Конспект урока для 5 класса «Внутреннее строение клетки»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

города Углича Ярославской области












Методическая разработка по природоведению для 5 класса

в соответствии с требованиями ФГОС

по теме «Внутреннее строение клетки»











Автор: Веселова Татьяна Владимировна, учитель географии

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №3

города Углича Ярославской области




















Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: практическая работа, проблемное обучение.

Цель: формирование научного мировоззрения учащихся в процессе изучения внутреннего строения клеток растений и животных через активацию мыслительной и творческой деятельности обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

  • развить и углубить знания учащихся о внутреннем строении клеток живых организмов;

  • выявить различие во внутреннем строении клеток растений и животных;

  • работать над формированием умения работать с ученическим микроскопом.

Воспитательные:

  • осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду;

  • воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности за свои поступки.

Развивающие:

  • установить внутреннее строение клеток живых организмов опытным путём;

  • развитие у учащихся мыслительной деятельности, способностей формулирования выводов, умений применять знания в нестандартных ситуациях;

  • анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи;

  • уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

  • развитие познавательного интереса к предмету.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать внутреннее строение клетки;

- рассмотреть особенности строения клеток растений и животных;

- уметь отличать клетки растений и животных.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять макеты;

- работать с информационными текстами;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Формирование умения находить отличия, составлять макет, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Формирование умения определять критерии изучения внутреннего строения клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Формирование умения работать по инструкции, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику «Естествознание. Введение в естественно – научные предметы 5 класс», микроскоп, готовы препараты для рассматривания клеток растений и животных.

Структура и содержание урока

I. Актуализация пройденного материала.

Ребята, добрый день!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Мы на предыдущих уроках уже говорили о живых клетках, о их разнообразии. Я предлагаю вам вспомнить, что вам уже известно?

Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

    1. Почему клетки называют «кирпичиками» всего живого?

    2. Давайте вспомним виды клеток. Один учащийся на магнитной доске в ряд выстраивает известные виды клеток, а ребята проверяют правильность выполнения задания. Когда учащийся закончил выполнение задания, ребята поправляют и дополняют.

    3. Кто может назвать основные виды клеток, представленные на доске?

    4. Запутанное письмо: «В центре клетки расположена крупная митохондрия, которая отвечает за передачу информации от материнской клетки к дочерним. Все пространство клетки заполнено цитоплазмой. Внутри клетки так же можно рассмотреть ядро, которое обеспечивает клетку энергией. Клетка одета снаружи клеточной оболочкой, которая ограничивает и защищает её от внешних воздействий». Прослушайте внимательно текст этого письма и найдите ошибки.

II. Мотивация

А теперь я предлагаю вам выполнить задание из электронного приложения к учебнику природоведения. (из набора органелл собрать растительную и животную клетки). Ребята делают ошибки.

Как вы думаете, почему у вас не получилось выполнить это задание?

Какой прибор поможет нам справиться с этим заданием и лучше понять внутреннее строение клеток?

Давайте подумаем, как будет звучать тема сегодняшнего урока и какая задача будет стоять перед нами. (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Внутреннее строение клеток растений и животных».

Мы уже изучили строение клетки, узнали виды клеток в живых организмах. Давайте вспомним и проверим наши знания.

III. Актуализация нового материала.

Ребята, как вы думаете, где мы можем найти информацию для решения поставленной задачи? Я предлагаю вам ознакомиться с текстом учебника на стр. 110-111 и рассмотреть рисунки.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Давайте выясним, чем отличаются клетки растений от клеток животных. (найти отличия по рисунку).

А теперь давайте поработаем в группах с микропрепаратами и поищем отличия на настоящих клетках растений и животных.

IV. Практическая работа в группах.

Для выполнения работы ребята разделены на 4 группы (деление произведено заранее). В каждой группе есть капитан. Он следит за порядком и распределяет обязанности при выполнении работы, отслеживает правильность выполнения заданий ребятами в группе.

Инструкция по выполнению работы в группе 1, 3:

      1. Настройте микроскопы.

      2. Рассмотрите строение клеток герани и инфузорию туфельку.

      3. Определить, в чём особенности строения растительной клетки.

      4. Из заготовок на листе бумаги сделать макет растительной клетки.

Инструкция по выполнению работы в группе 2, 4:

        1. Настройте микроскопы.

        2. Рассмотрите строение клеток герани и инфузорию туфельку.

        3. Определить, в чём особенности строения животной клетки.

        4. Из заготовок на листе бумаги сделать макет животной клетки.

Разместите макеты своих клеток на магнитной доске. Давайте сравним, что у вас получилось.

  • Какая группа готова рассказать о строении растительной клетки?

  • Есть ли поправки и дополнения у другой группы, изучавшей строение растительной клетки?

  • Какая группа готова рассказать о строении животной клетки?

  • Есть ли поправки и дополнения у другой группы, изучавшей строение животной клетки?

Ребята, кто из вас может сформулировать вывод нашей практической работы? Чем различаются клетки растений и животных? (варианты учащихся).

Сформулировать вывод и записать в тетрадь: Клетки растений и животных различаются по:

          1. толщине клеточной оболочки;

          2. у растительной клетки есть хлоропласты, для обеспечения питания клетки;

          3. у растительной клетки мощная пищеварительная вакуоль.

V. Закрепление

Давайте вернёмся к заданиям, которые вызвали у вас затруднения в начале урока. Кто готов выполнить эти задания? Работа с заданием из электронного приложения к учебнику природоведения. (из набора органелл собрать растительную и животную клетки).

VI. Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

VII. Подведение итогов.

Кто, по вашему мнению, сегодня лучше всего работал. Каких оценок заслуживают эти ученики? Почему? (выставление оценок в журнал).


VIII. Домашнее задание.

Учебник с. 110, подготовить рассказ о строении клеток растений и животных.

Творческое задание: из подручных материалов проявив свою выдумку и фантазию создать модель клетки.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории природоведение:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ