ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МБОУ «Новенская СОШ»

учитель начальных классов

Иванисова И.А.

«Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного...»

В. А. Сухомлинский.

В младшем школьном возрасте почти все дети проявляют способности к

художественной деятельности, особенно к изобразительной. Эта

деятельность создает у ребенка потребность к эстетическому освоению

мира, которая, как и всякая социальная потребность, успешно формируется

тогда, когда ее стимулирует воспитание.

В изобразительной деятельности раскрываются многие задатки ребенка:

наблюдательность, воображение, зрительная память, своеобразие его

восприятия. Одновременно складывается особая, эстетическая

восприимчивость, способность ребенка понять и оценить красоту жизни. А

это всегда связано с моральной оценкой явлений, особенно у детей

7—10 лет, для которых красивое и доброе еще не имеют четкого разграничения, едины, обобщены в понятии «хорошее». Восприимчивость к красоте обогащает жизнь ребенка, обостряет интерес ко всякому проявлению общественных явлений и через способность ценить ,оберегать красивое ,направляет его действия и поступки.

Влияние изобразительной деятельности на духовный мир детей,

на их нравственнее сознание идет по пути обогащения чувств. Для того чтобы это влияние проявилось в поведении ребенка, новые

чувства должны перейти из мира воображаемого, идеального в мир реальной

жизни, в практику повседневных занятий и игр, радостей и огорчений детей.

Для младшего школьника процесс изображения важнее, чем результат,

рисунок. Он увлеченно размышляет о том, какой выбрать сюжет, кого

нарисовать, какие краски и линии будут красивы и уместны в этом рисунке. Если предлагаю интересную и важную для детей тему, то процесс изображения всегда сопровождается яркой, эмоциональной реакцией каждого ученика на все то, что он рисует. Чувства ребенка в таком случае настолько сильны, что в воображении он как бы участвует в рисунке: думает, чувствует, говорит и действует за благородного богатыря, прекрасную и добрую принцессу, самоотверженного героя. Все персонажи рисунка как бы оживают для него, и все это он сам, ребенок. Он не только придумывает участников этого события, но и оценивает их поступки и личные качества, пользуясь при этом своим представлением о хорошем и плохом. И в то же время ребенок воспринимает от них, «присваивает» все для него привлекательное: красивое, доброе, справедливое, честное..

Для воспитания ребенка необходимы разные виды занятий изобразительным искусством. Рисование с натуры, декоративные задания, беседы о произведениях художников — все это развивает детей. Первые шаги на пути развития дети делают уже в 1 классе.

Изобразительная деятельность детей тогда результативно воспитывает их, когда имеет творческий характер. В процессе творческой деятельности каждый ребенок осваивает новые, неизвестные ему или ранее им не осознанные явления, отношения, способы действии. Творческая активность детей не возникнет сама по себе, ее надо стимулировать, создавать на уроках творческую ситуацию. Задание, его содержание и построение выступают как первоначальный стимул творческой активности детей. Это важное, но не единственное условие создания творческой ситуации. Далее руковожу процессом изобразительного творчества детей. Делаю замечания, напоминаю, помогаю, оцениваю действия учеников и их рисунки, выражая таким образом свое отношение к его работе. При этом успешно верю в добрые качества и художественные способности своих учеников. Убеждаю каждого ребенка в его возможностях так, чтобы он поверил и в то, что может быть хорошим, добрым, справедливым, и в то, что сумеет сделать красивый и интересный

рисунок.

Как учитель активно участвую в творчестве детей. С одной стороны, веду каждого ученика к цели, которую имеет задание, и дети действуют по замыслу ; с другой — помогая ребенку, направляю его на такое решение задачи, которое соответствует его, ребенка, пониманию жизни и максимально реализует в рисунке его индивидуальные способности и задатки. При таком руководстве дети всегда уверены, что думают, решают и осуществляют работу абсолютно самостоятельно.

Дети рисуют, лепят, вырезают не только на уроках изобразительного искусства. Уже в 1 классе изобразительное творчество детей ввожу на уроках литературного чтения, окружающего мира. Это иллюстрации к рассказам, сказкам, стихам, прочитанным на уроках, изготовление макетов, масок, поделок. Дети рисуют дома. Родители не всегда понимают значение этих занятий, и нередко потребность детей к художественному осмыслению жизни, не находят поддержки со стороны взрослых, затухает. Как учитель я интересуюсь и домашними рисунками своих учеников. Случается, что рисунки «для себя» оказываются ярче, интереснее, гораздо выразительнее, они передают отношение ребенка к жизни .

Просматривая рисунки детей, я тактично направляю внимание ребенка на такие события, которые отражают этические, нравственные и эстетические стороны жизни. Советую рисовать о делах и играх товарищей по дому, о жизни семьи и близких людей, событиях, связанных с жизнью страны, села, улицы, дома, в котором живет ребенок. При этом учитываю личные способности, склонности и интересы каждого ребенка. Такая работа сугубо индивидуальна, носит творческий характер.

Искренность в отношениях, действиях и словах одинаково необходима и для нравственного воспитания, и для художественного творчества детей.

Рисунки детей наряду с наблюдениями за их поведением помогают существенно дополнить наши знания об отношении ребенка к себе и своим

сверстникам, к взрослым, к созданиям труда людей, к природе. Для этого регулярно просматриваю рисунки каждого ученика, смотрю, какие сюжеты он выбрал для рисунка, какие чувства людей передает в них, какими средствами выразительности рисунка и живописи пользуется.

Рисунки моих учеников — показатель благоприятного эмоционального состояния детей. Они рассказывают мне о доверии ребенка к взрослым, о беспредельной вере его в их справедливость и доброжелательность, таким образом, уроки изобразительного искусства дают возможность нравственного развития .

Литература

1.Журнал «Воспитание школьников» №4, 2004 г.

2.Журнал «Детское творчество» №6, 2004 г.; №3, 2003 г.

3.Журнал «Искусство в школе» №6, 2003 г.

4.Психология воспитания: пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. / А. Д. Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Кларина и др.; Под ред. В. А. Петровского. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 152 с.

5.Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир: Kir. для Учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ