Технология проектной деятельности (метод проектов)
МКОУ "Далматовская начальная общеобразовательная школа" Тема: "Реализация проектной деятельности на уроках по разработанной в образовательной организации перечня проектов " Подготовил: учитель физ. культуры Дозморова О.В. 2014 уч.год
Технология проектной деятельности (метод проектов)
Проектирование (от лат. "projectus"- брошенный вперед ) это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
Проект - это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определенных целей.
Метод проектов в педагогике- способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы учащимися и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
*Метод проектов- это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и интеллектуального продукта.
Соотношение проектирования и исследования:
Проектирование: разработка и создание прообраза объекта или его определенного состояния; решение практической проблемы; подготовка конкретного варианта изменения элементов среды
Исследование: процесс поиска неизвестного; получения нового знания; создание нового интеллектуального продукта; не предлагает создание заранее планируемого объекта
Наиболее популярные формы проектов среди учащихся: учебный проект, социальный проект, экологический проект, информационный проект, обзорный проект, видеофильм, электронный буклет, рекламный ролик, сценарии мероприятия, учебная предметная презентация, сценарий изменения территории или элемента среды и т.д.
Наиболее популярные формы исследований среди учащихся: научно- исследовательская работа, учебное исследование, экспедиция, краеведческие исследования, экологический поход, реферат, социологические исследования, иллюстрированный доклад, учебная предметная презентация, научная статья, научный отчет, рецензия и т.д.
Основное целевое назначение проектной технологии заключается в том, чтобы
познакомить учащихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами и со способами решения этих проблем;
включить учащихся в активную, вполне реальную деятельность в проживание реальных событий и чувств, позволяющих ученику осмыслить социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности;
стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем;
создать условия для развития интеллектуальных способностей:
критически мыслить;
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и интуитивного мышления;
мыслить на уровне широких обобщений;
ориентироваться в окружающей действительности;
5. формировать ключевые умения и компетенции:
проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия:
познавательные: навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач:
исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение:
коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого:
социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за их на себя ответственность, регулировать конфликты;
информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникативных, обработка информации и хранение.
Тип проекта как инструмент обучения
Тип проекта
Характеристика
Возможные продукты
Практико- ориентированный
Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна- от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
WEB- сайт
Анализ данных социологического опроса
атлас, карта
Видеофильм
Выставка
Газета, журнал
действующая фирма
Законопроект
игра
Коллекция
Костюм
Модель
Музыкальное произведение
Мультимедийный продукт
оформление кабинета
Постановка
Праздник
Прогноз
Система школьного самоуправления
Справочник
Сравнительно- сопоставительный анализ
Учебное пособие
Экскурсия
рекламный буклет
Туристический буклет (например: "Духовные "жемчужины" края")
Сценарии телепередачи (например: "Животные из красной криги нашего края")
Дневник путешествий
Словарь (по определенной теме)
Главы из учебника
Сборник научно-фантастических сочинений
Коллекция интересных геометрических фигур
Исследовательский
Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный
Направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщение и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее корекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, и т.ч. в сети Internet.
Творческий
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Игровой или ролевой
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Этапы разработки учебного проекта:
Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).
Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, продумывание всех элементов деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции, самостоятельная работа, групповая работа, семинар, "мозговой штурм", практикум...)
Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретация результатов, графическое представление результатов, оформление документации).
Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
Контрольно- корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состояние дел).
Заключительный (представление содержание работы, обоснование выводов, защита проекта).
Некоторые ученые говорят: "проект- это пять"П"":
проблема,
проектирование(планирование),
поиск информации,
продукт (создание проектного продукта),
презентация проектного продукта.
Можно выделить и шестое "П" проекта- это его портфолио (папка документов), в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
ПРИМЕР оформления проекта
Титульный лист
МКОУ
ТИП проекта
НАЗВАНИЕ проекта или тема проекта
АВТОР проекта (группа авторов с указанием класса)
РУКОВОДИТЕЛЬ проекта
Лист 2 и последующие
Введение- краткий рассказ о месте, времени, людях создававших настоящий проект.
Проблема- краткий рассказ о проблеме которую решает настоящий проект.
Цели- краткий рассказ о цели, которую предполагается достичь в настоящем проекте.
Задачи проекта
Выводы и результаты- краткий рассказ о достигнутых результатах проекта.
Даты начала и завершения проекта.
Список литературы, наглядных материалов, фильмов, слайдов и прочего.
Приложение. Оформляется дополнительным документом, содержит фото, иллюстрации, таблицы, CD, DVD презентации, фильмы, радиопередачи, книги, прочее.
Доклад по проекту, который выносится на защиту, содержит все статьи (введение, проблема, цели, анализ, задача, ресурсы, решение) только в кратком - "сущностном" изложении и подкрепляется презентацией в виде фильма или слайд-шоу.
Социальный проект- предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.
этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность - мостом, связывающим социум и личность.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые , вовлеченные в проектирование.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития- те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой- базой, основой проектирования.
К числу критериев оценки социального проекта относятся:
актуальность темы и ее социальная значимость,
объем проработанного материала и глубина проработки,
оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений,
уровень самостоятельности учащихся при работе над проектом,
качество оформления работы.
К числу критериев оценки презентация проекта относятся:
четкость и доступность выступления,
глубина и широта знаний по проблеме, продемонстрированная в ходе презентации,
качество ответов на вопросы,
артистизм и умение заинтересовать аудиторию,
использование наглядности и технических средств.
Паспорт социального проекта
тема проекта
тип проекта
место выполнения, авторы проекта, руководитель проекта, консультант- специалист
адрес применения проекта
цели: образовательные, воспитательные, развивающие
задачи учебно- педагогические (классы, группы, каждого учащегося)
возраст учащихся (класс), мотивация к работе
содержание проекта и обоснование его реализации
предполагаемые продукты проекта., ожидаемые результаты
расчеты
риски
режим работы., время работы на проектом, этапы, ответственные
обеспечение: материально- техническое и учебно- методическое, информационное
дополнительно привлекаемые участники ( учащиеся, учителя, специалисты)
знания и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы. Основные вопросы исследования для создания варианта решения проблемы.
специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте
аннотация к защите проекта (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содержание).
Реализация проектной деятельности на уроках по разработанной в образовательной организации перечня проектов
Любой урок физкультуры можно сделать ярким и запоминающимся, интересным и увлекательным, но очень часто на теоретическую часть урока остается мало времени, иногда им приходится жертвовать в пользу игры, соревнования или совершенствования упражнений на силу, выносливость и т.д. А хочется показать своим ученикам и другую сторону предмета, что и в области физической культуры можно проводить очень интересные исследования и создавать проекты, да еще и напрямую связанные с развитием нашего организма, а значит познать самого себя и сделать много познавательных открытий.
Другая сторона вопроса – это то, что в силу своих физиологических особенностей далеко не все учащиеся являются отличниками и хорошистами по физкультуре, как удержать интерес у ребенка и помочь ему быть успешным в освоении такого предмета, как физическая культура? Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Очень часто ученики на уроках задают вопросы: Чем полезно то или иное упражнение для организма? Почему необходимо делать разминку? Почему после урока физкультуры болят мышцы и что сделать, чтобы такого не происходило? Найти ответ на вопрос можно вместе с ребенком, объяснив ему строение нашего организма и влияние на него физической нагрузки, а можно организовать его деятельность так, что он сам найдет истину в интересующем его вопросе и полученные в ходе его деятельности знания будут более прочными. Урок физкультуры – это деятельность, но любую физическую деятельность должна сопровождать активная умственная деятельность, которая способствует быстрому прохождению изучаемого материала и успешному освоению двигательными умениями и навыками.
Проекты по физической культуре в рамках изучения программы могут быть как ктраткосрочные (например, в рамках одного урока), а могут быть средне-срочными (в течение четверти).
Хочу поделиться опытом о том, как обычный вопрос ребенка «Зачем нужна утренняя зарядка?» превратить в учебно-исследовательский проект. Работать над ним можно как на уроке, так и во внеурочное время, причем выполнить его по силам детям с разной физической подготовкой, и по количеству участников он может быть как индивидуальный, так и групповой.
Учебно-исследовательский проект «Зачем нужна утренняя зарядка»:
Каждое утро мы делаем зарядку, но многие без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы её не делать. Мы редко задумываемся над тем, для чего делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.
Гипотеза: Мы знаем, что утреннюю зарядку делать полезно, делаем её, но не знаем зачем.
Актуальность: Утренняя зарядка самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье.
Цель работы: Расширение знаний о пользе утренней зарядки.
Объект исследования: утренняя зарядка
Предмет исследования: знания о пользе утренней зарядки
Методы исследования: анкетирование, статистическая обработка данных анкетирования, сбор и изучение информации о пользе утренней зарядки, её формах, сравнение, анализ.
Задачи:
1. Разработать и провести анкету на тему «Зачем нужна утренняя зарядка, ее формы».
2. Сравнить результаты анкеты с научными знаниями.
3. Создать буклет о значении утренней зарядки и распространить его среди учащихся и педагогов школы.
Продуктом данного проекта может быть не только создание буклета, но и разработка комплекса упражнений утренней зарядки, показательное выступление с этим комплексом упражнений перед учащимися школы, а так же выступление на школьной конференции проектов.
Этапы проекта:
1.Определение темы, цели и задач проекта
2.Разработка вопросов анкеты
3.Изучение информации о пользе утренней зарядки для человека
4.Проведене анкетирования и обработка данных анкеты
5.Создание и распространение буклета
6.Создание фоторепортажа для презентации о том, как проходит утренняя зарядка
7.Подведение итогов работы
8.Оформление материалов
9.Создание презентации для защиты проекта
Результаты работы над проектом:
В ходе работы над проектом учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, в результате которой им приходится не только учиться обрабатывать данные анкеты, строить графики и диаграммы, но и сравнивать, анализировать и делать выводы о результатах деятельности. Работа с информационными ресурсами: литературой, интернетом повышает информационную компетентность учащихся. А творческая работа над созданием продукта позволяет развивать потенциал личности. В целом хочется отметить, что проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ