Выступление на педагогическом совете "Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике"



МОУ СОШ №1









Выступление на педагогическом совете

Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике.

( на основе ФЗ №120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних")







учитель начальных классов

Рязанцева Ю.А.











г. Георгиевск.







Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике

( на основе ФЗ №120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних")

Трудновоспитуемость, как и другие отклонения в нравственном формировании подростков, представляет собой не случайный эпизод в их жизни, а закономерное следствие длительного процесса социальной деформации личности.

Для успешного решения проблемы трудновоспитуемости необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка.

Исследователи подчеркивают, что такие отклонения наблюдаются довольно рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляли крайнюю неустойчивость поведения, конфликтовали с педагогами, многие из них оказывались в положении "изолированных" и предпочитали дружить со старшими мальчишками вне школы.

Эти дети, как правило, очень невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, развязны, навязчивы и болтливы, непослушны. К сожалению, у нас довольно широко распространено еще ошибочное мнение относительно того, что отклонения в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста, следует рассматривать как проявление специфических особенностей их возраста — незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточное функционирование второй сигнальной системы и пр.Действительно, отклонения в поведении многих ребят в некоторой мере объясняются спецификой возраста.

В то же время педагогическая практика показывает, что уже в самые первые дни пребывания в школе некоторые ребята допускают такие нарушения, которые никак нельзя объяснить их возрастными особенностями. Здесь мы имеем дело с недостатками или серьезными просчетами воспитания ребенка в период его раннего и дошкольного возраста, результаты которых становятся особенно заметны с поступлением ребенка в школу. В одних случаях это недостаточно выраженные отклонения в одном или даже нескольких видах отношений. Например, недоверчивое, недоброжелательное отношение ко взрослым, сформированное у ребенка в семье, обязательно в той или иной форме проявляется и по отношению к учителю, к его заданиям и указаниям; а отрицательное отношение к физическому и умственному труду чаще всего становится исходной причиной неуспеваемости и недисциплинированности ученика.

В других - это инфантильность (отставание в социальном развитии младших школьников, не по годам затянувшаяся ребячливость, импульсивность поведения). Такие дети не воспринимают всерьез указания и замечания учителя, с трудом осваивают правила для учащихся. Адаптация их в школьном коллективе еще более осложняется влиянием родителей, часто бабушек и дедушек, которые поощряют инфантильность ребенка, любуются ею, вместе с ним ждут признания его несуществующих достоинств со стороны учителя.

В- третьих, особо сложных случаях запаздывание в приобретении общественно-ценного жизненного опыта сочетается с довольно устойчивым отклонением в отношениях. Чаще всего, это касается отношения детей к людям, когда они считают плохими всех тех, кто делает им замечания, заставляет учиться, работать, не позволяет ходить и разговаривать на уроках и т.д. Такие дети уже через некоторое заявляют о своем нежелании ходить в школу. И хотя эти проявления, как правило, успешно снимаются, нельзя однозначно утверждать, что они не входят в отрицательный жизненный опыт маленького ученика.

Именно эти отклонения в большинстве случаев, как показывает практика, являют собой начало процесса социальной деформации личности, основу для формирования антиобщественных установок и ориентаций личности. В этом смысле недисциплинированность, грубость, нравственная инфантильность даже самых маленьких ребят могут рассматриваться как одна из форм отклоняющегося поведения, первая, еще неустойчивая форма трудновоспитуемости.

С таким контингентом учащихся я столкнулась в прошлом учебном году, когда начала работать с коллективом учащихся и родителей нынешнего 4 «В» класса.

В составе классного коллектива 4 «В» класса входит 43 % семей, которых можно назвать“неблагополучные” и “конфликтные”. Это семьи , где один из родителей (чаще всего родной отец) не занимается воспитанием собственного ребенка. Из-за недостатка общения, в данных семьях отсутствуют забота, юмор, совместные интересы и дела; постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями, можно услышать: “Я тебя люблю”, а через некоторое время: “Уйди, надоел, не мешайся”, что вызывает и противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка. Дети в этих семьях переживают тревогу перед неопределенностью будущего. Из-за этого они тяготятся домом, школой и даже сверстниками. У большинства детей заниженная самооценка и они стремятся больше проводить время на улице, дружить с более взрослыми детьми. Такими «сложными» детьми можно назвать следующих учащихся: Яковлев Сергей, Палатов Никита, Касимов Рустам, Синахин Максим – за систематические сбои в поведении, Родионова Ангелина, Пряжевская Виктория, Желтухина Дарья - за отсутствие должного контроля за воспитанием со стороны родителей.

За 2 года моей работы с данным коллективом учащихся на основе различных опросов, бесед с родителями, психологом, посещений семей на дому, анализом различных анкетирований детей и родителей было установлено следующее: что проблемы в поведении данных детей вызваны педагогической неграмотностью родителей: отсутствием требовательности и единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи, неверным применение наказания и поощрения , подавлением личности ребенка, нарушением структуры семьи ( либо отсутствие отца, либо конфликт с отчимом)

Для выравнивания сложившейся ситуации мною предприняты следующие меры:

1. Посещение детей на дому.

2.Строгий контроль посещения учебных занятий детьми

3 .На каждого «трудного» ребенка в классе заведен “Дневник психолого-педагогических наблюдений”, где отражен состав и социальное положение семьи.

4.Данная категория учащихся активно вовлекается во все классные и школьные дела: имеют призовые места командные и в личном первенстве по футболу- Яковлев С, Синахин М, Касимов Р. , танец народов севера на День народного единства исполнял - Синахин М, в конференции по символике, школьная олимпиада по литературному чтению участвовал – Палатов Н, уход за школьной клумбой, помощь в организации спортивных праздников осуществлял - Яковлев С., оформлением кабинета к праздникам занимались - Пряжевская В., Родионова А., Желтухина Д.

В работе с данными детьми я опираюсь на следующие методики:

-Методика «Да и нет»- выявление уровня произвольности. На основе ее установлено, что уровень произвольности у учащихся ниже среднего.

-Методика «Лесенка» позволяет контролировать такой немаловажный, влияющий на взаимоотношения детей фактор, как самооценка и самопринятие ребенка. Данная методика относится к проективным методикам и включает задачи на осуществление ребенком выбора по оценочным шкалам. Методика позволяет определить не только адекватность самооценки (высокий - низкий), но и выявить ее устойчивость, противоречия. С помощью данной методики было определенно кто из детей наиболее высоко или низко оценивается детьми группы, насколько адекватны их представления об отношении к себе и реальное отношение к ним.

- Диагностики «Кто я?», «Какой я?», на основе которых были составлены диаграммы.

В рамках «профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» мною были запланированы и проведены в 1 полугодии 2010-2011 уч.года следующие мероприятия:

-классные часы «Уроки правовой грамотности», «Правила культурного поведения», «Что значит быть доброжелательным» «Наркотикам и никотину – НЕТ!», «Я- за Здоровый образ жизни»

-лекций, семинары, беседы для детей и родителей, родительские собрания с участием соц.педагога и психолога школы по следующим темам: «Предпосылки отклоняющегося поведения»; «Агрессия раннего подростка и меры её коррекции», «Агрессивность, причины и последствия», «Состояние агрессии школьников и пути её коррекции»

Работа с данной группой учащихся и их родителями будет продолжена и во втором полугодии 2010-2011 учебного года.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ