«Юный патриот»





Образовательная программа

по развитию патриотического самосознания у старших дошкольников





«Юный патриот»



Автор – разработчик: Кочнева Елена Петровна,

Место работы: МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

Должность: воспитатель, высшей квалификационной категории,

Адрес: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пирятинская 25а

телефон: (3902) 277862





















Пояснительная записка

к программе развития патриотического самосознания у дошкольников

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, исто­рию и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, вклю­чающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры разви­тия, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспи­тывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

Программа «Юный патриот» (далее программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по развитию патриотического самосознания для детей старшего дошкольного возраста. Программа направлена на развитие патриотического самосознания старших дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- формировать патриотические чувства и самосознание дошкольников на основе исторических ценностей;

-способствовать развитию чувства гордости за свою страну, край, семью; ее выдающиеся достижения, уважения к традициям своего народа других народов;

- вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по развитию патриотического самосознания старших дошкольников.

- разработать организационно - методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания ДОУ.

В соответствии с задачами программы была разработана система занятий с детьми старшего до­школьного возраста. Базовая программа «Радуга» (Доронова Т.Н.) обогащена модулями заня­тий по развитию патриотического самосознания старших дошкольников. Оптимизация образовательного процесса достигнута не за счет увеличения объема знаний и коли­чества занятий, а за счет переноса основ­ного внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов детской деятельности, использова­ние прогрессивных методов и технологий таких, как моделирование ситуаций, проектная и исследовательская деятельность, инди­видуально-личностное общение педагога с ребенком.

Данная программа составлена на основе программы развития патриотического самосознания у дошкольников «Мир в твоих руках» Кургановой М.Б., Басмановой Г.М., Докуновой Ю. А, Великжаниной О.Л., программы социального развития ребенка «Я – человек» Козлова С.А., методического пособия «Воспитываем маленького гражданина» Ковалевой Г.А.

Программа рассчитана на один учебный год, состоит из нескольких модулей, каждый из которых включает комплекс тем. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую половину дня. Продолжительность занятия – 20-25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 36 занятий, реализация программы начинается с первого модуля. Программа предусматривает проведение занятий по подгруппам 8-10 детей.

Основой для формирования тематических модулей программы стали принци­пы развития самосознания человека и на идеи формирования средовой и социальной иден­тичности личности.

Модуль №1 «Здравствуй, это я» направлен на формирование у детей представлений о себе как личности, призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков.

Модуль №2 «Отношение к себе и людям» познакомит детей с чувствами и качествами человека.

Модуль№3 «Мир природы» направлен на формирование начал экологической культуры дошкольников.

Модуль №4 « Отношение к Родине» направлен на формирование патриотических чувств к Родине.

Модуль №5 «Мы живем на одной планете» формирует толерантное отношение к людям иной национальности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Модуль №6 «Культура» систематизирует представление о культурном многообразии русского и хакасского народов.

Данная программа:

- разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

- направлена развитию патриотического самосознания для детей старшего дошкольного возраста

- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка.

Ожидаемым результатом реализации программы станет воспитание личности ребенка с активной гражданской позицией, обладающей социально ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

При этом важно отметить, что данная программа направлена не только на овладение детьми опреде­ленными знаниями. Она в значительно большей степени является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чув­ства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, развития патриотического самосознания.

Теоретическое значение разработанной программы состоит в том, она позволяет систематизировать работу по развитию патриотического самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Практическое значение состоит в том, что разработанные приемы и методы помогут педагогам грамотно организовать педагогическую деятельность по развитию патриотического самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

педагогической работы по развитию патриотического самосознания дошкольников, тематический план.

Содержание тематического модуля №1 «Здравствуй, это я» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость;

  • дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний;

  • развивать способности решать проблемы и пре­одолевать неудачи;

  • научить верить в себя, свои силы и возможнос­ти, гордиться тем, что он уже умеет делать; формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования.

Организация деятельности по тематическому модулю «Здравствуй, это я!» включает в себя разнообразные формы работы: игры и игровые упражнения, чтение, беседы, наблюдения, педагогические ситуации, психологические этюды.


Тематический план:


№№

Тема

Цель

Пути достижения

Оснащение

Преемственность д/с - семья

11

«Здравствуй, это Я!»


-познакомить детей с историей возникновения имени, фамилии, отчества.

-показать, как составля­ется лента времени конкретного человека;

-воспитывать любовь и уважение к своей семье и ее членам.

-рассматривание фотографий людей, предметов одежды
одного человека в разные периоды его жизни;

-рассказ о происхождении фамилий и прозвищ некоторых знаменитых людей,

-чтение «Смешная
фамилия» С. Михалкова

-фотографии предметов одежды;

-листы бумаги, карандаши

-составление фотоальбома «Здравствуй, это Я!»


Интегрированное занятие образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество»

12

«Я уже большой!»

-расширять и углублять знания детей о развитии человека,

-развивать интерес к своему организму, желание узнать о нем больше;

-воспитывать любовь и заботу о себе и о своих близких людях.

-рассматривание альбомов с

фотографиями детей и их родителей;

-рассказ педагога о росте и развитии человека;

-д/у «Семья»

- пальчиковая игра «Семья»

-вопросы детям.

-энциклопедия «Человек»

-фотографии детей и их родителей;

-книга «Атлас организм человека»;

-материал к д/у «Семья»

-просмотр фотографий и видеоматериалов о росте детей;

- беседы по энциклопедиям о развитии человека

Интегрированное занятие

образовательным областям «Здоровье» и «Социализации»

13

«Как я устроен?»

-формировать привычку к ЗОЖ;

- продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело и организм человека;

-воспитывать познавательный интерес.

- беседа-рассказ педагога о здоровье человека;

- рассматривание иллюстраций в энциклопедии о

ЗОЖ и о

личной гигиене;

- инсценировка отрывка из произведения К. Чу­ковского «Мойдодыр».

-энциклопедия

«Человек»;

-материал для д/и;

- атрибуты к

инсценировке

- беседа с детьми о здоровом образе

жизни;

совместные досуги на воздухе;

- привле­чение детей к посещению спор­тивных секций

Интегрированное занятие образовательным областям «Познание» и

«Художественное творчество»

14

«Чем мы похожи с тобой, с мамой?»

-формировать представление о семье;

актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях;

-способствовать развитию доброже­лательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни

- рассматривание семей­ных альбомов;

-беседа по фотографиям;

-рассказы детей о членах своей се­мьи;

-слушание любимых пе­сен

  • фотографии детей и членов их семьи;

  • записи люби­мых песен;

  • листы бумаги и карандаши


  • сюжетно-ролевая игра: «Семья»;

  • рисование на те­му «Моя семья»;

  • совместный от­дых; поездки в гости к родствен­никам


Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация» и «Художественное творчество»

15

«Азбука эмоций»


-познакомить детей с эмоция-

ми;

учить различать эмоции по

схематическим изображениям;

-развивать умения передавать

заданное эмоциональное состояние, используя вырази­тельные средства;

-воспитывать чувство эмпатии.

- этюд «Хорошая погода»;

- ответы детей на вопросы;

- этюды «Плохая погода»,

«Погода изменилась»;

-рисование эмоции;

-выставка рисунков и их

сравнение

-три (большого

формата) чистых

листа;

- плакат с

изображением радостного, грустного

и удивленного человека

-чтение произведения К. И. Чуковского

«Муха-Цокотуха»,

изображение соответствующих эмоций

Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация», «Художественное творчество» и «Музыка»



16

«Твои корни, малыш»

-формировать интерес к своей родо­словной, вместе с ребёнком изображать генеалогическое древо (начать с деду­шек и бабушек);

-рассматривать

фото­графии родственников,

-помочь ребёнку увидеть внешнее сходство с родителя­ми и другими родственниками;

-воспитывать любовь и уважение к своей семье и её членам

-рисунок своей семьи

-беседа с детьми о семье;

-рассматривание фото­графий;

-вопросы о близких лю­дях;

-изображение генеалоги­ческого древа


-фотографии детей;

-листы бумаги, карандаши


-рассказы о род­ственниках;

-поездки к ним;

-составление фотоальбома;

изображение генеалогического древа


Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация», «Художественное творчество» и «Коммуникация»



Результаты реализации тематического модуля №1 «Здравствуй, это я» (практический выход): тематическая выставка рисунков «Моя семья», коллаж «Генеалогическое

древо». Выставка фотографий «Мама, папа, я – дружная семья», тематический досуг «Семь – Я»



Содержание тематического модуля №2 «Отношение к себе и людям» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развивать умения определять эмоции и качества человека;

  • продолжать знакомить детей с нравственными качествами личности;

  • развивать творческие способности детей;

  • воспитывать нравственные качества детей, такие как отзывчивость, чуткость, внимательность; навыки взаимодействия в группе.

  • воспитывать уверенность к себе, умение анализировать поступки, чувства.

Организация деятельности по тематическому модулю « Отношение к себе и людям» включает в себя разнообразные формы работы: театрализованные, дидактические, словесные, развивающие игры, чтение, беседа после чтения, разговоры с детьми.


Тематический план:


Тема

Цель

Пути достижения

оснащение

Преемственность д/с - семья

1

«Волшебная страна внутри нас»


-познакомить детей, с тем, какие бывают чувства;

-учить детей адекватно справляться с негативными эмоциями;

-развивать у детей чувство эмпатии к окружающим людям;

-воспитывать дружеские отношения в коллективе

-игра путешествие «Волшебная страна»

-решение проблемных ситуаций

-игра «Доброе животное»

-разноцветных домиков 8 шт,

-ткань голубого цвета -игрушечная машинка со сломанным колесом;

-силуэт дворца, человека;

-конверт с письмом,

-музыкальное сопровождение.



- чтение произведе-

ния «Друг детства» В. Драгунского и

изображение соответствующих эмоций.

Тренинговое занятие с элементами сазкотератии

2



«Цветок качеств»

-познакомить детей с социально-полезными качествами личностными качествами;

-развивать навыков общения взаимодействия;

-воспитывать нравственные качества личности.

-сл/и «Угадай качество»

- и/у «Скажи наоборот»

-создание ромашки качеств


-лепестки ромашки, вырезанные из бумаги;

-письмо,

-картинки с изображением разных качеств личности;

-карандаши, краски; мяч;

голубь в клетке.

-просмотр мультфильмов о верности, доблести, доброте.

Тренинговое занятие с элементами арт-тератии

3

«Делаем добро»


-продолжать знакомить детей с нравственными качествами личности;

-развивать творческие способности детей;

-воспитывать нравственные качества детей, такие как отзывчивость, чуткость,

внимательность.

-чтение сказки «Звездная девочка»;

-вопросы детям;

-и/у «Подари радость ближнему»;

-видео

презентация

«Звездная девочка»

-«звездные искорки» по количеству детей, -карандаши, фломастеры;

- листы бумаги;

-письмо из волшебной страны.

-видео

презентация

«Звездная девочка»

-рисование «Звездная девочка»

- беседы на этические темы

Тренинговое занятие с элементами сказкотератии

4

«Поезд добродетелей»

-продолжать знакомство детей с качествами личности;

-развивать умения определять эмоции и качества человека;

-воспитывать навыки взаимодействия в группе.


игра–путешествие «Страна Добра»

-и/у «Угадай чувство»

-д/у «Подари радость»

д/и « Что такое хорошо и что такое плохо»

и/у «Вспомни того, кого любишь больше всего».

-д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»,

-таблички с названием станций;

- костюм для королевы Любви;

- сюрпризы для детей,

-приглашение;

-карта;

-шаблон сердца.



-чтение В. Маяковский

«Что такое хорошо и что такое плохо»

-создание педагогических ситуаций «Хорошо - плохо»

Тренинговое занятие с элементами игровой терапии

5

«В стране добра»

-продолжать знакомить детей с нравственными качествами личности;

-развивать творческие способности детей;

-воспитывать нравственные качества детей, такие как отзывчивость, чуткость, внимательность; навыки взаимодействия в группе.

- беседа

«Если добрый ты»

-и/у «Скажи как правильно»

-физминутка

«Доброта»

-рассказы детей

-пальчиковая игра «Дружные ребята»

-просмотр м/ф «Кот

Леопольд»

-атрибуты к и/у «Скажи как правильно»

-м/ф «Кот

Леопольд»

-создание альбома «Мои добрые дела»

Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация», и «Коммуникация»

6

«Что такое дружба?»

-продолжать учить детей быть доброжелательными и терпимыми друг к другу;

-формировать понимание дружбы, создавая ее зримый образ – «портрет»;

- развивать мышление, воображение, творчество;

- воспитывать дружеские взаимоотношение в группе.

-и/у «Оцени поступок»

педагогическая ситуация «Что такое дружба»

- упражнение

«Поможем ближнему»;

- и/у мячом «Скажи наоборот».

- реч. игра «Соберем бусы»

Просмотр слайд-шоу «Дружба»

-макеты замка и дерева;

-листочки с иллюстрациями из игры «Оцени поступок», сердечки, мяч, кресло,

-аудиозапись песни «Песенка о доброте» муз. В.Шаинского.

- слайд-шоу «Дружба»


-этические беседы,

-совместные досуги

Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация», и «Коммуникация»


Результаты реализации тематического модуля №2 «Отношение к себе и людям» (практический выход):

Создание альбома « Наши добрые дела», создание макета «Мое настроение, мои эмоции», фотовыставка «Наши эмоции», тематическое развлечение «День добра».



Содержание тематического модуля №3 «Мир природы» направлено на достижение целей формирования экологических представлений через решение следующих задач:

  • установление простейших закономерностей:

  • обра­тить внимание детей на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы;

  • познакомить с разнообразием растительного и животного мира;

  • формировать понимание зависи­мости между внешним строением растений и животных и усло­виями их существования;

  • формировать представления о целост­ности связей, сложившихся в экосистеме, о необходимости био­логического равновесия в природе;

  • развивать поисково-иссле­довательскую деятельность;

  • воспитывать элементы экологичес­кого сознания, ценностные ориентации в поведении и деятель­ности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей), стремление следовать экологическим прави­лам в доступных для детей дошкольного возраста формах.

Организация деятельности по тематическому модулю «Мир природы» включает в себя разнообразные формы работы: проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа.


Тематический план


Тема

Цель

Пути достижения

Оснащение

Преемственность д/с - семья

1

«Мир удивительных открытий. Что значит живое и нежи­вое?»

-учить детей различать по су­щественным признакам объек­ты живой и неживой природы;
- развивать представление
об их тесной связи и некоторых
отрицательных последствиях
нарушений этих связей;
- воспитывать экологическое
мировоззрение

  • вступительная беседа по теме;

  • д/и «Живая - неживая»;

  • физминутка «Шарик»;

  • проблемная

  • ситуация;

  • создание экологических зна­ков


  • карточки с изображением живой и нежи­вой природы;

  • листы бумаги, фломастеры


- наблюдения за объектами в при­роде


Интегрированное занятие по образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество»

2

«Животный мир и человек»

- закрепить представления детей о чувствах и качествах;

- закрепить и структурировать знания детей о животном мире;

- воспитывать гуманное отношение к животным.


-слайд-шоу «Чувства и эмоции человека и животного»

-Физминутка «Котик»

- беседа «Чем человек отличается от животного?

-рисование «Мое любимое животное»

-живая кошка, доска, мел, энциклопедии «Планета жи­вотных», «Мир животных»,

- материал к

д/и;

- Слайд –шоу «Чувства и эмоции человека и животного»

-листы бумаги. краски, карандаши

  • просмотр научно-популярных передач о животных;

посещение зоопарка

Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация» и «Художественное творчество»

3

«Все растения нужны — все растения важны»

  • расширять и уточнять знания детей о растениях, упражнять в назывании конкретных растений и их видов;

  • развивать интерес к разнообра­зию растений, гуманное отноше­ние к живому;

-воспитывать осознанно правильное отношение к растениям.

беседа о разнообразии расте­ний на земле;

- рассматривание

иллюстра­ций;

  • д/и «Что где растет»;

  • составление модели


иллюстрации разных видов растений

(лу­га, поля, леса, сада); - видеозапись «Все растения нужны

-все растения важны»;

-гербарий.

  • поездки в лес, парк, на луг, дачу;

-совместное изготов-

ление поделок из засушенных веток, листьев, цветов, ягод.

Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация»

4

«Мы пришли в лес»

- продолжать формировать основы экологической культуры.

- закрепить представления детей о лесе, как экосистеме

- воспитать бережное отношение к природе.

-игра путешествие «Волшебный лес»

- решение экологических ситуаций

д/и «Правила поведения в природе»


-декорации леса;

-муляж костра, мусор;

-костюм для кикиморы, дедушки дуба, лесных жителей;

-письмо от дедушки Дуба

придумыва-

ние рассказов «Однажды в лесу»

-чтение стихотворения Я Акима «Песенка в лесу»

Театрализованное представление

5

«Разговоры о природе»

- способствовать формированию экологических ценностных ориентаций детей

-развивать творческие способности детей;

- продолжать воспитывать чуткое и уважительное отношения к природе;

-упражнение «Сочинение историй»;

-решение ситуаций направленных формирование экологических

ценностей;

-п/и «День и ночь»;

-и/у « Что было бы, если…»

-картинки с изображением зверей леса, которые попадают в неприятные ситуации связанные с деятельностью человека;

- листы бумаги.

-чтение рассказов о природе;


Театрализованное представление

6

«Защитим природу»

- закрепить представления детей о правилах поведения в природе.

- развивать навыки работы в команде,

-стимуляция творческого мышления.

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувства ответственности за её сохранение.

-и/у «Хорошо –плохо»

-решение ситуаций направленных предотвращение загрязнения окружающей среды;

- д/и «Правила поведения в природе»

-просмотр мультфильма


-три письма,

-костюмы для Русалки, Медвежонка, Синей птицы,

-диск с м/ф «Смешарики».


-рассматри-

вание иллюстра-

ций

«Экологические

катастрофы»

-просмотр м/ф «Смешари-

ки»

Театрализованное представление

7

«Тайны природы»

систематизировать представление детей о разнообразии растительного и животного миров;

- познакомить с удивительными фактами из жизни животных и растений;

-прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;

рассматривание иллюстраций;

-чтение

«Удивительное в природе»;

-рассказ

педагога;

-д/у «Береги природу»


иллюстрации растений и животных;

экологические знаки .

составление докладов «Природа наш дом»

-чтение рассказов «Удивительное рядом»

Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация»

8

«Жизнь дана на добрые дела!»

-формировать представления о целост­ности связей, сложившихся в экосистеме;

-развивать

поисково-иссле­довательскую деятельность;

-воспитывать элементы экологичес­кого сознания, стремление следовать экологическим прави­лам.

-игра путешествие «Поможем Незнайке»

-и/у «Что не так?»;

- и/у « Разрезные картинки»;

- физминутка

«Мы ребята-молодцы»;

-чтение Алябьева Е.А. «Подружки»;

-презентация «Правила поведения в природе»

-атрибуты к

и/у «Что не так?»;

- и/у « Разрезные

картинки»;

-рассказ

Алябьевой Е.А.

«Подружки»;

-презентация «Правила поведения в природе»

Беседы о взаимодей-

ствии человека и природы,

-разучивание стихотворе-

ния «Лес» Кокошкина Л.Н.


Занятие по образовательной

Области «Социализация»


Результаты реализации тематического модуля №3 «Мир природы» (практический выход):

Тематическая выставка рисунков и аппликации «Удивительное рядом». Создание книги о растениях и животных с рассказами детей. Создание коллажа «Правила поведения в природе», тематическое развлечение «В гостях у Лешего».


Содержание тематического модуля №4 «Отношение к Родине» направлено на формирование позитивной идентификации детей с городом, республикой, страной через решение следующих задач:

  • расширять представлений об Абакане как столице республики Хакасия,

  • познакомить детей с историей возникновения города,

  • развивать желание больше узнать о своем городе,

  • воспитывать чувство гордости за свой город, за свою республику, за страну.

Организация деятельности по тематическому модулю «Отношение к Родине» включает в себя разнообразные формы работы: организация выставок, проектная деятельность, художественная деятельность, экскурсии, проблемные ситуации, рассказ, беседа.


Тематический план


Тема

Цель

Пути

достижения

Оснащение

Преемственность

д/с - семья

1

«Страна, в которой я живу»

-закрепить знания детей о России;

-познакомить с географической картой, учить

«читать» ее.

-дать детям знания о богатствах России,

-воспитывать стремление

бе­речь и

приумножать их;

-воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

-и/у «Где я

живу?»

-рассказ педагога

-сл/и «Какой,

какая, какое»

-физминутка «Страна у нас большая»

д/у «Животные и растения

родного края»

и/у «Прогулка»


Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных, животных, населяющих леса России,

достопримеча-

тельностей России.

- подбор фотографий, иллюстра-

ций

рассматри-

вание энциклопе-

дий о России, альбомов о Хакасии.

Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация»


2

«Город своими руками»

- расширять представлений об Абакане как столице республики Хакасия - познакомить детей с историей возникновения города

- развивать желание больше узнать о своем городе.

- воспитывать чувство гордости за свой город.

-д/ игра «Букет красивых слов»

-игра «Что

лишнее»

-создание

коллективного панно

«Мой город».

- презентация «Мой Абакан».

-большой ватман,

карандаши, фломастеры, листы бумаги;

фотографии г.Абакана, письмо от

Незнайки, презентация города

Абакана.

-чтение и рассматривание книг о городе;


Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация»


3

«Экологические заповеди жителей города»

- продолжать знакомство детей с городом Абаканом;

способствовать развитию экологической культуры детей;

- закрепить знания детьми правил экологического поведения в городе;

- воспитывать у детей любовь к родному городу.

-с/ игра «За что я люблю наш

город»;

рассматривание открыток с

изображением

города;

- рассказ педагога об истории города;

д/у «Наш город»

-презентация «Правила

поведения

в городе»

фотографии города,

телеграмма, карточки с изображением

нарушения экологических

заповедей, презентация «Правила поведения в городе», письмо от кляксы,

-медали «Защитник города!»

-экскурсии по городу;

-посещение краеведческого музея.

Тренинговое занятие с элементами сказкотерапии

4

«Широка страна моя родная»

-систематизировать и обобщить знания детей о республике, о России;

- закрепить умение работать с картой;

-воспитывать чувство гордости за свою республику, за страну.

-чтение

стихотворения

« Если скажут слово Родина»;

-беседа о Родине;

- рассматривание карты России и Хакассии, герба и флага России и Хакасии.

-карта России и Хакасии;

изображение герба и флага России и

Хакасии;

карандаши, листы бумаги.

-чтение стихотворе-

ний о России и Хакасии.

Тренинговое занятие с элементами сказкотерапии

5

«Мы можем мир сделать лучше»

- закрепить полученные в рамках модуля;

- развитие навыков работы в группе.

- воспитание патриотических чувств.

-беседа на тему «Что такое патриотизм»



вырезанные лепестки

ромашки,

карандаши, фломастеры, серединка от ромашки, на которой написано «Патриотизм»

-беседы, направленные на формирование патриотических чувств.

Тренинговое занятие

6

«История моего города»

-познакомить детей с гербом и флагом города;

-закрепить понятие символика;

-расширять

кругозор

сведениями об истории города;

-воспитывать патриотические и гражданские чувства.




- чтение стихотворения Н.Доможакова «Мой Абакан». -рассматривание герба и флага города Абакана;

-психогимнасти

ка «Город мой». -ТРИЗ «Оператор» (город в прошлом, настоящем, будущем

аппликация «Абакан»


Иллюстрации с видами

родно­го города в разные годы;

- стихотворе

ние Н.

Доможакова «Мой Абакан

-цветная

бумага, клей, ватман, сухоцветы, карандаши, фломастеры.

- написание рассказов «Любимый город»




Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».


7

«Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн»

-закрепить

знания детей о природе России;

-познако­мить их с историей

возникновения страны,

с ее символикой;

- воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и

гордости за свою страну.

д/у «Что

лишнее?»

-беседа о русских богатырях;

и/у «Скажи ласково»;

-рассказ педагога о возникновения страны, о символике России;

-физминутка «На прогулке»;

- познават. ситуация

«Зачем стране герб, флаг, гимн»

-аппликация из ткани «Российский флаг»

карта России;

- иллюстрации

богатырей, герба России, флага

России;

-ткань;

-клей по ткани;


подбор фотографий,иллюстра-

ций;

- чтение энциклопедий о России.


Интегрированное занятие образовательным областям «Познание»,

«Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»


8

«Герои России и Хакасии»

  • дать детям представление о па­мятниках, ритуале почтения памяти в городе; формировать основы пат­риотизма, развивая чувство прича­стности к героическому прошлому своего народа;

  • развивать интерес к изучению истории;

  • - воспитывать чувство уважения к старшему поколению

  • беседа о героях с рассмат­риванием иллюстраций, фо­тографий;

  • прослушивание аудиозапи­си и просмотр фрагмента ви­деофильма о героическом прошлом города


  • фотографии героев

  • иллюстра­ции, открытки, памятных мест города;

  • портреты знаменитых людей города;


  • экскурсия по городу;

  • посещение памятникам героям.


Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация».



Результаты реализации тематического модуля №4 «Отношение к Родине» (практический выход):

Фотовыставка «Моя малая Родина». Оформление мини – музея «Русская изба». Создание коллективной композиции «Город будущего». Патриотическая выставка «Моя Родина», тематическое развлечение «Я - гражданин России», конкурс «Знатоки родного города».


Содержание тематического модуля №5 «Мы живем на одной планете» направленно: на формирование способности дошкольника к личностному культурному самоопределению; формирование человека способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований.

  • формировать у дошкольников представления о культуре и культурном многообразии;

  • приобщать дошкольников к культурным ценностям народов, проживающих в различных странах;

  • формировать позитивное отношение дошкольников к своей и другим культурам.

  • развивать художественно - творческие способности в процессе восприятия детской деятельности;

  • Воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым разных национальностей, соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициями.


Организация деятельности по тематическому модулю «Мы живем на одной планете» включает в себя разнообразные формы работы: игра, конструирование, аппликация, беседа, рассматривание, чтение, просмотр видеоматериалов и телепередач.


Тематический план

Тема

Цель

Пути достижения

Оснащение

Преемственность д/с - семья

1

«Открываем окно в мир»

- расширять

знания детей о странах и их

столицах,

символике,

жителях;

- развивать

познавательный интерес;

-воспитывать чувство

патриотизма к своей стране

- беседа о разных

странах;

- рассматривание флагов,

гербов,

рассматривание фото,

иллюстраций с изображением

стран;

-физминутка «Отправляемся в полет»

- рассказы детей о той стране, где они были;

- д/и «Назови страну и

сто­лицу»

«Назови флаг страны»

-конверт с письмом;

-кисти,

краски,

карандаши, бумага;

- кукла

Буратино;

иллюстрации флага и герба Англии,

Франции,

Испании;

-атлас мира;


- рассматривание фото

разных стран,

столиц;

- чтение художественной

и энциклопе­дической ли­тературы о разных стра­нах и столицах

Интегрированное занятие образовательным

областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

2

«Разные народы - разные традиции»

-формировать у дошкольников представления о культуре и культурном многообразии

-расширять представления детей о традициях разных народов,

-воспитывать чувство уважительного отношения национальным обычаям и традициями.

-и/у «Что

возьмем с собой»

-игра путешествие «Дальние страны»

-конверт с письмом;

- кукла

Буратино;

иллюстрации Англии,

Франции, Германии,

Испании;

-атлас мира;



- просмотр передач о культурном многообразии мира.

-подбор иллюстративного материала.


Интегрированное занятие с элементами театрализованной игры по образовательным

областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация

3

«Игры разных народов»

- формировать позитивное отношение дошкольников к своей и другим культурам;

-развивать познавательный интерес;

-способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам и взрослым разных национальностей


- игра -путешествие «Поиграем – все узнаем»;


-куклы

Буратино, Пьеро, Синьор Помидор,

Винни –Пух, Ганс,

- атрибукты к п/и нац. играм разных стран


-совместные игры,

-подбор информации.

Игровой тренинг по образовательной области «Познание» и «Социализации»


Результаты реализации тематического модуля №5 «Мы живем на одной планете» (практический выход):

Тематическая выставка рисунков «Дальние страны», оформление картотеки игр разных народов, написание докладов о странах, тематическое развлечение «Праздник дружбы».


Содержание тематического модуля №6 «Культура» направленно на приобщение детей к истокам русской и хакасской культурам и включает в себя ряд задач:

  • познакомить детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха русского и хакасского народов;

  • знакомить детей с разными видами и формами искусст­ва;

  • формировать уважительное, бережное отношение к культур­ным ценностям;

  • развивать способность к индивидуальному твор­ческому самовыражению в различных видах творчества.

Организация деятельности по тематическому модулю «Культура» включает в себя разнообразные формы работы: игра, беседа, наблюдение, рассматривание, чтение, экскурсия, просмотр видеоматериала и телепередач.


Тематический план


Тема

Цель

Пути достижения

Оснащение

Преемственность д/с - семья

1

«Одежда наших предков»

- продолжать познакомить детей с женским и
мужским русским и хакасским народным

кос­тюмом, особенностями их изготовления и применения;

- развивать желание больше уз­нать о предметах народного быта,
о родовидовых понятиях;

-воспитывать потребность в по­знании рукотворного мира

- беседа об истории возникнове­нии русского и хакасского народных костюмов;

-рассматривание иллюстраций
разных видов костюма;

- рассказ педагога о мужском и
женском костюме

-физминутка

«Колпачок»

-аппликация

«Русский и хакасский костюм»

-костюмы
русской и хакасской

одеж­ды;

- иллюстра­ции, фотогра­фии по теме

-материалы для аппликации

- посещение

краеведческого музея, музея изобразитель­ных искусств

Интегрированное занятие по образовательной области« Социализации» и Художественное творчество»

2

«Народные праздники»


(на примере «Сороки» и «Праздника первого грома»

-продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского и хакасского народов;

-развивать память, интерес к русской и хакасской культурам;

-воспитывать патриотические чувства к своей Родине и ее истории.

-рассказ педагога о народно – обрядовых праздниках;

-рассматривание иллюстраций;

-просмотр видео презентации «Народные праздники»

-слушание русских и хакасских песен.

-иллюстрации народных праздников;

-стихи о народных праздниках;

-музыкальное сопровождение;

-видео презентации «Народные праздники»


-подбор иллюстративного материала;

-рассматривание фотографий о народных праздниках;

-совместное посещение мероприятий, связанных с проводами зимы.

Театрализованное представление

3

«Жилище человека и предметы быта»

-продолжать знакомить детей с традициями русского и хакасского народов;

-развивать интерес к русской и хакасской культурам;

-воспитывать любовь к родному краю.

-экскурсия в мини музеи «Хакасская юрта» и «Русская изба»

-экспонаты в мини музеях.

- посещение краеведческого музея

Игровой тренинг

по образовательной области «Познание» и «Социализация»

4

«Русские и хакасские народные сказки»

Интегрирован

ное занятие по образовательной области «Коммуникация» и «Социализации» «Музыка»

-продолжать знакомить детей с устным творчеством русского и хакасского народов;

-учить понимать образное

содержание сказки;

- воспитывать

умение оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.

-и/у «Кто из сказки к нам пришел?»

-викторина по русским и

хакасским

сказкам.


иллюстрации к русским и хакасским сказкам;

мультимедийная игра

«4 лишний»;

-медали за участие в викторине.

-чтение русских и хакасских

сказок;

-посещение

театра «Сказка».

5

«Народные традиции»


-систематизиро

вать представления детей о народных традициях;

-развивать познавательный интерес к культуре своего народа;

-воспитывать любовь и почтение к своей стране.

-рассказ педагога о народных традициях;

-рассматрива-

ние предметов народно – декоративно

го искусства;

-физминутка

«Бабушка Маланья»;

-рисование «Националь-

ные узоры и орнаменты»

-предметы народно – декоративно

го искусства;

-музыкальное сопровождение;

-шаблоны для рисования

Русские узоры и хакасские орнаменты»

-рассказы о народных традициях;

-беседы на этические темы.


Интегрированное занятие по образовательной области «Коммуникация» и

«Художественное творчество» «Социализации» «Музыка».


Результаты реализации тематического модуля №6 «Культура» (практический выход):


Создание «Книги сказок» (со сказками, придуманными детьми, и иллюстрациями к ним). Иллюстрации детей к рус­ской народной сказке «Теремок» и хакасской сказке «Суслик и мышонок». Лепка ска­зочных героев. Инсценировка хакаской народной сказки «Сказка о хитрой лисе» (показ для детей детского сада). Музыкально- театрализованное представление «Веселый хоровод».












































Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования подразделяются на промежуточные и итоговые.

Цель - оценка эффективности педагогического воздействия; отслеживание достижений и своевременное выявление затруднений каждого ребенка. Результаты диагностики позволяют корректировать дальнейшую работу, планировать индивидуальные занятия с детьми, давать рекомендации по патриотическому воспитанию.

По результатам освоения программы предполагается получить следующие результаты:

-формирование у дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества, готовности к защите;

- применение полученных знаний о родном крае, об Отечестве в добрых делах и поступках;

-формирование представлений о морали, осознание нравственных норм и реализация их в поведении;

- формирование представлений о Родине, своем городе, о самом себе.

Диагностика развития патриотического самосознания ребенка осуществляется в индивидуальном порядке по методикам предложенным Урунтаевой Г.А., по результатам которых были выделены уровни развития патриотического самосознания у старших дошкольников.

Высокий уровень:

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц. Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень:

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы(делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень:

Не знает названия страны, своего адреса, знает название города. Узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Система мониторинга

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, игровых методик.

Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.

Промежуточные результаты освоения программы раскрывают динамику формирования личностных качеств воспитанников в период освоения программы по развитию патриотического самосознания.





























Модель выпускника


Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам развития патриотического самосознания старших дошкольников. Модель выпускника разрабатывалась в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами, различными технологиями обучения).

        Модель выпускника складывается из следующих компонентов:

  1. Любознательность и активность, качества, которые выражаются в том, что ребенок:

  • Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задает вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задает вопросы морального содержания.

  1. Эмоционально отзывчивый, что проявляется в том что ребенок:

  • Эмоционально реагирует на окружающую действительность.

  • Сочувствует, сопереживает, сорадуется.

  • Испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине.

  • Понимает эмоциональное состояние партнера по общению.

  • Узнает и описывает настроение и эмоции персонажа картины, литературного героя.

  • Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека

  • Эмоционально реагирует на произведения искусства, отражает свои эмоции в речи

  1. Ребенок способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

  • У ребенка имеется широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные моральные понятия (4-5 названий). В большинстве случаев правильно раскрывает их содержание. Не использует (или использует в единичных случаях) в речи слова «плохо (плохой)- хорошо (хороший)», «добрый» - «злой», употребляя вместо них в большинстве случаев более дифференцированную морально-оценочную лексику (например, «скромный»- «нескромный», «честный» - «лживый» и др.). Правильно дифференцирует 1-2 близких по значению нравственных понятия

  • Ребенок владеет знаниями о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть). Во всех случаях осознает социально положительную оценку нравственных качеств, действий, проявлений, поступков, в том числе соответствующих идеалу мужчины или женщины. В большинстве случаев положительно относится к требованиям соблюдения моральных норм и правил поведения. Приводит несколько примеров (более 3-х) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и др. Нравственно-ценные знания отличаются устойчивостью и прочностью. В подавляющем большинстве случаев совершает положительный нравственный выбор (воображаемый).

  • Ребенок совершает реальный положительный нравственный выбор в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д. В практике общения и взаимоотношений в большинстве случаев соблюдает нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершает нравственно-направленные действия.


  1. Имеет первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе , что выражается в том, что:

  • Ребенок знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о «малой» и «большой» Родине, ее природе, определяет собственную принадлежность к государству.

  • имеет представление о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские и др.), населении и своеобразии природы планеты.
































Взаимодействие с родителями

Предлагаемая программа вклю­чает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность кон­такта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в се­мье возникает интерес к культу­ре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формировать­ся личность.

Современная модель сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения. В этом направлении были поставлены следующие задачи:

  • объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей;

  • создание атмосферы общности инте­ресов в процессе организации инновационной деятельности;

  • акти­визация и обогащение воспитательных умений родителей.

Для решения этих задач был разработан план работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников. Опрос родителей показал, что 97,8% родителей довольны работой по патриотическому воспитанию в ДОУ.

План работы с родителями по развитию патриотического самосознания у детей старшего дошкольного возраста программы.

Форма организации работы с родителями

Тема

Родительское собрание

  • круглый стол

  • педагогическая гостиная

  • «Я – семья- род- народ. Патриотическое воспитание в ДОУ»

  • «Растим патриотов»

Семинар - практикум

  • «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

  • «Игры и ситуации переживания, развивающие нравственные чувства и доброе отношение к сверстникам и членам семьи»

Тренинг с элементами лекции

  • «Народные игры как средство в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

  • «Когда эмоции захлестывают»

Стендовая консультация

  • «Каким бывает общение наших детей»

Открытый просмотр

  • «Страна, в которой я живу»

  • «Поезд добродетелей»

Совместный досуг

  • «Есть такая профессия Родину защищать»

Семейный творческий конкурс

  • «Мы за мир!»

  • Презентация «Наша дружная семья»

Презентация опыта работы

  • КВН «Знатоки родной страны»

  • Конкурсная программа «Умники и умницы»

Анкетирование по патриотическому воспитанию детей в ДОУ

  • «Необходимость патриотического воспитания в ДОУ»

  • Итоги работы по реализации программы.








































Перечень учебно – методического обеспечения

Методическое обеспечение:

Учебно-методический комплекс для старшего дошкольного возраста по программе «Мир в твоих руках».


Учебное обеспечение:

Уголок по приобщению детей к культуре хакасского народа, мини-музей «Русская изба».

Наглядные пособия: дидактические и настольные игры по патриотическому воспитанию детей, альбомы по экологическому, познавательному развитию детей. Альбомы с разнообразной тематикой по приобщению детей к культурам хакасского и русского народов, плакаты, Видеоматериалы для ознакомления детей с Россией, с республикой Хакасия и городом Абаканом. Дидактический материал для формирования элементарных математических представлений и начал экологической культуры. DVD диски с разнообразной тематикой. Художественная литература для детей по развитию патриотических чувств и качеств дошкольников, энциклопедии.


ТСО: аудио магнитофон, телевизор, DVD проигрыватель, мультимедийная установка.



























Список литературы


1.Басманова Г.М., Докунова Ю. А, ВеликжанинаО.Л., Курганова М.Б., « Мир в твоих руках». Программа развития патриотического самосознания у старших дошкольников.- Абакан 2008

2.Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.

3. Ковалева Г.А. «Воспитываем маленького гражданина» методическое пособие.- М.: «Аркти», 2005

4.Новицкая М.Ю. «Наследие».– М: Линка-Пресс,2003.









































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ