занятие "В мир природы"

Казенное образовательное учреждение Омской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Петропавловский детский дом»







Внеклассное мероприятие по экологии

«В мир природы»











Подготовила

Кузьмина Наталья Николаевна

воспитатель





Муромцево, 2014



Цель: Расширить знания детей о природе родного края и бережного отношения к ней.

Задачи:

  1. Углубить сведения об окружающей нас природе.

  2. Способствовать развитию творческой и познавательной активности воспитанников.

  3. Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.

Оборудование: Книжная выставка (энциклопедии о животных, растениях, насекомых, птицах), карточки с заданием, картинки с изображением деревьев, проектор, экран, жетоны, запись пения птиц.



Ход занятия.

Вводная часть:


Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы вспомнить, закрепить и узнать новое о природе. И путешествие наше будет называться «В мир природы».


Основная часть:


Наше путешествие я хочу начать стихотворением Р. Рождественского

Когда ты входишь в лес –

Душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных

И строгой тишины

Встречает грудь твоя

Так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав

И аромат сосны.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родной страны неприхотливый лес!

Ты полон свежести,

И все в тебе живое

А сколько у тебя загадок и чудес!

- Как вы уже знаете лес – это «легкие» нашей планеты. И с каждым годом леса, становится все меньше и меньше. А причиной тому незаконная вырубка леса, пожары, выпиливание для нужд населения.

- Назовите, какие деревья и кустарники растут в нашей местности?

(Ответы детей: сосна, ель, береза, осина, лиственница, калина, малина, смородина, ива, черемуха и т.д.)

- Кто мне скажет, чем лиственница отличается от других хвойных деревьев?

(ответы детей: она сбрасывает свою листву каждый год).

- Скажите, из какого дерева делают спички?

(ответы детей: из сосны)

- Сейчас не много из истории, как вы думаете, о каком дереве Аристотель писал: «Если зима умеренная, смолы будет много и хорошей, если зима сурова, смолы меньше и она хуже. Самую лучшую и чистую смолу получают с мест, залитых солнцем, смола из тенистых мест темна и горька»

(ответы детей: сосна)

- Молодцы, много знаете деревьев и кустарников. Сейчас на слайдах вам будут представлены деревья, которые в нашей местности не растут (приложение 1).

1 слайд: Ребята, может кто-то знает, как это дерево называется.

(ответы детей)

- Правильно, это дуб. Из этого дерева изготавливают дубовые бочки.

2 слайд: Кто знает, как это дерево называется?

(ответы детей)

Это дерево называется вяз. Он прекрасный «пылесос», впитывает в себя пыль и сажу. Поэтому его можно встретить и на улице, и в лесу, и в парке. В России можно увидеть вяз гладкий. Топором его рубить нельзя, так как он увязает в древесине.

3 слайд: ребята, это дерево называется – тис ягодный, а в нарде «красным деревом, поскольку его древесина красная. Она очень прочная, тяжелая, не гниет и мебель из красного дерева может простоять века. Тис растет очень медленно, в год всего 2-3 сантиметра. Самый высокий тисс находится в Закавказье, в Аджарии. Его высота 32,5 метра. Ему не менее 4000 лет. Молодые побеги тиса, кора, листья и семена содержат вещества, ядовитые для человека и также для лошадей и коров. У нас в России на Дальнем Востоке, на Курильских островах и Сахалине растет тисс остроконечный.

- Кроме деревьев, которые растут у нас в России. Я хочу вас познакомить с деревьями, которые растут в жарких странах.

4 слайд: А это дерево, вы, наверное, узнали?

(ответы детей)

- Да, это кокосовая пальма. Она входит в десятку важнейших деревьев мира. Кокосовая пальма растет в тропиках, на берегах океанов, морей и островах. Их высота достигает 25-30 метров, а стволы обычно наклонены в сторону моря. Кокосовые орехи созревают долго, целый год. Если орех незрелый, то в его полости находится примерно поллитра прозрачной жидкости, богатой сахаром и витаминами. В жару это прекрасный напиток. В тропиках пальму называют «деревом жизни». Из прочного и эластичного волокна делают веревки, циновки, щетки, из твердых косточек получается отличная посуда, пуговицы, украшения. Из древесины строят жилища, мебель.

5 слайд: Это мамонтово дерево, бывает высотой до 100 метров с диаметром ствола до 10 м. Растет оно в Центральной Америке, сейчас их осталось всего 500. Их охраняют и дают им имена, например, «Отец лесов», «Генерал Грант». Древесина дерева красного цвета и не гниет и поэтому это одна из причин уничтожения этих деревьев. Известно, что на одном пне мамонтова дерева свободно помещается тридцать человек. А в одном из парков Америки через его ствол пробит тоннель, через который свободно проезжают автомобили. Вот такие интересные деревья растут на нашей планете.

- Мы продолжаем наше путешествие. Кроме деревьев и кустарников в лесу можно встретить и другие растения. Мир дикорастущих растений богат и разнообразен. Растительность представлена и лекарственной флорой, которая объединяет большое число растений. К лекарственным относятся растения, которые употребляются для лечения и профилактике заболеваний человека и животных, для получения препаратов, используемых в медицине и ветеринарии. А какие это растения? Сейчас угадаем.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая. Кто она такая?

(ответы детей: ромашка)


Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит. Кто это?

(ответы детей: крапива)


Есть один такой цветок,

Не вместить его в венок,

На него подуй слегка-

Был цветок, и нет цветка.

(ответы детей: одуванчик)

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

(ответы детей: подорожник).

- Какие ещё вы знаете лекарственные растения?

(ответы детей: лопух, зверобой, валериана, тысячелистник и т.д.)

- Какие лекарственные свойства они имеют?

(Ответы детей: лопух от боли в суставах и т.д.)

- Много назвали растений и их полезные свойства. Но мы продолжаем путешествие. А кого ещё можно встретить в лесу кроме растений?

(ответы детей: животных, птиц, насекомых, грибы и т.д.)

- Правильно, жизнь в лесу разнообразна. И сейчас мы поиграем в игру «Третий лишний». Я буду называть ряд слов. А вы из этого ряда должны будете убрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

1. Медведь, лиса, ёж. (лиса)

2. Воробей, скворец, сорока. (скворец)

3. Комар, оса, пчела. (комар)

4. Кукушка, сова, дятел. (кукушка)

5. Стрекоза, колорадский жук, саранча. (стрекоза)

- Молодцы с заданием справились.


Сейчас вам нужно самостоятельно в течение 5 минут в энциклопедиях, которые представлены на выставке найти ответ на вопрос, который у вас на карточке.

Самостоятельная работа выполняется под пение птиц.

Вопросы для задания:

Кобра – это…(самая ядовитая змея).

Бурундук – это…(полосатая земляная белочка)

Песец – это…(полярная лисица)

Бобр – животное…(возводящее на реках плотины)

Хомяк – это…(крупный грызун семейства мышиных)

Комар – это… (кровососущее двукрылое насекомое, личинки которого развиваются в воде).


- Ребята время истекает. И давайте зачитаем, какие вы нашли ответы на вопросы.

(Ответы детей).

Молодцы, все правильно справились с заданием. И наше путешествие подходит к концу.


Заключительная часть:


Ребята сегодня наше путешествие проходило в основном по лесу. Но как мы знаем, что природа это не только лес и его обитатели. И находясь в лесу надо всегда помнить, что его нужно беречь и охранять, ведь каждое растение, животное и насекомое приносит пользу.

Что нового для себя вы узнали на данном занятии?

Что больше всего запомнилось и понравилось?

Какие знания, полученные на занятии, могут вам, пригодится в жизни?

- Ребята, у вас на столах лежат жетоны (один жетон веселый, другой грустный) и я прошу вас оценить наше занятие. Если вам понравилось, поднимите веселый жетон, если нет грустный. Спасибо всем за работу.







Литература


  1. Баландин Б. 3000 каверзных вопросов и ответов. М.: РИПОЛ классик, 2006

  2. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. М.: АСТ-Пресс, 1999

  3. Я познаю мир: Растения: Дет.энцикл./ Авт.-сост. Л.А.Багрова; худож. А.В.Кардашук, О.М.Войтенко. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002.-510 с.: ил.










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ