Урок на тему «Развитие эмоциональной устойчивости детей»

Здоровье детей дошкольного возраста:

анализ, тенденции, перспектива


«Развитие эмоциональной устойчивости детей»


Важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного образовательного учреждения является состояние здоровья детей. За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Но создание общей картины развития ребенка невозможно без изучения всей детской деятельности, в которую включён современный дошкольник. Один из видов деятельности, который необходимо учитывать, – двигательная активность или естественная потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность, является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма. По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и психического, физическая культура занимает особое место. Убедительно доказана взаимосвязь между движениями и состоянием психики, мыслями и чувствами человека (И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже др.).

Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема учебнопознавательного материала, гармоническое развитие дошкольника без физического невозможно. Двигательная активность - естественная потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность (Л.В. Карманова, М.Ю. Кистяковская, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова, Н.Т. Терехова и др.), является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма. В старшем дошкольном возрасте физические возможности детей увеличиваются. Дошкольники уже хорошо владеют большинством основных видов двигательных действий. Это дает возможность для более широкого использования физической культуры в развитии и воспитании ребенка.


Многими учёными фиксируются у взрослых и детей недостаток ответственности, повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни. По данным института возрастной физиологии РАО, примерно 20% дошкольников эмоционально неустойчивы, а к концу 1 класса их количество увеличивается до 60-70 %. Между тем высокий уровень эмоциональной устойчивости обеспечивает положительный результат общения, взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, способствует качественному усвоению знаний, формированию умений и, в целом, успешному обучению в дальнейшем в школе. Эмоционально устойчивый человек продуктивен и успешен в профессии, личной жизни. То есть, в конечном счёте, высокий уровень эмоциональной устойчивости способствует повышению стабильности общества в целом. Поэтому в настоящее время актуализировались задачи осмысления особенностей психического развития современных детей, в частности, их эмоциональной устойчивости, обеспечивающей положительные результаты общения, обучения в школе, социализации.


На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития. В качестве средств коррекции используют арт-терапию, сюжетно-ролевые игры, беседы и др.


Основные идеи исследования «Использования средств физической культуры в развитии эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста» прошли апробацию в практике работы детских садов г. Ельца и экспериментальных площадок г. Липецка: ДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 103 (г. Липецк), образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста - прогимназия № 73 (г. Липецк); ДОУ № 25, № 1410(г. Елец); на курсах повышения квалификации воспитателей и инструкторов по физической культуре при Управлении образования г. Ельца, г. Липецка; внедрены в педагогический процесс факультета педагогики и психологии (дошкольной) Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина в базовый курс дисциплины «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка» для студентов, обучающихся по разным специальностям: «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Иностранный язык», «Педагогика и психология», «Логопедия»; дисциплин специализации «Физическая культура в дошкольных учреждениях»; авторский курс по выбору «Особенности использования средств физической культуры в развитии эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста»; материалы исследования используются при написании студенческих курсовых и дипломных работ.


В ходе исследования была выдвинута гипотеза: развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:

- разработана методика, обогащающая основные формы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненными психологическим содержанием (релаксационные, дыхательные, оздоровительные гимнастики; двигательные действия и задания; варианты массажных упражнений и подвижных игр и др.);

- в процессе физического воспитания обеспечивается индивидуально дифференцированный подход к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости при реализации экспериментальной методики;

- осуществляется специальная подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью развития эмоциональной устойчивости старших дошкольников


Методологическую основу исследования составили:

- основные положения в области философии, психологии, медицины, физиологии и других наук о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма (Аристотель, Платон, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Красногорский, Н.И. Касаткина, Н.М. Щелованов, Ю.Ф. Змановскийи др.).

- теория деятельностного опосредования развития психики ребёнка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьеви др.);

- теория эмоций, психологический анализ эмоциональных явлений и нарушений эмоционального развития в детском возрасте (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, К. Изард, А.Д. Кошелева, В.В. Лебединский и др.);


Теоретической основой исследования являются:

- исследования теоретических аспектов эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, В.Э. Мильман, Я. Рейковский, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, О.А. Черникова и др.);

- работы, посвященные проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников (Л.А. Абрамян, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др.).

- исследования в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста (Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Я. Лыкова, П.Г. Саморукова и др.);

- теоретические основы развития физической культуры и физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, М.Я. Вилейский, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов и др

- работы по теории и методике физического воспитания дошкольников (Е.Г. Леви-Гориневская, А.И.Быкова, А.В. Кенеман, Т.И.Осокина, Н.И. Бочарова, Ю.Ф. Змановский, Н.А. Ноткина, Т.И. Осокина, С. Прищепа, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова, и др.).


Научная новизна исследования:

- уточнено понятие «эмоциональная устойчивость дошкольников»;

- определены критерии, показатели, уровни эмоциональной устойчивости дошкольников;

- выявлены индивидуальные особенности проявления эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста;

- разработана и экспериментально апробирована методика развития эмоциональной устойчивости дошкольников средствами физической культуры.



Теоретическая значимость заключается:

- в уточнении роли средств физической культуры в развитии эмоциональной устойчивости дошкольников;

- в определении и конкретизации теоретических оснований методики использования средств физической культуры в развитии эмоциональной устойчивости дошкольников.


Практическая значимость исследования состоит:

- в разработке методики развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры;

- в создании методических рекомендаций для воспитателей по развитию

эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры;

- в разработке курса по выбору для вузов «Особенности использования средств физической культуры в развитии эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста».


Предлагаемая методика ориентирует воспитателей на использование наиболее доступных, специально отобранных средств физической культуры для развития эмоциональной устойчивости дошкольников. Сложившаяся сруктура режимных процессов детского сада не подвергается изменениям. Эффективность разработанной методики обеспечивается обогащением и вариативностью структурно-содержательного наполнения основных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях (оздоровительной гимнастики, физкультурных занятий, физкультминуток, оздоровительных прогулок) специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры. характерная особенность предлагаемых средств – их обогащенное психологическое содержание. Релаксационные, дыхательные упражнения, восточные гимнастики способствуют глубокому мышечному и психическому расслаблению; снижению эмоционального напряжения, раздражения или волнения. Двигательные действия или задания (вибро- и пальчиковая гимнастика, глазодвигательные упражнения и др.) развивают умения концентрировать внимание и сосредоточенность, обеспечивают развитие навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. Разнообразные виды массажных упражнений (точечный, игровой, общий, местный самомассаж и др.) позволяет снизить нервное перенапряжение, повышенную раздражительность, мышечные зажимы, помогают ощущать работу мускулатуры, ближе узнать свое тело, успокаивают нервную систему. Варианты подвижных игр вызывают положительные эмоции, эмоциональный подъем, создают у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта. Радостное настроение и мышечная нагрузка дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, создают благоприятные возможности для самовыражения и раскрепощенности.


С этой целью были разработаны варианты планирования основных форм физического воспитания с использованием средств физической культуры, направленных на развитие эмоциональной устойчивости дошкольника.




Средства физической культуры, направленные

на развитие эмоциональной устойчивости,

в структуре оздоровительной гимнастики


Оздоровительная гимнастика

утренняя

перед дневным сном

после дневного сна

1

2

3

Средства физической культуры

Танцевально ритмическая;

дыхательная гимнастика;

подвижные игры с остановкой движения;

подвижные игры, направленные на сплочение детского коллектива;

подвижные игры, направленные на снижение мышечного напряжения;

оздоровительный бег;

игровые имитационные упражнения;

упражнения общеразвивающего характера под стихотворный текст;

релаксационные упражнения.

Релаксационные упражнения;

дыхательная гимнастика;

глазодвигательные упражнения;

массажные упражнения с элементами йоги.

Комплекс упражнений после дневного сна;

Массаж: игровой, самомассаж (рук, ног, ушных раковин), точечный массаж;

пальчиковая гимнастика;

разминка с элементами

беби-йоги;

дыхательные и звуковые упражнения йоги;

упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением;

гимнастика «Маленьких волшебников»













Схема использования физминуток

для развития эмоциональной устойчивости дошкольников


Режимный момент

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

2

3

4

5

6

Занятие

Упражнения для кистей рук

Упражне- ния для ушных раковин

Упражне- ния для глаз

Дыхатель- ные и звуковые упражнения

Упражнения для снятия общего утомления

Свободная деятельность детей в первой половине дня

Виброгимнастика

Пальчиковая гимнастика

Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением

Игровые имитационные упражнения

Общеразвивающие упражнения под стихотворный текст

Прогулка в первой половине дня

Упражнения для глаз

Индивидуальная работа с детьми

Виброгимнастика

Специальные подвижные

игры

Релаксационные и дыхательные упражнения

Свободная деятельность детей во второй половине дня

Общеразвивающие

упражнения под стихотворный текст

Упражнения для снятия

общего

утомления

Игровые имитационные упражнения

Виброгимнастика

Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением

Прогулка во второй половине дня

Дыхательные упражнения

Специальные подвижные игры

Релаксационные и дыхательные упражнения

Упражнения для снятия

общего

утомления

Индивидуальная работа с детьми


Физминутки – могут выполнять релаксационную, коммуникативную, развлекательную, воспитательную функции. Разнообразные варианты проводятся ежедневно не только на занятиях, но включаются в свободную деятельность детей, используются на прогулках как средство развития эмоциональной устойчивости.





Средства физической культуры, направленные

на развитие эмоциональной устойчивости,

в структуре оздоровительной прогулки


Дыхательная гимнастика.

Релаксационные упражнения.

Подвижные игры:

  • с остановкой движения;

  • на сплочение детского коллектива;

  • на снижение мышечного напряжения;

  • эстафетные;

  • с мячом;

  • высокой подвижности (с бегом, прыжками)


Использование на прогулке специально отобранных средств физической культуры обеспечивает решение важных задач: совершенствование функциональных систем, закаливание организма ребенка, развитие эмоциональной устойчивости.


Средства физической культуры, направленные

на развитие эмоциональной устойчивости,

в структуре физкультурного занятия


Физкультурное занятие

вводная часть

основная часть

заключительная часть

Варианты средств физической культуры

Дыхательная гимнастика.

Упражнения с элементами йоги (асаны).

Гимнастика для глаз.

Игровые имитационные упражнения.

Упражнения общеразвивающего характера.

Виброгимнастика.

Упражнения с попеременным напряжением и расслаблением.

Танцевально-ритмическая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Релаксационные упражнения.

Подвижные игры:

с остановкой движения;

на сплочение детского коллектива;

на снижение мышечного напряжения;

на релаксацию;

на релаксацию и дыхание.

Упражнения дыхательной гимнастики с элементами йоги.


Классическая трехчастная структура физкультурного занятия также обогащается средствами физической культуры, направленные на развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемые варианты организации некоторых форм физического воспитания дошкольников носят рекомендательный характер, поэтому всегда возможен творческий подход к отбору предложенного материала.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ