Диагностика склонности подростков и юношей к суицидальному поведению

Диагностика склонности подростков и юношей

к суицидальному поведению



Попова Татьяна Георгиевна,

педагог – психолог

МБОУ СОШ №1 г. Ярцева



Вся моя работа, как педагога – психолога школы, направлена на преодоление дезадаптации учащихся на протяжении всего периода обучения. И мне, как педагогу – психологу, в своей повседневной практике приходится сталкиваться с разнообразными проявлениями и адаптивного, и социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противоправными действиями.

Каковы причины такого поведения?

Что заставляет подростка, юношу вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? И, наконец, что заставляет молодого человека, полного сил, расставаться с собственной жизнью?

20 лет я копила теоретический материал, отмечала соответствующие темы в книгах, хранила вырезки из научных журналов о суицидальном поведении, а в своей работе педагога – психолога в школе №4 города Ярцева искала пути диагностики и коррекции этого негативного явления; и уже 2004 году на основании 10-летнего опыта педагога - психолога мною был составлен и защищен реферат, который содержал описание теоретических сведений о реакции человеческого организма на стрессогенные воздействия, состояния, эмоции и чувства суицидентов, характер самосознания их личности. Там же были описаны: практика моей работы по выявлению дезадаптации учащихся разных возрастных групп, обоснование применения различных диагностических методик в ходе данной работы, стратегия и тактика помощи школьникам с определенными типами реагирования на жизненные неприятности.

Когда-то, в далеком 1992 году, читая «Психологический журнал», я нашла утверждение, что психиатра – суицидолога (не психолога!) должно насторожить одно только предположение, что у пациента «равнодушно – спокойное отношение к смерти человека, тем более к трагической смерти». [1, с. 77]. В то время психиатры подозревали, усматривали уже только в этом патологию личности! С тех пор многое изменилось в нашей жизни. Данная тема беззастенчиво часто звучит с экранов наших телевизоров, и я могу уже не голословно, а на основании многочисленных диагностических опросов учащихся - респондентов утверждать, что равнодушно – спокойное отношение к смерти человека уже не является чем-то исключительным.

Позволю себе остановиться на некоторых теоретических сведениях. С точки зрения суицидологов суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду форм саморазрушительного поведения, данный тип отклоняющегося поведения выражает, как указывает Е.В. Змановская [2, с.11], социально – психологический статус личности на оси «социализация – дезадаптация – изоляция».

По мнению доктора психологических наук, ведущего научного сотрудника ГНСПСС им. Сербского, главного научного руководителя Института Прикладной Психологии, члена-корреспондента Международной Академии информатизации при ООН, научного редактора «Московского психологического журнала» Собчик Людмилы Николаевны [3, с.24-59], существуют следующие типы реагирования людей на жизненные неприятности:

  • пассивно-оборонительная позиция;

  • смешанный тип реагирования;

  • пассивно – созерцательная позиция;

  • пассивная, сочетающаяся с беспокойством;

  • эмоционально – устойчивый паттерн;

  • пассивная позиция в сочетании с зависимостью, мнительностью;

  • пассивно – протестная;

  • активно – оборонительная;

  • активно – зависимая;

  • агрессивно – зависимая;

  • агрессивно – оборонительная;

  • активно – пассивная;

  • созерцательная.

Школьного психолога, педагогов в контексте работы по предупреждению суицидальных намерений учащихся должен волновать именно пассивный тип реагирования на неприятности как паттерн, не содержащий конструктивных протестных реакций. Однако нужно заметить, что именно такие подростки и юноши «зачисляются» педагогами как более «удобные» в учебном процессе, на первый взгляд именно они всегда попадают в разряд терпеливых, воспитанных, морально - устойчивых. Именно такие подростки, юноши и девушки должны быть занесены психологом в группу суицидального риска.

За свою долголетнюю карьеру мне пришлось поработать и школьным педагогом – психологом в школе №4, и психологом в социально – педагогическом центре «Благодар», и в профессионально – техническом училище (в настоящее время – СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»). Необходимо отметить, что в последнем – особенно много подростков и юношей, имеющих проблемы личностного развития; к тому же - в настоящем учебном году в нем обучается 42 студента со статусом сироты. Выявление дезадаптированных студентов стало для меня делом первостепенной важности.

Годовым планом работы в техникуме, а также в школе, мною предусмотрены пункты обязательного диагностического отслеживания адаптации учащихся согласно возрастам и ступеням обучения, вплоть до формирования характериологических особенностей в подростковом возрасте, изучения уровня самооценки и акцентуации характера как учащихся 10-11 классов, так и студентов техникума. Остановлюсь на обследованиях, проводимых начиная с возраста учащихся 7-х классов.

Для обследования подростков и юношей я применяю комплекс методик. Первая из них - методика диагностики межличностных отношений, которая представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Тимоти Лири в адаптации Л.Н.Собчик. Я считаю ее наиболее приемлемой, потому, что она очень проста в групповом обследовании и выявлении учащихся, обладающих тревожностью, мнительностью, малой самоценностью, комплексом вины, находящимся в состоянии отчаяния. Работа по заполнению таблицы учащимися занимает около 20-25 минут, количественная обработка может быть выполнена самими учащимися тут же, непосредственно в классе, качественная обработка бланков класса численностью 25-30 учащихся может быть выполнена психологом в течение 7-8 часов. Но главное удобство работы с данной методикой – сразу же бросаются в глаза показатели октант, разница между реактивными и активными качествами оптанта, и, практически, уже в момент получения заполненного бланка возможно предположить у отдельных учащихся высокую психоэмоциональную напряженность.

Итак, нас будут, в первую очередь, интересовать те учащиеся, у которых будет преобладать комплекс повышенных показателей следующих шкал: №4 (наличие эмоциональной дистанции с людьми, обидчивость, недоверчивость, опыт разочарований в людях); а также - показатели реактивных качеств, и, особенно - преобладание показателей по шкале №5 (мнительность, тревожность, самообвинение, самоуничижение), №6 (неуверенность в себе, зависимость от окружающих), №7 (компромиссное поведение, тонкая душевная организация).

Следующая методика комплекса для уточнения склонности к потенциальной суицидности – изучение самооценки по методу Дембо – Рубинштейна, где оцениваемые критерии по методике Т.Лири согласуются с возможно занижаемыми показателями таких личностных качеств, как авторитет у сверстников, уверенность в себе, оценка внешности, способности к обучению.

Мы хорошо помним, что причины дезадаптации – в проблемных отношениях подростков и юношей как со сверстниками, так со взрослыми, чувства одиночества, изоляции, отвергнутости. Достоверные результаты нарушения адаптационных возможностей, отсутствия благоприятного психологического климата для каждого респондента выявляет методика социо – и референтометрии. Я применяю ее в следующем варианте. (Приложение). Для каждого учащегося производится подсчет предпочтений, выраженных одноклассниками оптанта по всем 7 пунктам, выявляются «лидеры», «принятые» и «отверженные». Необходимо также обратить внимание на «присутствие» (и «отсутствие») родителей в ответах на вопросы №№6 и 7.

Кстати, с помощью этой методики также возможно выявить эмоциональное предпочтение, деловое предпочтение, а если фамилии в первом и втором пункте будут указаны разные – в какой-то степени - манипулирование одноклассниками; эмоциональное отвержение каждого учащегося; а также деловые лидерские качества учащихся. Манипулирование будет более явно прослеживаться в том случае, если в 5 пункте будет уже третий вариант ответа, т.е. предпочтение отдается не по эмоциональным и дружеским мотивам, а наиболее опытным в жизненном плане одноклассникам.

Далее на основании результатов следует групповая и индивидуальная коррекционная работа с обучающимися, причем, в случае подозрения на отсутствие личностных резервов оптанта, работа ведется в форме интервенции и заключается в индивидуальных уточняющих обследованиях, беседах, срочной консультации родителям и преподавателям. В годовом плане работы с целью профилактики этого негативного явления предусматриваются выступления на специальных обучающих семинарах, с родителями на классных и групповых собраниях проводятся беседы, направленные на необходимость уделять внимание дезадаптированным обучающимся.

Для студентов техникума имеет смысл после групповой и индивидуальной работы по данной теме уточнить данные с помощью применения методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, составленную Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году. Данная методика содержит 7 шкал:

  1. Шкала социальной желательности.

  2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.

  3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.

  4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушительному поведению.

  5. Шкала склонности к агрессии и насилию.

  6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.

7. Шкала склонности к деликвентному поведению.

Данная методика позволяет выявить не только склонность к истинному суициду, но и суицидально обусловленному поведению, а качественный анализ - склонность к риску, наличие импульсивного поведения.

Возможно, конечно, применить и методику ДАП [4], но работать с группами и классами подросткового возраста интереснее именно с Вологодской методикой, так как она содержит интересные жизненные ситуации, девиация в вопросах представлена шире, есть возможность выявить сочетание, также взаимовлияние девиации и волевого контроля эмоциональных реакций, что немаловажно при обследовании профпригодности к некоторым специальностям техникума.



Литература

  1. Слуцкий А.С., Западворов М.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов. Психологический журнал. - 1992. - №21. – С.77-83

  2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида. Вопросы психологии. 1981. - N24. - С. 91-102. 3.

  3. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики М.: - 1990г.

  4. Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.:Речь,2008.-192с.

  5. http://liceum24.3dn.ru/





Приложение.

Социо – и референтометрия

(автор - Попова Татьяна Георгиевна)



Инструкция: Я сейчас буду предлагать Вам ситуации, а Вас попрошу отвечать фамилиями Ваших одноклассников. Так мы будем заполнять строчки, относящиеся к первым 5 ситуациям. На последующие две строки (№№6 и 7) я попрошу Вас отвечать не только фамилиями Ваших одноклассников, здесь Вы можете указать также и тех, кому вы очень доверяете, например, ближайших родственников, друзей во дворе. Фамилии этих людей здесь не важны, обозначьте только их роли по отношению к Вам, например, брат, мама и т.д. Если всем всё понятно, приступаем.


И так: ситуации:

1. У тебя скоро день рождения. Мама просила пригласить только 2-3 друзей из Вашего класса. (На большее количество людей просто не приготовили угощения). Кого пригласишь? 6

2. Вашему классу предстоит выполнить достаточно трудную лабораторную работу. Преподаватель разрешила по желанию объединиться в группы по 3-4 человека. Кого возьмешь в свою группу?

3. С кем ты ни за что не сядешь за одну парту?

4. Представь, что у одного из твоих родителей скоро юбилей. Тебе необходима помощь в выборе подарка. Кто сможет помочь тебе?

5. Вы все – и учащиеся Вашего класса, и все учителя, работающие с Вами, плывете на корабле. Вдруг – шторм, кораблекрушение, но все спасаются и приплывают на маленькие острова. Корабль за Вами приплывет только через месяц. С кем будешь жить как Робинзон в течение целого месяца?

* * * * * * * *

6. Представь себе, что с тобой случилась большая неприятность. Тебе было стыдно, неловко за свой поступок. Кому об этом расскажешь?

7. Кто укажет тебе на твои недостатки, ты его выслушаешь и не обидишься?











За основу взят «Референтометрия» по А.А. Реану

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ