Урок на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ"

Формирование положительной мотивации учения подростков

Основные характеристики подросткового возраста:

  • Желание ребенка принять на себя обязанности и права взрослых.

  • Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.

  • Обидчивость, озлобленность, раздраженность (особенно у подростков в тяжелой жизненной ситуации).

Напряженные отношения со взрослыми, избегание общения с ними, отдавая предпочтения сверстникам возникают в случаях, когда взрослые не готовы относиться к подростку как к самостоятельному, взрослому человеку, уважая его взгляды и чувства.

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми. В доверительном общении со взрослыми важным становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я». Доверие к взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу.

Для того чтобы понять причину агрессивного или отстраненного поведения подростка нужно быть в курсе его дел и переживаний. Общаясь с подростком, вы погружаетесь в его внутренний мир. Поэтому старайтесь вызвать его на разговор и внимательно слушайте, что он будет вам рассказывать. Найдите точки соприкосновения. Поверьте, если хорошо поискать то вы обязательно найдете те интересы, которые вас объединят (новости моды или  особенности макияжа)

Подросток не терпит давления взрослых в свою сторону, на это он реагирует агрессией или избеганием.

Для педагогов важным является своевременное и умелое применение воспитательных мер воздействия на подростков, чтобы устранить их трудновоспитуемость. Имеющиеся приемы воздействия всегда должны быть соотнесены: а) с ситуацией воздействия, б) с состоянием подростков, в) с его индивидуальными особенностями.

Ниже приводятся основные приемы вместе с описанием условий деятельности и ситуаций, где действие представляется наиболее рациональным.

ПООЩРЕНИЕ. В самом начале общения с подростком, которого признают «трудным», постарайтесь дать ему возможность проявить себя и рационально поддержать его успешные действия. Педагогу целесообразно также использовать преимущество нового для него человека, которого подросток возможно уже наблюдает и в известной степени испытывает. Новый человек представляет для него возможность действовать иным образом и, в частности, так, чтобы были о нем новые впечатления. Как правило, он пытается себя показать в новом, лучшем свете, он создает о себе положительное впечатление и совершает положительные действия. Возможно также и то, что он подчеркивает такие действия и специально их выделяет.

АВАНСИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. В этом случае подросток чувствует, что дорожит мнением и оценкой человека. Это происходит и в том случае, когда у подростка установились с наблюдающим его педагогом доверительные отношения. Это значимо в начальной стадии общения, когда подросток остро испытывает дефицит положительного суждения о себе.

КОНСТАТАЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ПОСТУПКА. В ситуации, когда у подростка происходит колебание относительно оценки своей виновности, он практически желает обвинить в происшедшем обстоятельства. Иногда он сомневается относительно того, является ли его действие нарушением не только порядка, но и норм права. Прием применяется и в том случае, когда он пытается или перед всеми оправдываться, или изобразить действия обычными и типичными для большинства. Такая мера, вполне может быть рациональной, если будет осуществлена тщательная подготовка.

ОСУЖДЕНИЕ. Этот прием, в отличие от предыдущего, рассматривается не только как констатация факта (поступка или проступка). Он должен вести к формулировке заключительного акта - признания своих действий неверными. Важно, чтобы это заключение было принято. Но это согласие не должно быть тем, которое направлено только на прекращение дела. Ограничение разговором возможно только в тех случаях, когда есть основание полагать, что ученик осознал правомерность своих действий. Это бывает в тех случаях, когда ему дорого мнение своего окружения, и он не желает предстать перед ним в качестве осуждаемого или в неприглядном виде.

НАКАЗАНИЕ. Этот прием является действенным в тех случаях, когда оно представляется неизбежным. В этом случае оно рационально. Применять наказание можно и тогда, когда подросток полагает, что его также простят, как и в прошлый раз. При установлении наказания важно, чтобы оно было соразмерным. В тех случаях, кода наказание устанавливается больше того, которое ожидается, оно опасно. Это может поспособствовать возникновению обида, в связи с явной несправедливостью.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Этот прием целесообразно применять, когда предвидятся негативные для подростка стечения обстоятельств. Он рационален также в тех случаях, когда подростку неясно, какие последствия его могут ожидать. Иногда у подростка нет также достаточного и отчетливого представления о возможном наступлении аффекта. Следует напомнить ему о том, что сама мысль о нарушении правил часто будет его возвращать к теме преступления.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ТРЕВОГИ О ПРЕДСТОЯЩЕМ НАКАЗАНИИ. По существу это - замаскированная угроза. У подростка необходимо создать представление о возможности выполнения угрозы. В этом случае используется период, когда человек может быть чувствительным к нужным изменениям. Тогда он будет не только пассивно ждать, но, возможно, мысленно осуждать себя и думать о том, что можно было бы вообще избежать последствий. Следует учесть, что само ожидание неизбежного наказания может вызвать ряд мотивов, связанных с раскаянием. Это может закончиться у подростка пересмотром своих действий и, в известной мере, представлением об исключении подобного поведения в будущем.

ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЗМУЩЕНИЯ. Применение этого приема возможно тогда, когда нарушена предварительная договоренность между педагогом и учеником. Возмущаться можно только в двух случаях: тогда, когда он явно нарушил какое-то правило и не понимает этого. Педагог в связи с этим возмущается и не представляет, как можно не понимать того, что ясно для всех. В другом случае педагог возмущается вероломством подростка. Он говорит, что ему доверял, надеялся на него, а он нарушил эту веру. Возмущение высказывается не только нарушителю, но и всем окружающим с тем, чтобы все разделяли такое возмущение.

ласковый упрек. Путем упрека, если он является ласковым, подчеркивается то, что небольшое нарушение в поведении не может испортить отношений, а наоборот укрепит их. Но сохраняемое эмоциональное отношение не исключает необходимого сознательного исправления допущенной ошибки. Упрек предоставляет возможность подростку принять самостоятельное решение.

НАМЕК. Этому приему соответствуют формы обращения, которые могут быть приняты в связи со сложившимся ранее контекстом. Намек может быть понят и в связи с тем, что высказывается не все, а только основная часть, и вывод делается подростком. В таком случае намек способен создать в воображении подростка собственной картины действий. Эта картина, возникшая как следствие намека, является более эффективной.

МНИМОЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ. Этот прием действует в тех случаях, когда уже возникли доверительные отношения между педагогом и воспитанником. Поэтому каждый подросток старается дорожить мнением другого. Действенность его возможна в тех случаях, когда ожидается какое-либо осуждение (упрек или наставление со стороны педагога, возможно, и просто замечание) и это было бы решением вопроса. Но если педагог желает усилить воздействие, он может сдержать упрек, порицание или замечание. В том случае, если не последовало ожидаемое воздействие, это воспринимается тревожно и расценивается как прерывание отношений и как своеобразное «охлаждение» в отношениях. Прием эффективен, когда подросток дорожит мнением педагога.

ИРОНИЯ. По существу этот способ воздействия основан на том, что подросток всегда ожидает определенную реакцию на свои действия. Например, он ожидает, что определенный его поступок будет расценен как отважный, дерзкий, смелый, ловкий. Он полагает также, что этот поступок вызовет уважение в связи с его рискованностью. Это своеобразная демонстрация своих умений и возможностей, но педагог не должен обращать внимание на это. Более того, он ироничен, и эта ирония для подростка сигнал того, что его поступок или действие не только не заслуживает внимания, но даже дает повод для высмеивания.

РАЗВЕНЧАНИЕ. Прием основан на том, что у подростков уже имеется устоявшееся представление о некотором ореоле, окружающем его личность. Обычно это то, что одобряется кругом подростков и связано с особенностями поведения, которое отличается отвагой, смелостью, ловкостью. Он не только дорожит мнением сверстников, оно считается для него непререкаемым. Развенчание состоит в том, что его «подвиги» или «смелые» действия пересматриваются педагогом и в них почти всегда обнаруживается нелогичность или отсутствие этики. Мотивы их (после рассуждения и аргументации) оказываются не связанными с качествами смелости, независимости, а продиктованы другими потребностями. Именно такого рода доказательства и являются в начале тем, что ставит под сомнение «безупречную репутацию», а затем, после расшатывания устойчивого «образа-образца» оказывается возможной и переоценка этого отношения к нему и создание другого представления. Нередко устойчивый образ создает сам подросток, представляясь в выгодном для себя свете, часто умалчивая о сопровождающих его действиях.

МНИМОЕ НЕДОВЕРИЕ. Этот прием можно и следует применять в тех случаях, когда нарушен срок исполнения обещанного действия и того, что было согласовано. В том случае, когда подросток сам согласился с каким-либо сроком и сам себя поставил в определенные рамки условий, он всегда знает, что должен сделать и когда выполнить. Исходя из того, что это его слово и его волевые усилия, направленные на выполнение задуманного. В случае, если он не выполнит того, что сам собирался сделать, он обычно ждет, как будет реагировать тот, кому он дал обязательство. Если педагог выскажет недоверие, то может полагать, что это обстоятельство будет переживаться подростком. Действенность приема будет особенно эффективна, когда ранее несколько раз оказывалось доверие.

ВЫПОЛНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ВМЕСТО ВОСПИТАННИКА. Необходимость применения этого приема возникает в трех случаях. Первое. Когда подросток предполагает, что - то делать, но не может это выполнить самостоятельно и боится быть наказанным. Нередко, такая ситуация складывается и в том случае не может выполнить какое - либо поручение без желания. Второе. У подростка возникло желание «испытать» воспитателя и вместе с тем проверить себя. Третье. Подросток полагает, что без него не справятся. Выполняя что-то вместо воспитанника, педагог подчеркивает и демонстрирует тем самым равенство всех перед правилами и обстоятельствами, общими для всех.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ. Этот прием значим в условиях, когда возможно прикрывание какого-либо проступка всеми «друзьями». Нередко подросток совершает те действия, о которых ему ранее говорили, что за ними всегда последует отрицательный конкретный проступок - результат. Далее всегда говориться, что проступок всегда будет не только раскрыт, но и получит общественное порицание. В то же время подросток планирует его совершить, полагаясь на круговую поруку. Именно в связи с этим, когда педагог узнает о готовящемся поступке или проступке, не должен быть пассивен и не ждет, когда учащиеся класса по очереди будут высказывать свое осуждение. Совершенно естественным будет активно высказанное подростку осуждение с пожеланием пути исправления.

УБЕЖДЕНИЕ. Этот прием можно успешно применять только в том случае, когда имеется основа для принятия всего, что будет сказано педагогом. Предварительно педагогу необходимо удостовериться в готовности подростка принять информацию. Педагог по существу дает ту систему представлений других людей, которые были у подростка разрозненными и часто как бы чуждыми для него. Все эти представления ему, как правило, знакомы. Обычно он понимает, что они значимы для других, но не принимает их в качестве своих собственных. Однако после того, как он убедился в правильности доводов педагога и избранного им пути, возникает потребность в приобретении новой упорядоченной информации об определенных положительных последствиях при правильном исполнении законов.

ДОВЕРИЕ. Прием основан на использовании создавшейся системы отношений, где открытыми являются и педагог, и воспитанник. Доверие, естественно, нельзя предписывать в любых случаях. Поэтому педагогу необходимо часто обращаться к ученикам, не делая различий между обычными учениками и трудновоспитуемыми. Оказанное педагогом доверие всем вместе всегда создает у ученика тенденцию к его оправданию. В том случае, когда подросток отказался от привычных неблаговидных занятий, его необходимо поддержать морально, помочь советом и подчеркнуть, что он начинает заниматься самовоспитанием и это послужит неплохим примером для младших подростков.

УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРЫ В СВОИ СИЛЫ. В трех случаях, когда для подростка наступает время, когда тратится много сил на анализ своего поведения, на пересмотр своих конструкций в отношениях с друзьями, возникает ситуация своеобразного «истощения». Сама конструкция постоянного контроля за поведением и напряжение, вызванное этим, ведет к некоторому ослаблению веры в конечный успех. В связи с этим педагогу необходимо предупреждать заранее о возможных препятствиях и затруднениях на его пути. Рационально также говорить, что это своеобразное испытание его воли, требующее с его стороны особых усилий.

Не забывайте, что наказываем, обычно, наедине; поощряем - при всех.

Рекомендуется разнообразить урок использованием форм совместной деятельности (бригады, мини-группы, пары) которые позволят создать атмосферу соревнования, что придаст учебной работе положительную эмоциональную межличностную привлекательность, что, несомненно, вызовет развитие активности и самостоятельности у учащихся.

Так же рекомендуется озвучивание целей урока для учащихся (обучение целеполаганию деятельности) и предоставлять возможность оценивать свои достижения и неудачи в конце урока (выставление себе оценки за активность на уроке, выставление оценок друг другу и т.п., то есть предоставлять самостоятельность, возможность примерить на себя роль взрослого).

Источники: Приемы и способы последовательных воздействий на подростков отклоняющегося поведения - http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3402; «Сложный» подросток: 7 способов воздействия - http://воспитание.net/slozhnyij-podrostok-7-sposobov-vozdejstviya.html; Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления - http://tpm280195.ucoz.ru/load/roditeljam/psikhologicheskie_osobennosti_8_klassnikov/roditelskoe_sobranie/21-1-0-7; Подростковый возраст: кратко о переходном возрасте - http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4717; ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ