Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (2 класс)

9. ВТОРОЙ КЛАСС

9.1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (2 класс)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Человек и природа (38 ч)



Природа-это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.)


Растения, их разно­образие. Части расте­ния (корень, стебель, лист, цветок, плод, се­мя). Условия, необхо­димые для жизни рас­тения (свет, тепло, воз­дух, вода). Деревья, кустарники, травы. Ди­корастущие и культур­ные растения. Роль растений в природе и жизни людей, береж­ное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая ха­рактеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разно­образие. Условия, не­обходимые для жизни животных (воздух, во­да, тепло, пища). На­секомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительно­ядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, пти­цы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в при­роде и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на ос­нове наблюдений.


Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Органы человека. Органы чувств. Гигиена органов чувств.


Природа неживая и живая

Природа-это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искусственными предметами). Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Неживая и живая природа.


Растения, их разнообра­зие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходи­мые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества поч­вы). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядо­витые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.

Животные, их разнообра­зие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насеко­мые, рыбы, птицы, звери (на примере животных своей местности), их различия. Особенности питания разных животных (хищные, расти­тельноядные, всеядные). Размножение животных (на­секомые, рыбы, птицы, зве­ри). Обмен информацией между животными в приро­де. Дикие и домашние жи­вотные (на примере живот­ных своей местности). Роль животных в природе и жиз­ни людей, бережное отноше­ние человека к животным.

Экскурсия «Разнообразие растений и животных» в крае­ведческий музей (ознакомле­ние с природой родного края, при наличии условии).


Человек – часть природы

Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги


Тело человека

Органы человека. Органы чувств. Гигиена органов чувств.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы).

Характеризовать их отличительные свойства.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.


Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их раз­личия (на примере своей местности).

Определять части цветкового рас­тения.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необхо­димые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорас­тущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризо­вать их роль в жизни' человека (на примере своей местности).

Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа)

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Рассказывать о роли грибов в при­роде и жизни людей.

Описывать внешний вид, характер­ные особенности представителей на­секомых, рыб, птиц, зверей (на при­мере своей местности).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учеб­ника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Различать правильные и неправильные формы поведения в природе.

Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.

Оценивать личное отношение к своему здоровью

Человек и общество (30 ч)


Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах












Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках.

Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров.


Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей. Человек – созидатель и носитель культуры









Родной край - час­тица России. Родной город (село), регион (область, край, республи­ка): название, основные, достопримечательности; музеи, театры, спортив­ные комплексы и пр. Особенности труда лю­дей родного края, про­фессии. Названия раз­ных народов, прожива­ющих в данной мест­ности, их обычаи, ха­рактерные особенности быта.

Я – школьник

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.










Правила безопасной жизнедеятельности

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах






Человек – член общества

Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей.









Родной край – частица Родины

Некоторые яркие и важные события из истории родного региона. Памятники истории и культуры региона, их охрана.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с некоторыми особенностями быта народов региона (по выбору).

Знакомиться с учителем и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края.

Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Практическая работа: составлять режим дня в группах.

Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой).

Изображать путь домой до школы с помощью условных обозначений.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словес­ным описанием.

Приводить примеры и демонстри­ровать образцы культуры общения во взаимоотношениях людей.

Осмысливать значение понятии: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.

Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням родного региона.


9.2. Планируемые результаты освоение программы учебного предмета обучающимися по содержательным линиям (2 класс)

Человек и природа
Обучающийся научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Человек и общество
Обучающийся научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.























9.3. Учебно-тематический план (2 класс)



п/п


Тема

Количество часов

по программе



В том числе



Практ раб.

Провраб.

Экс

НРК

Проекты

1.

Где мы живем

4


1


1


2.

Природа

20

2

1

1

3

1

3.

Жизнь города и села

10


1

1

1

1

4.

Здоровье и безопасность

9

1

1


1


5.

Общение

7


1



1

6.

Путешествия

18


1

1

2

1


Всего:

68

3

6

3

8

4






































9.4. Календарно - тематическое планирование (2 класс)


урокав году


урока по теме


Дата

Тема урока

Содержательная линия


Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид

контроля

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

8

Где мы живём? (4 ч.)

1.

4.09

Родная страна. Россия, или Российская Федерация.

Человек и общество

(Российская Федерация)

Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.


Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн).

Отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран.

Исполнять гимн Российской Федерации.

Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны.

Различать национальные языки и государственный язык России.


Фронтальный опрос

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание рос­сийского флага среди флагов дру­гих стран).

Работать с текстом и иллюстрация­ми учебника: находить нужную информацию и иллюстрации.

Работать с глобусом и картой: по­казывать территорию России, ее государственные границы.

2.

8.09

Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений.

Использование краеведческих материалов о городе Полярном.

Человек и общество

(Моя Родина)

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе.

Наш город (наше село). Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.


Знать: название страны, где мы живем административного центра региона, города, в котором мы живём.

Знать название региона, где живут учащиеся.

Уметь называть свой адрес в мире: плане-
та Земля, страна Россия, об
ласть, город, улица, дом, квартира.



Фронтальный опрос

Подбирать фотографии достопримечательности своей малой родины.

Собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе.

Сравнивать городской и сельский дома.

Описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.


3.

11.09

Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира.

Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.


Знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.











Фронтальный опрос

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличи

тельные свойства.

Приводить примеры объектов природы и рукотворного мира.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой при

роды по отличительным признакам.

4.

15.09

Проверочная работа по разделу «Где мы живём?»

Человек и общество.

(Моя родина)

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


Природа (20ч)

5.

1.

18.09

Неживая и живая природа.

Человек и природа

(Единство живого и неживого)

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой.


Знать: названия времён года; основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни растений и животных.
Уметь различать объекты природы
и предметы, созданные человеком,
объекты живой и неживой природы.

Классифицировать объекты природы по существенным признакам.

Различать объекты неживой и живой природы.

Анализировать существенные признаки живых существ.

Устанавливать связи между живой и неживой природой.

6

2.

22.09

Явления природы. Явления живой и неживой природы.

Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Что такое явления природы. Явления живой и неживой природы. Сезонные явления.

Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. Опыты с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха и воды.

Знать понятие «явления природы; основные свойства воздуха и воды.
Уметь: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе.

Знать понятие «температура»; правила измерения температуры.

Уметь определять температуру воздуха, воды и тела человека;

Фронтальный опрос

Различать объекты и явления природы.

Рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях.

Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений.

Определять сезон по характерным природным явлениям.

Проводить измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Наблюдать за изменением температуры при изменении условий.

Описывать проводимые измерения.

7.

3.

25.09

Что такое погода. Погода и погодные явления.

Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.

Знать понятие «погода»;

названия времён года;

названия осенних месяцев;

основные свойства воздуха и воды.
Уметь: отмечать погоду в дневнике наблюдений;

определять признаки сезонных изменений в природе.

Индивидуальный опрос

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состо­яние.

Описывать сезонные изменения в природе.

Исследовать (на основе непосред­ственных наблюдений) связи жиз­недеятельности растений, живот­ных и времени года.

Сопоставлять научные и народные предсказания погоды.


8.

4.

29.09

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия.

Человек и природа

(Времена года)

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Знать

правила поведения на экскурсии.

Уметь устанавливать связи между сезон-
ными изменениями в неживой и живой природе; выполнять прав
ила поведения в природе.

Экскурсия

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состо­яние.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосред­ственных наблюдений) связи жиз­недеятельности растений, живот­ных и времени года


9.

5.

2.10

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.

Человек и природа

(Времена года)

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.


Знать признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды.

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Индивидуальный опрос

Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края.

Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебниках с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии.

10

6.

6.10

Звёздное небо. Созвездия.

Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак.


Знать понятия «звездное небо»;

«созвездие».

Уметь работать с картой звездного неба.

Использовать при-обретенные зна­ния и умения в практической деятельности для обогащения жизненно го опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовле­творения по-знавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями, картой звёздного неба.

Извлекать (по заданию учителя) не­обходимую информацию из учеб­ника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения.



11

7.

9.10

Горные породы и минералы. Практическая работа «Исследование с помощью лупы состава гранита».

Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Горные породы и минералы. Гранит и его состав.


Знать понятия «горная порода» и «минералы»;

названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала);

состав гранита.

Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы.

Индивидуальный опрос

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных иско­паемых. Характеризовать свой­ства изученных полезных ископа­емых.

Различать изученные по­лезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве че­ловека (на примере своей мест­ности).


12

8.

13.10

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцание неба на человека.


Знать основные свойства воздуха;

общие условия, необходимые для
жизни растений и животных.
Уметь определять свойства воздуха;

определять признаки сезонных изменений в природе;

определять температуру воздуха.

Индивидуальный опрос


Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём.

Характеризовать свойства воздуха.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние.

Измерять температуру воздуха с помощью термометра.

Находить информацию об охране воздуха в родном крае.


13

9.

16.10

Вода, её распространение в природе. Значение воды для животных, растений, человека.

Использование краеведческого материала об охране воды в Мурманской области.

Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.


Знать,

где используется вода, как и почему она загрязняется.
Уметь называть свойства воды;

роль воды для живой природы;

называть очистительные сооружения.

Наблюдать водные пейзажи.

Характеризовать свойства воды.

Измерять температуру воды с помощью термометра.

Находить информацию об охране воды в родном крае.

14

10.

20.10

Многообразие растений.

Использование краеведческого материала о растениях Мурманской области.


Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.

Знать чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы;

лиственные и хвойные деревья;

2-3 вида растений, занесённых в
Красную книгу.

Уметь определять растения.

Фронтальный опрос

Различать растения и животных, используя информацию, получен­ную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей мест­ности).

Определять части цветкового рас­тения.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Анализировать примеры использо­вания человеком богатств приро­ды. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

15

11.

23.10

Многообразие животных.


Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

Знать общие условия, необходимые для
жизни животных;

особенности внешнего вида животных.

Фронтальный опрос

Различать растения и животных, используя информацию, получен­ную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Описывать внешний вид, характер­ные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

16

12.

27.10

Связи в природе, между природой и человеком.

Человек и природа

(Связь между природой и человеком)

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

Знать понятие «невидимые нити в природе».

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе.

Фронтальный опрос

Обсуждать в группах и объяс­нять правила поведения в различ­ных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкрет­ные примеры поведения в при­роде.

17

13.

6.11

Дикорастущие и культурные растения, их различие.

Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

Знать дикорастущие и культурные растения.

Уметь делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные);

различать части растений, отображать их на рисунке;

оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Индивидуальный опрос.


Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений (на примере своей местности)

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные и дикорастущие растения.


18

14.

10.11

Дикие и домашние животные. Их сходство и различие.

Человек и природа

(Живая и неживая природа)

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.

Знать общие условия, необходимые для
жизни животных;

особенности внешнего вида животных и растений;

особенности ухода за домашними
животными;

меры безопасности при общении с
животными.

Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера- меры безопасности при общении с
животными.

Характеризовать особенности диких и домашних животных. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние- дикие животные.

19

15.

13.11

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Практическая работа «Приемы ухода за комнатными растениями»

Человек и природа

(Природа вокруг нас)

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.


Знать

особенности выра-щивания комнатных растений.
Уметь выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений.

Практическая работа.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса.

20

16.

17.11

Животные живого уголка.

Человек и природа

(Природа вокруг нас)

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.

Знать представителей живого уголка;

правила ухода за животными живого уголка.

Уметь

правильно ухаживать за животными живого уголка

Фронтальный опрос.


Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника.

Характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о животных своего региона и обсуждать полученные сведения.


21

17.

20.11

Кошки и собаки. Роль кошек и собак в жизни человека.

Человек и природа

(Природа вокруг нас)

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Знать породы кошек и собак;

правила ухода за животными живого уголка.

Уметь называть редкие породы кошек и
собак;

характеризовать условия жизни
кошек и собак.


Рассказывать правила ухода за животными живого уголка.

Характеризовать условия жизни кошек и собак.

Извлекать из дополнительной литературы нужную информацию о домашнем питомце.

Объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.


22

18.

24.11

Красная книга. Красная книга России и региональные Красные книги.


Человек и природа

(Человек – часть природы)

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

Знать историю создания Красной книги;

2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Выполнять

правила поведения в
природе


Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных знаний о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.

Рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану.


23

19.

27.11

Подготовка к выполнению проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Человек и природа

(Человек – часть природы)

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.


Знать

2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Уметь объяснять экологические знаки;

выполнять правила поведения в
природе.

Индивидуальный опрос.


Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

24

20.

1.12

Проверочная работа по разделу «Природа».

Человек и природа

(Природа вокруг нас)

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.


Тест

Жизнь города и села (10ч)

25

1.

4.12

Что такое экономика. Экономика и её составные части

Человек и общество

(Значение труда в жизни человека)

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги.

Знать понятие «экономика»;

названия строительных машин;

примеры различных видов транс-
порта;

составные части экономики;

названия товаров.

Иметь первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах.

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.

Характеризовать составные части экономики.

Анализировать ситуации использования различных денежных единиц.

26

2.

8.12

Использование природных материалов для изготовления предметов

Человек и общество

(Значение труда в жизни человека)

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.

Знать материалы и объекты труда;

составные части экономики;

названия товаров;

названия профессий.

Уметь определять материалы, из которых изготовлены товары.

Фронтальный опрос

Анализировать материалы и продукты труда.

Классифицировать и группировать материалы и товары, которые из них сделаны.

Извлекать (по заданию учителя) не­обходимую информацию из учеб­ника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения.

27

3.

11.12

Представление о технологии строительства городского и сельского домов

Человек и общество

(Значение труда в жизни человека)

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

Знать значение транспорта для человека.

Фронтальный опрос

Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время строительства.

Называть строительные профессии и характеризовать деятельность людей.


28

4.

15.12

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

Человек и общество

(Значение труда в жизни человека)

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

Знать понятие «транспорт»;

виды транспорта.

Уметь приводить примеры различных видов транспорта

Фронтальный опрос

Приводить примеры

различных видов транспорта.

Характеризовать и описывать их деятельность.


29

5.

18.12

Культура и образование. Учреждения культуры и образования.

Учреждения культуры и образования города Полярного.

Человек и общество

(Значение труда в жизни человека)

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамер.

Знать понятия «культура», «образование», «культурное учреждение»,
«образовательное учреждение»;

названия профессий.

Уметь называть профессии в сфере
образования и к
ультуры.

Фронтальный опрос

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения.

Работать с иллюстративным материалом.


30

6.

22.12

Подготовка к выполнению проекта «Профессии»

Человек и общество

(Значение труда в жизни человека)

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Знать:

названия профессий.

Уметь называть профессии людей родного края.

Участвовать в учебной игре, связанной со знакомством с профессиями родного края.

Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, мест­ными жителями.

Приводить примеры профессий жителей родного города (села).

31

7.

25.12

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия.

Человек и природа

(Времена года)

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.


Знать признаки зимы;

названия зимних месяцев;

основные свойства воздуха и воды.

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Индивидуальный опрос

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

32

8.

12.01

Живая и неживая природа зимой. Зимние явления в природе

Человек и природа

(Времена года)

Зимние явления в неживой и живой природе.

Знать зимние изменения в неживой и в живой природе.

Индивидуальный опрос

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года


33

9.

15.01

Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села»

Человек и общество

(Моя Родина)

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Индивидуальный опрос

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

34

10.

19.01

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

Человек и общество

(Моя Родина)

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Обсуждать выступления учащихся.

Здоровье и безопасность (9ч.)

35

1.

22.01

Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека.

Человек и природа

(Тело человека)

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.


Знать основные системы органов человека, их роль в организме;

правила сохранения и укрепления здоровья;

понятие «здоровый образ жизни».

Уметь определять органы человека;

рассказывать о функции основных систем органов строения человека.

Индивидуальный опрос

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

36

2.

26.01

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены.

Человек и природа

(Тело человека)

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.


Знать правила сохранения и укрепления здоровья;

понятие «здоровый образ жизни»;

режим дня, режим питания, профи­лактику болезней.

Уметь выполнять режим дня, режим пита­ния;

вести здоровый образ жизни.

Индивидуальный опрос

Моделировать в ходе практиче­ской работы ситуации по примене­нию правил сохранения и укрепле­ния здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.


37

3.

29.01

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах города.

Человек и общество

(Моя Родина)

Правили безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы).


Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД.

Уметь выполнять правила дорожно­го движения

Фронтальный опрос

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья.

38

4.

2.02

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа «Соблюдение правил безопасности на дороге».

Человек и общество

(Моя Родина)

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС).

Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД.

Уметь выполнять правила дорожно­го движения

Практическая работа

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья.

39

5.

5.02

Правила безопасного поведения в быту.

Человек и общество

(Основы безопасной жизнедеятельности)

Правила безопасного поведения в быту.

Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, ко-лющими и режущими предметами, лекарствами.
Уметь выполнять правила безопасного поведения дома.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья.


40

6.

9.02

Правила противопожарной безопасности

Человек и общество

(Основы безопасной жизнедеятельности)

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Знать правила безопасности, которые надо соблюдать дома;

правила противо-пожарной безопасности; лесные опасности;

правила поведения в социальной
среде: подъезде, лифте, квартире.
Уметь выполнять правила безопасного поведения дома.


Фронтальный опрос.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья.

41

7

12.02

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.


Человек и общество

(Человек – часть природы)

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.


Знать правила экологи-ческой безопасности;

съедобные и несъедобные грибы;

как вести себя на природе;

правила поведения у водоёмов.
Уметь выполнять правила поведения
у водоема.

Индивидуальный опрос

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья.

42

8.

16.02

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми.

Человек и общество

(Основы безопасной жизнедеятельности)

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных.


Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми.

Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Индивидуальный опрос

Осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр.

Обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми.

43

9.

26.02

Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность»

Человек и общество

(Основы безопасной жизнедеятельности)

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Общение (7ч)

44

1.

2.03

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье.

Человек и общество

(Родной край – частица Родины)

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Знать понятия «культура общения», «семья».

Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье.

Фронтальный опрос

Приводить примеры культуры об­щения во взаимоотношениях лю­дей. Моделировать ситуации об­щения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реаль­ные и игровые ситуации общения.


45

2.

5.03

Подготовка к выполнению проекта «Родословная».

Человек и общество

(Родной край – частица Родины)

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Знать правила общения в семье.

Отбирать фотографии из семейного архива.

Составлять родословное древо семьи.

Презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа.

46

3.

9.03

Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, отдых, игры.

Человек и общество

(Я - школьник)

Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.


Знать правила общения и поведения в школе.

Уметь выполнять элементарные правила поведения в школе.

Фронтальный опрос

Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстника ми и обсудить их.

Моделировать и оценивать раз личные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах.

Выбирать оптимальные формы по ведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

47

4.

12.03

Правила этикета в общении

Человек и общество

(Человек – член общества)

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.


Знать понятие «культура общения»;

правила вежливости.
Уметь выполнять эле-ментарные нормы
общения в семье, в школе;

выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.

Фронтальный опрос

Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной.

Моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Моделировать правила пользования телефоном; культура разговора по телефону.

48

5.

16.03

Правила поведения в гостях.


Человек и общество

(Я - школьник)

Правила поведения в гостях.


Знать понятие «культура общения»
Уметь выполнять элементарные нормы общения в гостях;

выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.

Индивидуальный опрос

Обсуждать проблему подарка в день рождения друга.

Моделировать правила поведения за столом.

Формулировать правила этикета в гостях.


49

6.

19.03

Правила поведения в общественных местах

Человек и общество

(Я - школьник)

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте).

Знать понятия «зрители», «пассажиры», «культура общения».
Уметь выполнять основные правила
поведения и элементарные нормы
общения в транспорте и театре.

Фронтальный опрос

Обсуждать правила поведения в театре и в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

50

7.

23.03

Проверочная работа по разделу по разделу «Общение».

Человек и общество

(Я - школьник)

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Тест


Путешествия (18ч)

51

1.

2.04

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.

Человек и природа

(Карта и глобус)

Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.

Знать понятие «горизонт»;

условные обозначения сторон горизонта;

основные и промежуточные стороны горизонта.



Индивидуальный опрос

Различать стороны горизонта.

Моделировать стороны горизонта.

Формулировать вывод о форме Земли.


52

2.

6.04

Ориентирование на местности. Практическая работа «Устройство компаса. Ориентирование по компасу».


Человек и природа

(Карта и глобус)

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам.

Знать:

понятие «ориентирование».

Иметь представление об ориентировании на местности с помощью компаса.

Фронтальный опрос

Находить ориентиры на рисунке учебника.

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам.


53

3.

9.04

Компас - прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по компасу.

Человек и природа

(Карта и глобус)

Ориентирование по компасу. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.


Иметь представления об ориентировании на местности с помощью компаса.

Практическая работа

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и кар ты, по местным признакам во время экскурсии.

54

4.

13.04

Формы земной поверхности.

Равнины и горы. Холмы и овраги.

Формы земной поверхности Мурманской области.

Человек и природа

( Наша страна на карте и глобусе)

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.


Знать формы земной поверхности.

Уметь ориентироваться на местности
с помощью компаса;

показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;
различать по карте и показывать
различные формы земной поверхности.

Фронтальный опрос

Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на карте и глобусе.

Сравнивать по схеме холм и гору.

Характеризовать поверхность своего края.

Различать формы земной поверхности.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина.


55

5.

16.04

Водные богатства нашей планеты.

Человек и природа

( Наша страна на глобусе и карте)

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.

Знать понятие «водоем»;

правила поведения у водоемов.
Уметь различать и показывать на карте, глобусе океаны, моря, реки.

Фронтальный опрос

Сравнивать и различать разные формы водоемов.

Находить на физической карте России разные водоемы и опреде­лять их названия.

Анализировать схему частей реки.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной по­верхности и водоемов своей мест­ности.

Извлекать (по заданию учителя) не­обходимую информацию из учеб­ника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

56

6.

20.04

Наблюдения над весенними явлениями природы. Экскурсия.

Человек и природа

(Явления природы)

Наблюдения над весенними явлениями природы.

Знать признаки весны.
Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями природе.

Экскурсия

Наблюдать за сезонными изменениями в природе.

Характеризовать признаки времен года.

57

7.

23.04

Живая и неживая природа. Весенние явления в неживой и живой природе.


Человек и природа

(Явления природы)

Весенние явления в неживой и живой природе.


Знать признаки весны.
Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Индивидуальный опрос

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе.

Рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.

58

8.

27.04

Карта. Изображение территории России на карте.

Мурманская область и город Полярный на карте нашей Родины.

Человек и природа

(Карта и глобус.)

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте.


Иметь представления о физической карте.

Индивидуальный опрос

Работать с готовыми моделями ( физической картой): показывать карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

59

9.

30.04

Подготовка к выполнению проекта «Города России»

Человек и природа

(Карта и глобус)

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Распределять обязанности по выполнению проекта.

Находить в дополнительной литературе информацию об истории и достопримечательностях избранного города.

Составлять презентацию своего проекта.


60

10.

4.05

Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города

Человек и общество

(Российская Федерация)

Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы.



Знать столицу России;

правила работы с картой.
Уметь показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;

различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;

показывать на карте город Москву

- столицу России, границы России,
1-2 города, родной
город.

Индивидуальный опрос

Работать с иллюстрациями, видео­кадрами достопримечательностей Москвы.

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе допол­нительной информации.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами гер­ба столицы, достопримечательнос­тей городов России.



61

11.

7.05

Московский Кремль. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Человек и общество

( Российская Федерация)

Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Знать достопримечательности Москвы.

Уметь показывать на карте город Москву - столицу России;

называть 2-3 достопримечательности.

Индивидуальный опрос

Извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательности Кремля.

Сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А.Васнецова.

Описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям и своим впечатлениям.


62

12.












11.05

Санкт-Петербург – северная столица России.



Человек и общество

(Российская Федерация)

Санкт-Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания.

Знать достопримечательности города на Неве.

Уметь показать на карте город на Неве;

называть 2-3 достопримечательности.

Иметь представления о достопримечательностях городов на Оке.

Фронтальный опрос

Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Санкт-Петербурга и других крупнейших городов (2—3) на карте России.

Работать с иллюстрациями, видео кадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.

Рассказывать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке.


63

13.

14.05

Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте

Человек и природа

(Карта и глобус)

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте.

Знать страны мира; названия океанов и материков.

Уметь ориентироваться на местности с

помощью компаса;

показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,

реки, 1-3 страны, столицу.

Индивидуальный опрос

Сравнивать и различать океаны и материки

Находить на карте и глобусе океаны и материки

64

14

18.05

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света.

Человек и природа

(Карта и глобус)

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

Знать названия океанов и материков земного шара.

Иметь представление о многообразии стран и народов на Земле.

Фронтальный опрос

Находить материки на карте мира.

Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации.


65

15.

21.05

Подготовка к выполнению проекта «Страны мира».

Человек и общество

(Карта и глобус)

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Иметь общее представление о многообразии стран, народов на Земле.

Сравнивать физическую и политическую карты мира.

Находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран.

Приводить примеры стран, расположенных на разных материках.

Распределять обязанности по выполнению проекта.

66

16.

25.05

Летние явления в неживой и живой природе

Человек и природа

(Явления природы)

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.

Знать летние изменения в природе.

Индивидуальный опрос

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

67

17.

28.05

Проверочная работа по разделу по разделу «Путешествия»

Человек и природа

(Карта и глобус)

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений


Тест

68

18.

31.05

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Человек и общество

(Российская Федерация)

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.



Обсуждать выступления учащихся.

1. Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова (1 CD)




6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ