«Юный патриот»
Образовательная программа
по развитию патриотического самосознания у старших дошкольников
«Юный патриот»
Автор – разработчик: Кочнева Елена Петровна,
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
Должность: воспитатель, высшей квалификационной категории,
Адрес: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пирятинская 25а
телефон: (3902) 277862
Пояснительная записка
к программе развития патриотического самосознания у дошкольников
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.
Программа «Юный патриот» (далее программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по развитию патриотического самосознания для детей старшего дошкольного возраста. Программа направлена на развитие патриотического самосознания старших дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- формировать патриотические чувства и самосознание дошкольников на основе исторических ценностей;
-способствовать развитию чувства гордости за свою страну, край, семью; ее выдающиеся достижения, уважения к традициям своего народа других народов;
- вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по развитию патриотического самосознания старших дошкольников.
- разработать организационно - методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания ДОУ.
В соответствии с задачами программы была разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Базовая программа «Радуга» (Доронова Т.Н.) обогащена модулями занятий по развитию патриотического самосознания старших дошкольников. Оптимизация образовательного процесса достигнута не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса основного внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов детской деятельности, использование прогрессивных методов и технологий таких, как моделирование ситуаций, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение педагога с ребенком.
Данная программа составлена на основе программы развития патриотического самосознания у дошкольников «Мир в твоих руках» Кургановой М.Б., Басмановой Г.М., Докуновой Ю. А, Великжаниной О.Л., программы социального развития ребенка «Я – человек» Козлова С.А., методического пособия «Воспитываем маленького гражданина» Ковалевой Г.А.
Программа рассчитана на один учебный год, состоит из нескольких модулей, каждый из которых включает комплекс тем. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую половину дня. Продолжительность занятия – 20-25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 36 занятий, реализация программы начинается с первого модуля. Программа предусматривает проведение занятий по подгруппам 8-10 детей.
Основой для формирования тематических модулей программы стали принципы развития самосознания человека и на идеи формирования средовой и социальной идентичности личности.
Модуль №1 «Здравствуй, это я» направлен на формирование у детей представлений о себе как личности, призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков.
Модуль №2 «Отношение к себе и людям» познакомит детей с чувствами и качествами человека.
Модуль№3 «Мир природы» направлен на формирование начал экологической культуры дошкольников.
Модуль №4 « Отношение к Родине» направлен на формирование патриотических чувств к Родине.
Модуль №5 «Мы живем на одной планете» формирует толерантное отношение к людям иной национальности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Модуль №6 «Культура» систематизирует представление о культурном многообразии русского и хакасского народов.
Данная программа:
- разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
- направлена развитию патриотического самосознания для детей старшего дошкольного возраста
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка.
Ожидаемым результатом реализации программы станет воспитание личности ребенка с активной гражданской позицией, обладающей социально ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
При этом важно отметить, что данная программа направлена не только на овладение детьми определенными знаниями. Она в значительно большей степени является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, развития патриотического самосознания.
Теоретическое значение разработанной программы состоит в том, она позволяет систематизировать работу по развитию патриотического самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Практическое значение состоит в том, что разработанные приемы и методы помогут педагогам грамотно организовать педагогическую деятельность по развитию патриотического самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Содержание
педагогической работы по развитию патриотического самосознания дошкольников, тематический план.
Содержание тематического модуля №1 «Здравствуй, это я» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость;
дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний;
развивать способности решать проблемы и преодолевать неудачи;
научить верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже умеет делать; формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования.
Организация деятельности по тематическому модулю «Здравствуй, это я!» включает в себя разнообразные формы работы: игры и игровые упражнения, чтение, беседы, наблюдения, педагогические ситуации, психологические этюды.
Тематический план:
№№
Тема
Цель
Пути достижения
Оснащение
Преемственность д/с - семья
11
«Здравствуй, это Я!»
-познакомить детей с историей возникновения имени, фамилии, отчества.
-показать, как составляется лента времени конкретного человека;
-воспитывать любовь и уважение к своей семье и ее членам.
-рассматривание фотографий людей, предметов одежды
одного человека в разные периоды его жизни;
-рассказ о происхождении фамилий и прозвищ некоторых знаменитых людей,
-чтение «Смешная
фамилия» С. Михалкова
-фотографии предметов одежды;
-листы бумаги, карандаши
-составление фотоальбома «Здравствуй, это Я!»
Интегрированное занятие образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество»
12
«Я уже большой!»
-расширять и углублять знания детей о развитии человека,
-развивать интерес к своему организму, желание узнать о нем больше;
-воспитывать любовь и заботу о себе и о своих близких людях.
-рассматривание альбомов с
фотографиями детей и их родителей;
-рассказ педагога о росте и развитии человека;
-д/у «Семья»
- пальчиковая игра «Семья»
-вопросы детям.
-энциклопедия «Человек»
-фотографии детей и их родителей;
-книга «Атлас организм человека»;
-материал к д/у «Семья»
-просмотр фотографий и видеоматериалов о росте детей;
- беседы по энциклопедиям о развитии человека
Интегрированное занятие
образовательным областям «Здоровье» и «Социализации»
13
«Как я устроен?»
-формировать привычку к ЗОЖ;
- продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело и организм человека;
-воспитывать познавательный интерес.
- беседа-рассказ педагога о здоровье человека;
- рассматривание иллюстраций в энциклопедии о
ЗОЖ и о
личной гигиене;
- инсценировка отрывка из произведения К. Чуковского «Мойдодыр».
-энциклопедия
«Человек»;
-материал для д/и;
- атрибуты к
инсценировке
- беседа с детьми о здоровом образе
жизни;
совместные досуги на воздухе;
- привлечение детей к посещению спортивных секций
Интегрированное занятие образовательным областям «Познание» и
«Художественное творчество»
14
«Чем мы похожи с тобой, с мамой?»
-формировать представление о семье;
актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях;
-способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни
- рассматривание семейных альбомов;
-беседа по фотографиям;
-рассказы детей о членах своей семьи;
-слушание любимых песен
фотографии детей и членов их семьи;
записи любимых песен;
листы бумаги и карандаши
сюжетно-ролевая игра: «Семья»;
рисование на тему «Моя семья»;
совместный отдых; поездки в гости к родственникам
Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация» и «Художественное творчество»
15
«Азбука эмоций»
-познакомить детей с эмоция-
ми;
учить различать эмоции по
схематическим изображениям;
-развивать умения передавать
заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства;
-воспитывать чувство эмпатии.
- этюд «Хорошая погода»;
- ответы детей на вопросы;
- этюды «Плохая погода»,
«Погода изменилась»;
-рисование эмоции;
-выставка рисунков и их
сравнение
-три (большого
формата) чистых
листа;
- плакат с
изображением радостного, грустного
и удивленного человека
-чтение произведения К. И. Чуковского
«Муха-Цокотуха»,
изображение соответствующих эмоций
Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация», «Художественное творчество» и «Музыка»
16
«Твои корни, малыш»
-формировать интерес к своей родословной, вместе с ребёнком изображать генеалогическое древо (начать с дедушек и бабушек);
-рассматривать
фотографии родственников,
-помочь ребёнку увидеть внешнее сходство с родителями и другими родственниками;
-воспитывать любовь и уважение к своей семье и её членам
-рисунок своей семьи
-беседа с детьми о семье;
-рассматривание фотографий;
-вопросы о близких людях;
-изображение генеалогического древа
-фотографии детей;
-листы бумаги, карандаши
-рассказы о родственниках;
-поездки к ним;
-составление фотоальбома;
изображение генеалогического древа
Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация», «Художественное творчество» и «Коммуникация»
Результаты реализации тематического модуля №1 «Здравствуй, это я» (практический выход): тематическая выставка рисунков «Моя семья», коллаж «Генеалогическое
древо». Выставка фотографий «Мама, папа, я – дружная семья», тематический досуг «Семь – Я»
Содержание тематического модуля №2 «Отношение к себе и людям» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развивать умения определять эмоции и качества человека;
продолжать знакомить детей с нравственными качествами личности;
развивать творческие способности детей;
воспитывать нравственные качества детей, такие как отзывчивость, чуткость, внимательность; навыки взаимодействия в группе.
воспитывать уверенность к себе, умение анализировать поступки, чувства.
Организация деятельности по тематическому модулю « Отношение к себе и людям» включает в себя разнообразные формы работы: театрализованные, дидактические, словесные, развивающие игры, чтение, беседа после чтения, разговоры с детьми.
Тематический план:
№
Тема
Цель
Пути достижения
оснащение
Преемственность д/с - семья
1
«Волшебная страна внутри нас»
-познакомить детей, с тем, какие бывают чувства;
-учить детей адекватно справляться с негативными эмоциями;
-развивать у детей чувство эмпатии к окружающим людям;
-воспитывать дружеские отношения в коллективе
-игра путешествие «Волшебная страна»
-решение проблемных ситуаций
-игра «Доброе животное»
-разноцветных домиков 8 шт,
-ткань голубого цвета -игрушечная машинка со сломанным колесом;
-силуэт дворца, человека;
-конверт с письмом,
-музыкальное сопровождение.
- чтение произведе-
ния «Друг детства» В. Драгунского и
изображение соответствующих эмоций.
Тренинговое занятие с элементами сазкотератии
2
«Цветок качеств»
-познакомить детей с социально-полезными качествами личностными качествами;
-развивать навыков общения взаимодействия;
-воспитывать нравственные качества личности.
-сл/и «Угадай качество»
- и/у «Скажи наоборот»
-создание ромашки качеств
-лепестки ромашки, вырезанные из бумаги;
-письмо,
-картинки с изображением разных качеств личности;
-карандаши, краски; мяч;
голубь в клетке.
-просмотр мультфильмов о верности, доблести, доброте.
Тренинговое занятие с элементами арт-тератии
3
«Делаем добро»
-продолжать знакомить детей с нравственными качествами личности;
-развивать творческие способности детей;
-воспитывать нравственные качества детей, такие как отзывчивость, чуткость,
внимательность.
-чтение сказки «Звездная девочка»;
-вопросы детям;
-и/у «Подари радость ближнему»;
-видео
презентация
«Звездная девочка»
-«звездные искорки» по количеству детей, -карандаши, фломастеры;
- листы бумаги;
-письмо из волшебной страны.
-видео
презентация
«Звездная девочка»
-рисование «Звездная девочка»
- беседы на этические темы
Тренинговое занятие с элементами сказкотератии
4
«Поезд добродетелей»
-продолжать знакомство детей с качествами личности;
-развивать умения определять эмоции и качества человека;
-воспитывать навыки взаимодействия в группе.
игра–путешествие «Страна Добра»
-и/у «Угадай чувство»
-д/у «Подари радость»
д/и « Что такое хорошо и что такое плохо»
и/у «Вспомни того, кого любишь больше всего».
-д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»,
-таблички с названием станций;
- костюм для королевы Любви;
- сюрпризы для детей,
-приглашение;
-карта;
-шаблон сердца.
-чтение В. Маяковский
«Что такое хорошо и что такое плохо»
-создание педагогических ситуаций «Хорошо - плохо»
Тренинговое занятие с элементами игровой терапии
5
«В стране добра»
-продолжать знакомить детей с нравственными качествами личности;
-развивать творческие способности детей;
-воспитывать нравственные качества детей, такие как отзывчивость, чуткость, внимательность; навыки взаимодействия в группе.
- беседа
«Если добрый ты»
-и/у «Скажи как правильно»
-физминутка
«Доброта»
-рассказы детей
-пальчиковая игра «Дружные ребята»
-просмотр м/ф «Кот
Леопольд»
-атрибуты к и/у «Скажи как правильно»
-м/ф «Кот
Леопольд»
-создание альбома «Мои добрые дела»
Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация», и «Коммуникация»
6
«Что такое дружба?»
-продолжать учить детей быть доброжелательными и терпимыми друг к другу;
-формировать понимание дружбы, создавая ее зримый образ – «портрет»;
- развивать мышление, воображение, творчество;
- воспитывать дружеские взаимоотношение в группе.
-и/у «Оцени поступок»
педагогическая ситуация «Что такое дружба»
- упражнение
«Поможем ближнему»;
- и/у мячом «Скажи наоборот».
- реч. игра «Соберем бусы»
Просмотр слайд-шоу «Дружба»
-макеты замка и дерева;
-листочки с иллюстрациями из игры «Оцени поступок», сердечки, мяч, кресло,
-аудиозапись песни «Песенка о доброте» муз. В.Шаинского.
- слайд-шоу «Дружба»
-этические беседы,
-совместные досуги
Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация», и «Коммуникация»
Результаты реализации тематического модуля №2 «Отношение к себе и людям» (практический выход):
Создание альбома « Наши добрые дела», создание макета «Мое настроение, мои эмоции», фотовыставка «Наши эмоции», тематическое развлечение «День добра».
Содержание тематического модуля №3 «Мир природы» направлено на достижение целей формирования экологических представлений через решение следующих задач:
установление простейших закономерностей:
обратить внимание детей на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы;
познакомить с разнообразием растительного и животного мира;
формировать понимание зависимости между внешним строением растений и животных и условиями их существования;
формировать представления о целостности связей, сложившихся в экосистеме, о необходимости биологического равновесия в природе;
развивать поисково-исследовательскую деятельность;
воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей), стремление следовать экологическим правилам в доступных для детей дошкольного возраста формах.
Организация деятельности по тематическому модулю «Мир природы» включает в себя разнообразные формы работы: проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа.
Тематический план
№
Тема
Цель
Пути достижения
Оснащение
Преемственность д/с - семья
1
«Мир удивительных открытий. Что значит живое и неживое?»
-учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы;
- развивать представление
об их тесной связи и некоторых
отрицательных последствиях
нарушений этих связей;
- воспитывать экологическое
мировоззрение
вступительная беседа по теме;
д/и «Живая - неживая»;
физминутка «Шарик»;
проблемная
ситуация;
создание экологических знаков
карточки с изображением живой и неживой природы;
листы бумаги, фломастеры
- наблюдения за объектами в природе
Интегрированное занятие по образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество»
2
«Животный мир и человек»
- закрепить представления детей о чувствах и качествах;
- закрепить и структурировать знания детей о животном мире;
- воспитывать гуманное отношение к животным.
-слайд-шоу «Чувства и эмоции человека и животного»
-Физминутка «Котик»
- беседа «Чем человек отличается от животного?
-рисование «Мое любимое животное»
-живая кошка, доска, мел, энциклопедии «Планета животных», «Мир животных»,
- материал к
д/и;
- Слайд –шоу «Чувства и эмоции человека и животного»
-листы бумаги. краски, карандаши
просмотр научно-популярных передач о животных;
посещение зоопарка
Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация» и «Художественное творчество»
3
«Все растения нужны — все растения важны»
расширять и уточнять знания детей о растениях, упражнять в назывании конкретных растений и их видов;
развивать интерес к разнообразию растений, гуманное отношение к живому;
-воспитывать осознанно правильное отношение к растениям.
беседа о разнообразии растений на земле;
- рассматривание
иллюстраций;
д/и «Что где растет»;
составление модели
иллюстрации разных видов растений
(луга, поля, леса, сада); - видеозапись «Все растения нужны
-все растения важны»;
-гербарий.
поездки в лес, парк, на луг, дачу;
-совместное изготов-
ление поделок из засушенных веток, листьев, цветов, ягод.
Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация»
4
«Мы пришли в лес»
- продолжать формировать основы экологической культуры.
- закрепить представления детей о лесе, как экосистеме
- воспитать бережное отношение к природе.
-игра путешествие «Волшебный лес»
- решение экологических ситуаций
д/и «Правила поведения в природе»
-декорации леса;
-муляж костра, мусор;
-костюм для кикиморы, дедушки дуба, лесных жителей;
-письмо от дедушки Дуба
придумыва-
ние рассказов «Однажды в лесу»
-чтение стихотворения Я Акима «Песенка в лесу»
Театрализованное представление
5
«Разговоры о природе»
- способствовать формированию экологических ценностных ориентаций детей
-развивать творческие способности детей;
- продолжать воспитывать чуткое и уважительное отношения к природе;
-упражнение «Сочинение историй»;
-решение ситуаций направленных формирование экологических
ценностей;
-п/и «День и ночь»;
-и/у « Что было бы, если…»
-картинки с изображением зверей леса, которые попадают в неприятные ситуации связанные с деятельностью человека;
- листы бумаги.
-чтение рассказов о природе;
Театрализованное представление
6
«Защитим природу»
- закрепить представления детей о правилах поведения в природе.
- развивать навыки работы в команде,
-стимуляция творческого мышления.
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувства ответственности за её сохранение.
-и/у «Хорошо –плохо»
-решение ситуаций направленных предотвращение загрязнения окружающей среды;
- д/и «Правила поведения в природе»
-просмотр мультфильма
-три письма,
-костюмы для Русалки, Медвежонка, Синей птицы,
-диск с м/ф «Смешарики».
-рассматри-
вание иллюстра-
ций
«Экологические
катастрофы»
-просмотр м/ф «Смешари-
ки»
Театрализованное представление
7
«Тайны природы»
систематизировать представление детей о разнообразии растительного и животного миров;
- познакомить с удивительными фактами из жизни животных и растений;
-прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
рассматривание иллюстраций;
-чтение
«Удивительное в природе»;
-рассказ
педагога;
-д/у «Береги природу»
иллюстрации растений и животных;
экологические знаки .
составление докладов «Природа наш дом»
-чтение рассказов «Удивительное рядом»
Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация»
8
«Жизнь дана на добрые дела!»
-формировать представления о целостности связей, сложившихся в экосистеме;
-развивать
поисково-исследовательскую деятельность;
-воспитывать элементы экологического сознания, стремление следовать экологическим правилам.
-игра путешествие «Поможем Незнайке»
-и/у «Что не так?»;
- и/у « Разрезные картинки»;
- физминутка
«Мы ребята-молодцы»;
-чтение Алябьева Е.А. «Подружки»;
-презентация «Правила поведения в природе»
-атрибуты к
и/у «Что не так?»;
- и/у « Разрезные
картинки»;
-рассказ
Алябьевой Е.А.
«Подружки»;
-презентация «Правила поведения в природе»
Беседы о взаимодей-
ствии человека и природы,
-разучивание стихотворе-
ния «Лес» Кокошкина Л.Н.
Занятие по образовательной
Области «Социализация»
Результаты реализации тематического модуля №3 «Мир природы» (практический выход):
Тематическая выставка рисунков и аппликации «Удивительное рядом». Создание книги о растениях и животных с рассказами детей. Создание коллажа «Правила поведения в природе», тематическое развлечение «В гостях у Лешего».
Содержание тематического модуля №4 «Отношение к Родине» направлено на формирование позитивной идентификации детей с городом, республикой, страной через решение следующих задач:
расширять представлений об Абакане как столице республики Хакасия,
познакомить детей с историей возникновения города,
развивать желание больше узнать о своем городе,
воспитывать чувство гордости за свой город, за свою республику, за страну.
Организация деятельности по тематическому модулю «Отношение к Родине» включает в себя разнообразные формы работы: организация выставок, проектная деятельность, художественная деятельность, экскурсии, проблемные ситуации, рассказ, беседа.
Тематический план
№
Тема
Цель
Пути
достижения
Оснащение
Преемственность
д/с - семья
1
«Страна, в которой я живу»
-закрепить знания детей о России;
-познакомить с географической картой, учить
«читать» ее.
-дать детям знания о богатствах России,
-воспитывать стремление
беречь и
приумножать их;
-воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
-и/у «Где я
живу?»
-рассказ педагога
-сл/и «Какой,
какая, какое»
-физминутка «Страна у нас большая»
д/у «Животные и растения
родного края»
и/у «Прогулка»
Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных, животных, населяющих леса России,
достопримеча-
тельностей России.
- подбор фотографий, иллюстра-
ций
рассматри-
вание энциклопе-
дий о России, альбомов о Хакасии.
Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация»
2
«Город своими руками»
- расширять представлений об Абакане как столице республики Хакасия - познакомить детей с историей возникновения города
- развивать желание больше узнать о своем городе.
- воспитывать чувство гордости за свой город.
-д/ игра «Букет красивых слов»
-игра «Что
лишнее»
-создание
коллективного панно
«Мой город».
- презентация «Мой Абакан».
-большой ватман,
карандаши, фломастеры, листы бумаги;
фотографии г.Абакана, письмо от
Незнайки, презентация города
Абакана.
-чтение и рассматривание книг о городе;
Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация»
3
«Экологические заповеди жителей города»
- продолжать знакомство детей с городом Абаканом;
способствовать развитию экологической культуры детей;
- закрепить знания детьми правил экологического поведения в городе;
- воспитывать у детей любовь к родному городу.
-с/ игра «За что я люблю наш
город»;
рассматривание открыток с
изображением
города;
- рассказ педагога об истории города;
д/у «Наш город»
-презентация «Правила
поведения
в городе»
фотографии города,
телеграмма, карточки с изображением
нарушения экологических
заповедей, презентация «Правила поведения в городе», письмо от кляксы,
-медали «Защитник города!»
-экскурсии по городу;
-посещение краеведческого музея.
Тренинговое занятие с элементами сказкотерапии
4
«Широка страна моя родная»
-систематизировать и обобщить знания детей о республике, о России;
- закрепить умение работать с картой;
-воспитывать чувство гордости за свою республику, за страну.
-чтение
стихотворения
« Если скажут слово Родина»;
-беседа о Родине;
- рассматривание карты России и Хакассии, герба и флага России и Хакасии.
-карта России и Хакасии;
изображение герба и флага России и
Хакасии;
карандаши, листы бумаги.
-чтение стихотворе-
ний о России и Хакасии.
Тренинговое занятие с элементами сказкотерапии
5
«Мы можем мир сделать лучше»
- закрепить полученные в рамках модуля;
- развитие навыков работы в группе.
- воспитание патриотических чувств.
-беседа на тему «Что такое патриотизм»
вырезанные лепестки
ромашки,
карандаши, фломастеры, серединка от ромашки, на которой написано «Патриотизм»
-беседы, направленные на формирование патриотических чувств.
Тренинговое занятие
6
«История моего города»
-познакомить детей с гербом и флагом города;
-закрепить понятие символика;
-расширять
кругозор
сведениями об истории города;
-воспитывать патриотические и гражданские чувства.
- чтение стихотворения Н.Доможакова «Мой Абакан». -рассматривание герба и флага города Абакана;
-психогимнасти
ка «Город мой». -ТРИЗ «Оператор» (город в прошлом, настоящем, будущем
аппликация «Абакан»
Иллюстрации с видами
родного города в разные годы;
- стихотворе
ние Н.
Доможакова «Мой Абакан
-цветная
бумага, клей, ватман, сухоцветы, карандаши, фломастеры.
- написание рассказов «Любимый город»
Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
7
«Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн»
-закрепить
знания детей о природе России;
-познакомить их с историей
возникновения страны,
с ее символикой;
- воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и
гордости за свою страну.
д/у «Что
лишнее?»
-беседа о русских богатырях;
и/у «Скажи ласково»;
-рассказ педагога о возникновения страны, о символике России;
-физминутка «На прогулке»;
- познават. ситуация
«Зачем стране герб, флаг, гимн»
-аппликация из ткани «Российский флаг»
карта России;
- иллюстрации
богатырей, герба России, флага
России;
-ткань;
-клей по ткани;
подбор фотографий,иллюстра-
ций;
- чтение энциклопедий о России.
Интегрированное занятие образовательным областям «Познание»,
«Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»
8
«Герои России и Хакасии»
дать детям представление о памятниках, ритуале почтения памяти в городе; формировать основы патриотизма, развивая чувство причастности к героическому прошлому своего народа;
развивать интерес к изучению истории;
- воспитывать чувство уважения к старшему поколению
беседа о героях с рассматриванием иллюстраций, фотографий;
прослушивание аудиозаписи и просмотр фрагмента видеофильма о героическом прошлом города
фотографии героев
иллюстрации, открытки, памятных мест города;
портреты знаменитых людей города;
экскурсия по городу;
посещение памятникам героям.
Интегрированное занятие образовательным областям «Познание», «Социализация».
Результаты реализации тематического модуля №4 «Отношение к Родине» (практический выход):
Фотовыставка «Моя малая Родина». Оформление мини – музея «Русская изба». Создание коллективной композиции «Город будущего». Патриотическая выставка «Моя Родина», тематическое развлечение «Я - гражданин России», конкурс «Знатоки родного города».
Содержание тематического модуля №5 «Мы живем на одной планете» направленно: на формирование способности дошкольника к личностному культурному самоопределению; формирование человека способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований.
формировать у дошкольников представления о культуре и культурном многообразии;
приобщать дошкольников к культурным ценностям народов, проживающих в различных странах;
формировать позитивное отношение дошкольников к своей и другим культурам.
развивать художественно - творческие способности в процессе восприятия детской деятельности;
Воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым разных национальностей, соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициями.
Организация деятельности по тематическому модулю «Мы живем на одной планете» включает в себя разнообразные формы работы: игра, конструирование, аппликация, беседа, рассматривание, чтение, просмотр видеоматериалов и телепередач.
Тематический план
№
Тема
Цель
Пути достижения
Оснащение
Преемственность д/с - семья
1
«Открываем окно в мир»
- расширять
знания детей о странах и их
столицах,
символике,
жителях;
- развивать
познавательный интерес;
-воспитывать чувство
патриотизма к своей стране
- беседа о разных
странах;
- рассматривание флагов,
гербов,
рассматривание фото,
иллюстраций с изображением
стран;
-физминутка «Отправляемся в полет»
- рассказы детей о той стране, где они были;
- д/и «Назови страну и
столицу»
«Назови флаг страны»
-конверт с письмом;
-кисти,
краски,
карандаши, бумага;
- кукла
Буратино;
иллюстрации флага и герба Англии,
Франции,
Испании;
-атлас мира;
- рассматривание фото
разных стран,
столиц;
- чтение художественной
и энциклопедической литературы о разных странах и столицах
Интегрированное занятие образовательным
областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
2
«Разные народы - разные традиции»
-формировать у дошкольников представления о культуре и культурном многообразии
-расширять представления детей о традициях разных народов,
-воспитывать чувство уважительного отношения национальным обычаям и традициями.
-и/у «Что
возьмем с собой»
-игра путешествие «Дальние страны»
-конверт с письмом;
- кукла
Буратино;
иллюстрации Англии,
Франции, Германии,
Испании;
-атлас мира;
- просмотр передач о культурном многообразии мира.
-подбор иллюстративного материала.
Интегрированное занятие с элементами театрализованной игры по образовательным
областям «Познание», «Социализация», «Коммуникация
3
«Игры разных народов»
- формировать позитивное отношение дошкольников к своей и другим культурам;
-развивать познавательный интерес;
-способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам и взрослым разных национальностей
- игра -путешествие «Поиграем – все узнаем»;
-куклы
Буратино, Пьеро, Синьор Помидор,
Винни –Пух, Ганс,
- атрибукты к п/и нац. играм разных стран
-совместные игры,
-подбор информации.
Игровой тренинг по образовательной области «Познание» и «Социализации»
Результаты реализации тематического модуля №5 «Мы живем на одной планете» (практический выход):
Тематическая выставка рисунков «Дальние страны», оформление картотеки игр разных народов, написание докладов о странах, тематическое развлечение «Праздник дружбы».
Содержание тематического модуля №6 «Культура» направленно на приобщение детей к истокам русской и хакасской культурам и включает в себя ряд задач:
познакомить детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха русского и хакасского народов;
знакомить детей с разными видами и формами искусства;
формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;
развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества.
Организация деятельности по тематическому модулю «Культура» включает в себя разнообразные формы работы: игра, беседа, наблюдение, рассматривание, чтение, экскурсия, просмотр видеоматериала и телепередач.
Тематический план
№
Тема
Цель
Пути достижения
Оснащение
Преемственность д/с - семья
1
«Одежда наших предков»
- продолжать познакомить детей с женским и
мужским русским и хакасским народным
костюмом, особенностями их изготовления и применения;
- развивать желание больше узнать о предметах народного быта,
о родовидовых понятиях;
-воспитывать потребность в познании рукотворного мира
- беседа об истории возникновении русского и хакасского народных костюмов;
-рассматривание иллюстраций
разных видов костюма;
- рассказ педагога о мужском и
женском костюме
-физминутка
«Колпачок»
-аппликация
«Русский и хакасский костюм»
-костюмы
русской и хакасской
одежды;
- иллюстрации, фотографии по теме
-материалы для аппликации
- посещение
краеведческого музея, музея изобразительных искусств
Интегрированное занятие по образовательной области« Социализации» и Художественное творчество»
2
«Народные праздники»
(на примере «Сороки» и «Праздника первого грома»
-продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского и хакасского народов;
-развивать память, интерес к русской и хакасской культурам;
-воспитывать патриотические чувства к своей Родине и ее истории.
-рассказ педагога о народно – обрядовых праздниках;
-рассматривание иллюстраций;
-просмотр видео презентации «Народные праздники»
-слушание русских и хакасских песен.
-иллюстрации народных праздников;
-стихи о народных праздниках;
-музыкальное сопровождение;
-видео презентации «Народные праздники»
-подбор иллюстративного материала;
-рассматривание фотографий о народных праздниках;
-совместное посещение мероприятий, связанных с проводами зимы.
Театрализованное представление
3
«Жилище человека и предметы быта»
-продолжать знакомить детей с традициями русского и хакасского народов;
-развивать интерес к русской и хакасской культурам;
-воспитывать любовь к родному краю.
-экскурсия в мини музеи «Хакасская юрта» и «Русская изба»
-экспонаты в мини музеях.
- посещение краеведческого музея
Игровой тренинг
по образовательной области «Познание» и «Социализация»
4
«Русские и хакасские народные сказки»
Интегрирован
ное занятие по образовательной области «Коммуникация» и «Социализации» «Музыка»
-продолжать знакомить детей с устным творчеством русского и хакасского народов;
-учить понимать образное
содержание сказки;
- воспитывать
умение оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.
-и/у «Кто из сказки к нам пришел?»
-викторина по русским и
хакасским
сказкам.
иллюстрации к русским и хакасским сказкам;
мультимедийная игра
«4 лишний»;
-медали за участие в викторине.
-чтение русских и хакасских
сказок;
-посещение
театра «Сказка».
5
«Народные традиции»
-систематизиро
вать представления детей о народных традициях;
-развивать познавательный интерес к культуре своего народа;
-воспитывать любовь и почтение к своей стране.
-рассказ педагога о народных традициях;
-рассматрива-
ние предметов народно – декоративно
го искусства;
-физминутка
«Бабушка Маланья»;
-рисование «Националь-
ные узоры и орнаменты»
-предметы народно – декоративно
го искусства;
-музыкальное сопровождение;
-шаблоны для рисования
Русские узоры и хакасские орнаменты»
-рассказы о народных традициях;
-беседы на этические темы.
Интегрированное занятие по образовательной области «Коммуникация» и
«Художественное творчество» «Социализации» «Музыка».
Результаты реализации тематического модуля №6 «Культура» (практический выход):
Создание «Книги сказок» (со сказками, придуманными детьми, и иллюстрациями к ним). Иллюстрации детей к русской народной сказке «Теремок» и хакасской сказке «Суслик и мышонок». Лепка сказочных героев. Инсценировка хакаской народной сказки «Сказка о хитрой лисе» (показ для детей детского сада). Музыкально- театрализованное представление «Веселый хоровод».
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования подразделяются на промежуточные и итоговые.
Цель - оценка эффективности педагогического воздействия; отслеживание достижений и своевременное выявление затруднений каждого ребенка. Результаты диагностики позволяют корректировать дальнейшую работу, планировать индивидуальные занятия с детьми, давать рекомендации по патриотическому воспитанию.
По результатам освоения программы предполагается получить следующие результаты:
-формирование у дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества, готовности к защите;
- применение полученных знаний о родном крае, об Отечестве в добрых делах и поступках;
-формирование представлений о морали, осознание нравственных норм и реализация их в поведении;
- формирование представлений о Родине, своем городе, о самом себе.
Диагностика развития патриотического самосознания ребенка осуществляется в индивидуальном порядке по методикам предложенным Урунтаевой Г.А., по результатам которых были выделены уровни развития патриотического самосознания у старших дошкольников.
Высокий уровень:
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц. Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень:
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы(делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень:
Не знает названия страны, своего адреса, знает название города. Узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Система мониторинга
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, игровых методик.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.
Промежуточные результаты освоения программы раскрывают динамику формирования личностных качеств воспитанников в период освоения программы по развитию патриотического самосознания.
Модель выпускника
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам развития патриотического самосознания старших дошкольников. Модель выпускника разрабатывалась в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами, различными технологиями обучения).
Модель выпускника складывается из следующих компонентов:
Любознательность и активность, качества, которые выражаются в том, что ребенок:
Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задает вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задает вопросы морального содержания.
Эмоционально отзывчивый, что проявляется в том что ребенок:
Эмоционально реагирует на окружающую действительность.
Сочувствует, сопереживает, сорадуется.
Испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине.
Понимает эмоциональное состояние партнера по общению.
Узнает и описывает настроение и эмоции персонажа картины, литературного героя.
Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека
Эмоционально реагирует на произведения искусства, отражает свои эмоции в речи
Ребенок способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
У ребенка имеется широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные моральные понятия (4-5 названий). В большинстве случаев правильно раскрывает их содержание. Не использует (или использует в единичных случаях) в речи слова «плохо (плохой)- хорошо (хороший)», «добрый» - «злой», употребляя вместо них в большинстве случаев более дифференцированную морально-оценочную лексику (например, «скромный»- «нескромный», «честный» - «лживый» и др.). Правильно дифференцирует 1-2 близких по значению нравственных понятия
Ребенок владеет знаниями о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть). Во всех случаях осознает социально положительную оценку нравственных качеств, действий, проявлений, поступков, в том числе соответствующих идеалу мужчины или женщины. В большинстве случаев положительно относится к требованиям соблюдения моральных норм и правил поведения. Приводит несколько примеров (более 3-х) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и др. Нравственно-ценные знания отличаются устойчивостью и прочностью. В подавляющем большинстве случаев совершает положительный нравственный выбор (воображаемый).
Ребенок совершает реальный положительный нравственный выбор в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д. В практике общения и взаимоотношений в большинстве случаев соблюдает нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершает нравственно-направленные действия.
Имеет первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе , что выражается в том, что:
Ребенок знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о «малой» и «большой» Родине, ее природе, определяет собственную принадлежность к государству.
имеет представление о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские и др.), населении и своеобразии природы планеты.
Взаимодействие с родителями
Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Современная модель сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения. В этом направлении были поставлены следующие задачи:
объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей;
создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения этих задач был разработан план работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников. Опрос родителей показал, что 97,8% родителей довольны работой по патриотическому воспитанию в ДОУ.
План работы с родителями по развитию патриотического самосознания у детей старшего дошкольного возраста программы.
Форма организации работы с родителями
Тема
Родительское собрание
круглый стол
педагогическая гостиная
«Я – семья- род- народ. Патриотическое воспитание в ДОУ»
«Растим патриотов»
Семинар - практикум
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников»
«Игры и ситуации переживания, развивающие нравственные чувства и доброе отношение к сверстникам и членам семьи»
Тренинг с элементами лекции
«Народные игры как средство в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
«Когда эмоции захлестывают»
Стендовая консультация
«Каким бывает общение наших детей»
Открытый просмотр
«Страна, в которой я живу»
«Поезд добродетелей»
Совместный досуг
«Есть такая профессия Родину защищать»
Семейный творческий конкурс
«Мы за мир!»
Презентация «Наша дружная семья»
Презентация опыта работы
КВН «Знатоки родной страны»
Конкурсная программа «Умники и умницы»
Анкетирование по патриотическому воспитанию детей в ДОУ
«Необходимость патриотического воспитания в ДОУ»
Итоги работы по реализации программы.
Перечень учебно – методического обеспечения
Методическое обеспечение:
Учебно-методический комплекс для старшего дошкольного возраста по программе «Мир в твоих руках».
Учебное обеспечение:
Уголок по приобщению детей к культуре хакасского народа, мини-музей «Русская изба».
Наглядные пособия: дидактические и настольные игры по патриотическому воспитанию детей, альбомы по экологическому, познавательному развитию детей. Альбомы с разнообразной тематикой по приобщению детей к культурам хакасского и русского народов, плакаты, Видеоматериалы для ознакомления детей с Россией, с республикой Хакасия и городом Абаканом. Дидактический материал для формирования элементарных математических представлений и начал экологической культуры. DVD диски с разнообразной тематикой. Художественная литература для детей по развитию патриотических чувств и качеств дошкольников, энциклопедии.
ТСО: аудио магнитофон, телевизор, DVD проигрыватель, мультимедийная установка.
Список литературы
1.Басманова Г.М., Докунова Ю. А, ВеликжанинаО.Л., Курганова М.Б., « Мир в твоих руках». Программа развития патриотического самосознания у старших дошкольников.- Абакан 2008
2.Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.
3. Ковалева Г.А. «Воспитываем маленького гражданина» методическое пособие.- М.: «Аркти», 2005
4.Новицкая М.Ю. «Наследие».– М: Линка-Пресс,2003.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ