занятие "В мир природы"
Казенное образовательное учреждение Омской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Петропавловский детский дом»
Внеклассное мероприятие по экологии
«В мир природы»
Подготовила
Кузьмина Наталья Николаевна
воспитатель
Муромцево, 2014
Цель: Расширить знания детей о природе родного края и бережного отношения к ней.
Задачи:
Углубить сведения об окружающей нас природе.
Способствовать развитию творческой и познавательной активности воспитанников.
Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.
Оборудование: Книжная выставка (энциклопедии о животных, растениях, насекомых, птицах), карточки с заданием, картинки с изображением деревьев, проектор, экран, жетоны, запись пения птиц.
Ход занятия.
Вводная часть:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы вспомнить, закрепить и узнать новое о природе. И путешествие наше будет называться «В мир природы».
Основная часть:
Наше путешествие я хочу начать стихотворением Р. Рождественского
Когда ты входишь в лес –
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родной страны неприхотливый лес!
Ты полон свежести,
И все в тебе живое
А сколько у тебя загадок и чудес!
- Как вы уже знаете лес – это «легкие» нашей планеты. И с каждым годом леса, становится все меньше и меньше. А причиной тому незаконная вырубка леса, пожары, выпиливание для нужд населения.
- Назовите, какие деревья и кустарники растут в нашей местности?
(Ответы детей: сосна, ель, береза, осина, лиственница, калина, малина, смородина, ива, черемуха и т.д.)
- Кто мне скажет, чем лиственница отличается от других хвойных деревьев?
(ответы детей: она сбрасывает свою листву каждый год).
- Скажите, из какого дерева делают спички?
(ответы детей: из сосны)
- Сейчас не много из истории, как вы думаете, о каком дереве Аристотель писал: «Если зима умеренная, смолы будет много и хорошей, если зима сурова, смолы меньше и она хуже. Самую лучшую и чистую смолу получают с мест, залитых солнцем, смола из тенистых мест темна и горька»
(ответы детей: сосна)
- Молодцы, много знаете деревьев и кустарников. Сейчас на слайдах вам будут представлены деревья, которые в нашей местности не растут (приложение 1).
1 слайд: Ребята, может кто-то знает, как это дерево называется.
(ответы детей)
- Правильно, это дуб. Из этого дерева изготавливают дубовые бочки.
2 слайд: Кто знает, как это дерево называется?
(ответы детей)
Это дерево называется вяз. Он прекрасный «пылесос», впитывает в себя пыль и сажу. Поэтому его можно встретить и на улице, и в лесу, и в парке. В России можно увидеть вяз гладкий. Топором его рубить нельзя, так как он увязает в древесине.
3 слайд: ребята, это дерево называется – тис ягодный, а в нарде «красным деревом, поскольку его древесина красная. Она очень прочная, тяжелая, не гниет и мебель из красного дерева может простоять века. Тис растет очень медленно, в год всего 2-3 сантиметра. Самый высокий тисс находится в Закавказье, в Аджарии. Его высота 32,5 метра. Ему не менее 4000 лет. Молодые побеги тиса, кора, листья и семена содержат вещества, ядовитые для человека и также для лошадей и коров. У нас в России на Дальнем Востоке, на Курильских островах и Сахалине растет тисс остроконечный.
- Кроме деревьев, которые растут у нас в России. Я хочу вас познакомить с деревьями, которые растут в жарких странах.
4 слайд: А это дерево, вы, наверное, узнали?
(ответы детей)
- Да, это кокосовая пальма. Она входит в десятку важнейших деревьев мира. Кокосовая пальма растет в тропиках, на берегах океанов, морей и островах. Их высота достигает 25-30 метров, а стволы обычно наклонены в сторону моря. Кокосовые орехи созревают долго, целый год. Если орех незрелый, то в его полости находится примерно поллитра прозрачной жидкости, богатой сахаром и витаминами. В жару это прекрасный напиток. В тропиках пальму называют «деревом жизни». Из прочного и эластичного волокна делают веревки, циновки, щетки, из твердых косточек получается отличная посуда, пуговицы, украшения. Из древесины строят жилища, мебель.
5 слайд: Это мамонтово дерево, бывает высотой до 100 метров с диаметром ствола до 10 м. Растет оно в Центральной Америке, сейчас их осталось всего 500. Их охраняют и дают им имена, например, «Отец лесов», «Генерал Грант». Древесина дерева красного цвета и не гниет и поэтому это одна из причин уничтожения этих деревьев. Известно, что на одном пне мамонтова дерева свободно помещается тридцать человек. А в одном из парков Америки через его ствол пробит тоннель, через который свободно проезжают автомобили. Вот такие интересные деревья растут на нашей планете.
- Мы продолжаем наше путешествие. Кроме деревьев и кустарников в лесу можно встретить и другие растения. Мир дикорастущих растений богат и разнообразен. Растительность представлена и лекарственной флорой, которая объединяет большое число растений. К лекарственным относятся растения, которые употребляются для лечения и профилактике заболеваний человека и животных, для получения препаратов, используемых в медицине и ветеринарии. А какие это растения? Сейчас угадаем.
Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,
В середине золотая. Кто она такая?
(ответы детей: ромашка)
Жжется, а не огонь;
Злая, а людей лечит. Кто это?
(ответы детей: крапива)
Есть один такой цветок,
Не вместить его в венок,
На него подуй слегка-
Был цветок, и нет цветка.
(ответы детей: одуванчик)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(ответы детей: подорожник).
- Какие ещё вы знаете лекарственные растения?
(ответы детей: лопух, зверобой, валериана, тысячелистник и т.д.)
- Какие лекарственные свойства они имеют?
(Ответы детей: лопух от боли в суставах и т.д.)
- Много назвали растений и их полезные свойства. Но мы продолжаем путешествие. А кого ещё можно встретить в лесу кроме растений?
(ответы детей: животных, птиц, насекомых, грибы и т.д.)
- Правильно, жизнь в лесу разнообразна. И сейчас мы поиграем в игру «Третий лишний». Я буду называть ряд слов. А вы из этого ряда должны будете убрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
1. Медведь, лиса, ёж. (лиса)
2. Воробей, скворец, сорока. (скворец)
3. Комар, оса, пчела. (комар)
4. Кукушка, сова, дятел. (кукушка)
5. Стрекоза, колорадский жук, саранча. (стрекоза)
- Молодцы с заданием справились.
Сейчас вам нужно самостоятельно в течение 5 минут в энциклопедиях, которые представлены на выставке найти ответ на вопрос, который у вас на карточке.
Самостоятельная работа выполняется под пение птиц.
Вопросы для задания:
Кобра – это…(самая ядовитая змея).
Бурундук – это…(полосатая земляная белочка)
Песец – это…(полярная лисица)
Бобр – животное…(возводящее на реках плотины)
Хомяк – это…(крупный грызун семейства мышиных)
Комар – это… (кровососущее двукрылое насекомое, личинки которого развиваются в воде).
- Ребята время истекает. И давайте зачитаем, какие вы нашли ответы на вопросы.
(Ответы детей).
Молодцы, все правильно справились с заданием. И наше путешествие подходит к концу.
Заключительная часть:
Ребята сегодня наше путешествие проходило в основном по лесу. Но как мы знаем, что природа это не только лес и его обитатели. И находясь в лесу надо всегда помнить, что его нужно беречь и охранять, ведь каждое растение, животное и насекомое приносит пользу.
Что нового для себя вы узнали на данном занятии?
Что больше всего запомнилось и понравилось?
Какие знания, полученные на занятии, могут вам, пригодится в жизни?
- Ребята, у вас на столах лежат жетоны (один жетон веселый, другой грустный) и я прошу вас оценить наше занятие. Если вам понравилось, поднимите веселый жетон, если нет грустный. Спасибо всем за работу.
Литература
Баландин Б. 3000 каверзных вопросов и ответов. М.: РИПОЛ классик, 2006
Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. М.: АСТ-Пресс, 1999
Я познаю мир: Растения: Дет.энцикл./ Авт.-сост. Л.А.Багрова; худож. А.В.Кардашук, О.М.Войтенко. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002.-510 с.: ил.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ