Урок самообразования по теме: "Применение инновационных технологий на уроках физики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения"





Бекетова Марина Алексеевна

учитель физики

МОУ «Гимназия №1»

г.Новоалександровска

Ставропольского края


Тема самообразования: « Применение инновационных технологий на уроках физики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения».

«Важнейшим делом обучения является воспитание

мышления, способности не только владеть

фиксированными операциями, приемами,

но и вскрывать новые связи, открывать

новое, приходить к решению новых

задач самостоятельно…»

С.Л. Рубинштейн.

Выбор темы самообразования был для меня закономерен: считаю, что эффективным современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности школьников, их интеллектуальных способностей.

Цель: -активизировать познавательную деятельность учащихся, развить их творческие способности, вовлекая их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность

Задачи: -формировать универсальные учебные компетенции в образовательной области «Физика»,

  • разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по физике с применением ИКТ,

  • разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;

-совершенствовать проектную деятельность учащихся на уроках физики.

Основные направления самообразования:

  • Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),

  • Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),

  • Охрана здоровья,

  • Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),

  • Правовое,

  • Эстетическое (гуманитарное),

  • Социальное (участие в жизни социума микрорайона).

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории,

мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей физиики, а также через участие в жизни школы.

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество ЗУН не менее 60%; участие в конкурсах – не менее 50%);

  • разработка, апробирование и рецензирование методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;

  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного комплектов педагогических разработок;

  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках физики;

  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в методических советах, обобщение опыта.

Планируемые результаты самореализации:

Разработка комплекта электронных уроков по физике,

Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:

  • комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы);

  • комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);

  • сборника предметных кроссвордов,

  • опорных конспектов по разделам и темам,

  • памятки для учащихся по ТБ при проведение опытов,

  • пакет сценариев уроков с применением информационных технологий

  • комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления),

  • страниц электронного приложения «Хочу всё знать!», «Интересное рядом»

- комплекта заданий по подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя, но можно и нужно научить самостоятельно получать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой, планировать путь познания, понимать – «докапываться до сути». Понимание всегда индивидуально. Оно состоит во «встраивании» нового в уже известное. Но «уже известное» у каждого свое, и к тому же механизмы встраивания у каждого ученика свои. Все это меня привело к мысли, что необходимо учащихся перевести из пассивных слушателей, в работающих активно, самостоятельно, что позволяет реализовать блочно-модульный метод.

Я считаю, что достоинством модульной технологии обучения является ее сочетаемость с другими технологиями, позволяющими варьировать подходы к обучению, использовать адаптивную образовательную среду – проблемный, раноуровневный, и развивающий методы при обучении. Использую в своей работе основной компонент этой технологии – блок-модуль: разбиение темы на блоки, а уроки – на учебные элементы.

При изложении нового материала совместно с учащимися на уроке составляем опорный конспект (ОК). При проведении экспериментов, задаю проблемные вопросы: Почему? Как? Работаем с книгой или выводим формулы аналитически. Ответы кратко вводим в содержание ОК, некоторым нравится использовать тезисы. Перед решением задач составляем памятку действий: алгоритм решения задач (АРЗ) подобного типа.

Мои ученики используют при ответах опорный конспект (ОК), что успешно помогает им систематизировать материал, излагать его лаконично и осознанно.

В обучении физики наиболее трудным считаю формирование исследовательских навыков и решение задач, поэтому изучение нового материала, основываю на фронтальном эксперименте, при решении задач использую пошаговый алгоритм (АРЗ). Знания, полученные при такой организации более глубокие и прочные.

В работе использую элементы разноуровневого обучения: ученик при работе сам выбирает уровень (базовый, программный или продвинутый), что предоставляет шанс каждому ребенку реализовать свои возможности в зоне ближайшего развития, максимально использовать свои способности.

Изучение учебного материала не дает высоких результатов при отсутствии постоянного контроля. На уроках первичного закрепления, решения задач и обобщения использую групповую работу, взаимоконтроль, консультирование (при затруднении). При такой работе исчезло списывание – ученики сами хотят разобраться, скорректировать свои знания перед контрольной работой, которую предстоит выполнить самому без какой- либо помощи.

Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Использую накопительную систему оценок, которая позволяет учащимся повысить свои компетенции.

Для успешного обучения я не только ставлю перед учениками трудные проблемы, но и незаметно помогаю им найти «самостоятельно» решения этих проблем. Я считаю, что маленький успех на каждом уроке громадный стимул к дальнейшему обучению. Для этого использую различные методические приемы, которые стимулируют развитие творческой активности. Например, использую разноуровневые задания:

1 уровень – карточка-самоучитель: задания на совершение какого-либо действия, выбери из предложенных ответов правильный, если есть затруднения, то используй – (и ссылка на параграф, опорный конспект или литературу, где можно найти подсказку).

2 уровень- применение знаний по образцу (использование алгоритма решения задач (АРЗ).

3 уровень- применение знаний в незнакомой ситуации.

При решении экспериментальных задач использую групповую работу: класс разбивается на группы по 4 человека . Каждая группа получает задание и затем предлагает свое решение.

Чтобы привить устойчивый интерес к предмету провожу уроки в игровой форме, предлагаю творческие задания: изготовить прибор, найти и подготовить сообщение « Это интересно» или « Хотите узнать?», веду элективный курс « Методы решения задач повышенной сложности» и внеклассную работу. Учащиеся активно принимают участие в КВНах по физике, в физическом вечере, в деловых играх по вопросам экологии.

Традиционно в районе, а затем в крае проводится научно-практическая конференция и физико-математические чтения, в которых активно принимают участие мои ученики. Учащимся очень нравится работать над проектами, они используют разные формы в виде газеты, исследований, игры, выставки, видеофильма, презентации. В ходе исследования учащиеся формируют умения: выделять и формулировать проблему исследования, ставить цели и задачи исследования, выбирать методы (теоретические и экспериментальные) для решения поставленных задач, анализировать полученные результаты и формулировать выводы. Разнообразие форм помогает выявить фантазию, индивидуальность, проявить свои творческие способности – происходит становление активной исследовательской позиции.

О результатах своей работы сообщаю на заседаниях школьного методического объединения, накопленный опыт передаю учителям – даю открытые уроки, выступаю перед коллегами на заседаниях районного методического объединения. Являюсь руководителем районного методического объединения учителей физики, участвую в работе учителей района по обмену опытом для повышения квалификации.

Использование инновационных технологий: позволило повысить качество знаний, заинтересованность учащихся, их активность и самостоятельность при достижении учебных задач обучения.


Литература:


1.Б.А. Абдыкаримов, Р.Б. Морзабаева. Технология обучения физике как объект инновационной деятельности педагогов в реальном процессе.- Новые технологии в образовании.-2009
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», Ростов—на—Дону, 1999. —416 с. 
3. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения. — Вест.высш.шк., 1987. Н8, с. 35-38. 
 4. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. — ЗАВУЧ, научно-практический журнал, 5, 2005. — с. 38-50. 
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. —256 с. 
6. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. — 69 с. 
7. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997. 
8. Учителю о педагогической технологии. М., 1989. 
9. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. Каунас. 1989. 
10. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -- М.: Народное образование, 1996. 




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ