Педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Велигодская Анна Константиновна

Педагог ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 Центрального района Санкт - Петербурга

Педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Под педагогическим сопровождением понимается технология оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим учебные трудности личностного характера, проявляющиеся в устойчивых негативных эмоциональных переживаниях, что вызывает затруднения в развитии личности этих учащихся. Педагогическое сопровождение обусловлено сложностью процессов, обеспечивающих развитие личности ребенка, необходимостью создания соответствующих условий и оказания индивидуальной помощи детям, испытывающим трудности в развитии личности

Принципы педагогического сопровождения: опережающее сопровождение, опора на личностные достижения, которые реально есть у ребенка, признание ценности внутреннего мира ребенка, ориентация на предоставление ребенку возможности самостоятельно делать выбор, «пребывание на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, индивидуальное сопровождение, системное сопровождение.

Педагогическое сопровождение предполагает диагностирование, консультирование, коррекцию, системный анализ проблемных ситуаций, программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и организацию всех субъектов образовательного процесса, координацию всех этих функций.

Одним из средств обеспечения педагогического сопровождения является педагогическое наблюдение как специфическая педагогическая система.

Основное требование к научному наблюдению - однозначность замысла, объективность, то есть, возможность контроля путем либо повторения наблюдения, либо принятие иных более мощных методов исследования (А.С. Белкин). В этом контексте педагогическое наблюдение имеет общие с педагогическим мониторингом характеристики.

Так, мониторинг как процесс предусматривает:

постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выяснения его соответствия желаемому результату или первоначальным предположением;

наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

В процессе педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью педагог учит ребенка чувствовать собственную состоятельность, поддерживать в каждом ребенке чувство социально-личностной компетентности. Для этого ему необходимо наличие представлений о структуре способностей и личности ребенка, возрастных особенностях ребенка, об отношении ребенка к обучению и взаимодействию со взрослым и сверстниками, т.е. о соответствии содержания образовательной программы возможностям ребенка, задачам социально-личностного развития ребенка на данном этапе жизни, представлений о содержании образовательной среды, в которой происходит обучение ребенка.

Таким образом, основными постулатами теории сопровождения являются: необходимость системного сопровождения, его непрерывный характер, опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка с умственной отсталостью, взаимодействие вместо воздействия.

Сопровождение ребенка с проблемами в развитии помогает решать ключевую задачу образования данной категории учащихся –социализацию и интеграцию их в общество. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:

·  воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;

·  участие в данном процессе самого ребенка;

·  совершенствование самого общества, системы социальных отношений, т.к. интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья зависит от отношения общества к этим людям,

от информированности окружающих о жизни, особенностях и проблемах людей с интеллектуальной недостаточностью.

Используемая литература:

  1. Иваненко, М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства : автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Иваненко. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.

  2. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Вестник образования России. - Сентябрь, 17, 2003. - С. 53-65.

  3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. М. Л. Шипицыной. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 528 с.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ