Создание условий для саморазвития и самореализации личности ребенка посредством внеурочной деятельности. Кукольный театр

Создание условий для саморазвития и самореализации личности ребенка посредством внеурочной деятельности. Кукольный театр.

Ученик – это не сосуд,

который надо заполнить ,

а факел, который надо зажечь.

Восточная мудрость.


Филат, Эмма, Саид, Амит, Нелли, … герои моего любимого фильма? Нет. Это список учащихся моего любимого 3 коррекционно-развивающего класса, в котором я работаю.

Я учу детей с ЗПР, с нарушениями фонематического слуха, письменной и устной речи и т.д. у таких детей наблюдается отставание в развитии речи и сенсомоторики. Они нуждаются в особом внимании, иначе не смогут овладеть основными навыками чтения и письма.

В процессе реализации программы ФГОС я веду обучение по Образовательной программе «Школа «2100». Казалось, что чтению и письму научить этих детей по этой программе не удастся. Но я использую проблемно-поисковые методы настойчиво день ото дня включаю, учу каждого ученика сотрудничать со мной, со сверстниками, учу выводить истину и только прожив ситуацию открытия знания, успеха , способы действия поняты и принимаемы учениками.


Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом  саморазвитии, их потребности в самореализации. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, как проектировать познавательную деятельность учащихся, чтобы она создавала реальные предпосылки для их творческой самореализации.

Что же такое самореализация?

Самореализация – это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, это длительный процесс, связанный с внутренним развитием личности, с ее целеполаганием и переживанием своей собственной активности.

Т.к. приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности, меняется организация учебной и внеклассной деятельности. Введение федеральных государственных образовательных  стандартов позволяет нам раскрыть многогранность личности ребенка.

Большое внимание в стандартах второго поколения отводится внеурочной деятельности.

     Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Я стараюсь заинтересовать каждого ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что это даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Именно внеурочная деятельность в начальной школе позволила мне :

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- создать условия для саморазвития развития личности каждого ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по 5-ти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

1 - 2 класс работала во всех направлениях.

И считаю, что в классах КРО именно, во внеурочной деятельности можно лучше всего применить принцип индивидуализации и способствовать самореализации каждого ребенка в том направлении, в котором выявляются способности.

Но есть особенности для каждого класса, в том числе для класса КРО.

Так, например, из общеинтеллектуального направления я выбрала только курс «Информатика в играх и задачах» Горячева. Несмотря на интересные занятия, красочную рабочую тетрадь, в которой не надо много читать, этот курс не так любим учащимися классов КРО, как для ребят общеобразовательных классов. В этом направлении учащиеся КРО не чувствуют себя так уверенно из-за специфики восприятия информации.

       Каждый учитель может построить работу в любом из этих направлений.

Лучше всего, на мой взгляд, индивидуальное развитие происходит при проведении кукольного театра. У учащихся КРО словарный запас бедный, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывали трудности в общении, не умели излагать свои мысли. Мне ближе кукольный театр. За 3 года я добилась определенных результатов и хочу поделится опытом.


Третий год реализовываю программу общекультурного курса «Кукольный театр». На основании «Сборника программ по основным направлениям внеучебной деятельности учащихся начальной школы», разработанные учителями-практиками в рамках апробации проекта Базисного учебного (образовательного) плана, предложенного разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта (начальная школа) нового поколения, 2012г., под редакцией Хижняковой, рекомендованного СКИПКРО составитель Мудракова Е.И.(1 кл), Л.Н. Коваль (2-4 кл).


Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и самореализации средствами театрального искусства; эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества и сотрудничества, сплочения коллектива класса.

Задачи:

- Прививать любовь к сценическому искусству.

- Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

- Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. ------ Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

- Учить действовать на сценической площадке естественно.

-  Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать                  интонационной выразительностью речи.

Программа рассчитана на 4 года (2 раза в неделю)

Занятия в кружке дают возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся с учетом их особенностей.

Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Мои учащиеся с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. . Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками.

Кукольный театр оказывает существенную роль в воспитании и развитии ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В нем есть большие возможности для всестороннего развития ребенка. В этом я убедилась , т.к. это совершенно особый вид искусства. Он связан с оживлением неживого. Дети, участвуют в этом процессе, выбирая то одну ,то другую роль дети проживают жизнь героя, получают опыт совместной творческой деятельности.

В младшем школьном возрасте активно формируются характер ребенка, интересы, отношение к окружающему миру. Именно в этот период полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Ведь преимущество кукольных постановок в том, что все они основаны на известных и любимых детских сказках и баснях

До выступления перед зрителями происходит длительный процесс: выбор произведения, роли, вживание в роль. Ребенок как бы сливается с персонажем, отождествляется с ним. С помощью кукол дети не просто отрабатывают модели поведения, но и эмоционально выражают то, что тревожит и волнует, не от своего лица, от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Участвуя в сказочных постановках, дети примеряют на себя как положительные, так и отрицательные роли, а значит, они приобретают необходимый эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Психологически проживая роль, дети как бы отвечают внутри себя на вопросы: каково это быть злым или добрым, правдивым или лживым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, агрессивным или спокойным, и, наконец, - к каким результатам то или иное поведение приводит в реальной жизни.

Одной из идей обучающей программы «Кукольный театр» является постепенное усложнение материала: от игр через импровизации к спектаклям, основанным на литературном материале. Большая роль формирования художественных способностей ребят отводится регулярному тренингу, что помогает постепенно раскрывать возможности для самореализации.

Театральное занятие:

1. Пальчиковая гимнастика - упражнение для кисти руки. Я считаю его настолько важным, что включаю как обязательный элемент в свои занятия. Родите­лям рекомендую повторять его с детьми как можно чаще, как надежное средство профилактики школьных трудностей. Итак


Идут четыре братца, У Шевелим пальцами руки.

Навстречу им большой. Двигаем большим пальцем.

  • Здравствуй, большой! Складываем ладонь.

  • Здравствуйте, братья: Сгибаем к ладони большой палец.

  • Васька-указка Сгибаем пальцы по одному,

  • Мишка-,середка, остальные стоят прямо.

  • Гришка-сиротка ч

  • И крошка Тимошка. «Крошка Тимошка» сгибается

не у всех, он просто двигается.

Попробовав проделать его, вы наверняка почувствуете, какой напря­женной работы и самоконтроля требует это простое упражнение. На занятиях учащиеся развивают навыки самоконтроля: это моя рука, я владею собой.

2. Театральный словарь , используя мультимедийное оборудование легко объяснить любой термин

Терпсихора – муза, покровительница танцев.

Амплуа – термин определяющий различные виды ролей в русском театре прошлого столетия: герой, трагик, комик, простак, резонер, инженю, травести и др.

3. Речевая гимнастика. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль ???? работы над художественным чтением

- дыхательная, позволяет научиться распределить дыхание.

- интонационная (скороговорка),учит менять интонацию взависимости от ситуации.


- артикуляционная (одна из основных дикционных тренингов, которая помогает освободить мышцы губ, языка, челюсти, шеи от зажимов, укрепляет и развивает их) проводится сидя, медленно и плавно.

Гимнастика для губ «Пятачек», «Свечи», «Лошадка», «Колокольчик», «Длинный язык».

4. Поэтическая минутка (философы утверждают, что все во вселенной построено на ритме). На фоне музыки ребята читают строчки стихотворений.

5. Диалогическая разминка. (Басня Кукушка и Петух, Аист и Лягушка и д.р.)

5. Практическая работа над куклой.

6. Демонстрация басни Кукушка и Петух.

Для того чтобы сделать перчаточную куклу, до статочно одной маленькой картофелины .

В картофелине проделываем отверстие для пальца (круглым ножом для овощей, небольшой круглой стамеской, тонким перочинным ножиком...). Надеваем картофелину на указательный палец - получилась голова. Глазки – семечки.

Я надеваю ему из кленового листа шикарное платье, продевая пальцы (указательный, большой и средний) сквозь листочек.

Человечек кивает головкой, хлопает в ладошки, здоровается со всеми за руку, гладит по щечке детишек, помогает мне в работе – неисчерпаемое разнообразие возможностей для игры - игры с живым существом. Потом, когда у каждого первоклассника появилась такая кукла, стали играть
для начала самим с собой. Можно пожалеть себя - маленького, обиженного, покинутого. Можно устроить захватывающие приключения себе - отважному, предприимчивому, умному, победителю всех врагов. Можно наказать злого и непослушного - себя. Ребенок просто играет.

Я наблюдаю. Ведь все бессознательное, все, что тревожит, пугает, мучит его, всплывает в игре и видно, как на ладони.


В этом мире можно все: победить врага, победить свой страх, найти друга, стать защитником и утешителем слабому. Маленькая куколка на руке ребенка делает его большим и сильным.

Адаптационные свойства куклы в период, когда ребенок привыкает к школе, трудно переоценить.

А еще тренинг кисти руки - ненавязчивый, не утомляющий, продолжительный и самостоятельный. И, конечно, возможность посмотреть на себя со стороны, оказаться в роли взрослого, в роли родителя.


На первых занятиях, пока дети сосредоточенно делают каждый, свою куколку, я заводила разговор: про что у нас будет сказка? И мы начинаем сочинять. Каждый сам придумывает роль для своего персонажа. Кто-то предлагает завязку пьесы, кто-то - вариант продолжения. И нас уже несет поток импровизации, и этого уже достаточно - зрители ожидают у дверей.

Приглашаем родителей, торжественно начинаем. Каждый старается, как может, и каждый помогает товарищу: ведь успех спектакля – успех каждого.

Для школьников 1-2-го классов них самое ин­тересное - это сделать куклу и унести домой, играть самому, с подружкой, сестрами, братьями.

В 3-4-м классах личность ребенка раскрывается в мир. Для него стано­вится важным делать нечто для других и получать признание и одобрение окружающих.

Теперь умение делать кукол и Давать представления приобрело сов­сем иную окраску – мои ученики умеют и хотят участвовать в спектакле. Преимущество кукольного театра: ширма закрывает ребенка от зри­теля, и позволяет, не смущаясь, играть; любой персонаж - фантастический, героический, разномасштабный - доступен; любые декорации возможны.

Нужным, полезным оказывается любой человек: придумывать пьесу, изобретать конструкцию ширмы, делать куклы и декорации, играть раз­ные роли, подбирать музыку и свет, рисовать афиши, рассаживать зрите­лей - всем нашлось дело.

Даже самый слабый ученик чувствует себя успешным и нуж­ным. Общее дело объединяет, помогает выстроить здоровые отношения.

Затраты на организацию кукольного спектакля минимальны. Старые за­навески годятся для ширмы, из лоскутов и ненужных трикотажных вещей делаются куклы. Но зато, какой праздник!

Хочу поделиться с вами опытом создания кукол за 5 – 10 мин.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости.

За 2,5 года были подготовлены и показаны учащимся других классов 7 спектаклей поучительного содержания: «Колобок наоборот», «Теремок на экологических ладок», «Правила дорожного движения для Колобка», «Волк в красной шапочке», « Как Петя в лес за елкой ходил ». Планирую показ кукольного спектакля в детском саду.

Считаю, что именно театральная деятельность стала средством развития словарного запаса, становлением дикции у каждого учащегося, развитие памяти при заучивании слов героев, т.к. участвовать хотели… и участвовали все.

Каждый новый спектакль, разучивать слова и ставить сценарий, было уже легче, быстрее. Ребята эмоциональнее, интереснее играли новые роли, каждый стал добавлять свое из прошлого опыта. Мои актеры дают советы и прислушиваются друг другу, импровизируют и предлагают свои варианты создания кукол, костюмов, декораций. Минута славы бывает для каждого, когда после показа спектакля актеры выходят из-за ширмы. Они скромно и с гордостью представляют своих героев. Видео

Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. При этом успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. (даигностика.) . На каждом занятии итоги работы провожу в виде незаконченного предложения (Я смог, я научился, я узнал).

Диагностика уровня развития детей в театральной деятельности.

Ф.И

Кукловождение

Актерское мастерство

Драматизация

Игровое творчество

Итог



































^ 1.Основы кукольного театра и кукловождения:

Уметь следить за развитием действия. Выразительно исполнять роли в кукольном театре. Создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с напольными куклами. Проявлять интерес к управлению большими напольными куклами, творческую самостоятельноять в передаче образа.
Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом.

^ 2.Основы актерского мастерства.

Проявлять желание участвовать в спектаклях. Овладение выразительностью жеста. Интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу.
Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом.

^ 3.Основы драматизации.

Проявлять интерес к играм-драматизациям. Доброжелательно относиться друг к другу. Пытаться создавать образ героя, используя для этого мимику, жесты. Проявлять желание к поиску выразительных средств, для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.

Уметь разыгрывать спектакль по знакомой сказке.

Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом.

^ 4. Игровое и танцевальное творчество

Сочинять короткие сказки, истории, придумывать диалоги действующих лиц. Проявлять инициативу и активность при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер движения одного персонажа другому, в соответствии с создаваемым образом. Уметь импровизировать движения куклы. Инсценировать хорошо знакомые сказки. Передавать настроение музыки танцевальными движениями. Создавать танцевальные образы персонажей пластикой своего тела, театральными куклами разных систем.

Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа педагога и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом.


После каждого учебного полугодия показываем для параллели начальных классов мини-спектакль, на котором учащиеся демонстрируют свои творческие успехи.


Ожидаемые результаты:

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов ( 1 год ) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов ( 2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов ( 4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.



 К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:



Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;

  • о способах  кукловождения кукол разных систем;

  • о сценической речи;

  • о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

                    -   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;

  •  работать в группе, в коллективе.

  •  выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формированияпотребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Мониторинг эффективности реализации программы:

- беседы с родителями; - анкетирование

- опрос зрителей - наблюдение.




Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения

терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). за 3 года каждый ребенок

попробовал себя в роли автора, режиссера, что создает условия для самореализации творческого начала ребенка.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу

формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки

воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить (известное) 4-стишие медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют

???пропедевтическую роль ???? работы над художественным чтением.


Профессиональными артистами мои ученики вряд ли станут, но побыть на сцене для ребенка, совершить там свой подвиг, ощутить вдохновение, услышать аплодисменты, почувствовать успех – это, считаю, просто необходимо для самоутверждения и самореализации каждого ученика.













Думала: главнее – формировать, делать , ваять, лепить,

Думала: верный маршрут показать, править, лечить, учить,

Думала: рваться, бороться, рубить, мчаться коль сила несет,

А оказалось – всего лишь любить.

Только любить! – вот и всё!

(С.В.Белова).



























Приложения


У ПЕНЬКА

Зайчиха, сидя у пенька,

Учила шустрого сынка:

- Будь смел,

Не хвастай и не ври!

Чужой капусты не бери!

Не жми при встрече

Волчьих лап! Не обижай того, кто слаб!

Не смейся над чужой бедой!

С голодным поделись едой!

Обидных кличек не давай!

Осла глупцом не называй!

Еще запомни, сын:

Неловко дарить мышонку мышеловку,

Лисе – капкан, ершу – крючок,

А поросенку – пятачок.


АИСТЫ И ЛЯГУШКИ (сказка)

Л: Кто красивее?

А: Я! Посмотри, какие у меня красивые ноги!

Л: Зато у меня их четыре, а у тебя только две!

А: Да, у меня только две ноги, но они у меня длинные!

Л: А я квакать умею, а ты нет!

А: А я летаю, а ты только прыгаешь!

Л: Летаешь, а нырять не можешь!

А: А у меня есть клюв!

Л: Подумаешь, клюв! На что он нужен?!

А: А вот на что! И… проглотил Лягушку.


Методическая литература:

Кукольный театр”, Т.Н. Караманенко, М. 2001;

газета: “Начальная школа”, .№30.. 1999 г;

Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.

Играем в кукольный театр”, (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.


















Я надеюсь, среди вас

Малоежек нету,

Тех, которым и за час

Не впихнуть котлету.

У таких унылый вид

До скончанья века!

А хороший аппетит -

Красит человека!

Я колдую у плиты

В колпаке высоком.

Чтобы вкусные мечты

Исполнялись к сроку,

Чтобы "хватит" и "чуть-чуть"

Мне не говорили,

А без всяких "не хочу"

Ели да хвалили!


Здравствуйте, ребята,

Каждый день и каждый час!

А болеть не надо!

И здороваться должны

Все при каждой встрече -

Этими словами мы

Без таблеток лечим.

Клад здоровья своего

Берегите строже -

В целом мире ничего

Нет его дороже!

Постарайтесь угадать,

Кто всех в мире строже.

Может честь свою отдать,

Потерять - не может!

Он всегда вооружен,

Только не опасен,

Даже кошек и ворон

Защищать согласен.

По мишеням каждый год

Он стреляет в тире,

А порядок наведет

И в чужой в квартире.

Для любого он из нас

Может стать примером!


Здравия желаю!

Это я покой и сон

Ваши охраняю,

Не даю воришкам брать

Вещи из карманов,

Честных граждан обижать

Гадким...Хулиганам!

Телефончик мой: "02"

Каждый знать обязан.

Если угрожают вам,

То звоните сразу!

Коль преступность мне сама

Не захочет сдаться,

Станет домом ей тюрьма

Эдак лет на двадцать!


Веселитесь, но с огнем

Будьте осторожны!

Очень много силы в нем

Домоуничтожной!

Съест он мебель и ковры,

Книги и одежду -

Всё, что так любили вы,

Мигом уничтожит!

Без остатка дом спалит

Он до самой крыши.

А кто крепко ночью спит,

Даже не услышит!

Эту отвратить беду -

Вот мое призванье!

Я заранее найду

Место возгоранья!

Шланг пожарный берегу...

Чтоб с огнем сразиться!

Если что, не убегу,

А залью водицей!


Мы веселые лягушки -

Неразлучные подружки.

Животы зеленые,

С детства закаленные!


Не грустим мы и не плачем,

Дружим, не ругаемся!

Целый день по лужам скачем,

Спортом занимаемся!
























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ