Тема выступления: «Познавательные игры на песке как эффективный подход в коррекции речевого недоразвития учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Александрова Лидия Юрьевна


МБС (К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»


Тема выступления: «Познавательные игры на песке как эффективный подход в коррекции речевого недоразвития учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Принцип «терапии с песком» был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает её прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что вы приобретаете ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это – традиционные игры с песком. Наверно, нет на Земле человека, который хотя бы раз не играл в песок.

В играх с песком всё становится возможным. «Проигрывая» взволновавшие ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации. Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребёнку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой.

Если вы работаете с неговорящими детьми, язык песочной картины поможет вам глубже понять внутренние процессы, происходящие внутри ребёнка.

Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать,

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А ещё желательно

Делать всё внимательно!

Подготовку и проведение сказочной игры можно провести по тем этапам занятия, которые использует логопед, а можно воспользоваться этапами, которые предложила

Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. Но в конце сам ребёнок должен завершить работу: стереть работу, сфотографировать.

Вначале даём установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные потешки. Затем начинается история. Ребёнок приглашается к ящику с песком. Я сделала рабочими ящиками ящики из стола. Оклеила синим клеящим материалом. Насыпала в них песок, и дети с удовольствием занимаются.

- «Представь, что ты Сказочник. Ты можешь всё, что захочешь!»

«Вот чудесная страна. Здесь просторно и светло, и принцессу зовут [О]». Ставим в песочницу фигурку, на которой приклеена буква О. Строим сад из веточек, появляются птицы. На них также наклеена буква. Ребёнок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Для того, чтобы получить ключ в чудесную страну, надо выполнить задания, пройти испытания, например:

- назвать 3 слова со звуком О;

- отгадать, как зовут друзей принцессы, в их именах обязательно должен быть звук О;

- назвать продукты, которые любит принцесса;

- перечислить, кто ещё может жить в этой стране;

- назвать фигурки, в названии которых слышим звук О, и обозначить их соответствующей буквой. Теперь можем вызывать сказочных героев не только голосом, проговаривая, но и прописывая буквы на песке. Таким образом, учим детей дифференцировать понятия «звук» и «буква».

Как оказалось, эта простая игра помогает решать немало образовательных задач. И главная из них – развитие фонематического слуха, то есть умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в словах.

На песок можно перенести все известные игры, направленные на формирование навыков письма. Самые сложные орфограммы можно превратить в увлекательные игры и сказки.

Тема «Деление на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова, с двумя – двухсложные, с тремя окнами – трёхсложные.

При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке чудесную палочку, он оставляет над буквой след ударения.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней. Нравится им превращать буквы одна в другую (Л в А, Ч в Т, О в Я).

Благодаря играм на песке, мы вместе с ребёнком знакомимся с окружающим миром. Можно совместить их со слайд – презентацией с изображением животных. Тогда можно с ребёнком создать «живые» картинки на песке. Играя, можно создать лианы из ниток, обезьян на ветках, птиц, искусственные фрукты, тропический ливень. А если вы решите совершить путешествие на Северный полюс, запаситесь солью, пенопластом, ватой. На поверхности песка это будет символизировать «вечные снега». Отмечено, что даже дети с проблемами в обучении надолго запоминают материал, проигранный таким образом. Ещё я использую различные маленькие фигурки. Дети их и зарывают в песок и разыскивают. И друг другу подсказывают где искать, «вправо», «влево», «холодно», «горячо». Это очень увлекательно.

Такие игры требуют большой подготовки, но весьма быстро окупаются результативностью. Можно совмещать песок и другие виды работы на занятии, скрепя это единой нитью темы: например, конструирование самолёта, машины, лунохода с песком. Это будет несколько занятий, поэтому происходит развитие памяти, мышления, а уж как ребёнок рвётся на занятие! Он же уже нафантазировал в голове продолжение сюжета, он подготовил луноход. Он уже представил, куда и как он его поставит, что будет рядом. Здесь он с удовольствием сделает артикуляционную гимнастику, подует на ватку перед полётом… Запишет бортовой номер лунохода в тетради, его название с большой буквы, в какое время года он отправляется в полёт, кого из друзей возьмёт с собой…

Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры, по сути, является проекцией внутреннего мира ребёнка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому такие игры названы авторами проективными.

Проективные игры можно проводить как индивидуально, так и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Это можно делать на занятиях в конце четверти, полугода, года. Тогда, когда есть больше свободного времени на занятии или когда видим, что дети устали. В таких случаях дети закапывают фигурки, камни, монстров, ключи, тем самым они символизируют вытесняемое бессознательное или то, что ещё неосознанно. На такие занятия вы можете пригласить психолога и провести занятие совместно.

Для вас важно на всех занятиях с песком понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто – то из них проявит себя лидером, кто – то ведомым. Один будет играть обособленно, другой «распространится» на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Опытный психолог по вашим наблюдениям может обработать результаты и определить стиль ситуативной коммуникации. Имеет смысл подольше понаблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности, заложенные в человеческой психике».




























Для кейс – материала ( не прозвучит в выступлении).

Урок «Знакомство с правилами песочницы». (Учитель М.М. Бычкова, г. Томск).

Задачи:

1.Выработать правила взаимодействия с песком.

2. Познакомить детей с ритуалом «входа» в песочную страну.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

Оборудование: песочница, набор мелких игрушек, буквы из магнитной азбуки, перчаточная кукла – фея.

Ход занятия.

Дети заходят в класс.

Звучит тихая музыка.

Логопед:

Здесь не море, не лесок,

Здесь – таинственный песок,

Фея здесь живёт.

Тот, кто хочет встречи с ней,

На дорожке из камней

Встанет в хоровод.

Чтобы каждому помог

Этот сказочный урок!

(Делаем дыхательную гимнастику).

Логопед:

Мы стоим широким кругом

Держим за руки друг друга,

И душа светла!

Начинается беседа,

Расскажи – кА про соседа,

Про его дела:

Всем сейчас узнать пора –

Сколько сделал он с добра!

(Дети рассказывают о добрых делах соседа слева. Если ребёнок затрудняется назвать доброе дело, логопед и другие дети стараются ему помочь).

Логопед:

Положи теперь, дружок,

Руки прямо на песок,

Ну – ка, раз и два!

Закрывай скорей глаза,

Чтобы вместе нам сказать

Важные слова,

Чтобы двери отворить,

Каждый должен повторить:

(Дети кладут руки на песок, закрывают глаза и повторяют за логопедом каждую строку:

«Наше слово – серебро,

Мы пришли дарить добро!

Наши мысли хороши,

В них всё золото души!

Будет сказка впереди,

Фея, к нам скорей приди!»

(Дети замолкают и ждут в тишине).

Логопед:

Мы стоим, шуметь не смея,

Нас, конечно, слышит фея –

Каждый голосок.

И, поверьте, не случайно

Все свои откроет тайны,

Запоёт песок!

Откройте шире глазки –

Фея к нам пришла из сказки!

(Дети открывают глаза. Логопед уже держит в руках куклу. Включает магнитофон. Раздаётся голос феи):

Сказка чудная жива,

Я поверила в слова,

Что сейчас даны.

Чтобы дальше продолжать

Я должна вам рассказать

Правила страны!

(Дети повторяют за феей правила страны песка):

Фея:

Мы очень любим принимать гостей.

И в нашем мире нет плохих детей.

Правило 1 –е (Дети):

Песок мы не бросаем,

Друг друга не кусаем,

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся!

Фея:

Забудь про неуверенность и страх

И оживёт песок в твоих руках:

Правило 2 – е (дети):

Откровенно говоря, будут реки и моря.

Будут горы и леса, и другие чудеса.

Помни правила игры –

Создавай свои миры!

Фея:

Сделать всё, как следует, сумей.

А чужое – разрушать не смей!

Этим ты, добавив зла земле,

Вред приносишь самому себе!

(Детям разрешается построить всё, что захотят, а затем рассказать, что построили. Объединить все постройки едиными дорогами между собой. Фея может предлагать тему игры).

Ритуал выхода.

(Дети разравнивают песок, убирают игрушки, кладут руки на песок и произносят слова благодарности, повторяя их за логопедом):

Радуй глаз,

Фея, смотри –

Сколько у нас

Света внутри!

В мире твоём,

Сказку любя,

Мы создаём

Сами себя!

Пусть без конца

Длится полёт,

В наших сердцах

Счастье поёт!

(Произнеся эти слова, ребята прощаются с Феей).

Подведение итога занятия.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ