Тема урока: Искусство и власть

Тема урока: Искусство и власть

Цель урока: рассмотреть зависимость искусства и власти на примере 2-х цивилизаций - Древнего Египта и Междуречья.

Ход и содержание урока:

1 Организационная часть урока.

2. Сообщить тему урока. Слайд 1

3. Актуализация знаний

а) Предмет "Искусство", его значение, цели и задачи

- Искусство часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.

К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, — живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.

Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей — все это передается человеком в художественных образах. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена. Искусство — это своеобразный учебник жизни.

б) принадлежности и инструменты, необходимые к уроку: тетрадь, флешка, цветные ручки, альбом, цв. бум, клей, фломастеры, линейка, угольники, ластик и т.д.

а) Сообщение цели урока. Слайд 2

- Рассмотрим зависимость искусства и власти на примере 2-х цивилизаций - Древнего Египта и Междуречья.

Выдвинем гипотезу, что в развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной Слайд 8

б) Словарная работа Слайд3

ВЛАСТЬ - способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

КАНОН - правило, норма

ФАРАОН, термин, обозначающий царя Древнего Египта; происходит от словосочетания «pr-oh», означающего «великий дом».

4. Основной этап урока.

- В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение,

восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.


- Для сравнения рассмотрим 2 цивилизации.

Самые ранние очаги богатой и сложной культуры лежат в пределах Египта и Передней Азии(Двуречье). Время возникновения в обоих случаях почти совпадает(5-4 тысячелетия до н.э.), НО географические и исторические условия были настолько различны, что в результате сформировались совершенно НЕ похожие друг на друга архитектурные стили. Слайд 4

Общие черты- рабовладельческий строй и военно-деспотическая форма власти теснейшим образом связанные с религией.


  • Искусство Древнего Египта было призвано содействовать утверждению существующей идеологии: египетской религии, власти фараона и жрецов.

  • Боги, фараон, жрецы изображались крупнее, чем воины и рабы, подчеркивая ничтожество простого смертного.

" Рамзес II, поражающий сирийского варвара." Слайды 5-8


Идеологическое воздействие на молящихся оказывалось на большом расстоянии от входа в храм. По обе стороны от процессионной дороги стояли на протяжении сотен метров скульптурные изображения сфинксов. "Алея сфинксов между Карнаком и Луксором" Слайды 9, 11

По обе стороны от процессионной дороги стояли на протяжении сотен метров скульптурные изображения сфинксов

-Рассмотрим план древнегреческого храма. Слайды 12,13

- Делалось все, чтобы утвердить представление о незыблемости существующего правления, подчеркивая величие власти фараона и

ничтожество простого смертного по сравнению с колоссальными зданиями и скульптурами, созданными как бы самой природой и богами. Слайды 14,15

Египтяне рассматривали земную жизнь, в отличие от загробной, как временное существование. Поэтому из прочного камня возводились лишь пирамиды (с заупокойными камерами) и храмы, посвященные богам. Слайд 16

Содержание рельефов было связано с прославлением фараона как великого воина-победителя, удачливого охотника, строителя храма и абсолютного монарха Египта. Слайд 17

Древнеегипетский канон(правило, норма) предписывал изображать человека условно: в профиль показывались – голова, бедра, руки;
в фас – грудь, глаза.
Слайд 18
Боги, фараон и жрецы изображались крупных размеров;
воины, рабы – значительно меньших.
Цвета для росписи так же были условными и локальными. Мужские тела покрывались коричневой краской,
женские – более светлой, желтоватой
. Слайд 19

Фрагмент палетки Нармера. Здесь художник изобразил обезглавленных врагов со связанными руками, подчеркивая превосходство фараона-победителя над поверженными. Слайд 20-24

  • Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья=Междуречья=Месопотамии . На ограниченной территории жили многие народы. Отсюда бесконечное соперничество, столкновения и войны. Все строения были рассчитаны на оборону от неприятеля. Слайды 25,26

  • ЗИККУРАТ (аккадск.), в архитектуре Древней Месопотамии
    культовая башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами.
    Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (так называемая Вавилонская башня). Середина 7 в. до н. э. Слайды 27-28


Если пирамиды были гробницами

с заупокойными камерами, то зиккураты имели сплошную кладку без внутренних помещений Слайды 29,30

  • Висячие сады Семирамиды. Архитектура Передней Азии резко отличается от древнеегипетской в функциональном, конструктивном и художественно-композиционном отношениях. Здесь основным строительным материалом являлась глина (камня почти не было) и отчасти дерево. Слайд 31

  • Ворота богини Иштар в Вавилоне6 век до н.э.

  • ИШТАР, в аккадской мифологии богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера.

  • Цвет в искусстве Передней Азии играл очень большую роль.
    В поливной керамике основным фоновым цветом был голубой. На нем выступали рельефные изображения с преобладанием белого цвета

  • Сюжетами рельефов и росписей являлись как мифологические,
    так и ритуальные и военные сцены, прославляющие
    и восхваляющие правителя, его военные походы и победы. Слайды 33-36

  • Крылатый лев с человеческой головой. Рельеф. 883-859 гг. до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. По сторонам трех порталов, расположенных посередине фасада ассирийских дворцов, высились по две или четыре каменные фигуры (высотой до 5, 5 м) крылатых львов или быков с человеческими головами, увенчанных царскими тиарами. Когда зритель проходил ворота, дополнительная пятая нога создавала иллюзию

шага животного по направлению к входящему. Слайды 37,38

Сюжеты ассирийских рельефов с мотивами военных походов и побед

  • Символ власти- печать. Цилиндрические печати, использовавшиеся в древней Месопотамии в официальных целях. Углубления на печатях-цилиндрах при прокатывании по сырой глине превращались в рельефное изображение. Слайд 39

5. Закрепление изученного.

1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской)


2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)


3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)


4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (грандиозные архитектурные сооружения, огромные скульптурные изображения, различия в размерах изображаемых в зависимости от статуса )

6. Подведение итога урока

- Подтвердилась ли гипотеза урока? Обоснуйте.

  • Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали свой престиж.

  • Делалось все, чтобы утвердить представление о незыблемости существующего правления, подчеркивая величие власти и религиозных представлений народа. Слайд 40


7. Домашнее задание

а). Пересказ по учебнику (стр. 100-103) (обязательно)

б) слайды с названием пирамид

в) презентация "Искусство Междуречья"








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ