Учебный проект «Таинственный язык красносёлов»

Учебный проект

«Таинственный язык красносёлов»

Миронова Светлана Борисовна,

учитель русского языка и

литературы

МОУ «Красносельская СОШ»

Арзамасского района Нижегородской обл.

Образованный человек в XXI веке – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации.

Научить искать нужную информацию, вычленять и усваивать необходимые знания из информационного поля, совершенствовать способность и готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации – основные задачи проектной деятельности.

Практика показывает, что систематическая проектная деятельность учащихся дает качественный скачок в освоении любого программного материала, т.к. учит практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых ситуациях.

Особенный эффект даёт проектная технология на основе краеведческого материала, так как позволяет решать проблемы образования и воспитания в комплексе. Предлагаю проследить это взаимодействие на основе описания проекта «Таинственный язык красносёлов», цель которого - познакомить учащихся с диалектными словами на основе местного «матрайского» (красносельского) языка,

Работа над этим проектом, осуществлённом в 6 классе, началась с предварительного этапа. За неделю до предполагаемого изучения темы «Диалектные слова» в уголке русского языка в кабинете в рубрике «В помощь учебнику» появляются следующие предложения: «Еле увандаем ходым. Сумарю араясь, не дякают. Ярга скедная.» Кто-нибудь из детей обязательно обращает на них внимание и под руководством учителя начинает искать им объяснение, используя дополнительную информацию. На уроке, посвящённом диалектным словам, ребята рассказывают о том, что эти слова, которые заинтересовали класс, часть «матрайского» (красносельского) языка и обозначают они: «Еле уносим ноги. Хлеба нет, не дают. Жизнь плохая». Учащиеся сообщают, что причина возникновения языка – создание в селе валяльного и шерстобитного промысла (изготовление валенок и изделий из шерсти). Кустарям язык служил одним из способов охраны их профессиональных секретов и средством самозащиты в условиях бродячей жизни на чужбине, а также на войне, в плену и в отношениях с властями (солдаты использовали тайный язык в письмах домой).

Обычно шестиклассники бывают поражены тем, что их предки создали свой язык, и тем, что сами не раз ещё слышат необычные слова в речи односельчан. Так начинается исследование, остались ли матрайские слова в речи наших современников. Ребята, разделившись на группы, брали интервью у разных людей: бабушек, дедушек, родственников, родителей, одноклассников и друзей, записывая их на диктофон. Затем анализировали и систематизировали языковой материал под руководством учителя, так как навык самостоятельной работы развит у шестиклассников недостаточно.

Представление результатов проектной деятельности шестиклассников происходит на уроке, посвященном обобщению знаний способов образования слов в русском языке.

Ребята в соответствии с выбранными ролями (командира, его помощников, журналистов, оформителей) рассказывают о том, как они построили исследование речи своих современников, с какими людьми общались. Подробно описывают интересные встречи, необыкновенные ситуации, делятся своими впечатлениями о работе, демонстрируют продукт проектной деятельности – толковый словарь «Красносельские диалекты», объясняя значения самых интересных слов. Например:

Айди – иди

Арась - нет

Аршенка – девчонка

Бусенник – мелкий дождь

Вершить – понимать

Галика – молоко

Гришка – луковица (лук)

Дякать - дать

Кашир – вино

Кодыги – ноги

Комлюха – голова

Ласенький – маленький

Ловака – лошадь

Мат – сени

Матрить - смотреть

Носары – деньги

Покряли – пошли

Рым – дом

Сак – пальто

Скедный – плохой

Скафы – штаны

Скребни – валенки

Сумарь – хлеб

Турыжник – работник

Увандать - уносить

Улепы – глаза

Ходыги - ноги

Хрутец – отец

Хрутка – мать

Цуз – мужчина

Шибарга – женщина

Юсарги – деньги

Ярга - жизнь

В итоге ребята приходят к выводу, что матрайские слова остались в речи людей старшего поколения, но их употребление незначительно.

Далее учитель подводит итог проектной деятельности учащихся, отмечая, что тайны языка красносёлов ещё не все разгаданы, и предлагает доказать это обратившись к морфемному и словообразовательному анализу некоторых «матрайских» слов. В результате работы учащиеся приходят к выводу, что лексика ограниченного употребления, как бы необычна она ни была, подчиняется законам языкознания, являясь неотъемлемой частью языковой системы.

Работа над проектом «Таинственный язык красносёлов» позволяет воспитывать у детей интерес к народному словотворчеству, культуре родного села, способствует формированию толерантности, уважения к окружающим и самоуважения, воспитывает чувство патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому родины. Шестиклассники не только приобрели глубокие фактические занятия по учебной теме, но и были вовлечёны в мыслительную деятельность путём самостоятельной работы, смогли преодолеть коммуникативный барьер, уверенность в своих силах

Реализация проекта «Таинственный язык красносёлов» позволила ребятам подробнее познакомиться с историей родного села, с традициями его жителей. Учащиеся научились ценить слово, внимательно относиться к тому, что сам говоришь и что говорят тебе. Дети на практике убедились, что русский язык – это интересный и увлекательный предмет.















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ