Урок по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах"
Форма организации: подгрупповая
Тип занятия: коррекция звукопроизношения
Речевой дефект: шипящий сигматизм
Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах.
Этап: автоматизация звука
ЦЕЛИ
Уточнить артикуляцию и закреплять изолированное произнесение
звука [ш]. '
Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах и
словахПродолжать учить определять место звука [ш] в словах.
Развивать память, мелкую моторику.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с гостями и проходите.
.
Послушайте стихотворение и скажите, какой звук слышится чаще.
Мышки.
Пляшут мышки-шалунишки.
Кто на чашке, кто на крышке
Тише, тише, тише мышки!
Не мешайте спать братишке.
Сообщение темы.
Сегодня мы продолжим работу по теме: Звук ш. Будем учиться красиво произносить звук Ш в слогах и словах.
Пальчиковая гимнастика.
Наши мышки так расшалились, что разбудили кошку. Пришлось мышкам убегать от кошки.
Мышка
Мышка в норку забралась .
На замочек заперлась.
В дырочку глядит
-Кошка не бежит?
Пока мышата убегали от кошки, кошка залезла в корзинку с клубочками ниток и навела беспорядок. Давайте наведём порядок -намотаем нитки на клубочки.
Закрепление основных цветов.
Артикуляционная гимнастика.
Игра «Дождик»
Наша мышка отдышалась и решила отправиться на прогулку. Вышла из своего домика и увидела – небо затянуто серыми тучками и накрапывает дождь.
(Комплекс « Шипящие», на капельках предметные картинки)
Формирование правильного выдоха.
Игра «Подыши с мышкой»
Закончился дождик, выглянуло солнышко и вокруг стало свежо
Давайте подышим вместе с мышкой свежим осенним воздухом. Только дышать будем правильно: воздух брать носом, выдыхать через ротик, щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный –ш ш ш
Изолированное произношение звука Ш
Вдруг подул осенний ветерок и закачал верхушки деревьев Ш-Ш-Ш
Последние листочки ветерок срывает с деревьев. Листочки летят, кружатся в воздухе и опускаются на землю ш ш ш ш
Презентация
Артикуляционная и акустическая характеристика звука.
Произнесите звук перед зеркалом.
Скажите, пожалуйста, в каком положении губы, зубки и язык когда мы произносим звук [ш]?
Поднесите ладошку к ротику и произнесите звук -
воздушная струйка теплая или холодная?
Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой).
Почему ты считаешь, что он согласный?
Докажите, что этот звук глухой.
(Ребенок закрывает уши ладошками, прикладывает тыльную сторону ладони к горлу и произносит звук [ш]).
Да, звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой и живет в стране согласных звуков в синем домике.
Соотнесение фонемы с графемой.
Звук Ш мы обозначаем буквой ш
Найди и покажи букву. Нарисуйте букву в воздухе. Составьте из палочки.
Чем отличается звук от буквы? Найди букву Ш. Упр-е « Клубочки»
ВЫВОД
Звуки слышим и произносим. Буквы видим, пишем и читаем.
. Закрепление изолированного звука [ш].
Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:
Малы … ду… камы… ланды… каранда…
(показ картинок, а ребенок договаривает последний звук).
ФИЗМИНУТКА
Игра «Пошурши как листочки»
Наша мышка бежит по дорожке, а листочки под лапками шуршат
(На карте изображение листьев) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки.
. Закрепление звука [ш] в прямых и обратных слогах.
ша – шу – ша ши – шо – ши
ше – ша – шу ша – ши – шо
(Дети качают поднятыми на головой руками и проговаривает слоговые цепочки стоя).
Ша-шо-шу шу- шо-ша
Определение наличия звука [ш] в словах.
Бежала-бежала наша мышка. Встретила ежика. он заготавливал яблоки на зиму.
Решила мышка помочь ему собрать яблочки
(Дети берут яблочко и проговаривают слова с отрабатываемым звуком).
Звук в начале слова. Шапка шахматы шкаф
Звук на конце слов Душ камыш
Звук в середине слова Кошка мышка подушка мишка
Делим слова на слоги.
ВЫВОД:
Звук Ш может находиться в начале слова, в середине слова и на конце слов.
Познавательная информация.
Ежик яблоки не ест, он вообще хищный зверек, ему мышек, ужей подавай, а яблоками он чистится! Когда он накалывает на иголки яблоко, на колючки попадает яблочная кислота, и все паразиты исчезают
Помогла мышка ёжику и побежала дальше
По дороге встретила наша мышка своего друга мышонка. Мышонок очень плохо произносил слова.
Помоги мышонку научиться правильно произносить слова.
Слуховая разминка.
Это фыфка?
Это хыхка?
Это шишка?
Вы помогли мышонку.За это он предлагает поиграть в игру.
Игра «Один – много».
Я начну, а ты продолжи. Один-много …
(Выкладывает перед ребенком картинки: шапка -шапки, шкаф-шкафы, подушка -подушки, шишка-шишки
Игра «Помоги мышке вернуться домой».
Пора нашим мышатам возвращаться домой.
(Ребенок вспоминает слова, в названии которых слышится звук ш).
Скажите, какие слова со звуком Ш, вы запомнили. А где может слышаться звук Ш в словах?
Звук может слышаться в начале, середине и на конце слов.
Итог занятия.
Нам пора прощаться с мышатами. Вы сегодня им очень хорошо помогали! А какой звук помогал нам на нашем занятии? (Ш – ш – ш).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ