Урок «Это мой день» в рамках психологической подготовки к экзаменационным испытаниям

Государственное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

Региональный социопсихологический центр г. Самара










Урок «Это мой день»

в рамках психологической подготовки к экзаменационным испытаниям

с использованием метафорических карт «Пути – дороги»







подготовили

педагоги-психологи РСПЦ г. Самара

Сорокина Наталья Борисовна,

Погаратая Ирина Александровна









г. Самара
2014

Метафорические карты используются в психологии уже более 30 лет. Первая колода была создана канадским профессором Эли Раманом. Интересно, что профессиональная принадлежность этого человека не касалась психологии, а относилась к области искусствоведения.

Карты представляют из себя набор картинок (фотографий, иллюстраций) на определенную тему. Особенность карт состоит в том, что за каждой из них не закреплено какое-либо значение. Наоборот, метафорическая ассоциация рождается у каждого человека индивидуально. Одно и то же изображение рождает совершенно разные образы у разных людей. Так дорога и крутой поворот может у одного человека ассоциироваться с трудностями, а у другого – с новыми возможностями.

В настоящее время существуют различные наборы таких карт. Нами в уроке были использована колода «Пути-дороги». Выбор был обусловлен тем, что, по мнению авторов колоды Г. Кац и Е. Мухаматулиной, «..карты дают возможность работать с образами движения, устремления, скорости, достижения цели, запретов и идеалов».

Экзамен это поворотный пункт в жизни человека. Это определенный период, стимулирующий выпускника применить все накопленные знания, умения, компетенции, навыки, личностного и знаниевого характера. Неготовность учащегося к ситуации экзамена не позволяют раскрыть свой потенциал полностью. Проблема заключается в том, что чаще всего предэкзаменационная тревожность носит общий, недифференцированный характер. Выпускники определяют свое состояние так: «Мы боимся, уже даже не знаем чего». Поэтому психологические службы школ проводят предэкзаменационную подготовку, которая включает в себя различные виды работ.

В нашей школе курс подготовки носит системный характер, охватывающий всех субъектов образовательного пространства и состоит из следующий направлений:


Психологическая подготовка к экзаменам



Работа

с педагогами

Работа

с учащимися

Работа

с родителями




Урок, с использованием метафорических карт, включен в практическую часть занятий с учащимися.

Цель: осознание предэкзаменационных переживаний и их проживание.

План урока

1 упражнение «Экзамен. Что это за штука и с чем ее едят?»

Цель: актуализация представлений об экзамене.

Участникам предлагается вытянуть любую карту из колоды и не смотреть на нее пока не подойдет очередь говорить.

Участники по кругу открывают карту и глядя на нее сообщает о своем представлении об экзамене (и как оно похоже или не похоже на картинку), о том что может с ними произойти в ходе этого мероприятия. Представления рождаются в ходе потока свободных ассоциаций, что позволяет затронуть даже те слои, которые ребенок мог не осознавать.

2 упражнение «Цепочка событий»

Цель: включение экзамена в последовательную цепь событий, включая механизмы причинности и следствия,

Разбиваемся на группы. Каждый вытягивает карточку со словом. Необходимо разложить карточки в той последовательности, в которой ребята хотели бы видеть процесс экзамена (возможно включение промежутков «до» и «после»).

Психолог резюмирует получившиеся цепочки, добавляя в них объективные знания об экзамене, заостряя внимание на моментах, вызывающих повышенное напряжение (возможно включение дополнительных упражнений из телесно-ориентированной терапии, обучение дыхательным техникам и пр.)

3 упражнение «Проблема-решение»

Цель: определение круга потенциальных проблем в ходе экзамена, принятие ответственности за вероятность их возникновения, определение путей превентивного решения и поиска решения ситуации, возникшей в реальном времени, определение причинно-следственных связей.

В кругу называем возможные кризисные ситуации, которые могут возникнуть в ходе экзамена (педагог записывает их на доску). Разбиваемся на группы по количеству ситуаций (в группу входят ребята, для которых данная ситуация наиболее актуальна). На листе бумаги пишем выбранную кризисную ситуацию, с которой будем работать. Каждый член группы берет 3 карты. Задача группы разложить карты по схеме:

- Проблема

- Причины

- Чему учит (какой урок преподносит)

- Как можно избежать \ решить проблему.

В случае если подходящих карт нет, то можно сходить в другие группы и поменяться или поискать в оставшейся колоде.

Затем каждая группа делиться результатами работы.

4 упражнение «Расширение»

Цель: расширение представлений о процедуре экзамена, прорисовывание внутренних представлений об этом событии, расширение «горизонта» события.

Каждый участник вытягивает карточку, кладет ее на лист бумаги на «правильное» место (вверху, внизу, в центре и т.д.) и дорисовывает картину на тему «Экзамен». Участники могут объединяться в группы, в случае, если их понимание об экзамене совпадает.

5 упражнение «Чемодан пожеланий»

Цель: рефлексия занятия, создание позитивного настроения.

Ведущий передает колоду человеку, сидящему справа от себя. Человек берет любую карту и говорит пожелание всем участникам на экзамене, связанное с изображением на карте.


Урок дает возможность не только актуализировать и дифференцировать свои чувства и эмоции, но и увидеть другие варианты их существования, что помогает пережить чувство сопереживания, почувствовать дружеское плечо.

А вместе бояться – не страшно!


















Список использованной литературы

1. Г.Кац, Е.Мухаматулина, « Пути-дороги. Метафора жизненного пути» – Издательство «Генезис», 2013.

2. Г. Кац. «Метафорические карты. Руководство для психолога», Изд-во «Генезис», 2013

3. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ Издательство: Генезис Год: 2009г



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.oh-cards.ru/price/product/view/1/18 Клубника за окном, Вальтрауд Киршке


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ