Урок на тему "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями"
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
МОУ Новоозёрская средняя общеобразовательная школа
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.
Из опыта работы заместителя
директора школы по УВР
Сарбасовой Е.А.
Ст.Озерки 2008 г.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в школе. Из года в год увеличивается количество детей с ограниченными возможностями
Олигофрения
ЗПР
2003-2004
19
19
2004-2005
17
22
2005-2006
13
31
2006-2007
13
34
В прошлом учебном году количество учащихся, имеющих диагноз ЗПР, увеличилось по сравнению с 2003-2004 учебным годом в 1,8 раза, то есть на 44%. Общее количество детей с ограниченными возможностями в 2006-2007 учебном году в нашей школе достигло 47 человек, что составляет 12% от числа всех учащихся школы.
В последние годы перед школой встает еще одна проблема это увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения. Так в 2005 году из 34 первоклассников 10 человек, то есть 29% пришли в школу с нарушением звукопроизношения, в 2006г – 33% и в 2007 - 34%. Поэтому для коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременного предупреждения и преодоления трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ, разъяснения специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей в нашей школе был открыт логопедический пункт.
Тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями ведет к снижению % качества знаний по школе и создает проблемы в организации учебно-воспитательного процесса.
Для решения проблем связанных с обучением детей с ограниченными возможностями в школе сложилась определенная система. Работа с такими детьми ведется по следующим направлениям:
Коррекционно-развивающая работа учителей начальной школы.
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
Логопедические занятия с педагогом-логопедом.
Осуществление индивидуального подхода к обучению детей с ЗПР в основной школе.
Обучение детей с диагнозом олигофрения по программе VIII типа.
Организована работа школьного МППК.
Основные направления коррекционно-развивающей работы в начальной школе нацелены на создание оптимальных условий для полной психической и личностной коррекции и развития индивидуальных возможностей ребёнка.
Главная задача учителя на первой ступени заключается в создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребёнка. Способствовать тому, чтобы учитывались возрастные и личностные особенности, активно корригировались и развивались, создавая фундамент для реализации потенциалов ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа в начальной школе включает в себя следующие этапы.
1. Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, величина, форма);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.Развитие основных мыслительных операций:
навыков соотносительно анализа;
навыков группировки и классификации;
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умение планировать деятельность.
4.Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно - логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
релаксационные упражнения для мимики лица;
драматизация;
чтение по ролям.
Все перечисленные этапы присутствуют в работе учителей начальной школы, педагогов-психологов и педагога-логопеда.
Если в начальной школе сложившаяся система отработана и дает положительные результаты, то при переходе учащихся с ограниченными возможностями в среднее звено, возникают определенные проблемы. Осуществление индивидуального подхода при изучении русского языка и математики воспринимается разными учителями по разному, отсутствует система общих требований к уровню знаний таких детей. Но главная проблема заключается в том, что обучаются эти дети с учетом имеющегося диагноза, а итоговую аттестацию проходят на общих основаниях предъявляемых ко всем обучающимся.
Литература.
Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике//Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 1998.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ