Тема урока: Искусство и власть
Тема урока: Искусство и власть
Цель урока: рассмотреть зависимость искусства и власти на примере 2-х цивилизаций - Древнего Египта и Междуречья.
Ход и содержание урока:
1 Организационная часть урока.
2. Сообщить тему урока. Слайд 1
3. Актуализация знаний
а) Предмет "Искусство", его значение, цели и задачи
- Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, — живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.
Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей — все это передается человеком в художественных образах. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена. Искусство — это своеобразный учебник жизни.
б) принадлежности и инструменты, необходимые к уроку: тетрадь, флешка, цветные ручки, альбом, цв. бум, клей, фломастеры, линейка, угольники, ластик и т.д.
а) Сообщение цели урока. Слайд 2
- Рассмотрим зависимость искусства и власти на примере 2-х цивилизаций - Древнего Египта и Междуречья.
Выдвинем гипотезу, что в развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной Слайд 8
б) Словарная работа Слайд3
ВЛАСТЬ - способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)
АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.
КАНОН - правило, норма
ФАРАОН, термин, обозначающий царя Древнего Египта; происходит от словосочетания «pr-oh», означающего «великий дом».
4. Основной этап урока.
- В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение,
восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
- Для сравнения рассмотрим 2 цивилизации.
Самые ранние очаги богатой и сложной культуры лежат в пределах Египта и Передней Азии(Двуречье). Время возникновения в обоих случаях почти совпадает(5-4 тысячелетия до н.э.), НО географические и исторические условия были настолько различны, что в результате сформировались совершенно НЕ похожие друг на друга архитектурные стили. Слайд 4
Общие черты- рабовладельческий строй и военно-деспотическая форма власти теснейшим образом связанные с религией.
Искусство Древнего Египта было призвано содействовать утверждению существующей идеологии: египетской религии, власти фараона и жрецов.
Боги, фараон, жрецы изображались крупнее, чем воины и рабы, подчеркивая ничтожество простого смертного.
" Рамзес II, поражающий сирийского варвара." Слайды 5-8
Идеологическое воздействие на молящихся оказывалось на большом расстоянии от входа в храм. По обе стороны от процессионной дороги стояли на протяжении сотен метров скульптурные изображения сфинксов. "Алея сфинксов между Карнаком и Луксором" Слайды 9, 11
По обе стороны от процессионной дороги стояли на протяжении сотен метров скульптурные изображения сфинксов
-Рассмотрим план древнегреческого храма. Слайды 12,13
- Делалось все, чтобы утвердить представление о незыблемости существующего правления, подчеркивая величие власти фараона и
ничтожество простого смертного по сравнению с колоссальными зданиями и скульптурами, созданными как бы самой природой и богами. Слайды 14,15
Египтяне рассматривали земную жизнь, в отличие от загробной, как временное существование. Поэтому из прочного камня возводились лишь пирамиды (с заупокойными камерами) и храмы, посвященные богам. Слайд 16
Содержание рельефов было связано с прославлением фараона как великого воина-победителя, удачливого охотника, строителя храма и абсолютного монарха Египта. Слайд 17
Древнеегипетский канон(правило, норма) предписывал изображать человека условно: в профиль показывались – голова, бедра, руки;
в фас – грудь, глаза. Слайд 18
Боги, фараон и жрецы изображались крупных размеров;
воины, рабы – значительно меньших. Цвета для росписи так же были условными и локальными. Мужские тела покрывались коричневой краской,
женские – более светлой, желтоватой. Слайд 19
Фрагмент палетки Нармера. Здесь художник изобразил обезглавленных врагов со связанными руками, подчеркивая превосходство фараона-победителя над поверженными. Слайд 20-24
Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья=Междуречья=Месопотамии . На ограниченной территории жили многие народы. Отсюда бесконечное соперничество, столкновения и войны. Все строения были рассчитаны на оборону от неприятеля. Слайды 25,26
ЗИККУРАТ (аккадск.), в архитектуре Древней Месопотамии
культовая башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (так называемая Вавилонская башня). Середина 7 в. до н. э. Слайды 27-28
Если пирамиды были гробницами
с заупокойными камерами, то зиккураты имели сплошную кладку без внутренних помещений Слайды 29,30
Висячие сады Семирамиды. Архитектура Передней Азии резко отличается от древнеегипетской в функциональном, конструктивном и художественно-композиционном отношениях. Здесь основным строительным материалом являлась глина (камня почти не было) и отчасти дерево. Слайд 31
Ворота богини Иштар в Вавилоне6 век до н.э.
ИШТАР, в аккадской мифологии богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера.
Цвет в искусстве Передней Азии играл очень большую роль.
В поливной керамике основным фоновым цветом был голубой. На нем выступали рельефные изображения с преобладанием белого цветаСюжетами рельефов и росписей являлись как мифологические,
так и ритуальные и военные сцены, прославляющие
и восхваляющие правителя, его военные походы и победы. Слайды 33-36Крылатый лев с человеческой головой. Рельеф. 883-859 гг. до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. По сторонам трех порталов, расположенных посередине фасада ассирийских дворцов, высились по две или четыре каменные фигуры (высотой до 5, 5 м) крылатых львов или быков с человеческими головами, увенчанных царскими тиарами. Когда зритель проходил ворота, дополнительная пятая нога создавала иллюзию
шага животного по направлению к входящему. Слайды 37,38
Сюжеты ассирийских рельефов с мотивами военных походов и побед
Символ власти- печать. Цилиндрические печати, использовавшиеся в древней Месопотамии в официальных целях. Углубления на печатях-цилиндрах при прокатывании по сырой глине превращались в рельефное изображение. Слайд 39
5. Закрепление изученного.
1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской)
2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (грандиозные архитектурные сооружения, огромные скульптурные изображения, различия в размерах изображаемых в зависимости от статуса )
6. Подведение итога урока
- Подтвердилась ли гипотеза урока? Обоснуйте.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали свой престиж.
Делалось все, чтобы утвердить представление о незыблемости существующего правления, подчеркивая величие власти и религиозных представлений народа. Слайд 40
7. Домашнее задание
а). Пересказ по учебнику (стр. 100-103) (обязательно)
б) слайды с названием пирамид
в) презентация "Искусство Междуречья"
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ