Урок по теме "ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ"
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Формирование принципов толерантности у учащихся нашей школы осуществляется и через социальное направление.
В рамках опытно-экспериментальной программы осуществляется профилактическая работа, которая строится с учетом особенностей контингента школы. Учащиеся имеют отклонения в поведении, зависимость к вредным привычкам, конфликтность, социальную некомпетентность, безграмотны в правовом поле.
Социальный показатель учащихся и их семей относится к категории социально-незащищенных. А значит, они часто попадают в трудные жизненные ситуации и склонны к правонарушениям.
Организация профилактических мероприятий определяется целями и задачами, которые вы видите на слайде.
Цель: Повышение социальной и личностной компетентности учащихся, развитие их способностей эффективно взаимодействовать с окружающими.
Задачи:
1.Показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;
2.Формирование осознанного отношения к насилию, понимание истоков и причин.
3.Развивать способность к пониманию, сопереживанию, сочувствию.
4.Овладения навыками эффективного общения.
5.Показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами.
Эти цели и задачи помогают реализовать образовательные программы:
1/ базовая общеобразовательная программа по предмету обществознание
2/ программа по курсу «Социальная практика» составитель Н.И.Элиасберг /
Работая, с содержанием программ и , организуя профилактические мероприятия я все чаще использую такие формы работы, как:
-Методы диагностики: анкетирование, наблюдение, собеседование.
-Организационно-профилактические методы и приемы : уроки, внеклассные часы, игры, тренинг -упражнения (индивидуальные и групповые). (слайд)
Большую помощь в определении направления и отбора содержания моей работы играют методы диагностики.
Так, в экспериментальных 9а и 9б классах я провела анкетирование на «Определение наличия агрессии в классах» и на выявление умений « Разрешения конфликта».
И сделала , в частности ,следующие выводы. ( Подробно с результатами вы можете ознакомиться в раздаточном материале)
Вывод 1 ( анкета на «Определение наличия агрессии в классах»: Наличие агрессии в классах отсутствует. На вопрос «Обижали ли тебя когда-нибудь твои одноклассники или друзья?» 96% учащихся ответили- нет , а 28% учащихся такой ситуации не испытывали вообще.
Вывод 2 ( выявление умений «Знания правил спора, разрешения конфликта». :
27% учащихся не знают, как выйти из конфликтной ситуации, но имеют желание помочь ребятам, которых обижают (85%) и сами считают, что для этого им надо научиться общаться 40% и разрешать конфликты 27%.
Анализ показал ,что ребята не знают как выйти из возникших конфликтных ситуаций и хотят научиться общаться. Для этого я на своих занятиях моделирую разные ситуации, роли.
Как показывает практика, наиболее важными и интересными для учащихся стали мероприятия, игры со следующей тематикой:
-«Межличностные отношения».
-«Нации и межнациональные отношения».
-«Как противостоять влиянию антиобщественных группировок».
-«Разрешение конфликта без насилий».
За 1,5игода участия в опытно-эксперементальной программе мною проведено:
-18 тематических занятий
- 2 внеклассных мероприятия, посвященных международному Дню толерантности
-6 занятий-практикумов
-12 диагностических бесед
-3 варианта анкетирования и 2 тестовых задания
-6 коллективных обсуждений
-психологические упражнения и ролевые игры
-Мы рассмотрели 10 ситуаций поведения человека
Благодаря этому, теперь ученики знают, что в развитии конфликтной ситуации в общении надо уметь определять :
-причины возникновения конфликтов;
-пути развития конфликтов;
-пути выхода из конфликтов
И с учащимися 9 а и 9б экспериментальных классов
мы составили Правила класса, которые назвали «В нашем классе все против агрессии».
(эти правила перед вами на экране)
Правила класса.
«В нашем классе все против агрессии»
1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.
2. Не поддерживаем агрессора (обидчика).Когда говорят «Давай подразним вместе!»-каждый отвечает: «Нет!»
3. Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает зло.
4. Каждый ставит себя на место жертвы.
5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения- не значит ябедничать.
6. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают.
7. Мы называем друг друга по имени.
8. Мы уважаем друг друга.
В итоге мы видим следующие полученные результаты…..
Результаты моей деятельности как социального педагога вы видите на слайде.
Ожидаемый результат
Полученный результат
-Сопротивление насилию
-Повышение личной и социальной компетентности
-Формирование общечеловеческих ценностей
-изменение поведения
-Снижение числа правонарушений
-Учащихся участников неформальных объединениях - нет;
-Учащихся проявляющих нетерпимость к окружающим- нет;
-Учащихся, проявляющих агрессию к окружающим в классе или по школе- нет;
-Учащихся, замеченных в разжигании национальных конфликтов –нет
-Экстремистски настроенных –не выявлено.
(Познакомиться с некоторыми цифрами по достигнутым результатам можно в раздаточном материале)
Конечно, положительные результаты, которые мы получаем, это не только результат моих усилий. Но для меня, как социального педагога важны те изменения, которые я наблюдаю сегодня.
Анализ результативности за период с 2011 года по 2014 год .
Показатель результативности
Год
2011/12
2012/13
2013/14
На внутришкольном учете состоит
38
46
39
На учете в ОДН состоит
20
15
13
Участников преступлений
5
3
3
Конфликтных ситуаций
3
2
2
Приложение № 1. Разбираем сложные ситуации.
Взаимоотношения в классе./ «определения наличия агрессии в классе./
Анализ анкеты для учащихся №1
Как избежать конфликта?
1. Есть ли в вашем классе ребята, которых обижают, дразнят одноклассники, ученики других классов:
Да 36 % Нет 64% Не знают 4%
2.Дружишь, общаешься ли ты с ребятами, которых часто обижают-
Да- 24% нет 48 % таких нет 28%
3 Как к ним относятся другие ребята :
Не общаются 9% Относятся хорошо 63% Такой ситуации нет 28%
4. За что чаще всего дразнят, обижают:
А) внешность 16 % б) личные качества 32 %
В) смешная фамилия 12 % г) что-то еще -нет ситуации- 20%
-по ситуации 8 %
- за то ,что пьет 4 %
-ни за что- 8%
5.Обижали ли тебя когда-нибудь твои одноклассники или друзья?
Да 4 % Нет 96%
Как? Без ответа 100%
6.Что ты чувствовал при этом?
Обиду 4 % Дискомфорт 4 % Нет ситуаций 76% Не помнят 16%
Вывод: Наличие агрессии в классах отсутствует. На вопрос «Обижали ли тебя когда-нибудь твои одноклассники или друзья?» 96% учащихся ответили- нет,
а у 28 % учащихся такой ситуации вообще не возникало.
Приложение № 2. Разбираем сложные ситуации.
Разрешение конфликта. /Знание правил спора, умение предотвращать конфликты/
Анализ анкеты №2
1.Когда твои одноклассники обижаю кого-нибудь в твоем присутствии, что делаешь ты:
А)наблюдаешь в стороне за происходящем- 28% В) защищаешь жертву 28%
Б) встаешь на сторону обидчиков - 4 % Г) нет ситуации 24%
2.Что чаще всего делает тот, кого обижают:
-обижается 40% - нет ситуации 26%
- молчит, без реакции 30 % - плачет- 4%
3.Помогает ли это остановить обидчиков:
-Да- 24 % -Не знают- 68% -Нет- 12%
4.Кто, по-твоему, виновен:
А) те, кто обижает -43 % Б) тот, кого обижают- 27%
В) что-то еще -30%
5.Можете ли Вы сами остановить обидчиков без посторонней помощи:
Да - 32 % , Нет -18 % , Не было ситуации- 40%
6.Если нет, то кто мог бы помочь вам в этом :
Учитель 30%, Друг16%, Сам 15%, Прохожие 12 % , Не знают 27%
7.Хотел бы ты помочь тем ребятам, которых обижают, дразнят:
Да- 85 %, Нет- 15%
8.Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе:
-Уметь общаться 40%
-Повзрослеть 4%
-Уметь разрешать конфликты 29%
-Конфликтов нет, менять ситуацию не надо 27%
Вывод:27% учащихся не знают, как выйти из конфликтной ситуации, но имеют желание помочь ребятам, которых обижают ( 85%) и сами считают, что для этого им надо научиться общаться 40% и разрешать конфликты 27%.
Приложение III
Пути выхода из конфликта .
Как избежать конфликта ?
Где не хватает культуры общения, могут возникнуть конфликты.
В развитии конфликтной ситуации в общении выделяют три фазы:
I. Определение, осознание участниками общения ситуации, как конфликтной.
II. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1) Вариант-уход от ситуации /конфликт снимается за счет распада отношений/.
2) Вариант- отношения переговоров, «торгов» /частичное удовлетворение в результате/
3) Вариант- отношения «борьбы», стремление добиться максимального результата без уступок.
III. Выбор способов действия, для получения максимального результата .
Важным условием этого варианта является овладение умением спорить
Правила спора:
1. Спор проводится только после предварительного согласия обеих сторон.
2. Кто начинает спор, должен видеть цель, которую он хочет достигнуть.
3.Стиль спора должен быть конкретным, речь должна идти о проблеме и актуальной для обоих участников.
4.Оба должны принимать в споре активное участие, без «шума», умея слушать собеседника.
5.Аргументы должны быть деловыми, без личностных и критических оценок.
Правила класса.
«В нашем классе все против агрессии»
1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.
2. Не поддерживаем агрессора (обидчика).Когда говорят «Давай подразним вместе!»-каждый отвечает: «Нет!»
3. Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает зло.
4. Каждый ставит себя на место жертвы.
5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения- не значит ябедничать.
6. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают.
7. Мы называем друг друга по имени.
8. Мы уважаем друг друга.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ