Урок культуры речи «Доброе слово – что ясный день» 8 Класс
МОУ СОШ с УИОП пгт НАГОРСК
Урок культуры речи в 8 классе
«Доброе слово – что ясный день»
Урок разработала и провела
учитель МОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск
Дымова Людмила Владиславовна.
Задачи: образовательная – учить правильному общению;
развивающая – развитие компетентностей: предметных: коммуникативной, культуроведческой; ключевых: рефлексивной, информационной, коммуникативной, технологической, проектной, социальной;
воспитательная: воспитание доброго отношения к своим родным, одноклассникам, чужим людям.
Тема нашего урока – «Доброе слово – что ясный день».
Эпиграфом я выбрала древнерусский афоризм «Ничто так не ободряет человека, как доброе слово».
- Что значит для вас « доброе слово»?
Ответы: - вежливое
-слово поддержки
- комплимент
- доброжелательное
- одобрительное
- уважительное
- приветливое
- любезное
- Все люди на свете испытывают потребность в общении. А где нужно прежде всего учиться общению? (В семье).
- Не подлежит сомнению тот факт, что член семьи, умеющий общаться с родными, почти застрахован от всякого рода оплошностей в общении с посторонними, поскольку он привык следить за собой и своими словами.
Грубое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит ваших родных, и если грубость становится нормой, в семье наступает разлад. В общем, в отношениях с близкими необходимо соблюдать те же правила, что и в отношениях с чужими людьми.
- Найдите ошибки, допущенные ребятами в следующих репликах:
Мама, накорми меня, я очень голодный! (Отсутствует слово «пожалуйста»).
Мама, я поел и побежал на тренировку. (Отсутствует слово «спасибо»).
- Многие не считают нужным загружать свою речь подобными выражениями. Подсчитайте, сколько раз в день вы произносите слова благодарности своим близким. Восточные мудрецы считают, что вежливость продлевает человеку жизнь, поэтому не забывайте почаще благодарить своих родителей и друзей.
- Давайте учиться благодарить. За что мы должны благодарить? Поблагодарите родных или одноклассников за что-нибудь. (Учащиеся приводят слова благодарности).
А теперь мы поговорим о приветствии. Здесь нужно знать несколько правил, прочитаем их в карточке (карточки лежат на каждой парте).
Карточка.
- Здороваясь, вежливый человек не должен цедить сквозь зубы: «здрасьте».
- Здороваясь, мы приветствуем другого человека и на самом деле желаем ему здоровья. Не стоит хмуро сдвигать брови и произносить приветствие куда-то в сторону или бурчать себе под нос.
- Тот, кому адресовано приветствие, должен видеть твоё расположение. Произнося приветствие, не забудь улыбнуться. Тебе тоже ответят улыбкой.
- Некоторые мальчишки говорят друг другу при встрече вместо «здравствуй» «здорово» или «привет». Конечно, такая форма приветствия допустима, но среди множества вариантов это не самое удачное и красивое приветствие. Всегда можно подобрать что-нибудь другое.
- Приветствуя кого-нибудь, не стоит излишне жестикулировать.
- Девочкам не следует забывать, что пожимать при встрече руку должны только мужчины. Для девушки будет достаточно лёгкого кивка головой.
- Прощаясь, не стоит бросать в спину уходящему знакомому или приятелю «пока», нужно обязательно сказать «до свидания». При этом нужно смотреть в лицо человеку, с которым прощаешься.
- Здороваться и прощаться со взрослыми ребята должны первыми.
- При этом необходимо следить за мимикой. Если ты будешь корчить рожи или гримасничать, вряд ли в следующий раз с тобой захотят общаться.
- Не стоит также излишне злоупотреблять словами благодарности. Если ты через каждое слово будешь говорить «спасибо», «благодарю вас», «весьма признателен» это будет выглядеть слишком неискренне и наигранно. Вполне достаточно искренне поблагодарить за оказанную услугу.
Пословицы
- Слово пуще стрелы разит.
- Доброе молчание лучше худого ворчанья.
- Слово не обух, а от него люди гибнут.
- Лучше недосказать, чем пересказать.
- Кто языком штурмует, не много навоюет.
- Лишнее говорить – себе вредить.
- От одного слова – да на век ссора.
- За худые слова слетит и голова.
- Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
- Слово выпустишь, так и крючком не втащишь.
- Кстати промолчать – что большое слово сказать.
- От приветливых слов язык не отсохнет.
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- Ветер головы разрушает, а слово – народы поднимает.
Не забывайте, что доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь. Всё это метко подметил поэт В. Боков:
Друзья мои, внушайте людям веру.
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру.
Продляйте добрым словом жизнь людей!
Людям приятно, когда о них говорят хорошо или то, что они хотели бы о себе услышать. Говорите побольше любезностей, приятных слов, делайте комплименты.
- Итак, что такое комплименты? (Красивые и приятные слова в адрес других).
- Хороших слов заслуживает каждый. За что можно хвалить? (Учащиеся называют: за красивую одежду, причёску, серёжки, за сообразительность, за умение вовремя оказать поддержку, за способности…).
- Старайтесь говорить приятные вещи не только когда требует обстановка, но и тогда, когда внутри тебя вспыхивает восхищение: это будут самые удачные комплименты, самая искренняя похвала.
Говорить приятные слова очень тяжело, язык почему-то не ворочается – и упускается нужный момент. Умение говорить красиво и к месту приходит со временем или не приходит никогда. Если вам поручают сказать поздравительные или приветственные слова, не отказывайтесь и не ссылайтесь на неумение. Всему когда-нибудь приходит время научиться, и чем раньше, тем лучше.
- А теперь давайте говорить друг другу комплименты. Обращаясь к человеку, называйте его по имени. Помните: имя – самое любимое слово человека. (Мальчики говорят девочкам приятные слова, девочки благодарят за комплимент).
- Конечно же, общение приносит радость всем. Общаясь с людьми, мы чаще всего с готовностью откликаемся на просьбу друга помочь ему в чём-то. Чаще всего эти просьбы нас абсолютно не затрудняют, не утруждают, и мы соглашаемся с готовностью. Но вот друг попросил о чём-то в очередной раз, а нам захотелось сказать «нет», но, побоявшись его обидеть, мы согласились. В другой раз, в третий… И вдруг вы ловите себя на мысли, что совсем разучились произносить это коротенькое слово. И вы ещё не осознаёте, к каким последствиям это может привести.
Вы должны уметь постоять за свои интересы, просто сказав «нет». Если вы не можете произнести это коротенькое слово тогда, когда захотите произнести его, вы теряете контроль над своей жизнью. Вы начинаете совершать поступки, при которых перестаёте себя уважать. Вы настолько отягощены деланием того, что не желаете делать, что у вас не остаётся ни сил, ни времени делать то, что вы желаете делать.
Постоянно позволяя себя эксплуатировать, вы копите обиды на людей. Иногда после очередного «да» вы взрываетесь, но взрыв этот вызван не конкретным «да», а сотнями предыдущих.
- И сейчас вы узнаете, в какой форме можно сформулировать отказ и как сказать человеку «нет», когда вы этого захотите.
Я зачитаю описание нескольких ситуаций и задам вопросы к каждой из них, а вы напишете свой ответ. Он должен быть метким и кратким, но особенно важно, чтобы он начинался со слова «нет».
- Одноклассник просит в столовой одолжить мелочь на булочку. Но он вечно просит об этом и никогда не возвращает деньги. «У меня нет мелочи. Дай 50 копеек». Как отказать ему?
- Вы дежурите по классу вместе со своей подругой. Она просит отпустить её – её срочно позвал учитель. Казалось бы, нет проблем. Но она всю четверть увиливает от дежурства под самыми благовидными предлогами. Как сформулировать отказ? (Учащиеся отвечают, ответы обсуждаются, отмечаются достоинства и недостатки формулировок).
Как видим, сказать слово «нет» достаточно непросто, особенно, если не хотим, чтобы на нас обиделись. Можно воспользоваться некоторыми готовыми ответами применительно к конкретной ситуации.
Запись в тетрадь: Запомните несколько форм отказа:
- Нет, я не могу сделать это. У меня на этот день другие планы.
- Нет, сегодня мне не хочется, я бы предпочёл…
- Нет, для меня это невозможно, попроси кого-нибудь другого.
- Нет, это не входит в круг моих обязанностей.
- Нет, курить я не буду – не хочу, чтобы от меня был запах грязной пепельницы.
- Нет, я слишком себя уважаю, чтобы опуститься до…
- Давайте попробуем прорепетировать формулировки отказа. Ситуации будут разные: от простых до сложных. Итак…
- Подруга просит одолжить на дискотеку новое платье. Оно ей очень к лицу, и ей обязательно нужно хорошо выглядеть, чтобы понравиться мальчику. У вас в руках просто её судьба. Как вы откажете?
- Летом в лагере вы научились неплохо танцевать и хотите на дискотеке продемонстрировать это. Но вам кажется, что девчонки начнут хихикать. Вы делитесь сомнениями с одноклассниками, и они предлагают выпить немного вина – ну просто, чтобы расслабиться, чтобы нипочём были все насмешливые взгляды. Как вы сформулируете отказ?
-Вы, конечно же, можете вспомнить не одну подобную ситуацию. Разделитесь по группам и предложите друг другу подобные задания (групповая форма работы).
- Итак, надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы убедились, что коротенькое слово «нет» может решить важные для вас проблемы.
- Ну а теперь мы обратимся к народной мудрости: к пословицам. (Смотри карточку). Прочитайте пословицы и объясните их значение.
Делаем выводы по уроку. Давайте вспомним, что мы сегодня делали на уроке?
- А для чего это мы делали? (Чтобы уметь общаться с людьми).
- А для чего человеку нужно общение? (Чтобы жить).
- Значит, что человеку жизненно необходимо? Вспомните тему урока. (Доброе слово).
- Значит «доброе слово» теперь может иметь для нас другое значение. Какое?
- Доброе слово – это наша долгая и счастливая жизнь.
- Помните об этом, говорите только хорошие, добрые слова и живите долго и счастливо.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ