ .


При написании предложения слова, на которые падает логическое ударение, подчёркиваем _________________________________________

и отмечаем ______________________________________________________.


















Составь предложения что:

- это урок, а не перемена;

- урок ведёт учитель, а не воспитатель;

- сейчас идёт урок не математики, а урок развития речи;

- настроение у детей не грустное, а радостное.


Подчеркни в каждом предложении логическое ударение.


1)_______________________________________________________


2)_______________________________________________________


3)_______________________________________________________


4)_______________________________________________________






  1. Прочитай рассказ.

Расставь ударение в словах и знаки орфоэпии.


Утки.


Большой пруд зимой не замерзает. В пруд вливается тёплая вода из труб.

На пруду живут дикие утки. Они не боятся людей и выходят на берег.

Я прихожу сюда в любой день: и когда светит солнце, и в ненастную погоду.

На середине пруда есть маленький островок. А по островку разбросаны будки-домишки. В будках утки днём прячутся от ветра, а ночью спят.

У пруда я часто встречаю учеников. Они тоже подкармливают уток.



  1. ПРОФИЛИ


Посмотри внимательно. Какие звуки изображены на профилях? Запиши.



1). --------- - «_____» 2). --------- - «_____»

-------- - «_____» -------- - «_____»



3). --------- - «_____» 4). --------- - «_____»


-------- - «_____» -------- - «_____»

























































1. СЛОВА.


1.1.Слушай внимательно учителя. Распредели слова в таблице по темам.



Тема «Времена года»



Тема «Здоровье»































2. ТЕКСТ.


2.1.Послушай текст и определи тему.


«________________________»


2.2.Послушай и запиши предложения .


1._______________________________________________________

_______________________________________________________


2._______________________________________________________

_______________________________________________________


3._______________________________________________________

_______________________________________________________



4._______________________________________________________

_______________________________________________________


5._______________________________________________________

_______________________________________________________


6._______________________________________________________

_______________________________________________________



3. ИНТОНАЦИЯ


3.1.Послушай, с какой интонацией говорит учитель повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

Поставь нужный знак - . ? ! – в конце каждого предложения.

1. Как называется город, в котором ты живёшь___

2. Я часто хожу в кинотеатр___

3. Сегодня солнечный день___

4. Сегодня солнечный день___

5. Какой замечательный вечер___

6. Зима выдалась очень холодная___

7. Какие правила орфоэпии ты знаешь___

8. Ты почему такой грустный___

9. Завтра начинаются каникулы___


4.ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ


4.1.Посмотри на картинки и прочитай вопрос, составь и запиши ответ.

В вопросе и ответе поставь знаки орфоэпии.

Подчеркни в каждом предложении

логическое ударение.




Зачем пришёл Ярослав в лес после дождя?

_____________________________________________________________________________________________________________________








За кем бежит девочка с сачком?


______________________________________________________________________________________________________________________________







Чем занимается Азамат в летний солнечный день?


_________________________________________________________________________________________________________________________________






Откуда видна проселочная дорога через заснеженный парк?

_________________________________________________________________________________________________________________________________






5. РИТМ СЛОВА


5.1.Придумай самостоятельно слова на заданный ритм.



1.

________________________________



2.


________________________________

3.


________________________________


4.


_______________________________

5.


_______________________________


6.


_______________________________


7.


_______________________________


6. РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕЗВУЧАНИЯ


Послушай, что звучит:



6.1. - разговор, музыка, пение


1.___________________

2.___________________

3.___________________



6.2. - марш, вальс, полька

1.___________________

2.___________________

3.___________________


6.3. Послушай, что звучит:


  • звонит телефон, тикают часы,

  • поёт птичка, лает собака,

  • идёт дождь, шумит ручей

1.___________________ 4.____________________

2.___________________ 5.____________________

3.___________________ 6.____________________







7. Профили звуков.


7.1.Прочитай профили.













_________


_________ _________


_________ ________

________





7.2. Прочитай описание звука. Назови, какой это звук.

А)

  • Рот широко открыт. Губы спокойны.

  • Кончик языка находится у нижних зубов. Язык плоский.

  • Голос есть.

________________


Б)

  • Губы выдвинуты вперёд и округлены.

  • Кончик языка поднят к передней части нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка похожа на чашечку.

  • Голоса нет.

_________________



В)

  • Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка похожа на ложечку. Под напором воздуха кончик языка дрожит.

  • Голос есть.

________________




















Приложение.

ТЕМА «Здоровье»

врач, медсестра, градусник, температура, таблетки, лекарство, кашель, насморк, поликлиника, укол, вата, йод, витамины

ТЕМА «Времена года»

зима, весна, осень, лето, листопад, снегопад, ветер, дождь, метель, пасмурно, мороз, сосульки, радуга, погода, солнце,



  • Во время наурыза забываются старые обиды.


  • Наурыз – это начало весны, время пробуждения природы.


  • 22 марта – день весеннего равноденствия.


  • Все люди желают дргу другу здоровья, процветания, благополучия.


  • Этот большой праздник символизирует изобилие и достаток.


  • Праздник сопровождается народными гуляниями, песнями и танцами.


  • 22 марта народы Центральной Азии отмечают Наурыз.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ