Стендовая информация для родителей от учителя-дефектолога классов охраны зрения
ФИО Кирсанова Наталья Станиславовна
Место работы МБОУ СОШ № 12 города Смоленска
Должность учитель-дефектолог
Название Стендовая информация для родителей от учителя-дефектолога классов охраны зрения
ИНФОРМАЦИЯ ОТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА КЛАССОВ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Через глаза человек получает 90% информации из внешней среды. Благодаря зрению организм новорожденного быстро приспосабливается к внешним условиям. Глаз является важнейшим звеном сложной и мощной цепи в организме, называемой оптико-вегетативной. Если у новорождённого нет зрения, то могут нарушаться все процессы роста, развития и жизнедеятельности организма, сильно изменяться приспособляемость к окружающим условиям.
Глаза по своему строению сходны со строением головного мозга, и поэтому справедливо изречение «Глаз – это мозг, вынесенный на периферию». Наука и практика показывают, что по состоянию глаз можно судить о здоровье и болезни, о начале и тяжести заболевания, о самочувствии человека.
Без преувеличения можно сказать, что глаза нужны не только для того, чтобы видеть, но и чтобы жить. Вот почему взрослые должны проявлять исключительную заботу об охране зрения детей. Примерно 20% детей страдают слабовидением. Поэтому снижение заболеваемости у них – забота не только органов учреждений здравоохранения, но и прежде всего родителей. С состоянием зрения тесно связаны возможности обучения детей и вся их последующая трудовая деятельность. При поступлении в школу дети с нарушением зрения не знают ряда простых вещей. Они хуже рисуют и не умеют рассказывать о хорошо знакомых другим детям предметах и явлениях.
Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировки на своём теле, рабочей поверхности, в пространстве, поэтому так важна для детей с нарушениями зрения помощь специалистов, в первую очередь, дефектолога.
ИНФОРМАЦИЯ ОТ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА КЛАССОВ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ
КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ РЕБЁНКА?
Этот вопрос интересует многих родителей.
В жизни человека зрение имеет огромное значение. С его помощью мы получаем большую часть информации о внешнем мире. Так как интенсивное развитие органов зрения происходит в первые годы жизни и в этот период глаза особенно подвержены воздействию неблагоприятных факторов, охрана зрения должна начинаться как можно раньше. В этом важном вопросе большая роль принадлежит родителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Уже с раннего возраста надо следить, чтобы ребёнок чрезмерно не напрягал зрение. Для этого не рекомендуется подносить близко к лицу ребёнка игрушки или другие предметы, низко наклоняться к нему, так как это вызывает резкое сведение глазных яблок к носу, что может способствовать развитию близорукости и косоглазия.
БЛИЗОРУКОСТЬ – один из распространённых дефектов зрения у детей. Раньше этот недостаток зрения выявлялся обычно у детей школьного возраста. В настоящее же время близорукость нередко обнаруживается у дошкольников.
Всё, что утомляет глаза способствует развитию близорукости. Что можно сделать в целях профилактики близорукости?
Прежде всего необходимо обратить самое серьёзное внимание на условия, в которых ребёнок занимается: пишет, читает, рисует, лепит, рассматривает картинки. Так как дневной свет наиболее благоприятен для зрения, стол , за которым занимается ребёнок, должен стоять возле окна.
При этом необходимо следить, чтобы стёкла были чистые, на подоконниках не стояли высокие ветвистые цветы, вазы и другие предметы, которые могут мешать поступлению дневного света. Начиная с дошкольного возраста, очень важно научить ребёнка правильно сидеть за столом. Оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради – 30 см.
Для сохранения хорошего зрения очень важно зрительную работу чередовать с отдыхом.
Большое значение для сохранения зрения имеют и такие на первый взгляд мелочи: хорошая бумага, на которой ребёнок рисует. Старые потрёпанные книги, с пожелтевшими листами, мелким шрифтом ребёнку давать не следует. Вредным для глаз является частый и длительный просмотр телевизионных передач.
Родители должны уделять серьёзное внимание предупреждению детского глазного травматизма. Детей необходимо научить правильно пользоваться острыми предметами, следить за тем чтобы эти предметы использовались ими по назначению, а не превращались в игрушки. Практика показывает, что травмы глаз чаще происходят у детей, оставленных взрослыми без присмотра.
Надо всегда следить за тем, с чем играют дети, что находится у них в руках.
Часто, особенно во время игры на улице, детям попадают в глаза соринки. Если такое случилось и соринка не удалилась со слезой, можно попробовать осторожно вымыть соринку тонкой струйкой кипячённой воды.
Помимо соблюдения отмеченных мер по охране зрения, необходимо в целях раннего и своевременного выявления дефектов зрения периодически показывать ребёнка окулисту.
C уважением, учитель – дефектолог.
ИНФОРМАЦИЯ ОТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА КЛАССОВ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ
КАК НОСИТЬ ОЧКИ
Многим детям, чтобы нормально видеть или для коррекции зрения, нужно носить очки, но не все дети это охотно делают.
Чтобы дети примирились с очками, родители должны побеседовать о том:
- как ясно и отчётливо они видят, когда надевают очки. Что у каждого из нас есть какой-нибудь недостаток. У некоторых детей плоскостопие, и им приходится носить обувь со специальными вкладышами, у других болят зубы, и они вынуждены посещать зубного врача, чтобы ставить пломбы. В конце концов носить очки не так уж плохо. Выйдя на улицу мы видим, что многие носят очки;
- что с очками надо обращаться бережно, ведь хорошие очки стоят дорого, и нужно стараться их не разбить;
- обратить внимание детей, чтобы они не оставляли очки где попало: ведь даже самые прочные могут сломаться от плохого обращения;
- чтобы не носили очки в кармане брюк или платья, ведь оправа может прогнуться или сломаться или можно случайно сесть или упасть на очки и раздавить стёкла;
- когда дети снимают очки, лучше класть их в нагрудный карман рубашки или куртки. Хранить очки лучше и надёжнее в жёстком очёчнике;
- нужно снимать очки, когда дети играют в подвижные игры. Когда они снимают очки, чтобы клали их на стол стёклами вверх, чтобы они не поцарапались;
- обратить внимание детей на то, что очки регулярно надо мыть, грязь на очках мешает хорошо видеть и приходиться постоянно напрягать зрение;
- спрашивайте у детей хорошо ли они видят в очках, если плохо, нужно обратиться к окулисту.
C уважением учитель – дефектолог.
Развитие ручной умелости
Одна из необходимых задач подготовки детей к школе - развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка.
Это предполагает и усвоение определённых знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма.
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму в школе будет облегченно. Ранее усвоенные навыки и умения ребёнок применит к новой для него деятельности.
РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ до поступления в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из таких материалов, как бумага, ткани, проволока, различный природный материал (шишки, желуди и т.д.).
В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом, развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.
По мере того, как ребёнок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, его рука становится более умелой, а движения – более уверенными, свободными, легкими. Ребёнок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что также нужно при письме. Очень важно, чтобы при рисовании ребёнок правильно держал карандаш и кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, спокойно, не сгибая карандаш или кисть в пальцах слишком сильно), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом, тогда и при письме ребёнок быстро привыкает выполнять эти требования.
Очень важно, чтобы ребёнок умел производить равномерные, ритмичные, плавные движения. Для отработки плавных движений руки очень полезно рисовать разные виды завитков: разной величины, разной направленности. Очень полезна работа с трафаретами (контуры рыб, птиц, разных животных) с последующей заштриховкой.
Таким образом, правильные технические навыки и умения нужно формировать систематически и последовательно.
C уважением, учитель – дефектолог!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ