Урок на тему "Развитие фонематического восприятия у младших школьников с ЗПР"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 п.Никель Мурманской области









Рекомендации по развитию и коррекции нарушений речи

и конспекты логопедических занятий

для младших школьников с ФФН в коррекционных классах VII вида






Развитие фонематического восприятия

у младших школьников с ЗПР






Материал подготовила учитель-логопед

Соломкина Александра Игоревна







п.Никель

2012г.


Развитие фонематического восприятия у младших школьников с ЗПР



К сожалению, год от года растет количество детей, приступающих к обучению в школе и имеющих диагноз задержка психического развития. У детей с ЗПР развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему школа.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в настоящее время приобретает особую значимость. Она требует совместной согласованной работы педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, а также разработки и при­менения соответствующих ориги­нальных методик преподавания. Необходимо помнить, что у ребенка с ЗПР длительное время остается ведущей игровая мотивация, низкая познавательная активность, с трудом формируются учебные интересы. Такие дети плохо умеют сосредоточиваться, переключать внимание, работать по образцу. Это не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность, он очень быстро истощается, устает. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, из-за чего младший школьник с ЗПР плохо овладевает навыками письма и чтения.

Принципы разви­вающего обучения (опора на ве­дущий вид деятельности, ампли­фикация, индивидуализация), по­зволяют добиться хороших резуль­татов в обучении и воспитании детей с ЗПР, которые, достигнув школьного возраста, продолжают оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Дело в том, что за первый год обучения в обычном классе у ре­бенка с ЗПР не только усугубля­ются имеющиеся недостатки в развитии, но и появляется отри­цательный жизненный опыт. Та­кой ребенок не осознает себя уче­ником, не понимает мотивов учеб­ной деятельности и ее целей. Для более успешного усвоения матери­ала он нуждается в наглядно-практической опоре, в подробной, краткой и четкой инструкции, большем количестве времени на выполнение задания. Обучаясь в обычном классе, ребенок с ЗПР не успевает за темпом урока, он оказывается не в силах выпол­нить задание. Попробовав спра­виться с ним пару раз, потом он вообще перестает искать решение. Так дети убеждаются в бесполез­ности своих действий, так приоб­ретается «опыт беспомощности» со всеми его негативными послед­ствиями. У ребенка пропадает интерес ко всему, что называется учебой. А ведь интерес — это по­ложительное эмоциональное со­стояние, способствующее разви­тию навыков и умений, приобре­тению знаний, мотивирующее обучение.

Важное значение при поступлении ребенка в школу имеет психологическое и логопедическое обследование. Это особенно важно для быстрей­шего преодоления речевых нару­шений нару­шений, которые у детей с ЗПР имеют большое распространение, вариативность и касаются всех сторон устной и письменной речи.

Устная экспрессивная речь:

  • низкий уровень моторной реализации высказывания (нару­шения звукопроизношения, сло­говой структуры слова, недоста­точная развитость орального праксиса и артикуляционной мо­торики);

  • несформированность слово­образовательных навыков (боль­шое количество ошибок при об­разовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных, ка­чественных и притяжательных прилагательных от существитель­ных);

  • несформированность грам­матического строя речи (синтак­сические, лексические, смысло­вые ошибки);

  • нарушения связной моно­логической речи (смысловая не­адекватность, невозможность обойтись без посторонней помо­щи, запрограммировать текст, ошибки грамматического и лек­сического оформления при со­ставлении рассказов по картин­ке или по серии картинок, при пересказе);

  • неразвитость номинативной функции речи (большое количе­ство ошибок при назывании пред­метов и действий).

Устная импрессивная речь:

  • несформированность фоне­матического восприятия;

  • много ошибок в понимании сложных логико-грамматических конструкций;

  • ошибки в понимании дале­ких и близких по звучанию и значению названий предметов и действий.



Письменная речь:

  • несформированность языко­вого и звукового анализа (отсут­ствие дифференциации понятий звук, буква, слог);

  • неразвитость навыков пись­ма (дисграфические ошибки);

  • несформированность навы­ков чтения (страдают и скорость, и правильность чтения, и пони­мание прочитанного).

В период обуче­ния грамоте дети должны усвоить такие понятия, как звук, буква, слог, овладеть навыками фонема­тического анализа и синтеза. Имен­но это служит базой для даль­нейшей успешной учебы.

В «методической копилке» автора есть уроки, цель которых – развитие фонематического восприятия у младших школьников с задержкой психического развития. Они проводятся в рамках школьного компонента 3 раза в неделю.

Вам предлагаются конс­пекты уроков, разработанных для 2 клас­са коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ. Проведение таких уроков и в обычных классах всегда да­вало положительный результат.



Урок 1.


Звук С.

Цели:

  • развитие фонематического восприятия;

  • развитие слухового внимания;

  • развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение)

Оборудование: предметные картинки (сеть, семь, восемь, гусь, беседка, осень, василек, такси, письмо, апельсин, гусята, свиньи, лисята, селедка, кисель, лес, костюм, коляска), наборы для составления схем.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Чтение слогов и слов по цепочке (сом, сам, сумм, сим, сип, сап, соп, суп, сук, сок).

  2. Игра «Запомни, повтори».

василек, пион, гвоздика, ноготки василек

аист, цапля, дятел, гусь гусь

торт, селедка, конфета, апельсин апельсин

помидор, лук, селедка, тыква селедка

  1. Произнесение, артикуляционная поза звука[с’]. Характеристика: согласный, мягкий, свистящий.

  2. Выделение на слух (с закрытыми глазами):

  3. а) со, ся, тя, ча, зя, ща, ось, оч, ощ, оть, сю...;

  4. б) лисята, внучата, площадь, пятерка, земляника, наседка, овчарка, обезьяна, лесенка, песенка, пещера, чайник, осенний, овсянка, осина, листья, наступила, косяк, самокат, черепаха, ящерица....

  5. Замены С - С' в слогах и словах — игра "Наоборот":

а) са – ся ас - ась ис - ись

со — ос - ес -

су – ус - яс -

сы – ыс - юс -

сэ – эс - ёс -

б ) сад - сядь косы - коси

осы -оси носы - носи

вес - весь соль - сёл

квас - квась сыта-сито

сыны - сини сома –Сёма

  1. Выделение звука С' в произношении по картинкам на панно:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) определение места звука С' в словах — игра "1, 2, 3";

в) образование притяжательных прилагательных на -ни-. Составление предложений по образцу:

Это Люсино письмо. Это Васина беседка.

  1. Физкультминутка.

  2. Деление слов на слоги — игра "Телеграф" с индивидуальными картинками (беззвучное проговаривание).

  3. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов (коллективно): гусь, гуси.

Итог. Произнесение, характеристика звука С'. Припоминание слов на С'.



Урок 2.


Вычленение звука из начала и конца слова.

Цели: развитие фонематического анализа и синтеза.

Ход занятия.

Оргмомент.

Задания по вычленению первого ударного гласного:

  1. Отберите картинки, названия которых начинаются на ударные гласные А, О и т.д.

  2. К картинке подберите букву, соответствующую первому звуку слова.

  3. Игра в лото. Логопед называет слово. Ребёнок среди множества картинок находит нужную и закрывает её той буквой, которая будет первой при написании этого слова.

Задания по вычленению первого согласного из слова:

    1. Выберите только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

    2. Игра. Логопед называет слово, дети определяют его первый звук. Затем предлагается заменить первый звук слова на другой. После показывается карточка с данной парой слов (дети удостоверяются в правильности ответа).

    3. Лото «Необычные цветы». Ребёнку предлагается собрать ромашку. У ученика - лепестки с изображениями различных предметов. Школьник выбирает только те изображения, названия которых начинаются с заданного звука. Выбранный лепесток прикладывается к центру цветка.

    4. Впишите первую букву в схему слова под картинкой.

    5. Лото «Какой первый звук?» Ученику предлагаются карточки лото со звуками ..., ..., ..., и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Ребёнок находит картинку, называет её, определяет первый звук и закрывает картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.

    6. Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке.

    7. Игра «Найди картинку». Ребёнку предлагается карточка из двух квадратов. На одном из них нарисован предмет. Ученик называет предмет, определяет первый звук в его названии, находит соответствующую букву и кладёт её между квадратами. Затем он подбирает картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладёт её на второй квадрат.

Итог занятия.


Урок 3.


Знакомство с понятием «твердые» и «мягкие» согласные звуки

Цели:

  1. Познакомить детей с понятием «твердые и мягкие звуки», учить вы­делять их в звучащей речи и фиксировать в схеме звукового анализа.

  2. Познакомить на практическом уровне со смыслоразличительной функцией твердых - мягких фонем, активизировать словарный запас детей.

  3. Развивать фонематический слух.

Оборудование: «волшебная лестница», куклы Том и Тим, набор пред­метных картинок, схемы звукового анализа.

Лексический материал:

Части речи

Слоговая структура

Семантика

существительное

котлеты, пончики

мол, моль





Ход занятия.

I. Оргмомент.

Инструкция: Сядет тот, кто ответит слог наоборот.

Лексический материал: та, ку, со, па, ло, му, ма, но, ту, по, ди.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Сообщение темы и цели занятию.

Инструкция: Для того, чтобы в конце занятия рассказать чему вы на­учились на четвертой ступени, вам нужно быть активными и внимательны­ми во время нашей игры.

  1. Объяснение нового материала.

1. Развитие фонематического восприятия звуков на материале игры «Добрые волшебники».

Инструкция: Давайте познакомимся с добрыми волшебниками стра­ны слов - Томом и Тимом. Внимательно послушайте и скажите одинако­вые или разные первые звуки в их именах?

Назовите первый звук в имени Том [Т], а в имени Тим? - [Т]. Каю звук звучит мягче? Тим такой же мягкий, как и первый звук в его имени любит все, что начинается на мягкий согласный. А Том, наоборот очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных.

Давайте угостим наших друзей продуктами, которые лежат на ваших столах. Если угощение начинается с мягкого согласного, кто его возьмет?

Лексический материал:

Мед, кекс, вишня, пироги, сироп.

Масло, котлеты, пончики, сок, варенье.

2. Знакомство со специальными знаками для обозначения мягких твердых согласных звуков.

Инструкция: Почему же Тим и Том - добрые волшебники? Оказывается, они умеют лечить согласные звуки. Тим с помощью зеленой фишкой, а Том - синей.

Вылеченные звуки возвращаются в слова. Первым к ним пришло слово

Картинка с изображением


зелёного лука


©

О

©



У него пропал первый звук. Кто поможет ему Тим или Том? Будьте внимательны, ведь если не тот волшебник даст слову лекарство, то со словом может случиться неожиданное превращение.

А если бы мы дали «мягкое лекарство»?



Картинка с изображением


колодезного люка


©

О

©

Вот что может случиться со словом, в котором твердый звук заменен на мягкий.

    1. Физкультминутка.

    2. Закрепление знаний по новой теме.

      1. Упражнения в звуковом анализе. Игра «Чудесные превращения».

Инструкция: А сейчас с помощью наших волшебников мы продол­жим чудесные превращения слов.

Лексический материал:

моль - мол рад – ряд нос - нес

      1. Самостоятельный анализ слов по плану:

  • линейная последовательность звуков в слове;

  • характеристика каждого звука по порядку;

  • составление схемы звукового анализа.

Итог занятия

Список используемой литературы:

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

  2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., ACADEMIA, 2000.

  3. Коваленко В.В., Коваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. М., «Гном-Пресс», 1999.

  4. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. С-Пб, КАРО, 2004.

  5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звуко-буквенного разбора). М., АСТ-Астрель, 2003.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ