Урок на тему "Информационные технологии как средство развития творческого мышления и коммуникативных компетенций учащихся начальной школы"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2»
г.Качканара Свердловской области
Статья
«Информационные технологии как средство развития творческого мышления и коммуникативных компетенций учащихся начальной школы.»
подготовила
учитель иностранных языков
Губанова Ирина Викторовна
Качканар 2010
Информационные технологии как средство развития творческого мышления и коммуникативных компетенций учащихся начальной школы.
Губанова Ирина Викторовна,
учитель иностранных языков
1 категории
МОУ «Качканарская средняя общеобразовательная школа»
Свердловской области
Основная цель обучения английскому языку с помощью ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) к учебникам Биболетовой М.З. и др. “Enjoy English” 2-4 класс ( http://school-collection.edu.ru ) определяется как развитие личности ребенка средствами родного и иностранного языков на основе организации учебной деятельности. В соответствии с этим весь учебный процесс способствует созданию условий для:
речевого развития учащихся средствами родного и английского языков и воспитания потребности пользоваться иностранным языком на уровне элементарной коммуникативной компетентности;
развития эмоциональной сферы учащихся и их мотивации к изучению английского языка;
интеллектуального роста учащихся и формирования у них некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и английском языках и развития на этой основе познавательных и творческих способностей младших школьников;
положительного отношения к учебной деятельности, вовлеченности каждого учащегося в учебный процесс и овладения ими универсальными общеучебными и коммуникативными умениями.
В предлагаемом наборе ЦОР реализованы такие цели обучения как формирование основ речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной компетенций, включая навыки самоконтроля, а также навыки, связанные с использованием ИКТ.
Набор ЦОР, интегрированный в обучение английскому языку в начальной школе, нацелен также на:
создание дополнительных возможностей для развития младших школьников средствами английского языка и ИКТ;
обеспечение элементарной иноязычной коммуникативной компетентности и основ информационной грамотности второклассников за счет интеграции английского языка и информатики;
создание условий для надежной системы контроля/оценивания и самоконтроля учащихся.
Как уже отмечалось, целью использования ИКТ в общеобразовательной школе является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающая (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):
развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации (в ходе компьютерных игр и работы с программами-тренажерами);
развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и набора ЦОР);
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных);
подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;
повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможности ИнТО;
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности учащихся; углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).
Разработанные ЦОРы направлены на освоение основного языкового и речевого материала разделов, изучаемых в течение второго полугодия 2-4 классов, и формированию языковых и речевых навыков: грамматических, лексических, фонетических, орфографических и навыков техники чтения, а также развитию речевых умений аудирования, чтения, письма, говорения. Коллекция включает в себя набор ЦОРов для презентации и тренировки методически отобранного материала в рамках тем и речевых ситуаций. В ней представлен большой набор упражнений, которые могут быть использованы на уроке как обязательные, а также в качестве дополнительного материала для самостоятельного выполнения.
ЦОРы разбиты по типам: интерактивные презентации, не интерактивные презентации,интерактивные тренажеры.Разработанные ЦОРы – интерактивные тренажеры включают задания на уровне слова, предложения и связного текста.
Лексические упражнения
соотнести графический образа слова с его значением;
соотнести английские и русские слова;
найти соответствия между словом и картинкой;
расставить слова в алфавитном порядке;
распределить слова по группам;
подобрать рифму к слову;
воспринимать на слух и понимать языковые и речевые единицы разной протяженности;
вставить пропущенное слово, словосочетание;
составить предложение из слов;
убрать лишнее;
продолжить цепочку слов;
найти общее понятие;
заполнить пропуски в тексте подходящими словами;
заменить картинки в тексте соответствующими смыслу словами;
расшифровать слово;
разгадать кроссворд;
разбить цепочку из слов на отдельные слова;
подобрать слова, начинающиеся с одинаковой буквы;
написать слова под рисунками и др.
Грамматические упражнения
восстановить структуру предложения;
соотнести предложения с их моделями;
написать предложения к предложенным моделям;
восстановить все элементы в модели предложения;
составить высказывания с опорой на модели ;
трансформировать повествовательное предложение в вопросительное;
подобрать к предложениям подходящие вопросительные слова;
выбрать правильную грамматическую структуру из нескольких структур;
соотнести предложения с картинками;
выделить в тексте цветом новую грамматическую структуру;
закончить предложение;
исправить ошибки в тексте и др.
Фонетические упражнения
произносить языковые и речевые единицы разной протяженности, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, следуя образцу;
соотнести графический и звуковой образы слова;
выбрать слова, произносимые и читаемые по определенному правилу;
убрать слова, не соответствующие правилу чтения;
сгруппировать слова, произносимые и читаемые по определенному правилу;
соотнести слова с их цветом и др.
Цифровые образовательные ресурсы внутри каждого урока распределены в логической последовательности с разворачивающимся сюжетом конкретного урока и предусматривают последовательный переход от более простых заданий к более сложным. Развитие речевых умений в аудировании, чтении, говорении и письме осуществляется на материале серии тематических картинок, текстов монологического и диалогического характера, комиксов, стихов, Power Point - презентаций. Основными заданиями являются следующие:
расположи реплики диалога в логической последовательности;
восстанови в диалоге стимулирующие реплики;
восстанови в диалоге реагирующие реплики;
прочитай диалог и замени в нем подчеркнутые слова другими, выбрав их из числа предложенных;
составь свой диалог с опорой на диалог - образец;
прочитай текст и выбери к нему подходящую иллюстрацию;
соотнеси смысловые фрагменты текста;
выдели в тексте избыточную информацию;
вставь в текст вместо картинок подходящие слова;
восстанови логическую последовательность текста;
ответь на вопросы текста;
проведи цветовую маркировку текста;
добавь информацию, подходящую к тексту;
послушай текст и выбери к нему соответствующий рисунок;
послушай текст и раскрась иллюстрацию к нему;
послушай текст и восстанови в рисунке отсутствующие фрагменты;
послушай текст и восстанови в нем пропущенные слова;
послушай и восстанови логическую последовательность текста;
расположи картинки в логической последовательности;
напиши поздравительную открытку;
прочитай письмо и напиши ответ, используя образец письма;
напиши вопросы для предстоящего интервью;
ответь на вопросы анкеты и др.
Все задания, направленные на развитие речевых умений, носят познавательный и занимательный характер с ярко выраженной коммуникативной задачей. Большинство предлагаемых ЦОРов носят интерактивный характер.
Посмотри на коллаж и скажи, что ты обычно ешь на завтрак, обед, ужин.
I have _____ , _________ and ___________ for breakfast. I don’t have ______________ for breakfast. For lunch I have __________ and _____________ . I don’t have ___________ for lunch. For dinner I have ________ , _________ and ___________ . I don’t have ____________ for dinner.
Посмотри на рисунок, послушай текст и раскрась это странное существо.
Текст для аудирования:Look at this funny creature. His face is green, round and very big. He has big yellow eyes, red long hair, a big nose and a big purple mouth. He has four long ears. His ears are blue. His teeth are black. Br- r-r , I’m afraid!
Тайни решил поздравить своих друзей с Рождеством. Прочитай его разговор с работником почты. В диалоге нарушен порядок реплик. Расставь их правильно.
- Hello! I’d like to write postcards to my friends. Have you got any Christmas postcards?
- Hello! Can I help you?
- Would you like a Christmas poster?
- Bye-bye!
- Here you are.
- Five postcards, please.
- No, thank you. Good bye
- Yes. How many postcards need you?
- Oh! The postcards are very nice!
Преимущества использования разработанных заданий в обучении иностранному языку на начальном этапе заключается в
-постоянной непосредственной реакции компьютера на действия учащихся в виде стимулирующих, побуждающих реплик и невербальных реакций действующих героев (улыбка и подмигивание героев, реплики “Great!”, “Try again!”, “Well done!”, “Don’t worry”, “Congratulations!” etc.)
-создании естественной коммуникативной ситуации;
- дополнительной зрительной и слуховой поддержки в виде опорных фраз;
-наглядности и доходчивости презентации нового лексического и грамматического материала за счет демонстрации одновременных действий, позволяющих учащимся лучше понять контекст употребления новой грамматической структуры или лексической единицы;
-развитии логического мышления: обобщении материала и самостоятельного выведения правила;
-отработке нового грамматического явления (дрилл) в занимательной форме;
-повышении мотивации и интереса учащихся этого возраста за счет использования анимации;
-индивидуализации обучения, позволяющей младшему школьнику выбрать не только количество упражнений для формирования навыка, но и уровень их сложности.
Имея тематическое и поурочное планирование к базовым учебникам, а, также учитывая условия, возможности и способности учащихся, учитель или ученик может выбирать предлагаемые ЦОРы, конструируя свой урок. Таким образом, учитель и ученик приобретают возможность творчески подходить к собственным разработкам.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ