Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся (3 класс)
10.ТРЕТИЙ КЛАСС
10.1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся (3 класс)
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Виды художественной деятельности
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: выражение отношения к природе, человеку и обществу средствами художественного языка. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно прикладное искусство.
Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создает художественный образ. В художественном образе сосредоточены реальность и воображение, идеи и чувства, от ношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорит» художник. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор).
Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства.
Участвовать в обсуждении со держания и выразительных средств художественных произведений.
Понимать условность и субъективность художественного образа.
Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственно го художественного замысла.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи.
Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с по мощью ритма элементов.
Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами
Образы человека в живописи
Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тон кие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы раз личными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве.
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Использование простых форм для создания выразительных образов.
Объем – основа языка скульптуры.
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объема; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.
Синтетичный характер народной культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Разнообразие декоративных форм в природе.
Сказочные образы народной культуры и декоративно прикладное искусство.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий).
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.
Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональные музеи.
Интернациональный язык искусства.
Композиция — основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем
«Земля — наш общий дом».
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.
Использование различных художественных материалов и средств для создания вырази тельных образов природы в рисунке, живописи, аппликации (возможны темы: «Осень в парке», «Осенний лес»).
Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамичные композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов.
Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета
Передача с помощью цветов теплой или холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики и т. д. (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа).
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.
эмоциональных состояниях.
Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом, — «Человек и человеческие взаимоотношения». Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, автопортрета, мамы, солдата Великой Отечественной войны и т. д.). Примерные темы композиций: «Я и моя семья», «Мои друзья» и др.).
Приемы работы различными графическими материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа.
Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, чело века, животного. Примерные задания: образы деревьев — старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое (образы: «Дуб богатырь», «Березка — де вица красавица» и т. п.). Примерные темы композиций:
Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающими природу, человека, животных.
Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр натюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа характера предметов (например, олицетворение предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, царевны, Бабы-яги и т. д.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежды, например платка).
Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве.
Лепка животных, человека, сказочных персонажей.
Прием трансформации объемных форм для создания вырази тельных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими человека, животных, мифологических персонажей.
Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды — «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приемы работы с различными материалами (пластилин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа.
Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объеме или выполнение эскизов на плоскости.
Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (примерные задания: изображение любимой игрушки, иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для куклы или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги, коробочек транспорта, посуды и т. д.). Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий (например, сказочного зоопарка, в котором форма и декор домиков для животных передают черты его обитателя или улицы в Цветочном городе). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.
Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы (с транс портом) с использованием простых геометрических и растительных форм.
Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приема транс формации формы для выразительности характеристики персонажа.
Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик»,
«Снегурочка», «Садко» и др.). Конструирование макета костюма сказочного персонажа.
Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей род ной природы. Создание композиции на тему Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (на примере русского искусства).
Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством, —«Родина моя — Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора.
Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте
Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т. д.).
Изготовление эскизов украшения прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов знаков. Эскизы народных костюмов.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.
Проявления художественной культуры вокруг нас: музеи искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музей и др.).
Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональными музеями. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций.
Произведения разных видов и жанров изобразительных (пластических) искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно прикладное искусство.
Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.
Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
Создавать элементарные ком позиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные со стояния.
Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.
Изображать растения, животных, человека, природу, здания, предметы.
Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Овладевать на практике основами цветоведения.
Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.
Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.
Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.
Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку.
Изображать портреты персонажей
народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу.
Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т. д.
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.
Овладевать приемами работы различными графическими материалами.
Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.
Изображать предметы раз личной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.
Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.
Использовать приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.
Изображать в объеме выразительные образы человека,
литературного персонажа.
Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.
Различать разнообразие форм предметного мира.
Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т. д.
Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.
Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.
Понимать роль художника в театре.
Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов.
Выполнять простые макеты.
Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.
Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях.
Понимать смысл знаков образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.
Наблюдать и передавать в собственной художественно творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.
Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.
Использовать стилизацию форм для создания орнамент
Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России.
Изготавливать эскизы и мо дели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Эмоционально откликаться на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, и выражать свое отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.
Осознавать, что архитектура и декоративно прикладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь человека.
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобрази тельного искусства.
Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам.
Группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру, эмоциональному состоянию.
Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
10.2. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
обучающихся по содержательным линиям (3 класс)
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Обучающийся научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов.
10.3. Учебно-тематический план (3 класс)
№п/п
Тема
Количество
часов.
Проекты
Неурочные
формы занятий
1
Искусство в твоём доме.
8
1
1
2
Искусство на улицах твоего города
7
2
2
3
Художник и зрелище.
11
2
3
4
Художник и музей
8
1
Итого
34
5
7
10.4 Календарно-тематическое планирование (3 класс)
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний
№
п/п
№ по теме
Дата проведения
Тема урока
Неурочные формы занятий
Тип урока
Содержательная линия
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид
контроля
Характеристика учебной деятельности
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Искусство в твоем доме (8 часов)
1
1
5.09
Виды современного декоративно прикладного искусства. Лепка игрушки из пластилина
Творческая мастерская
УИПЗЗ.
Живопись
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы в живописи.
Уч-ся должны творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки.
Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей.
2
2
12.09
Конструкция, форма предметов, украшение посуды. Лепка посуды из пластилина.
УИПЗЗ.
3
3
19.09
Стилизация природных форм. Декор и роспись посуды.
УИПЗЗ
Декоративно-прикладное искусство
Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев.
Уч-ся должны формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные представления, навыки деления на равные части.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Ознакомиться с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом);
определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом - «жостовским».
4
4
26.09
Представления народа женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве. Эскиз платка: для девочки, для бабушки
УИПЗЗ
Декоративно-прикладное искусство
Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве
Уч-ся должны воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Познакомиться с работой художника по тканям - художника декоративно прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни.
5
5
3.10
Способы «набивки» по шаблону, трафарету. Создание орнамента для обоев
УИПЗЗ
Живопись
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы в живописи.
Уч-ся должны овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый - для детской комнаты, столовой; строгий - для кабинета).
6
6
10.10
Приемы работы с бумагой, картоном. Конструирование книжки-игрушки
УИПЗЗ
Художественное конструирование и дизайн
Разнообразие материалов для художественного конструиро-вания и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструиро-вания в моделирования в жизни человека.
Уч-ся должны иметь представление о роли обложки, ее отличии от иллюстраций.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки - раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками.
7
7
17.10
Представление об элементах орнамента, его видах. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам).
УИПЗЗ
Декоративно-прикладное искусство
Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев.
Уч-ся должны учиться самовыражению средствами изобразительного искусства.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Познакомиться с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями;
дать представление об элементах орнамента, его видах;
развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.
8
8
24.10
Проявление художественной культуры вокруг нас. Обобщение пройденного материала по теме: «Искусство в твоём доме»
Урок-выставка
Уч-ся должны научиться выполнять иллюстрации к русским потешкам и изготовить книжку-раскладушку.
Самоанализ своего творчества.
Выставка.
Искусство на улицах твоего города (7 часов)
9
1
31.10
Памятники архитектуры – наследие веков. Рисунок на тему: «Мой город»
Образовательное путешествие
УИПЗЗ
Рисунок
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войны.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
10
2
14.11
Основные элементы паркового искусства. Рисунок на тему:« Парк для сказочных героев»
УИПЗЗ
Декоративно-прикладное искусство
Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев
Уч-ся продолжают овладение навыками рисования, передачи впечатлений, полученных в жизни.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Понимать важность гармонии постройки с окружающим миром
11
3
21.11
Разнообразие материалов для художественного моделирования. Композиция на тему "Парки, скверы, бульвары»
УИПЗЗ
Художественное конструирование и дизайн
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека..
Знание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и реализовывать замысел.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
.
Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что внешний вид здания соответствует жильцу по характеру.
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
Моделировать сказочный город из выбранных самостоятельно материалов и давать оценку итоговой работе.
12
4
28.11
Разнообразие материалов для художественного конструирования Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги
УИПЗЗ
13
5
5.12
Роль художника-дизайнера в городской среде. Оформление витрины любого магазина
УИПЗЗ
Декоративно-прикладное искусство
Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.
Уч-ся должны овладеть навыками оформления нарисованных витрин.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Ознакомиться с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде;
представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы.
14
6
12.12
Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная линии. Рисунок на тему: «Транспорт в городе».
УИПЗЗ
Рисунок Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная линии. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер.
Уч-ся должны учиться умению рисовать сложный объект по уменьшенной модели.
.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Познакомиться с городским транспортом, машинами;
анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих;
представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера;
изображать многофигурные сцены
15
7
19.12
Приёмы рисования сложного объекта по уменьшенной модели. Коллективное панно «Художественный облик моего города»
УОИСЗ
Художник и зрелище (11 часов)
16
1
26.12
Композиция и формы. Рисунок сценки из спектакля.
УИПЗЗ
Художественное конструирование и дизайн
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделиро-вания в жизни человека.
Знание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе.
Самоанализ своего творчества.
Планировать свою работу в группе и реализовывать замысел;
формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом.
17
2
9.01
Приемы работы с различными графическими материалами. Эскиз занавеса, костюма к спектаклю.
УИПЗЗ
Рисунок
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Уч-ся должны учиться умению определять персонажей по силуэтному профилю.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Познакомиться с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром;
овладеть графическими материалами.
18
3
16.01
Объёмное моделирование. Создание макета декораций спектакля.
Проектная деятельность
УИПЗЗ
Художественное конструирование и дизайн
Разнообразие материалов для художественного конструиро-вания и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека
Уч-ся должны учиться умению определять персонажи по силуэтному профилю.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Познакомиться с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром;
использовать творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними.
19
4
23.01
Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладного искусства. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы.
УИПЗЗ
Декоративно-прикладное искусство
Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Овладение основами художественной грамоты: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразитель-ности изобразительных искусств.
Знать отличие кукольного театра от других видов театра, виды кукол.
Уметь выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
.
Систематизировать знания: о работе художника в театре, разнообразии его профессий (гример, костюмер, сценограф, осветитель)
развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер;
моделировать с помощью трансформации природных форм образы людей на плоскости и в объёме.
20
5
30.01
Фактура — средство художественной выразительности в изобразительном искусстве. Изготовление костюма для куклы.
УИПЗЗ
21
6
6.02
Объем — основа языка скульптуры. Сувенирная кукла.
УИПЗЗ
Скульптура
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Наблюдать за пропорциями - тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру;
выполнить изделие из пластичных материалов:
анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.
22
7
13.02
Элементарные приемы работы с различными материалами: Конструирование выразительных острохарактерных масок.
УИПЗЗ
Художественное конструирование и дизайн
Разнообразие материалов для художественного конструиро-вания и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделиро-вания в жизни человека.
Знать историю происхождения театральных масок.
Уметь конструировать маски (трагические и комические) из бумаги.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля;
показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность.
23
8
27.02
Элементарные приемы работы с различными материалами: Изготовление маски.(продолжение работы)
Творческая мастерская
УИПЗЗ
24
9
6.03
Художественный язык плаката Составление эскиза афиши к своему кукольному спектаклю или цирковому представлению
УИПЗЗ
Декоративно-прикладное искусство
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Овладение основами художественной грамоты: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразитель-ности изобразительных искусств.
Уч-ся должны учиться понимать назначение, художественный язык плаката;
понимать значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише.
Уметь создать эскиз афиши к спектаклю.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Познакомиться с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката;
объяснять возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта плаката.
25
10
13.03
Украшение жилища с помощью художественных средств. Коллективное панно «Праздник в городе»
Проектная деятельность
УИПЗЗ
Декоративно-прикладное искусство
Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Выражать намерения через украшения;
участвовать в совместной творческой деятельности;
моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.
26
11
20.03
Обобщение по теме: «Искусство на улицах твоего города». Организация театрализованного представления. Школьный карнавал
Урок-выставка
Виды художественной деятельности
Организация театрализованного представления.
Уметь украсить класс работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства, в разных материалах и техниках.
Защита проектов.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
Художник и музей (8 ч)
27
1
3.04
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Крупнейшие художественные музеи страны.
Образовательное путешествие
УИПЗЗ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения
Уметь рассказывать о музеях;
Знать крупнейшие музеи России.
Представить творческую презентацию по теме, выбранной группой.
Систематизировать знания об архитектуре, музеях; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры; формировать умения рисовать по представлению,
анализировать и преображать форму.
28
2
10.04
Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи. Рисование радостных пейзажей.
УИПЗЗ
Живопись
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Знание понятия «ритм», творчества художников. Умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Определять понятие ритма в природе;
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств;
давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
29
3
17.04
Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи. Рисование грустных пейзажей.
УИПЗЗ
30
4
24.04
Жанр портрета. пропорции фигуры и лица человека Изображение портрета современника.
УИПЗЗ
Рисунок
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки, тушь и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Умение различать основные и составные цвета; сравнивать различные знать виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Ознакомиться с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды;
развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.
31
5
8.05
Жанр натюрмортов Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению.
УИПЗЗ
Живопись
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Знать, что такое натюрморт, основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные или гуашевые краски.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности.
32
6
15 05
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории )
УИПЗЗ
Знание средств выразительности. Умение применять средства выразительности: работать в группе, использовать художественные материалы.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Участвовать в обсуждении содержания и средств выразительности;
понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
33
7
22.05
Объем — основа языка скульптуры. Лепка фигуры человека или животного (в движении)
УИПЗЗ
Скульптура
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Знать разнообразие материалов, особенности парковой скульптуры.
Уметь лепить фигуру человека или животного в движении.
Уметь передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела.
Самоанализ своего творчества.
Расширить представления о работе скульптора;
развивать умение уловить пластику человеческого тела в объеме, компоновать части в единое целое;
формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру.
34
8
29.05
Обобщение по теме: « Художник и музей» .Художественная выставка изделий.
Урок-выставка
Художественное конструирование и дизайн
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства: ведущих художественные музеев России: художников.
Умение высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно - прикладного искусства.
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средства;
обобщить свои знания использовать свои знания в выражении своих ответов.
10.6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические пособия
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразват. организаций/Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.: под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013 – 141с.
Печатная продукция
1. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по изобразительному искусству.
2. Портреты художников.
Технические средства обучения
Магнитная доска
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Ученические столы двуместные.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ