Урок на тему «Организация музыкально-театрализованной деятельности с дошкольниками»
МБДОУ - детский сад № 420
Урок на тему
«Организация музыкально-театрализованной деятельности
с дошкольниками»
Статья
из опыта работы
Севостьянова Виолетта Владимировна,
музыкальный руководитель
высшей категории
Екатеринбург, 2011
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»
Сухомлинский В.А.
«Творчество существует везде, где человек воображает,
комбинирует, изменяет и создает что-либо новое,
какой бы крупицей это новое ни казалось.»
Выготский Л.С.
Среди разных видов творческой деятельности, которыми любят заниматься дошкольники, особый интерес у детей вызывает музыкальная игра-драматизация. Это синтетический вид детской деятельности, уникальный по своим возможностям. Она объединяет в себе музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию художественного образа.
Музыкальная игра-драматизация - переходная форма от игры к спектаклю, искусству театра, разновидность театрализованных игр с детьми. Обычно она основана на разыгрывании литературных произведений. Близость к игре - ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника, характерное для нее перевоплощение в образ того или иного персонажа создают особо благоприятные условия для творчества детей и проявления их индивидуальности.
Музыкальная игра-драматизация - специально организованный взрослыми вид детской деятельности, результат которой (поставленный спектакль) рассчитан на показ другим людям.
Этот вид музыкальной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. Многие «зажатые» дети именно в нем проявляют себя неожиданно свободно, а наиболее способным и расположенным к музыкальному искусству детям предоставляется возможность двигаться по индивидуальной траектории развития, дабы их способности раскрылись наиболее полно, они охотно берутся за исполнение сложных, неоднозначных многогранных музыкальных ролей и успешно их реализуют.
Формирование музыкального творчества, опосредованное музыкальной игрой-драматизацией осуществляется постепенно: от накопления впечатлений, к спонтанному выражению творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях, от импровизации ( двигательной, музыкальной, литературно-речевой, иллюстративной (передача в рисунке характера музыкального произведения)) к самостоятельному сочинению песен, пьес, танцев, игр.
Работа в рамках обозначенной проблемы нацелена на создание условий для проявления детского музыкального творчества за счет обогащения музыкальной игры-драматизации средствами развития художественного образа именно в процессе его создания, переживания и воплощения ребенком.
Этапы работы :
1. Обогащение музыкально-слухового опыта детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных сказок, рассказа их содержания, видео показа музыкальной сказки в детском и профессиональном исполнении.
2. Отражение результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.
3. Распределение ролей, изготовление декораций, костюмов, постановка музыкальной сказки.
4. Показ готовой музыкальной сказки родителям, детям ДОУ, участие в фестивалях, конкурсах.
Первый этап работы направлен на развитие музыкально-слуховых представлений детей и предполагает знакомство с музыкальными произведениями и сюжетом сказки. Первоначальное представление должно быть целостным: дети слушают музыку к сказке, сопровождаемую рассказом педагога, смотрят иллюстрации. На последующих занятиях педагог беседует с детьми. Беседы направлены на определение эмоционально-образного содержания музыки, действий, поступков ее героев, событий связанных с сюжетом сказки, выделению выразительных средств, с помощью которых передан тот или иной музыкальный образ, чувства и настроение персонажей. Первый этап включает 3-4 занятия.
На втором этапе ( 4-6 занятий) происходит непосредственное включение детей в творческую деятельность—это такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка) разыгрывается всеми участниками занятия в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, заданному музыкальным контекстом и предложенного педагогом для воплощения , происходит некое совместное художественное моделирование содержания того или иного художественного образа сказки.
Когда дети проникнутся атмосферой творческого поиска и каждый примет непосредственное участие в моделировании сюжета музыкальной сказки, воплощении ее художественных образов детям будет предложено распределить роли и принять участие в подготовке к показу сказки. Очень тонкий этический момент возникает на этапе распределения ролей, здесь важно, чтобы желания детей и их возможности были учтены. В конечном счете, решение принимает педагог, обязательно поясняя свой выбор, положительно мотивируя на участие, придавая уверенность в собственных силах. На третьем этапе включаются родители, воспитатели, которые разучивают тексты, изготавливают совместно с детьми декорации, костюмы. Здесь проходит большая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми музыкального руководителя: отрабатывается выразительное исполнение песен, танцев, музыкальные диалоги. На 2-3 репетициях сказка собирается в единую сюжетную линию. Последняя репетиция обязательно костюмированная.
Показ готовой музыкальной сказки всегда волнующий момент. Самым благодарным в этом смысле зрителем являются родители. Они с удовольствием поддерживают любые начинания детей и практически не замечают недостатки исполнения. Исполнение сказки для сверстников позитивно для самоутверждения ребенка в ближайшем окружении, именно на таких показах дети по-настоящему начинают верить в свои силы, возможности, таланты. Каждое выступление вызывает желание еще не раз испытать атмосферу творческого подъема, эмоционального всплеска и дает толчок для творческого самовыражения в будущем.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры-драматизации к сказке «День рождения Мухи»:
«На поляне» (принцип «день-ночь»)
На поляне у ручья началось веселье:
Мы глядим во все глаза - пролетает стрекоза.
Назойливая муха жужжит нам прямо в ухо.
Мотылек не далек, но скажу по секрету-
Дорог мне мотылек тем, что тянется к свету.
И летит наверх под тучи звонкий треск, как будто смех:
Я - кузнечик! Я - прыгучий! Я летаю лучше всех.
Днем обитатели поляны оживают и танцуют на поляне, импровизируют танцевальные элементы в свойственной насекомым манере. Дети самостоятельно решают, какое насекомое будут изображать. Ночью педагог импровизирует танец ночи с легким шарфиком в руке, чья импровизация была лучшей, получает роль ведущего– ночи.
«В гостях у Мухи» (принцип контраста «грустно-весело»)
Муха по полю пошла, очень грустная была
Пошла муха на базар, прикупила самовар
И гостей всех собрала, началось веселье.
Нынче Мухи-Цокотухи будет день рожденья.
Педагог спрашивает, о каком настроении идет речь в стихотворении. На грустную музыку дети, в свойственной насекомым манере, понуро бредут по залу. На веселую - собираются в кружочки по 3,4,5 человек и совместно придумывают общее радостное танцевальное движение, похожее на движение насекомых.
«У страха глаза велики» ( принцип контраста «агрессия-испуг»)
Я иду, иду, иду,
Паутинку я плету
Паутинка так тонка
Крепко держит мотылька
Ведущий-паук «заплетает» детей, которые как заколдованные следуют за ним змейкой, проходя через “воротца” между соединенными руками. Когда зазвучит грозная музыка, паук становится на возвышение и замирает в грозной позе, а букашки в закрытых испуганных позах. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего.
«Смелый комарик» (принцип «пуговка»)
Смелый маленький комарик
У него в руке фонарик
Он злодея победит
Муху он освободит.
На полу лежат 3-4 обруча, в которые по желанию выходят дети, импровизирующие танцевальные элементы маршеобразного характера, подчеркивающие смелость сказочного героя. Остальные дети присоединяются к любому и повторяют движения за ним. При следующем повторе музыки, роль комарика ведущие комарики передают следующему, наиболее понравившемуся исполнителю.
«Музыкальный подарок» (игра с музыкальными инструментами)
Музыкальные подарки
Гости Мухе подарили.
Мы подумали немного,
Что звучит - определили.
На столике в центре круга лежат музыкальные инструменты. Дети становятся спиной в круг. На медленную часть музыки ведущий идет внутри круга незаметно дотрагиваясь до 2-3 человек, на быструю – те, до кого дотронулись, идут к инструментам и играют на любом из предложенных. С окончанием музыки тот, кто первым назвал звучащие инструменты, становится водящим. Игра продолжается.
II вариант
Дети стоят в кругу, на быструю часть музыки передают 3-4 инструмента по кругу, на спокойную те, кому достались музыкальные инструменты, играют свою ритмическую импровизацию. Игра продолжается несколько раз.
Список использованной литературы
Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.: «Академия», 2005.-320с.
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М.- Воронеж, 2005.
Куприна Н.Г. Двигательное творчество детей на музыкальных занятиях в ДОУ // Начальная школа. 2004. №10.
Куприна Н.Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Екатеринбург, 2004.
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста.СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Художественное творчество в детском саду/Под ред Н.А. Ветлугиной.М.: Просвещение, 1974.
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа/ ред.-сост. Л.А. Баренбойм. М., 1978.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ