Урок на тему «Организация музыкально-театрализованной деятельности с дошкольниками»


МБДОУ - детский сад № 420















Урок на тему

«Организация музыкально-театрализованной деятельности

с дошкольниками»



Статья

из опыта работы













Севостьянова Виолетта Владимировна,

музыкальный руководитель

высшей категории




Екатеринбург, 2011


«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

Сухомлинский В.А.

«Творчество существует везде, где человек воображает,

комбинирует, изменяет и создает что-либо новое,

какой бы крупицей это новое ни казалось.»

Выготский Л.С.

Среди разных видов творческой деятельности, которыми любят заниматься дошкольники, особый интерес у детей вызывает музыкальная игра-драматизация. Это синтетический вид детской деятельности, уникальный по своим возможностям. Она объединяет в себе музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию художественного образа.

Музыкальная игра-драматизация - переходная форма от игры к спектаклю, искусству театра, разновидность театрализованных игр с детьми. Обычно она основана на разыгрывании литературных произведений. Близость к игре - ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника, характерное для нее перевоплощение в образ того или иного персонажа создают особо благоприятные условия для творчества детей и проявления их индивидуальности.

Музыкальная игра-драматизация - специально организованный взрослыми вид детской деятельности, результат которой (поставленный спектакль) рассчитан на показ другим людям.

Этот вид музыкальной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. Многие «зажатые» дети именно в нем проявляют себя неожиданно свободно, а наиболее способным и расположенным к музыкальному искусству детям предоставляется возможность двигаться по индивидуальной траектории развития, дабы их способности раскрылись наиболее полно, они охотно берутся за исполнение сложных, неоднозначных многогранных музыкальных ролей и успешно их реализуют.

Формирование музыкального творчества, опосредованное музыкальной игрой-драматизацией осуществляется постепенно: от накопления впечатлений, к спонтанному выражению творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях, от импровизации ( двигательной, музыкальной, литературно-речевой, иллюстративной (передача в рисунке характера музыкального произведения)) к самостоятельному сочинению песен, пьес, танцев, игр.

Работа в рамках обозначенной проблемы нацелена на создание условий для проявления детского музыкального творчества за счет обогащения музыкальной игры-драматизации средствами развития художественного образа именно в процессе его создания, переживания и воплощения ребенком.

Этапы работы :

1. Обогащение музыкально-слухового опыта детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных сказок, рассказа их содержания, видео показа музыкальной сказки в детском и профессиональном исполнении.

2. Отражение результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.

3. Распределение ролей, изготовление декораций, костюмов, постановка музыкальной сказки.

4. Показ готовой музыкальной сказки родителям, детям ДОУ, участие в фестивалях, конкурсах.

Первый этап работы направлен на развитие музыкально-слуховых представлений детей и предполагает знакомство с музыкальными произведениями и сюжетом сказки. Первоначальное представление должно быть целостным: дети слушают музыку к сказке, сопровождаемую рассказом педагога, смотрят иллюстрации. На последующих занятиях педагог беседует с детьми. Беседы направлены на определение эмоционально-образного содержания музыки, действий, поступков ее героев, событий связанных с сюжетом сказки, выделению выразительных средств, с помощью которых передан тот или иной музыкальный образ, чувства и настроение персонажей. Первый этап включает 3-4 занятия.

На втором этапе ( 4-6 занятий) происходит непосредственное включение детей в творческую деятельность—это такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка) разыгрывается всеми участниками занятия в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, заданному музыкальным контекстом и предложенного педагогом для воплощения , происходит некое совместное художественное моделирование содержания того или иного художественного образа сказки.

Когда дети проникнутся атмосферой творческого поиска и каждый примет непосредственное участие в моделировании сюжета музыкальной сказки, воплощении ее художественных образов детям будет предложено распределить роли и принять участие в подготовке к показу сказки. Очень тонкий этический момент возникает на этапе распределения ролей, здесь важно, чтобы желания детей и их возможности были учтены. В конечном счете, решение принимает педагог, обязательно поясняя свой выбор, положительно мотивируя на участие, придавая уверенность в собственных силах. На третьем этапе включаются родители, воспитатели, которые разучивают тексты, изготавливают совместно с детьми декорации, костюмы. Здесь проходит большая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми музыкального руководителя: отрабатывается выразительное исполнение песен, танцев, музыкальные диалоги. На 2-3 репетициях сказка собирается в единую сюжетную линию. Последняя репетиция обязательно костюмированная.

Показ готовой музыкальной сказки всегда волнующий момент. Самым благодарным в этом смысле зрителем являются родители. Они с удовольствием поддерживают любые начинания детей и практически не замечают недостатки исполнения. Исполнение сказки для сверстников позитивно для самоутверждения ребенка в ближайшем окружении, именно на таких показах дети по-настоящему начинают верить в свои силы, возможности, таланты. Каждое выступление вызывает желание еще не раз испытать атмосферу творческого подъема, эмоционального всплеска и дает толчок для творческого самовыражения в будущем.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры-драматизации к сказке «День рождения Мухи»:

«На поляне» (принцип «день-ночь») D:\Севостьянова\ФОТО\ПРАЗДНИКИ САДИКИ\Муха Танин фотик\IMG_1177.JPG

На поляне у ручья началось веселье:

Мы глядим во все глаза - пролетает стрекоза.

Назойливая муха жужжит нам прямо в ухо.

Мотылек не далек, но скажу по секрету-

Дорог мне мотылек тем, что тянется к свету.

И летит наверх под тучи звонкий треск, как будто смех:

Я - кузнечик! Я - прыгучий! Я летаю лучше всех.

Днем обитатели поляны оживают и танцуют на поляне, импровизируют танцевальные элементы в свойственной насекомым манере. Дети самостоятельно решают, какое насекомое будут изображать. Ночью педагог импровизирует танец ночи с легким шарфиком в руке, чья импровизация была лучшей, получает роль ведущего– ночи.

«В гостях у Мухи» (принцип контраста «грустно-весело»)

Муха по полю пошла, очень грустная была

Пошла муха на базар, прикупила самовар

И гостей всех собрала, началось веселье.

Нынче Мухи-Цокотухи будет день рожденья.

Педагог спрашивает, о каком настроении идет речь в стихотворении. На грустную музыку дети, в свойственной насекомым манере, понуро бредут по залу. На веселую - собираются в кружочки по 3,4,5 человек и совместно придумывают общее радостное танцевальное движение, похожее на движение насекомых.

«У страха глаза велики» ( принцип контраста «агрессия-испуг»)D:\Севостьянова\ФОТО\ПРАЗДНИКИ САДИКИ\Муха Танин фотик\IMG_1193.JPG

Я иду, иду, иду,

Паутинку я плету

Паутинка так тонка

Крепко держит мотылька

Ведущий-паук «заплетает» детей, которые как заколдованные следуют за ним змейкой, проходя через “воротца” между соединенными руками. Когда зазвучит грозная музыка, паук становится на возвышение и замирает в грозной позе, а букашки в закрытых испуганных позах. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего.

«Смелый комарик» (принцип «пуговка»)

Смелый маленький комарикD:\Севостьянова\ФОТО\ПРАЗДНИКИ САДИКИ\Муха Танин фотик\IMG_1212.JPG

У него в руке фонарик

Он злодея победит

Муху он освободит.

На полу лежат 3-4 обруча, в которые по желанию выходят дети, импровизирующие танцевальные элементы маршеобразного характера, подчеркивающие смелость сказочного героя. Остальные дети присоединяются к любому и повторяют движения за ним. При следующем повторе музыки, роль комарика ведущие комарики передают следующему, наиболее понравившемуся исполнителю.

«Музыкальный подарок» (игра с музыкальными инструментами)D:\Севостьянова\ФОТО\ПРАЗДНИКИ САДИКИ\Муха Танин фотик\IMG_1161.JPG


Музыкальные подарки

Гости Мухе подарили.

Мы подумали немного,

Что звучит - определили.


На столике в центре круга лежат музыкальные инструменты. Дети становятся спиной в круг. На медленную часть музыки ведущий идет внутри круга незаметно дотрагиваясь до 2-3 человек, на быструю – те, до кого дотронулись, идут к инструментам и играют на любом из предложенных. С окончанием музыки тот, кто первым назвал звучащие инструменты, становится водящим. Игра продолжается.

II вариант

Дети стоят в кругу, на быструю часть музыки передают 3-4 инструмента по кругу, на спокойную те, кому достались музыкальные инструменты, играют свою ритмическую импровизацию. Игра продолжается несколько раз.



Список использованной литературы


  1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.: «Академия», 2005.-320с.

  2. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М.- Воронеж, 2005.

  3. Куприна Н.Г. Двигательное творчество детей на музыкальных занятиях в ДОУ // Начальная школа. 2004. №10.

  4. Куприна Н.Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Екатеринбург, 2004.

  5. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста.СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

  6. Художественное творчество в детском саду/Под ред Н.А. Ветлугиной.М.: Просвещение, 1974.

  7. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа/ ред.-сост. Л.А. Баренбойм. М., 1978.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ