Этнология народов Урала и Поволжья
Введение
С этногеническими процессами в регионе была тесно связана история хозяйственно-культурного развития народов Урало-Поволжья.
Изучение традиционного хозяйства и культуры лежит в основе исследования всех этнографических явлений , предшествует им и определяет их. Направление хозяйства и географическая среда в значительной степени определяют особенности материальной культуры народов – типы поселений и жилища, средства передвижения, пищу, утварь, одежду и т.д., а также уровень и характер развития социальной структуры и общественные институты общества.
На первых этапах развития отдельных этносов хозяйственные и культурные особенности имели настолько важное значение, что нередко были зафиксированы в этнонимах – названиях народов. Психологическое различие по линии «мы» и «они», «свои» и «чужие», выражалось в понятиях, отражающих хозяйственно-культурные типы. Например в древности группы славян различались по хозяйственно-культурному типу. В «Повести временных лет» упомянуты поляне и живущие по соседству с ними дреговичи и деревляне. На территории полян находился Киев, это была хорошо освоенная местность с пахотными полями, а дреговичи и деревляне жили в лесах, на что также указывают их названия.
1. История хозяйства и материальной культуры
История человечества насчитывает уже миллионы лет. Тот же возраст имеет и история хозяйства и материальной культуры.
Древний человек приспосабливался к меняющимся условиям среды посредством неуклонного развития хозяйства и материальной культуры. Этим он создавал как бы щит, защищающий его от природы и делающим человека в известном смысле не зависящим от нее.
Первобытным собирателям и охотникам приходилось часто и подолгу жить впроголодь, так как охота не всегда была удачной. Человек ел почти все – шли в пищу птицы и рыбы, звери и насекомые, плоды на деревьях и клубни в земле. Но при этом условии прокормиться было нелегко. Накапливавшийся опыт показывал, что гораздо выгоднее осваивать специализированную охоту. Именно опора на такой способ хозяйствования, позволила эскимосам в суровейших условиях Арктики создать весьма сложное общество охотников на морского зверя.
Но охота могла прокормить лишь небольшое количество человек. Археологи подсчитали, что одной охотничьей общине численностью в 50 человек требовалось 11 тонн мяса в год – примерно 600 граммов мяса в день на одного члена общины. Охота на мамонтов могла дать с каждых ста квадратных километров территории лишь примерно полторы тонны мяса. Значит общие численностью в 50 человек, включая детей, нужно было вести охоту на территории 700-800 квадратных километров.
Чтобы прокормить 1000 человек, охотникам и собирателям нужна территория, по площади равная таким современным государствам, как Франция и Испания. Для обеспечения пищей той же тысячи человек продуктами кочевого скотоводства, необходимо несколько тысяч гектаров пастбищ. А чтобы прокормить тысячу человек продуктами земледелия и связанного с ним животноводства, достаточно всего 100 гектаров пашни и 300-400 гектаров лугов.
Постепенно, по мере распространения людей по земле, возникали поразительно совершенные системы взаимоотношений человека с природой - системы, которые в этнографии принято называть хозяйственно-культурными типами.
2. Понятие хозяйственно-культурного типа
Под хозяйственно-культурным типом понимают комплекс особенностей хозяйства и культуры, который исторически сложился у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды.
Основными, определяющими элементами хозяйственно-культурного типа являются характер и уровень развития хозяйства. Из всех существующих классификаций народов мира (территориальной, языковой, антропологической) только хозяйственно-культурная является собственно этнографической и основывается на этнографических методах изучения хозяйства и культуры. Не зная особенностей развития хозяйства того или иного народа, невозможно дать его этнокультурную характеристику.
Представление о хозяйственно-культурных типах позволяет ответить на большую группу вопросов о причинах сходства и различия между культурами народов. Сходные хозяйственно-культурные типы ведут к выработке общих черт в традиционной культуре даже у тех народов, которые не имели между собой контактов.
В соответствии с уровнем хозяйственного развития выделяются три группы хозяйственно-культурных типов:
1) охотников, собирателей и рыболовов;
2) мотыжных (ручных) земледельцев и скотоводов;
3) плужных (пашенных) земледельцев.
Первая группа хозяйственно-культурного типа – является наиболее архаичной и соответствует первобытнообщинному уровню социально-экономического развития. На ранних этапах истории жизнеобеспечение человека основывалось на присваивающих типах хозяйства – охоте, собирательстве и рыбной ловле. Самый отсталый в этой группе – тип бродячих охотников и собирателей, сохраняющийся кое-где и сейчас в географически изолированных областях тропической зоны. Племена относящиеся к этому хозяйственно-культурному типу, не были знакомы с выплавкой металла и обработкой его в горячем виде. Орудия труда и оружие они изготовляли из камня, дерева, кости, раковин и тому подобных материалов.
Уровень социально-экономического и культурного развития у некоторых народов, занимающихся на побережье морей и океанов главным образом рыбной ловлей и собирательством, был примерно таким же как у бродячих охотников. В наше время этот хозяйственно-культурный тип исчезает. К этому же хозяйственно-культурному типу могут быть отнесены прибрежные жители северной зоны, занимавшиеся на побережьях рек, морей, океанов рыболовством и живший оседло. Специализированный хозяйственно- культурный тип охотников на морского зверя имел в прошлом большое распространение в высоких широтах на берегах Ледовитого океана. В наше время он сохраняется только у отдельных зарубежных эскимосов.
Две следующие группы хозяйственно-культурного типа связаны с производящим хозяйством – это земледельцы и скотоводы. Земледелие и животноводство возникли примерно 10-11 тыс. лет назад в Восточном Средиземноморье, на Юго-Западе Средней Азии, возможно и в Юго-Восточной Азии, позднее – в Америке.
Переход к земледелию был постепенным. Сначала люди только охраняли урожаи там, где полезные растения росли сами, - отгоняли птиц от колосящихся злаков, не допускали на поля стада диких копытных, иногда сознательно оставляли часть урожая несобранным, чтобы на следующий год поле восстановилось самосевом. Периодические засухи, когда земля обращалась в камень и не принимала попадавшие на нее семена, навели людей на мысль, что почву следует разрыхлять. Появились сельскохозяйственные культуры.
К эпохе развитого родового строя и времени разложения первобытнообщинных отношений относится тип ручного мотыжного земледелия, сложившийся еще в первичных центрах возникновения производящего хозяйства. В древности он получил распространение в зоне умеренного климата, а в последствии – в тропиках, на периферии классовых обществ.
В возникновении земледелия немаловажную роль, несомненно, сыграли природные условия, в которых жил люди. Не случайно ранние очаги земледелия возникли в одном поясе земного шара, примерно между 20 и 45 параллелями, то есть наиболее благоприятной для этого природной среде. Существенное значение имели также различия в природных условиях между континентами.
3.Основные хозяйственные занятия народов Урало-Поволжья
Традиционное хозяйство народов Урало-Поволжья представляло собой сложный экономический комплекс, включающий скотоводство, земледелие, пчеловодство, охоту, рыболовство, промыслы и ремесла. Соотношение каждой из отраслей с течением времени менялось и было разным в различных природно-географических зонах.
Территория Урало-Поволжья была той зоной, где уже в III тыс. до н.э. обитали предки финно-угорских народов.
3.1. ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО были древнейшими традиционными занятиями предков финно-угорских народов. Затем, с появлением на Южном Урале башкир, татар и чувашей, присваивающие виды хозяйства распространились и у тюркоязычных народов.
До середины I тыс. н.э. охота была преимущественно средством получения продуктов питания, а на рубеже I-II тыс.н.э. она стала главным источником получения пушнины для обмена. Еще в I тыс. н.э. пушнина служила средством обмена со скифским степным миром. Во времена господства Волжской Булгарии в Урало-Поволжье меха были одной из главных статей в посреднической торговле булгарских купцов. В прошлом качестве денежного эквивалента выступали беличьи шкурки. У мордвы, например, слово «Ур» имело два значения : «белка» и деньги»; у марийцев одна копейка выражается словом «кумур», то есть «три белки»; у татар слово «тиен» также обозначает и животное – белку и денежную единицу - копейку.
По мере социального развития общества, становления и расширения торговых связей с югом заметно возрастало значение добывания пушнины, совершенствовались охотничьи снаряды, орудия обработки и изготовления шкур, выделки мехов. С вырубкой лесов охота у этих народов постепенно теряла промысловое значение. В большей степени она сохранялась у башкир.
Бытовали два направления охоты: пушное и мясное. Охотники добывали пушного зверя: бобров, лисиц, куниц, горностаев, выдр, белок, также для уплаты подати, сдавали меха в казну в обмен на оружие, порох.
Приемы охоты были самыми разнообразными. Активная охота заключалась в непосредственном преследовании зверя. В степных и лесостепных районах существовала лыжная охота. У башкир до начала ХХ века сохранялась традиционная степная охота с соколами и ястребами. В качестве пассивной охоты все народы Урало-Поволжья использовали различные ловушки, в частности, ловчие ямы. Применялись и самострелы.
Рыболовство у всех народов Урало-Поволжья являлось постоянным занятием в приречных селениях. Чаще всего оно было потребительским занятием. Только в крупных реках (Волге, Каме, Белой, Вятке) и на озерах оно имело промысловое значение. Там рыбаки круглый год занимались рыбной ловлей. Они артелями или в одиночку арендовали участки рек или озер, а пойманную рыбу продавали на ближайших рынках.
Основным способом рыбной ловли была стационарная ловля с установлением загонов для рыбы, ловушек, сетевых стенок, бредней, сетей и т.д.
СОБИРАТЕЛЬСТВО (ягод, трав) продукты которого стали одним из компонентов питания, которое было развито в лесной полосе Восточной Европы. На уровне собирательства возникает и развивается примитивное лесное пчеловодство, которое у народов Урало-Поволжья прошло 3 стадии развития: дикое (или бортевое), колодное и рамочное.
Среднее Поволжье и Прикамье было древнейшей зоной распространения липы и дикой медоносной пчелы.
БОРТНИЧЕСТВО в Волго-Камье развилось постепенно в самостоятельную и в экономическом отношении важную отрасль хозяйства. Каждый нашедший борть (старо дерево с дуплом, в котором живут дикие пчелы) ставил на ней свою личную метку (тамгу) и борть становилась личной собственностью владельца. Повреждение борти влекло за собой суровое наказание. Дольше всего бортничество сохранилось у башкир. Колодные ульи появились не позднее ХVI века. Позже колодные ульи были вытеснены современными рамочными ульями.
3.2. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. В конце III – первой половине II тыс. до н.э. в Волго-Камье появляется земледелие. В эту эпоху Волго-Камское население освоило культурные растения, в частности пшеницу, рожь, овес, ячмень.
Древнейшим в лесной полосе Волго-Камья являлось подсечно-огневое земледелие, где основным средством первичной обработки земли был огонь. Для рыхления и уравнивания земли после сжигания леса использовались самые разнообразные примитивные орудия – заостренные или обожженные на концах палки, лопатообразные, царапающие орудия и др.
Начиная с последней четверти II тыс. до н.э. среди финно-угорского населения возникло пашенное земледелие с использованием упряжных пахотных оружий.
Таким образом, в I тыс. до н.э. и в первые века нашей эры укрепилось, стало господствующим среди финно-угров комплексное хозяйство, в котором земледелие повысило свой удельный все, обогатилось новыми культурами, но велось, особенно в лесных зонах, способом подсеки и сжигания леса с применением ручных почвообрабатывающих орудий.
Численно преобладающее финно-угорское население Урало-Поволжья освоило и развило воспринятое от южных соседей земледелие и скотоводство, но в то же время не оставило глубоко традиционных занятий охотой, рыболовством, бортничеством.
В самом раннем тюркоязычном государстве Урало-Поволжья – Волжской Булгарии – земледелие в степных районах было залежно-переложным, а в лесных районах – подсечным.
Земледельческие навыки издавна вырабатывались у народов Урало-Поволжья в сходных формах, подсказанных одинаковыми географическими условиями. Значительное влияние на развитие земледелия финно-угорских народов оказали булгары, а в более поздний период - русские.
В конце Х1Х – начале ХХ века земледелие было основным занятием марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей, татар, а позже, с переходом к оседлому образу жизни - у башкир. В Х1Х веке в Урало-Поволжье основной системой земледелия было трехполье. Когда пахотная земля делилась на три поля – озимое, яровое и пар. Существовали также подсечно-огневая и переложно-залежная система земледелия.
Существенным дополнением к земледелию у народов Урало-Поволжья служило
3.3. ЖИВОТНОВОДСТВО.
Народы Урало-Поволжья разводили лошадей как рабочий скот, коров для получения мясо-молочной продукции, держали также овец, свиней, довольно много птицы: кур, уток, индюков, гусей. Животноводство давало кроме того сырье для приготовления одежды, разных предметов быта, а также органическое удобрение, без которого земледелие было бы невозможным.
Первостепенное значение для крестьянина имела лошадь – единственная тяговая сила. По количеству лошадей судили о состоятельности хозяина. В крестьянском хозяйстве имелась одна, реже две коровы. Овец было не много, только в зажиточных хозяйствах их насчитывалось два-три десятка. Свиней также разводили мало. Из птиц активнее всего разводили кур. Яйца служили своеобразной меной единицей.
3.4. СКОТОВОДСТВО являлось основным занятием башкир. Оно было связано с сезонными перемещениями населения вслед за табунами лошадей и отарами овец на пастбища. Башкирские племена являлись частью огромного мира кочевников-скотоводов евразийского материка. Их жизнь была подчинена единым правилам. Смена пастбищ и мест стоянок совершалась по определенному распорядку, маршруты были выверены и закреплены за племенами, родами и родовыми подразделениями. Этого требовала, с одной стороны, система ведения хозяйства, с другой – относительная ограниченность пастбищных угодий, необходимость считаться с нормами землеиспользования и хозяйственными интересами соседей.
Эволюция хозяйства башкир характеризовалась переходом от кочевого скотоводства к полукочевым хозяйствам с более или менее длительным пребыванием в зимнее время на одном месте.
В IХ-Х веках башкирские племена еще сохраняли хозяйственные связи с прежними местами обитания в Азии, продолжая традиционные для них меридиональные маршруты кочевания за сотни верст с южного Урала в сторону Приуралья и Каспия (осенью) и обратно (весной). Когда приаральские и каспийские степи заняли племена Дешт-и-Кипчака, зимние кочевки в южные районы стали невозможными. Это вынудило башкирские племена продвинуться в более северные, преимущественно лесные районы Приуралья и углубиться в Уральские горы. Освоение малоудобных для кочевников земель продолжалось в период монгольского нашествия Золотой Орды.
Видимо задолго до присоединения Башкирии к Русскому государству круглогодичное кочевание населения со скотом прекратилось повсеместно. К середине XVI века на большой территории, охватывающей Среднее Приуралье, Прикамье, бассейн нижнего течения р.Белой и р.Быстрый Танып. Башкиры были оседлыми.
В Золотоордынский период возможности для выпаса скота у Башкир были ограничены. Башкиры были вынуждены делить приуральские (бассейн р.Демы) и южные степи с ногайцами, а зауральскую лесостепь – с населением Сибирского ханства. После отхода основной части Ногайской Орды на Северный Кавказ минские и юрматынские башкиры осели в долинах рек Ашкадар, Дема и Уршак, заняв удобные для скотоводства места. Здесь стали основываться постоянные поселения – аулы. Традиционной территорией полукочевого скотоводства оставались южные отроги Уральских гор и Оренбургские степи. О второй половине XVIII века приуральские и зауральские башкиры, имея табуны коней, отары овец и крупный рогатый скот, продолжали вести полукочевой образ жизни.
Лошади легко переносили длинные переходы и круглогодичное содержание на подножном корму. Впоследствии малоприхотливая и выносливая порода башкирских лошадей, приспособленная и к вьюку и к верховой езде, обрела широкую известность в России и Европе.
Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством, помощником кочевника во всех его делах и заботах. Лошадь давала почти все. Что было необходимо для жизни кочевника. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из кожи изготовляли утварь, колчаны, налучья, щиты, конскую сбрую, из сухожилий – тугую и крепкую тетиву боевых и охотничьих луков. Шкурой лошади или жеребенка покрывали скользящую поверхность лыж. Из конского волоса делали рыболовные или охотничьи снасти, вили веревки.
Большое значение в хозяйстве и быту башкир-полукочевников имели овцы. Баранина ценилась на равнее с кониной. Шкуры овец шли на пошив одежды, головных уборов. Овечья шерсть являлась ценным сырьем для изготовления войлоков, паласов, домашнего сукна. Из мелкого скота в небольшом количестве держали коз (преимущественно для пуха).
Коровы тоже считались важной частью стада. Поскольку обеспечивали людей молоком и молочными продуктами, однако мясо ценилось меньше чем баранина или конина.
Состав и размеры стада находились в зависимости от общественного статуса их владельца.
У всех народов Урало-Поволжья, кроме татар и башкир, существовало ОГОРОДНИЧЕСТВО. Однако в хозяйстве оно не имело существенного значения. Овощи выращивались на небольших участках возле дома. У некоторых народов (горных марийцев, чувашей, мордвы) частично было развито садоводство, сажали яблони и вишни. Большинство же народов на своих приусадебных участках вместо плодовых деревьев сажали рябину, черемуху, орешник, березу и т.д.
В традиционном обществе хозяйство было натуральным, и все необходимое производилось своими силами: жилище, инструментарий, одежда, пища. Поэтому древними занятиями всех народов были различные ПРОМЫСЛЫ и РЕМЕСЛА.
В разных местах Урало-Поволжья, особенно марийцев и удмуртов, было распространено смолокурение и углежжение. Обитание в лесной полосе, наличие подручного материала обусловили развитие деревообрабатывающих ремесел. Из дерева изготовляли домашнюю утварь, средства передвижения. Орудия сельскохозяйственного труда, мебель, сани, телеги. Широкое распространение имел рогожный и кулеткацкий промыслы. Бондарным промыслом особенно славились чуваши, их изделия сбывались не только на рынках Урало-Поволжья, но и за границей. Также было развито производство глиняной посуды ( у чувашей), кожевничество (у татар).
Среди поволжских женщин распространенными занятиями были прядение, ткачество, вышивка. К домашним промыслам относилось изготовление лаптей, которое было мужским занятием.
Имущественная дифференциация в деревне привела к развитию отходничества. Когда мужское население было вынуждено уходить на заработки в промышленные центры России - на Урал, в Донбасс, на нефтепромыслы в Баку, на строительство железных дорог и т.д. Главное место в отходничестве занимали сезонные работы.
Летом большое число крестьян спускалось по Волге в Нижнее Поволжье. Где нанималось в крупные капиталистические хозяйства убирать урожай. Так как на юге урожай созревал раньше, то средневолжские отходники успевали вернуться к началу уборки к себе домой. Широко практиковался уход на заработки с лошадьми, главным образом в зимнее время, когда лошадь не особенно требовалась в личном хозяйстве. Многие крестьяне занимались извозом. Среди поволжских народов были также крестьяне - портные, шерстобиты, пимокаты, плотники и др. они работали на заказ и обслуживали крестьян своей округи. Обычно они работали на дому у заказчика.
Одним из подсобных занятий народов Урало-Поволжья была ТОРГОВЛЯ. Она была сосредоточена преимущественно в руках татар и русских. После присоединения к России Среднее Поволжье с его традиционными Нижегородским и Казанским рынками сложилось в экономический район, который базировался как на транзитной волжской торговле, так и на вовлечении в товарный оборот местных ресурсов коренных народов. Народы, территории которых находились на одних и тех же речных путях, неизбежно втягивались в общую торговую систему.
4. Заключение
Живя в едином государственном пространстве, представители разных народов становятся все более похожими друг на друга. Жители России имеют гораздо больше общих историко-культурных ценностей и общественно-политических установок, чем различий на основе этнического и религиозного разнообразия, но это не означает, что этнический фактор утрачивает свое значение.
В последнее десятилетие роль этнического фактора не только не исчезла, но и существенно возросла. Время показывает, что несмотря на общегражданское самосознание, слияние наций не происходит.
Экономическая интеграция и культурное взаимодействие сопровождаются сохранением и развитием этносов, которые естественно, тоже изменяются.
Россия – государство многонациональное и поликультурное, поэтому этнический фактор имеет большое значение в России. И самым важным фактором успешности межнационального общения является изучение культуры других народов, с тем, чтобы сравнение чужой культуры основывалось не на эмоциях, а на знаниях.
Распространение мировой урбанистической культуры создало условия для контактов людей самых различных этнических традиций. Очень важно понимать при этом, что каждый народ вносит свой вклад в сокровищницу человечества. И важно, чтобы любое общение представителей разных народов было ориентировано на диалог и демонстрировало общность базовых ценностей человечества.
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
(АКАДЕМИЯ ВЭГУ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ ПО ЭТНОЛОГИИ НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ
ТЕМА: «ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ»
Студентка 5 курса СПО-07
Шайхлисламова Айгуль Рависовна
Проверил:_______________________
_________________________________
г.Уфа
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………………………………………. …………1
1. История хозяйства и материальной культуры............................................ 2-3
2. Понятие хозяйственно-культурных типов…………………………………4-6
3. Основные хозяйственные занятия народов Урало-Поволжья ………….7
3.1 Охота и рыболовство ………………………………………. 7
3.2 Земледелие …………………………………………………… 9
3.3. Животноводство ……………………………………………. 10
3.4. Скотоводство …………………………………………………11
4. Заключение ………………………………………………………………...…..15
Список использованной литературы:
Ф.Ф.Фатыхова. Этнология народов Урало-Поволжья. Издательство «Восточный университет». Уфа. 2006.
Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры ( в первобытном и раннеклассовом обществе). –М., 1979.
Муллагулов М.Г. Лесные промыслы башкир. – Уфа, 1992.
Семенов С.А. Происхождение земледелия. –Л., 1974.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории политология :
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ