Урок «Это мой день» в рамках психологической подготовки к экзаменационным испытаниям
Государственное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
Региональный социопсихологический центр г. Самара
Урок «Это мой день»
в рамках психологической подготовки к экзаменационным испытаниям
с использованием метафорических карт «Пути – дороги»
подготовили
педагоги-психологи РСПЦ г. Самара
Сорокина Наталья Борисовна,
Погаратая Ирина Александровна
г. Самара
2014
Метафорические карты используются в психологии уже более 30 лет. Первая колода была создана канадским профессором Эли Раманом. Интересно, что профессиональная принадлежность этого человека не касалась психологии, а относилась к области искусствоведения.
Карты представляют из себя набор картинок (фотографий, иллюстраций) на определенную тему. Особенность карт состоит в том, что за каждой из них не закреплено какое-либо значение. Наоборот, метафорическая ассоциация рождается у каждого человека индивидуально. Одно и то же изображение рождает совершенно разные образы у разных людей. Так дорога и крутой поворот может у одного человека ассоциироваться с трудностями, а у другого – с новыми возможностями.
В настоящее время существуют различные наборы таких карт. Нами в уроке были использована колода «Пути-дороги». Выбор был обусловлен тем, что, по мнению авторов колоды Г. Кац и Е. Мухаматулиной, «..карты дают возможность работать с образами движения, устремления, скорости, достижения цели, запретов и идеалов».
Экзамен это поворотный пункт в жизни человека. Это определенный период, стимулирующий выпускника применить все накопленные знания, умения, компетенции, навыки, личностного и знаниевого характера. Неготовность учащегося к ситуации экзамена не позволяют раскрыть свой потенциал полностью. Проблема заключается в том, что чаще всего предэкзаменационная тревожность носит общий, недифференцированный характер. Выпускники определяют свое состояние так: «Мы боимся, уже даже не знаем чего». Поэтому психологические службы школ проводят предэкзаменационную подготовку, которая включает в себя различные виды работ.
В нашей школе курс подготовки носит системный характер, охватывающий всех субъектов образовательного пространства и состоит из следующий направлений:
Психологическая подготовка к экзаменам
Работа с педагогами Работа с учащимися Работа с родителями
Урок, с использованием метафорических карт, включен в практическую часть занятий с учащимися.
Цель: осознание предэкзаменационных переживаний и их проживание.
План урока
1 упражнение «Экзамен. Что это за штука и с чем ее едят?»
Цель: актуализация представлений об экзамене.
Участникам предлагается вытянуть любую карту из колоды и не смотреть на нее пока не подойдет очередь говорить.
Участники по кругу открывают карту и глядя на нее сообщает о своем представлении об экзамене (и как оно похоже или не похоже на картинку), о том что может с ними произойти в ходе этого мероприятия. Представления рождаются в ходе потока свободных ассоциаций, что позволяет затронуть даже те слои, которые ребенок мог не осознавать.
2 упражнение «Цепочка событий»
Цель: включение экзамена в последовательную цепь событий, включая механизмы причинности и следствия,
Разбиваемся на группы. Каждый вытягивает карточку со словом. Необходимо разложить карточки в той последовательности, в которой ребята хотели бы видеть процесс экзамена (возможно включение промежутков «до» и «после»).
Психолог резюмирует получившиеся цепочки, добавляя в них объективные знания об экзамене, заостряя внимание на моментах, вызывающих повышенное напряжение (возможно включение дополнительных упражнений из телесно-ориентированной терапии, обучение дыхательным техникам и пр.)
3 упражнение «Проблема-решение»
Цель: определение круга потенциальных проблем в ходе экзамена, принятие ответственности за вероятность их возникновения, определение путей превентивного решения и поиска решения ситуации, возникшей в реальном времени, определение причинно-следственных связей.
В кругу называем возможные кризисные ситуации, которые могут возникнуть в ходе экзамена (педагог записывает их на доску). Разбиваемся на группы по количеству ситуаций (в группу входят ребята, для которых данная ситуация наиболее актуальна). На листе бумаги пишем выбранную кризисную ситуацию, с которой будем работать. Каждый член группы берет 3 карты. Задача группы разложить карты по схеме:
- Проблема
- Причины
- Чему учит (какой урок преподносит)
- Как можно избежать \ решить проблему.
В случае если подходящих карт нет, то можно сходить в другие группы и поменяться или поискать в оставшейся колоде.
Затем каждая группа делиться результатами работы.
4 упражнение «Расширение»
Цель: расширение представлений о процедуре экзамена, прорисовывание внутренних представлений об этом событии, расширение «горизонта» события.
Каждый участник вытягивает карточку, кладет ее на лист бумаги на «правильное» место (вверху, внизу, в центре и т.д.) и дорисовывает картину на тему «Экзамен». Участники могут объединяться в группы, в случае, если их понимание об экзамене совпадает.
5 упражнение «Чемодан пожеланий»
Цель: рефлексия занятия, создание позитивного настроения.
Ведущий передает колоду человеку, сидящему справа от себя. Человек берет любую карту и говорит пожелание всем участникам на экзамене, связанное с изображением на карте.
Урок дает возможность не только актуализировать и дифференцировать свои чувства и эмоции, но и увидеть другие варианты их существования, что помогает пережить чувство сопереживания, почувствовать дружеское плечо.
А вместе бояться – не страшно!
Список использованной литературы
1. Г.Кац, Е.Мухаматулина, « Пути-дороги. Метафора жизненного пути» – Издательство «Генезис», 2013.
2. Г. Кац. «Метафорические карты. Руководство для психолога», Изд-во «Генезис», 2013
3. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ Издательство: Генезис Год: 2009г
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.oh-cards.ru/price/product/view/1/18 Клубника за окном, Вальтрауд Киршке
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ