внеклассное мероприятие "Азбука нравственности" 5-7 класс
 
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Волоцкая средняя общеобразовательная школа»
 
 
 
 
 
Выполнила
учитель математики и информатики
МКОУ «Волоцкая СОШ»
Бондарчук Светлана Николаевна
 
 
 
 
 
 
 
2012 г.
Тема внеклассного мероприятия: "Азбука нравственности"
Духовная сила человека относится
к физической как три к одному.
Наполеон
Актуальность: в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В связи с этим задача духовно- -нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную важность.
Цель:
• формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость , человечность .
Задачи:
• развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
• воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
• работать над выработкой положительных черт характера;
формировать желание делать в жизни хорошее, дарить людям радость, задумываться над своими поступками.
Форма проведения: игра
Подготовительная работа: украсить зал плакатами, установка и настройка проектора, провести анкетирование учащихся, направленных на определение уровня нравственности учащихся.
Оборудование: презентация, плакаты с высказываниями, правила вежливости, цветные жетоны, анкеты теста на толерантность, анкеты, направленная на диагностику нравственности учащихся.
Продолжительность: 45 минут
Класс: 5-7 классы
План мероприятия:
- Проведение анкетирования среди учащихся на определение уровня нравственности учащихся. 
- Вступительное слово. 
- Обсуждений высказывания о духовной силе человека. 
- Упражнение «уровень нравственной саморегуляции» 
- Индивидуальное упражнение «Юности честное зерцало». 
- Немного о толерантности. 
- Тест на толерантность. 
- «Нормативы» для современных социальных условий. 
- Подведение итогов (заключительное задание «дерево нравственности»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание мероприятия
- Проведение анкетирования: 
Диагностика нравственной воспитанности (5-8 классы), составленной лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.(см.приложение № 2)
- Вступительное слово учителя о человеческой доброте и милосердии. 
- Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрение многих выдающихся мыслителей. Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». ( Слайд № 2) 
 Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив.
(Слайд № 3) Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Человеколюбие общества определяется отношением к детям, старикам и добрым отношением к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.
 
 
Ведущий. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.
Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом мне с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии.
- Задание. Деление на группы по 3-4 человека с помощью цветных жетонов. 
Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. (Слайд № 4) Объясните высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному”.
Ведущий. Ребята, как вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы детей можно фиксировать на доске).
(Слайд № 5) Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.
1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).
Уровни на доске желательно изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.
Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.
 
 
- Упражнение “Уровень нравственной саморегуляции”.
Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях саморегуляции. Какой уровень у вас преобладает? Какой уровень преобладает в целом по классу?
Ведущий. Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.
(слайд № 6) Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна?
(*Обсуждение)
Ведущий. ( Слайд № 7) Однако в нашем современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение окружающих. Поэтому следует готовить себя к пониманию сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в реальном мире.
Ведущий каждому раздает бланк с нравственными качествами для выполнения индивидуального задания.
 
 
- Индивидуальное упражнение “Юности честное зерцало”.
Перед вами список из 16 нравственных качеств.
Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой нравственный “профиль”.
1
Общительность, открытость, коллективизм
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Замкнутость, скрытность, индивидуализм
2
Доброта, альтруизм
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Злоба, эгоизм, чувство собственности
3
Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие
4
Твердость, самостоятельность
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Уступчивость, склонность к подчинению, покорность
5
Восторженность, импульсивность, азартность
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Сдержанность, рассудительность, серьезность
6
Честность, высокая нормативность поведения
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Недобросовестность, игнорирование общественных норм
7
Раскованность, склонность к риску, смелость
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Скромность, стыдливость, застенчивость
8
Мягкость, сострадание, милосердие
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Жесткость, суровость, безжалостность
9
Бдительность
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Доверчивость
10
Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Практичность, цинизм, недоверие
11
Прямолинейность, правдивость
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Дипломатичность, расчетливость
12
Спокойствие, уверенность в себе
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Тревожность, неуверенность, чувство вины
13
Склонность к новому
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Склонность к традиционному
14
Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение
15
Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения
16
Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Расслабленность, отсутствие стремления выделиться
Оценка результатов. Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности?
 
 
 
 
Ведущий : (Слайд № 8)
- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На слайде изображены только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
 • Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
• Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/
• Один за всех …… /и все за одного/.
• Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Ребята, а когда очень хочется сделать добро, оно всегда исполняется. Такова волшебная сила добра.
Ведущий:
5. немного о толерантности:
(слайд № 10) Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
( Слайд № 11) Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?(Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту?(Ответы)
Посмотрите на доску, там написано как звучит слово толерантность на разных языках.
(слайд № 12) На испанском языке – толерантность это способность признавать отличительные от своих чужие идеи и мнения;
(слайд №13) На английском языке – толерантность это готовность быть терпимым, снисходительным.
( слайд № 14) На китайском языке – толерантность это быть по отношению к другим великодушным людям.
(слайд № 15) На русском языке – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (быть выдержанным, спокойным).
Учитель: ( слайд № 16) А что объединяет все эти объяснения? Почему так важно в наше время говорить о толерантности? (ответы детей).
-Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры и споры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Ведь не имеет значение, какой мы расы, к какому народу принадлежим. Мы все жители планеты Земля, граждане единого человечества.
-Давайте вместе обобщим все сказанное, слово толерантность у вас изображено в виде “солнышка”. Давайте, изобразим наши ответы в виде лучиков.
 
 
 Тестирование.
Учитель : А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
 
 
- Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность" 
 1. ( Слайд № 17) Коля плохо одет...
 ! Это неважно.
 ? Ты подсмеиваешься над ним.
 2. ( слайд № 18) Алишер питается не так, как ты, по причине своей религии...
 ! Ты просишь, чтобы он объяснил это
 ? Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. (слайд № 19) Цвет кожи у Мурата отличается от твоего...
! Ты стремишься лучше узнать его.
? Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
4. ( слайд № 20) Пожилая женщина медленно идет…
! Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- ( слайд № 21) На твоих глазах на кого-то нападают... 
 ! Ты пытаешься защитить его.
 ? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
 6 ( слайд № 22) К тебе подходит ребенок-инвалид...
 ! Ты естественным образом разговариваешь с ним.
 ? Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
 – Выбери правильный ответ.
 – Если одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если красные и чёрные , ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя только чёрные кружки: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Учитель :
Люби того, Кто ест не так
И носит странную одежду,
Пусть он иной, но он не враг,
Он занят в жизни тем же.
Он любит, создает семью
И строит дом, как все земляне,
Он так же падает в бою…
Не лучше ли нам всем быть друзьями?!
 
- Задание. Обсудите в группе “нормативы” для современных социальных условий. 
Ситуации – пробы “Разрешение нравственных дилемм”.
Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.
“Наказание или преступление?”
Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?
“Уличная мораль”
(слайд № 23) В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.
Что вы сделаете дальше?
“Находка”
( слайд № 24) Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …
А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.
8. Подведение итогов.
Ведущий. ( слайд № 25) И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:
Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Заключительное задание “Дерево нравственности”
- ( слайд № 26) Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством нравственности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более нравственными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством нравственности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
- ( Слайд № 27) В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. 
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
1.Плакаты:
Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
2.Правила вежливости:
1. Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
2. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
3. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
4. В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
5. Не отвечай на грубость грубостью.
6. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение № 2
Анкета
Диагностика нравственной воспитанности (5-7 классы)
 
 
    "
Предлагается четыре методики диагностики нравственной воспитанности детей 5-7 классов, разработанные сотрудниками лаборатории.
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;
если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;
если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример:
- - 3; 
- - 4 и т.д. 
Текст вопросов:
- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми 
- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду 
- Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми 
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку 
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей 
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес 
- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню 
- Мне приятно делать людям радость 
- Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки 
- Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы 
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
- Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, 
- в 3 балла - 2 единицы, 
- в 2 балла - 3 единицы, 
- в 1 балл - 4 единицы. 
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
 
 
 
 
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я… 
- Если кто-то надо мной смеется, то я… 
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я… 
- Когда меня постоянно перебивают, то я… 
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я… 
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
 
 
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
- Быть человеком, которого любят 
- Иметь много денег 
- Иметь самый современный компьютер 
- Иметь верного друга 
- Мне важно здоровье родителей 
- Иметь возможность многими командовать 
- Иметь много слуг и ими распоряжаться 
- Иметь доброе сердце 
- Уметь сочувствовать и помогать другим людям 
- Иметь то, чего у других никогда не будет 
Интерпретация:
- Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10. 
- Пять положительных ответов - высокий уровень. 
- 4-е, 3-и - средний уровень. 
- 2-а - ниже среднего уровня. 
- 0-1 - низкий уровень. 
 
 
 
 
 
 
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
- Если кто-то плачет, то я. 
- Пытаюсь ему помочь. 
- Думаю о том, что могло произойти. 
- Не обращаю внимания. 
- Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры. 
- Я скажу ему, чтобы он не приставал. 
- Отвечу, что не могу ему помочь. 
- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру. 
- Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть. 
- Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру. 
- Я не обращу внимания. 
- Скажу, что он размазня. 
- Объясню, что нет ничего страшного. 
- Скажу, что надо лучше научиться этой игре. 
- Ваш одноклассник на вас обиделся вы: 
- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации. 
- Обижусь в ответ. 
- Докажу ему, что он не прав. 
 
 
 
 
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
- 4 бала - высокий уровень 
- 2, 3 бала - средний уровень 
- 0, 1 бал - низкий уровень 
 
 
 
  
 Список литературы:
1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.
2. Классный руководитель №4 2006 год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников “Толерантность”.
3. Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, “Будь толерантен – попросту терпим”.
4. Классный руководитель №4 2008 год “Воспитание толерантности”.
5. Начальная школа плюс до и после “Воспитание толерантности в начальных классах” (из опыта работ педагогов школы №1120, г.Москва.
6. Психологические игры – тренинги.
7. О.Д. Ушакова “Афоризмы и крылатые выражения”, справочник школьника, Санкт – Петербург, 2005 год.
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ