Твоя роль в обществе, 5 класс
МОУ «СОШ с. Березина Речка Саратовского района
Саратовской области»
Классный час
Твоя роль в обществе
для 5 класса
по программе
Г. К. Селевко
Учитель: Пономарёва Т. Ю.
Цель: продолжить формирование способностей самооценки личности, самопознания и самоопределения в обществе
Я – такой же, как вы.
Я – такой же прохожий.
Я – такой, как и все,
Ни на кого не похожий!
Р. Быков
Когда человек только появляется на свет, его уже ждут: мама, папа, бабушки и дедушки, врачи и медицинские сестры. Только что родившийся человек мал, беспомощен, он зависит от этих людей.
Сначала ребёнок видит только маму, потом маму и папу, других членов семьи. Это общение с окружающими по мере роста ребёнка всё расширяется и расширяется. Детский сад — это уже целая группа сверстников, школа — одноклассники, учителя, другие взрослые. Человек растёт, он уже не беспомощен и может сам оказать помощь (например, заболевшему скворцу
или котёнку). У человека появляются друзья во дворе, где он живёт, одноклассники. В этих отношениях с окружающими людьми (социальных связях) человек и проявляет свою личность, своё Я. Человек представляет из себя не что иное, как сумму, совокупность всех его связей и отношений с окружающими людьми (социальных связей). Какими вы предстаёте в этих отношениях, такая вы и личность.
Задание учащимся:
Сделайте рисунок по схеме, в центре которого изобразите условно себя, а на периферии, по лучам напишите, с кем вы видитесь, разговариваете, переписываетесь и т.д.
родители родственники друзья знакомые одноклассники Другие взрослые ………………………..
Расскажите о людях, которые вам запомнились и которые много значат в вашей жизни.
Каждому человеку в жизни приходится выполнять множество различных ролей.
Задание учащимся:
(двое работают у доски)
н Я жизненные роли
Сын (дочь)
Брат (сестра)
Внук (внучка)
Учащийся
Мальчик (девочка)
Член кружка, секции
Одноклассник
И т. д.
В жизни постоянно возникают ситуации, в которых вам приходится делать выбор: как поступить, куда пойти, с кем дружить, кому помочь, к кому обратиться за помощью и т. д. При этом надо принять правильное решение, чтобы получить лучший результат, выигрыш, выгоду.
Вот тут –то и поможет вам знание о себе.
. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
«Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»
Сервантес
Давайте проверим, насколько вы внимательны к своим близким.
Тест для учащихся
(+ или -)
Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке, внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным?
Бывают ли случаи, что родители заняты какой – то большой работой (генеральная уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в гости к друзьям, «чтобы не крутился под ногами»?
Если осмотреть твою комнату внимательно, можно ли увидеть там вещи, которые лежат не на своём месте?
Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, братьев или сестёр?
Известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести её?
Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь ещё какую – нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол, а ты ещё всю обувь в порядок привёл)?
Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
Если родители собрались в гости, выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять тебя с собой)?
К вам пришли взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким –то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговоры?
Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимание?
Если ты хороший сын или дочь, знаки у тебя должны стоять такие:
+ - - + + + + - - -
Если картина получилась совсем противоположной, тогда надо всерьёз задуматься, каким ты растёшь человеком.
Класс делится на группы. Каждая группа получает своё задание
Отметьте черты вежливого человека
Грубость
Доброжелательность
Бескорыстность
Агрессивность
Чуткость
Невнимательность
Уважительность
Эгоизм
Скромность
Лживость
Отметьте черты тактичного человека
Внимание к людям
Раздражительность
Чуткость
Нетерпеливость
Умение слушать других людей
Самолюбие
Хвастливость
Умение понять других людей
Высокомерие
Самокритичность
Что можно отнести к хорошим манерам?
Доброжелательные отношения между людьми
Употребление «крепких» выражений
Развязанность в поведении
Сдержанность
Деликатность
Грубость
Избыточная жестикуляция
Контроль за своими поступками
Привычка громко говорить
Недоброжелательность к окружающим
Отметьте черты культурного человека
Соблюдение основных норм этикета
Грубость
Умение правильно вести себя не только в школе, ни и дома
Скромность
Сознание своего превосходства
Дисциплинированность
Пунктуальность
Самолюбие
Умение вести себя за столом
Умение слушать собеседника
Давайте попробуем сдать экзамен вежливости
№ 1
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
№ 2
В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал» «Здравствуйте, Наталья Сергеевна»
Какая при этом допущена ошибка? А может быть всё в порядке?
№ 3
Алёша решил после уроков пригласить своих одноклассников к себе домой.
А мама ругаться не будет? – спросили ребята.
Ну что вы! Она у меня не такая!
Мальчикам открыла мама Алёши. Она была в стареньком фартуке, в руках мокрая тряпка, в ванной гудела стиральная машина. Всем стало неловко.
Кто в этом виноват? Как надо было поступить?
№ 4
В автобусе рядом сидят мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подошла женщина с ребёнком на руках. Кто должен предложить ей место? Как вы считаете?
№ 5
Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?
№ 6
К старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: "Посмотрите, какая у меня в зубе дырка". И показал. Сестра меня потом чуть не съела, мама жаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал?
№ 7
Вот если тебе принесли подарок, такой, завёрнутый, можно ли его развернуть и посмотреть? Я читала, что можно, а бабушка говорит, что нельзя, ты тем свою жадность показываешь. Так что же смотреть или не смотреть?
№ 8
Правда ли, что если кто чихнёт, нельзя говорить «будьте здоровы?» А многие говорят… А если нельзя говорить это, то что можно?
Необитаемый остров
Давайте посмотрим, как вы умеете друг с другом общаться, взаимодействовать, договариваться.
Представьте, что сейчас ваша группа отправляется на необитаемый остров и вам можно взять только 4 любых вещи. Пусть каждый из вас нарисует одну вещь, которая вам будет необходима. Объясните свой выбор.
Булат Окуджава
Пожелание
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты….
Добрые слова
Пусть каждый из вас постарается сейчас найти для своего соседа по парте добрые, приветливые слова и подарить приготовленные сувениры
В заключении все вместе поют песню:
Мои друзья
Если с другом вышел в путь 2 раза Разберём с друзьями.
Веселей дорога
Без друзей меня чуть – чуть 2 раза Припев: (повторяется 2 раза)
А с друзьями много.
На медведя я друзья 2 раза
Припев: (повторяется 2 раза) Выйду без испуга,
Что мне снег, что мне зной, Если с другом буду я 2 раза
Что мне дождик проливной, А медведь без друга.
Когда мои друзья со мной
Припев: (повторяется 2 раза)
Там, где трудно одному 2 раза Повторяется 1 куплет
Справлюсь вместе с вами.
Где чего –то не пойму 2 раза
ЛИТЕРАТУРА:
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под редакцией Е.Н.Степанова. «Сфера», Москва, 2001.
Воспитательная система сельской школы. Под редакцией Е.Н.Степанова. Псков. 1997.
Познай себя Г. К. Селевко М, 1996
“Классное руководство”. Настольная книга учителя Н.Е.Щуркова. М., 2000
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ