Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить” А. М. Горький

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА



Научно-практическая конференция



«Современный урок: теория и практика преподавания уроков естественно-математического цикла»



Использование деловой игры на уроках информатики.







Из опыта работы

учителя информатики

СШ №162 г.Минска

Мигачевой Марины Евгеньевны









Минск – 2005

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение…………………………………………………… 3

  2. Деловая игра на уроке…………………………………….. 4-6

  3. Примеры уроков…………………………………………… 7-21

    1. Деловая игра «Юный журналист»………………….. 7-11

    2. Деловая игра «Интернет: добро или зло?»………… 11-14

    3. Интегрированная деловая игра «Вирусы: компьютерные и биологические»…………………………………….. 14-19

    4. Деловая игра «Крылатые слова»……………………. 20-25

  4. Заключение…………………………………………………. 26-27



























ВВЕДЕНИЕ

Игра - путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить”

А. М. Горький


Наше время - время перемен. Сейчас миру нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В течение последних нескольких лет особое внимание обращается на создание условий, способствующих формированию творческих способностей у учащихся на уроках информатики и информационных технологий. Данные условия помогают в достижении следующих основных целей:

  • воспитание у учащихся информационной культуры, развитие познавательного интереса, осознание своей значимости в образовательном процессе;

  • овладение учащимися современными компьютерными технологиями на основе опыта творческой деятельности;

  • развитие памяти, внимания, креативности мышления учащихся, расширение их кругозора.

При творческом подходе к проблеме учащиеся, помимо известных, общепринятых эвристик, могут выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и в проблемных ситуациях с “размытыми границами”. В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании.

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие творческой деятельности, и, как следствие, увлеченности предметом. Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, творческого мышления.











ДЕЛОВАЯ ИГРА НА УРОКЕ



Для развития творческой деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Для этого необходимо:

  • Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям.

Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими - соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или будут осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.

  • Уделять внимание работе подсознания.

Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение “показаться на поверхности”; важно вовремя отметить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.

  • Воздерживаться от преждевременных оценок.

Благодаря этому учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой. Оценка же идей останавливает творческий поиск, моментально блокирует его. Поэтому оценивать работу необходимо на подходящем этапе творческой работы.

  • Показывать учащимся возможности использования аналогий.

Для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей необходимо активизировать мыслительную деятельность. Этого можно добиться многими способами.

  • Давать возможность творческой разминке.

Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, дать "разогревающие" упражнения.



  • Дисциплинировать” воображение, фантазию.

В любом случае деятельность учащихся требует контроля со стороны учителя. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель вместе с учениками помнит, что после начального этапа “созревания идей” все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.

  • Устранять внутренние препятствия для мышления.

Нужно создать такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято.

  • Расширение фонда знаний.

Объем имеющихся сведений - это база, на основе которой создаются новые идеи. Вместе с тем усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.

  • Помощь учащимся в определении смысла их творческой деятельности.

Перед учителем, как организатором, стоит задача мотивации деятельности учащихся на уроке или мероприятии, установления направления их творческой деятельности, формирования в этом развитии собственных возможностей решения творческих задач.

В основе формирования и развития творческого потенциала учеников подразумевается использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.

Одним из возможных вариантов развития творческой деятельности является использование на уроках деловых игр. Игры являются ценным средством воспитания умственной и творческой активности учащихся, активизируют психические процессы.

Этапы деловой игры могут быть схематично отображены следующим образом:



Этапы

На этапе подготовительной работы ставятся цели игры, происходит знакомство с демонстрационными вариантами презентаций (возможно использование работ учащихся предыдущих лет), определяются критерии оценки (насколько полно отражена деятельность предприятия, логика сценария презентации, качество и оформление представленных электронных документов).

На первом этапе участники самостоятельно определяют сферу деятельности своего “Предприятия”, его название, выбирают директора, бухгалтера, делопроизводителя, кадровика, художника-дизайнера… Ученики обсуждают набор документов для представления в рассказе о своем предприятии, и кто из ребят будет создавать какие из них. Каждое действующее лицо выполняет определенную ему функцию. Особую роль играет директор, который руководит созданием презентации: готовит сценарий, распределяет обязанности, ведет публичное представление предприятия с демонстрацией работ участников своей группы.

На втором этапе учащиеся приступают к выполнению своих обязанностей. Здесь используется весь спектр имеющихся в наличии прикладных программ с учетом поставленных перед персонажем целей.

Третий этап включает объединение работы сотрудников всех ведущих отделов “Предприятия” и подготовку сценария презентации.

На четвертом этапе директора рассказывают о своем предприятии и демонстрируют выполненные работы.

На заключительном этапе обсуждаются результаты игры.



ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

(7-8 класс)

Ход занятия

1. Введение. Организационный момент.

2. Рассказ об истории журналистики.

3. Игра – 30 минут:

А) 1 этап – организация корпораций.

Б) 2 этап – начало работы издательства.

В) 3 этап – создание печатного издания.

Г) 4 этап – подведение итогов.



1.Введение. Организационный момент.

Цели и задачи данного занятия:

  1. Открытие творческого потенциала учащихся.

  2. Рассказ о целях и задачах школьной газеты для привлечения учащихся 9 классов в пресс-центр школы.

Сегодня вы узнаете, кто такой журналист, в чём заключается его работа. Побываете в роли издателей и главных редакторов. Вы узнаете, с чего начинается газета, какое название для неё лучше выбрать, как она оформляется и что такое “макет”.

Кроме того эти вопросы будут решаться согласно той теме, которая идет у нас по плану изучения текстового и графического редакторов.

2. Рассказ об истории Российской журналистики.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

В Санкт-Петербурге считается, что история русской журналистики начинается с 16 декабря 1702 года, когда вышел первый номер газеты "Ведомости". За день до этого император издал указ "Ведомостям быть!". Однако до нас дошел самый ранний номер газеты - от 2 января 1703 года. Москвичи считают, что русская журналистика началась именно с этой даты. Однако в этом бесценном потрепанном раритете, величиной с половину школьной тетрадки (а какого размера современные газеты?), есть несколько ссылок на более ранние вышедшие номера. На этом основании и можно полагать, что 2 января – не первый номер, а как указано в нем, самый первый - от 16 декабря 1702 года, как и считают петербуржцы. Газета выходила нерегулярно, как Бог на душу положит. Периодичность “Ведомостей” была различной. В 1703 и 1704 гг. вышло по 39 номеров, в 1705 - 46 (это наибольшая цифра). С годами сроки выхода все более растягиваются: известно, например, лишь три номера за 1717 г. и один за 1718 г. Номер состоял из разного числа страниц — от 2 до 22, чем определялась и его цена. Формат был установлен в восьмую долю листа (примерно в половинную ширину школьной тетради), но отдельные номера печатались и в формате листа. С № 3 за 1711 г. первая полоса (страница) газеты получает гравюру, на которой изображены вид Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью и летящий Меркурий с трубой и жезлом -кадуцеем. Интервал бывал суточным, месячным и самым разным. "Ведомости" постоянно меняли свое название: "Ведомости московские", "Ведомости московского государства", "Ведомости российские", "Вести", "Реляция", "Подлинное доношение", а одно время газета выходила под таким удивительным заголовком: "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах". Впрочем, это неудивительно, ведь в XVIII веке было полно длинных названий печатных изданий.

ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Сначала газета выходила в Москве, а с 1711 года стала выпускаться в Санкт-Петербурге. Объем "Ведомостей" был регулярным – 22 страницы. Тираж газеты испытывал большие колебания – от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Данные, например, за 1708 г. показывают, что отдельные номера “Ведомостей” печатались в количестве 150, 200, 400, 700 и даже 1000 экземпляров, а в 1724 г. тираж снизился до 30 экземпляров. Известие о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2500 экземпляров и разошлось целиком, но ряд номеров не находил распространения и оставался на Печатном дворе. Газета делалась для очень состоятельных людей, и стоила от двух до восьми денег (деньга – русская монета, равная половине копейки тех времен). К примеру, наборщик получал тогда от трех до четырех денег, работая на тяжелейшей работе. Первая русская газета пропагандировала точку зрения власти. В то время "Ведомости" писали о Северной войне и культурной политике Петра. Тогда и возникли начала цензуры. Первыми журналистами были, во-первых, сам Петр, а также его чиновники. Первым редактором “Ведомостей” был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов, литературно образованный человек, писавший стихи. Он готовил материалы газеты, обрабатывал переводы из иностранной печати, которые поставляли чиновники Посольского приказа, добывал известия из других ведомств и канцелярий, следил за расположением заметок в номере и вел корректуру.

Когда “Ведомости” были переведены в Петербург, ими стал заниматься директор столичной типографии Михаил Абрамов. Яков Синявич – дьяк одного из приказов, самый известный из первых журналистов в России, "репортер". "Ведомости" стали меньше и меньше читать. Во-первых, надоела Северная война, длившаяся больше двадцати лет. Во-вторых, выходили они нерегулярно. В-третьих, стоили очень дорого. Уже после смерти Петра, в 1727 году, став совсем неинтересным, они умерли. В том же году "подхватила эстафету" другая газета – "Санкт-Петербургские ведомости", которую можно купить и сегодня. Один год она выходила на немецком языке, а с 1728 года – стала на русском. Поэтому сегодня в заголовке этой газеты значится, что выходит она не с 1727, а с 1728 года. Первый главный редактор "Санкт-Петербургских ведомостей" - немец Герхард Фридрих Миллер. Это –- первая русская регулярная газета. Выходила она два раза в неделю, по так называемым почтовым дням (два раза в неделю лошади развозили почту - заодно и газету в дома). Первый номер “Санкт-Петербургских ведомостей” за 1728 г. был отпечатан на четырех страницах в четвертую долю листа, остальные выходили в таком же формате. На первой странице под заголовком газеты помещался виньет, изображавший двуглавого орла с цепью ордена Андрея Первозванного. Ниже следовала дата издания. Содержанием номера явились известия из Гамбурга, Лондона, Вены, Берлина, Рима, Парижа и других европейских городов, а также придворная хроника - сообщения о поздравлениях государя с новым годом, о производстве в чинах и награждениях. У новой газеты было несколько источников информации:

1) Зарубежные газеты.

2) Путешествующие чиновники.

3) Вскрытие писем крупных дипломатов.

4) Слухи и сплетни.

В наши дни, пожалуй, только не вскрывают письма для получения информации в газету. А на основе пункта 4 существует не один десяток современных русских газет.

В 1728 году вместе с "Санкт-Петербургскими ведомостями" начинает выходить приложение-словарик "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания", но просуществует недолго – до 1742 года. Приложение это служило для объяснения неграмотным непонятных им слов.

Теперь в газете печатались этнографические и прочие научные статьи. “Примечания” имели самостоятельный характер, на их страницах замелькали статьи, вовсе не прикрепленные к газетным сообщениям, и они превращаются в своего рода научный дайджест, журнал, выходивший вместе с “Ведомостями” два раза в неделю. Газета стала выходить ежемесячно.

Здесь работал Ломоносов, и написал гениальную статью "Рассуждения об обязанностях журналистов", ставшую морально-этическим кодексом. Это - первая статья о том, каким должен быть журналист. Вот основные требования Ломоносова, предъявляемые журналисту:

1) Компетентный.

2) Скромный.

3) Уважающий мнения других;

4) Знающий фразу "Стыдно воровать чужие мысли".

ИТОГИ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ XVIII ВЕКА

В течение всего XVIII века в России вышло около 150-ти газет, журналов и альманахов. 1796 год – Екатерина II перед смертью подписывает указ об учреждении в России цензуры. В Москве, Петербурге, Риге и Вильно (Вильнюсе) были созданы специальные комитеты, состоявшие из трех человек: один - духовный, два светских. Они были обязаны проверять все книги и журналы, выходящие по всей России. Павел I за свои пять лет правления сделал положение русской журналистики совсем ужасным. В его правление было издано около десяти (!) законов о цензуре. 1800 год – в Россию было запрещено ввозить любые заграничные печатные издания, даже ноты. Так печально для русской журналистики закончился XVIII век. Русская журналистика возникла как газетная, а затем переросла в журнальную в одном и том же XVIII веке. Русская журналистика возникла как правительственная, позднее переросла в оппозиционную. Русская журналистика была неактуальной и неоригинальной.

Данный материал подготавливает и преподносит участник - «историк», который получает предварительное задание при подготовке к данному уроку.

3. Игра:

А) 1 этап – организация корпораций.

Задание участникам:

1) разбиться на творческие группы (обычно по 4 – 5 человек) 2-3 группы в классе. Если в классе участников больше, то остальные в качестве народа будут обсуждать и определять рейтинг издания.

2) Придумать название своей корпорации.

3) Определить должности каждого участника (директор, главный редактор, художественный редактор, корреспондент, независимый источник информации).

Выступление команд и подсчёт баллов.

Б) 2 этап – начало работы издательства.

Определить направления работы издательства: выпуск рекламной полиграфии, выпуск научной литературы, выпуск учебной литературы и т.д. Определить контингент читателей, возрастную группу, заинтересованную в вашем издании.

Выступление команд и подсчёт баллов.

В) 3 этап – создание печатного издания.

Определить тип издания (газета, журнал), количество страниц, направление, создать логотип журнала, придумать девиз издания, название, разработать рубрики. Рассказать об основных материалах.

Ведущий игры объясняет задания и даёт практические советы.

Большие журналы можно разделять на разделы и большие рубрики. Можно придумать корреспондентов ведущих какую-либо рубрику (Например Василиса Одуванчикова ведёт рубрику “Во саду ли, в огороде…”) необходимо продумать логичную схему рубрик; обращать внимание на время года и ближайшие праздники; обращать внимание на текущие мировые события; не забывать про актуальные темы; создавать рубрики, в которых читатели получают конкретные ответы на свои вопросы; оформлять фотосессии модных течений по любому направлению (спорт, моддинг, одежда и т.д.); не забывать об интервью.

Выступление команд и подсчёт баллов.

Выступление зрителей по рейтингу каждого издательства.

Г) 4 этап – подведение итогов. Суммируются баллы, по каждому пункту даются замечания коллег и ведущего. Можно начислить дополнительные баллы за хорошие и оригинальные идеи.

ПРИМЕЧАНИЕ: оформление визиток корпораций, названий, рубрик и т.п. проводится с использованием текстового и графического редакторов.






ДЕЛОВАЯ ИГРА «ИНТЕРНЕТ: ЗЛО ИЛИ ДОБРО?»

(11 класс)

Уроки информатики в области образовательной линии “информационно-коммутативные технологии” - это уроки, на которых для учащихся существует возможность проявить их творческие и интеллектуальные способности. Особый интерес учащихся вызывает изучение темы “Компьютерные сети”, в частности “Глобальная компьютерная сеть Internet”. Как правило, и учащимися, и учителем рассматриваются только положительные стороны этого глобального явления, однако, не следует забывать о ряде проблем, которые возникают в связи с повальным распространением компьютерных сетей. Об этих проблемах можно поговорить с учащимися, в случае, если остаётся свободное время (например, за счёт резервного времени).

Цель занятия: побудить учащихся взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон.

Урок планируется как заключительное занятие по теме “Компьютерные сети”.

Для проведения занятия класс заранее делится на две команды. Первая - сторонники Internet, вторая - противники (как правило, более сильные ученики). Среди каждой группы выделяются учащиеся (выборным способом) - капитаны команд. Команды могут дополнительно придумать своё название и эмблему.

Подготовка к уроку осуществляется и капитанами команд и её участниками заранее. Участники команд готовят аргументы выдвигаемых в защиту интересов своей группы и оформляют их в письменной форме. Капитаны команд готовят небольшую (2-4 минуты) вступительную речь, в которой в общем обосновывают тезисы своей позиции.

Учитель выполняет роль третейского судьи в споре сторон, который независимо и аргументировано будет принимать, либо отвергать приводимые доводы и следить за тем, чтобы одни и те же аргументы не повторялись в различной формулировке, и за тем, чтобы дискуссия была в цивилизованных рамках. Однако роль третейского судьи вполне может исполнять сильный учащийся из этого, либо другого класса.

В процессе занятия аргументы команд выносятся на доску, разделённую пополам: одна часть для кратких формулировок аргументов сторонников, вторая - противников.

Ход занятия

1. Вступительное слово третейского судьи.

2. Вступительное слово капитана команды сторонников.

3. Вступительное слово капитана команды противников.

4. Обсуждение.

5. Заключительное слово третейского судьи.



Приведём примеры вступительных и заключительных слов:

Третейский судья:

The world is changed. I fill it in the water. I fill it in the earth. I smell it in the air…” (Властелин колец. Кино-сага.)

И мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. У человечества появились фантастические возможности в области коммуникаций. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, а может быть и вообще на другом континенте, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.

Однако, далеко не всё так просто и радужно, как может показаться на первый взгляд. Глобальное распространение компьютерных сетей несёт в себе ряд проблем, о которых мы мало задумываемся, о которых следует знать.

Давайте попытаемся выявить сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки глобального распространения компьютерной сети.

Вступительное слово капитана команды сторонников:

(Капитан представляет свою команду и её эмблему (если таковая имеется)).

Проведём краткий экскурс в историю информационных революций. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном обмене. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. В середине XVI века вторая информационная революция вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило человеческое общество, культуру, организацию деятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, в результате чего появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

К чему привели эти информационные революции? Одним из факторов явилось улучшение скорости и качества общения людей. Распространение компьютерных сетей - это несомненное благо, так как это ещё одно средство общения.

Все три вышеназванные информационные революции, связанные с улучшением качества и скорости передачи информации, имели в основании прогрессивное влияние на развитие человечества, а, следовательно, положительная роль появления компьютерной сети Internet несомненна.

Вступительное слово капитана команды противников:

(Капитан представляет свою команду и её эмблему (если таковая имеется)).

Всем известно крылатое выражение: “Благими намерениями выстлана дорога в ад”. И,  на наш взгляд, оно применимо и к развитию глобальной компьютерной сети Internet. Распространение и развитие компьютерных сетей породило целый комплекс преступлений нового вида.

Internet создавался как глобальное пространство хранения информации, однако, на данный момент времени, это просто свалка информации, имеющая очень низкую степень структурированности, в которой решение проблемы поиска нужной и актуальной информации является крайне затруднительным.

Человек, участвующий в компьютерной сети, должен тратить значительное количество времени и собственных усилий на защиту от разнообразных негативных влияний, воздействующих на него извне.

Всё вышесказанное неопровержимо свидетельствует, что, несмотря на некоторые положительные моменты, Internet несёт в значительной степени отрицательную роль.











Возможные аргументы команд:

Сторонники

Противники

Общение без границ в реальном масштабе времени.

Оперативный глобальный поиск информации.

Передача файловой информации без использования внешних носителей.

Интернет-торговля и банковские операции.

Развлечения.

Возможность дистанционного образования.

Дополнительные рабочие места.

Системы оперативного социологического опроса.

Распределённые вычисления.

Подмена реального общения виртуальным.

Ухудшение креативной способности

Вред здоровью.

Загруженность телефонных сетей.

Распространение компьютерных вирусов.

Распространение нелегальной информации.

Возможность недостоверности информации.

Относительная незащищенность электронных денег.

Электронный спам.

Вторжение в личную жизнь.

Высокая стоимость услуг провайдеров.

Заключительное слово третейского судьи:

(Подведение итогов занятия и выявление победителей).

В течение занятия нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества.

Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть и относится к ней с долей разумного скептицизма.

ПРИМЕЧАНИЕ: в выступлениях команд необходимо использовать презентационные материалы. В текущем времени урока допустимо создание двух плакатов, которые будут соответствовать мнению сторон.











ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВИРУСЫ: КОМПЬЮТЕРНЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ»

(11 класс)

Цели урока:

  • развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний;

  • стимулирование творческой мыслительной деятельности;

  • показать возможности ЭВМ на уроках валеологии, применение навыков работы на компьютере.

Задачи урока: обобщать полученные знания на основе межпредметных связей.

Тип урока: деловая игра

Форма проведения: межпредметная групповая творческая работа.

Оборудование: Наглядные пособия по предмету, использование компьютерной программы Microsoft Excel, Power Point, видео и компьютерная техника, кроссворд, мозаика.

План урока

Вступительное слово учителя

Теоретическая часть урока

Проблемы происхождения биологических вирусов

Проблемы распространения биологических вирусов

Проблемы происхождения компьютерных вирусов

Способы борьбы с биологическими вирусами

Подведение итогов теоретической части

Переход к практической части

Компьютерное моделирование

Защита работы по моделированию

Подведение итогов практической работы урока

Подведение итогов урока

Ход урока

Вступительное слово учителя.

С древнейших времен люди были знакомы с заболеваниями, вызванными вирусами: корь, краснуха, грипп, гепатит… На сегодняшний день мы уже говорим о вирусах, поражающих компьютерную технику. В этих областях были проведены различные исследования, накоплен большой материал, который сегодня будет представлен на уроке.

На сегодняшний семинар съехались:

  • Ученые НИИ вирусологии им. Д. Ивановского;

  • Представители компании Microsoft;

  • Врачи-лаборанты, работающие над проблемами вирусных заболеваний;

  • Программисты из антивирусной лаборатории Касперского.

Семинар посвящен проблемам сравнения биологических и компьютерных вирусов. А так же исследованием реальных объектов, процессов и явлений с помощью компьютерного моделирования.

Первую часть нашего семинара открывают ученые-вирусологи.

  • Работа групп. Выступают ученики с подготовленным заранее материалом, применяя видеофрагменты, презентации, наглядные материалы.

  • Подведение итогов.

Учитель валеологии. Давайте подведем итоги всего вышесказанного, найдем сходство и различие компьютерных и биологических вирусов.

Сходство

Различие

  • Существует определенный набор симптомов – признаков поражения вирусом.

  • Существуют меры профилактики против вирусов.

  • Существуют методы борьбы и вирусами.

  • В отличие от организма человека, компьютер контролирует вторжение вируса.

  • В отличие от компьютерных вирусов, биологические оставляют серьезные последствия в виде осложнений.

  • В отличие от компьютерных вирусов изучение биологических длится дольше, иногда средство бывает не найдено.

Моделирование ситуации.

Учитель информатики.

Перейдем к практической части нашего семинара.

В человеческой деятельности возникает огромное количество вопросов, получить ответы на которые с помощью наблюдения и реального эксперимента просто невозможно. Поскольку такие исследования могут стоить огромных денег, представлять угрозу для жизни людей, или объект изучения может быть просто недоступен (например, если речь идет о процессах, происходящих в недрах Земли, глубинах Солнца или раскаленном слитке металла). Тогда на помощь человеку приходят модели, но только математические, а главным инструментом исследования становится компьютер. И на уроках информатики мы делаем первые шаги в освоении методов компьютерного моделирования.

Давайте вспомним, что такое модель?

Определения: Модель – это объект, который обладает существенными свойствами исходного объекта, в зависимости от цели моделирования. Модель – это объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта, существенные с точки зрения целей моделирования. Модель – это объект, отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами, и, в рамках этих целей, полностью заменяет исходный.

Что такое моделирование?

Определение: Моделирование – это процесс создания и исследования моделей, шире – это один из основных методов познания окружающего мира.

Что такое компьютерное моделирование?

Ответ: Моделирование с использованием компьютерных программ называется компьютерным моделированием.

Для компьютерного моделирования мы будем использовать Microsoft Excel.

Задачи для компьютерного моделирования.

  • В первый день заразилось гриппом 5 человек, каждый может заразить одного. Постройте модель неограниченного роста вируса грипп и распечатайте график.

  • В первый день заразилось гриппом 5 человек, каждый может заразить одного. Постройте модель ограниченного роста вируса грипп при условии, что заболеть может не более 300 человек, и распечатайте график.

  • В первый день заразилось краснухой 10 человек, каждый может заразить двоих. Постройте модель неограниченного роста вируса краснуха и распечатайте график.

  • В первый день заразилось краснухой 10 человек, каждый может заразить двоих. Постройте модель ограниченного роста вируса краснухи, при условии, что заболеть может не более 250 человек, и распечатайте график.

Данные заболевания гриппом по СШ №162 за 2004-2005 год .

Месяц

Количество заболевших

Сентябрь

11

Октябрь

13

Ноябрь

12

Декабрь

12

Январь

206

Февраль

309





Данные заболевания гриппом по СШ №162 за 2003-2004 год

Месяц

Количество заболевших

Сентябрь

13

Октябрь

15

Ноябрь

15

Декабрь

96

Январь

198

Февраль

376

Март

20

Апрель

0

Май

0

Для учащихся, которые справятся с заданием раньше, подготовлен тест.

Защита работы.

Приглашается ученик для анализа полученных результатов.

Выводы. Если действие окружающей среды сказывается только на скорости распространения, то рост вируса происходит в геометрической прогрессии. В этой модели не учтены факторы, влияющие на заболевание. Модель ограниченного роста заболевания более реальна, так как учтен хотя бы один фактор внешнего воздействия – максимальное число заболевших. Данная модель почти совпала с реальной картиной распространения вируса грипп по нашей школе.

Итоги урока.

Наш семинар подошел к концу. Сегодня мы рассмотрели вопросы происхождения, профилактики и борьбы с биологическими и компьютерными вирусами, провели сравнительный анализ и создали компьютерные модели некоторых заболеваний. Теперь вы вновь превращаетесь в учеников 11-го класса, а каждый ученик, как известно, ждет оценки за свою работу.

Учителя оглашают оценки.

Особую благодарность выражаем … за подготовку к семинару, создание демонстрационных программ и видеосюжета.



Оценочный лист.

Ф.И.

Теоретическая часть

Сравнение вирусов

Моделирование

Тест

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд для учителей, присутствующих на уроке.

 

 

 

 

 

в

и

ч

 

 

 

 

 

г

е

п

а

т

и

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

р

и

п

п

 

 

 

 

 

 

в

и

р

у

с

 

 

 

 

 

 

 

 

к

р

а

с

н

у

х

а

 

 

 

 

в

и

р

и

о

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

о

л

и

о

м

е

л

и

т

 

и

в

а

н

о

в

с

к

и

й

 

 

 

 

 

 

 

г

е

р

п

е

с

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

в

е

т

р

я

н

к

а

 

 

 

 

  1. Вирус СПИДа.

  2. В простонародье “Желтуха”

  3. Это заболевание начинается с повышения температуры, затем появляется насморк и кашель.

  4. Доклеточная форма жизни.

  5. Вспышка этой инфекции была в нашей школе в 2001-2002 учебном году.

  6. Покоящаяся форма вируса.

  7. - так выглядит вирус этого заболевания.

  8. Ученый, открывший вирусы.

  9. Чаще всего выскакивает на губах, в виде язвочек

  10. Белковая оболочка вирусной нуклеиновой кислоты.

  11. Вирус этого заболевания переносится ВЕТРОМ.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «КРЫЛАТЫЕ СЛОВА»

(7-8 класс)

Условия игры:

Мудрецы веков собрались на совет: как сохранить и донести мудрость веков до пращуров. И решил совет использовать для этого графическую и текстовую формы записи информации…

Примерные задания к тексту для команд:

  1. Набрать текст шрифтом Times New Roman, размер 14.

  2. Оформить заголовок с помощью WordArt.

  3. Вставить рисунок в соответствии с текстом.

  4. Крылатые слова написать красным цветом.

  5. Повести защиту своей работы.

Вариант 1

АЛЬФА И ОМЕГА

Альфа и омега – первая и последняя буквы греческой азбуки. Выражение в переносном смысле обозначает начало и конец какого-нибудь дела. Возникло оно из библейских сказаний и встречается поэтому во многих языках и у многих народов. Его часто употребляют в своих произведениях классики русской литературы, публицисты и критики: “Вот вам альфа и омега, начало и конец всех дел…” (Глеб Успенский). В некоторых случаях выражение альфа и омега употребляется в виде обобщающего понятия, включающегося в себя все, что только можно приписать какому-нибудь человеку или явлению:

О, друг! Ты альфа и омега
Любви возвышенной моей!
(Языков)

Вариант 2

АННИБАЛОВА КЛЯТВА

Аннибал (Ганнибал), сын карфагенского полководца Гамилькара Барки, живший в III-II вв. до н. э. Когда Ганнибалу было десять лет, он по настоянию своего отца поклялся, что всю жизнь будет бороться с римлянами, превратившими Карфаген в свою колонию. Рассказывая об этом, Полибий и другие древние историки сообщают, что Ганнибал свято выполнил данную клятву, совершив ряд замечательных походов, в том числе и знаменитый переход через Альпы и Пиренеи, принесший ему ряд блистательных побед над римлянами. С тех пор выражение аннибалова клятва стало употребляться в переносном смысле, означая непоколебимую решимость бороться с кем-либо или против чего-либо до конца жизни.



Вариант 3

АРИАДНИНА НИТЬ

По древнегреческим сказаниям, у легендарного царя острова Крита Миноса и его жены Пасифаи была дочь Ариадна, спасшая от смерти афинского героя Тезея. Желая отомстить афинянам за убийство сына Андроцея, Минос заставил их платить страшную дань: отсылать на Крит каждый год семь юношей и семь девушек, которых отдавали на растерзание Минотавру - страшному чудовищу с туловищем человека и головой быка. Юношей и девушек заключали в так называемый лабиринт - огромный дворец с бесчисленным количеством комнат и такими запутанными ходами, что выбраться из него не было никакой возможности. Узнав об этом, Тезей изъявил желание отправиться в числе юношей на остров Крит, чтобы убить Минотавра и избавить свой народ от позорной дани. Встретив Тезея, Ариадна с первого взгляда полюбила его и, чтобы избавить его от неминуемой гибели в лабиринте, дала ему клубок ниток. Уничтожив чудовище, Тезей с помощью клубка нити (нити Ариадны) благополучно выбрался из лабиринта. С тех пор выражение нить Ариадны стало употребляться в значение путеводная нить-способ выйти из трудного, запутанного положения. В этом же смысле, но несколько перефразированное (ариаднина нить), оно употребляется и в настоящем время.

Вариант 4

АРКАДСКАЯ ИДИЛЛИЯ

На поэтическом языке Аркадия - это страна изобилия и счастья. Слово берет свое начало от названия центральной гористой части Пелопоннеса, население которой в древние времена занималось земледелием и скотоводством. Это дало повод литераторам XVII-XVIII веков изображать Аркадию райским уголком, где протекает безмятежная идиллическая жизнь землевладельцев и пастухов. В наши дни (зачастую и в прошлом) слово Аркадия и выражение аркадская идиллия употребляется в ироническом смысле как синонимы беспечного, ничем не омраченного существования.

Вариант 5

ДРАКОНОВЫ ЗАКОНЫ

В переносном смысле Драконовы законы – это крайне жестокие, беспощадные меры. Выражение берет начало от имени легендарного законодателя Афинской республики – Дракона, впервые письменно сформулировавшего нормы современного ему судебного права. Законы, введенные Драконом, отличались исключительной жестокостью. Древнегреческий писатель Плутарх утверждает, что эти законы были написаны кровью. За каждую провинность, по закону Дракона, человека наказывали смертью. Смертной казнью карали убийцу и к ней же приговаривали человека, воровавшего яблоки в чужом саду .Существует предание о том ,что Дракон в ответ на вопрос , почему он приговаривает к смертной казни за большую часть преступлений , ответил: “Потому что малые преступления я считаю достойными этого наказания , а для важных не нашел большего” Любопытно, что драконовы законы распространялись и на неодушевленные предметы. Например, когда медная статья известного древнегреческого атлета Феагена упала на человека, стегавшего его бичом (в отместку за то, что Феаген при жизни причинил ему зло), дети убитого предъявили к статуе иск об убийстве, а жители Фазоса, следуя законом Дракона, сбросили ее в море.

Вариант 6

БУРИДАНОВ ОСЕЛ

Известный французский философ Жан Буридан, живший в XIV веке, в своих сочинениях отрицал существование свободы воли в человеке. В качестве одного из основных аргументов, оправдывающих эту мысль, Буридан (в беседе) привел рассказ об осле, который, находясь между двумя одинаковыми охапками сена, неминуемо погиб бы от голода, так как свобода воли не позволила бы ему (при отсутствии какого – либо мотива) предпочесть одну охапку сена другой, и он не сдвинулся бы с места. Предполагают, что этот пример был заимствован Буриданом у греческого философа Аристотеля, который в одном из своих сочинений говорит о человеке, находящемся на ровном расстоянии от еды и питья и пребывающим и абсолютном бездействии. Тем не менее закрепилось в литературном языке выражение Буриданов осел, оно употребляется для образной характеристики человека колеблющегося в выборе между двумя равноценными предметам.

Вариант 7

ГОЛУБИ МИРА

Много веков назад голубь (вернее, голубка) считался эмблемой плодородия. Ни один праздник, посвященный урожаю, не обходился без того, чтобы юноши и девушки не выпускали в воздух сотни этих воркующих птиц. В библейском мифе о всемирном потопе рассказывается о том, что голубка приносит в ковчег Ноя оливковую ветвь как добрую весть об умиротворении страшной стихии. Голубки Венеры, свившие, по преданию, гнездо в опрокинутом шлеме бога войны Марса, считались в Древнем Риме эмблемой мира.

В 1949 году в Париже и в Праге заседал первый Всемирный конгресс сторонников мира, призвавший народы к борьбе за мир во всем мире. Французский художник Пабло Пикассо в ознаменование этого исторического события создал рисунок для международной эмблемы мира, изображавший белого голубя, несущего в клюве оливковую ветвь. С тех пор на фестивалях молодежи установился прекрасный обычай пускать в небо стаи голубей, символизирующих стремление к миру и дружбе между народами.

Вариант 8

ЖЕЛТАЯ ПРЕССА

На страницах журналов и газет, в высказываниях политических и общественных деятелей часто встречается выражение желтая пресса. Причем добавочные эпитеты, которыми обычно сопровождается эта печать, имеют весьма определенный, ярко подчеркнутый смысл. Вот некоторые из них: продажная, лживая, гнусная, крикливая, скандальная, падкая на дешевую сенсацию, подлая. Но причем тут желтая окраска? А вот причем. В 1895 году одна из нью-йоркских газет “Уорлд” в погоне за дешевой сенсацией начала печатать на первой странице рисунок Ричарда Ауткоулта, изображавший маленького ребенка в желтой рубашке. Этот ребенок потешал читателей газеты забавными историями и анекдотами. Другая американская газета “Нью-Йорк джорнал”, дела которой были весьма плохи, перехватила эту инициативу и стала помещать на своих страницах такого же желтого “вундеркинда”. Из-за этого между двумя газетами разгорелся ожесточенный спор, каждая из них с пеной у рта доказывала право первенства, обрушивая на голову противника потоки журналистской брани. В 1986 редактор американского журнала “Нью-Йорк пресс” Уордмен вмешался в эту шумную дискуссию, напечатав в своем журнале статью, в которой назвал газеты, передравшиеся из-за “желтого вундеркинда”, желтой прессой. С тех пор это выражение и привилось как обозначение гнусной, лживой, продажной печати, гоняющейся за дешевой, низкопробной сенсацией.





Вариант 9

КАНУТЬ В ЛЕТУ

И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня… -

говорит один из героев романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” - Владимир Ленский накануне роковой для него дуэли. Что такое медленная Лета и каким образом она может поглотить память о человеке?

Ответить на этот вопрос можно, прочитав VI песнь знаменитой поэмы римского поэта Виргилия “Энеида”, в которой он описывает известную по древнегреческим мифам реку забвения Лету в загробном мире Аида. По преданию, души умерших пили из нее воду и, обретя вечный покой, забывали всю свою прошлую жизнь. Отсюда выражение кануть в Лету, то есть бесследно исчезнуть, быть навсегда забытым. В литературной речи это выражение применяется преимущественно в ироническом, шутливом тоне. Рассказывая о капитане Копейкине в первом томе “Мертвых душ”, Гоголь говорит, что слухи об этом герое “канули в реку забвенья, какую-нибудь этакую Лету”.

Вариант 10

КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ

Если верить поверьям и свидетельствам древних зоологов, то крокодил действительно плачет. И при том настоящими слезами. Так например, древнегреческий зоолог Элиан в одном из своих сочинений рассказывает, что крокодил чрезвычайно хитер. Подкарауливая свои жертвы, он набирает в рот воды и поливает ею крутые тропинки, по которым они спускаются к воде. И когда те, поскользнувшись, падают, крокодил подскакивает к ним и пожирает.

Рассказы о том, что крокодил, терзая свою жертву, проливает горючие слезы, послужили основанием для крылатого выражения крокодиловы слезы, то есть фальшивые, притворные, лицемерные.

Многие спрашивают, есть ли какие-либо основания, позволяющие думать, что крокодилы действительно плачут. Оказывается, такие основания есть. По утверждению современных шведских ученых Фанге и Шмидт-Нильсона, крокодилы и в самом деле плачут, но не от избытка чувств, как это утверждали древние зоологи, а от избытка солей, которые скапливаются у них в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз.

Вариант 11

ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ

Употребляется для характеристики сильного, внезапного страха, вызывающего смятение и заставляющего людей терять рассудок. Выражение возникло из древнегреческих мифов о боге лесов, полей и стад Пане, который родился с козлиными ногами, козлиными рогами и козлиной бородой. Увидав новорожденного, мать в ужасе покинула его, но отец Гермес отнес сына на Олимп и показал его богам, которые назвали его греческим словом Пан, то есть “Все” (и борода, и шерсть, и козлиные ноги, и рога). Когда Пан подрос, он стал наводить внезапный и безотчетный страх на людей. Страх этот был так силен, что, по преданию, овладевал даже войсками, которые, заслышав дикие завывания Пана, бросались в бегство (ужас и смятение Пан наводил не только своим страшным видом, но и диким оглушительным голосом). От мифологического имени Пан в дальнейшем произошло слово паника, означающее безотчетный неудержимый страх преимущественно массового характера, а также слово паникер – человек, легко поддающийся смятению и распространяющий тревожные слухи.

Вариант 12

ЯБЛОКО РАЗДОРА

Почему у всех народов любой повод к разногласию именуется яблоком раздора? Что это за яблоко и почему именно оно должно служить причиной раздора? Оказывается, у этого яблока весьма древняя и забавная история, заимствованная из греческого мифа, в котором описан такой случай. На свадьбу морской богини Фетиды и могучего царя Пелея были приглашены все боги и богини Олимпа. Не пригласили лишь злобную богиню раздора Эриду. Она, не выносившая веселия и согласия, решила поссорить гостей и бросила в толпу золотое яблоко с надписью: прекраснейшей. Между Афродитой, Афиной и Герой завязался спор. Каждая из них считала, что яблоко предназначено именно ей. Спор разрешил сын троянского царя Парис. Он присудил золотое яблоко богине красоты – Афродите. Обиженные Афина и Гера пришли в такую ярость, что восстановили все греческие народы против троянцев. Разгорелась жестокая невиданная война, в результате которой Троя прекратила свое существование. С тех пор яблоко раздора и стало “причиной” различных разногласий.

Вариант 13

МУКИ ТАНТАЛА

Тантал – мифический герой, сын Зевса, царь города Сипила, владевший несметными богатствами, возгордился и стал считать себя равным самому Зевсу. Будучи частым гостем на Олимпе, он, возвращаясь, брал с собой пищу богов (нектар и амброзию) и раздавал ее своим смертным друзьям. Пируя с ними в своем роскошном дворце, Тантал сообщал им тайные решения, принимаемые богами, оскорблял достоинство богов лживыми и бесчестными поступками. Это переполнило чашу терпения громовержца Зевса, и и он низверг его в мрачное царство Аида. Там Тантал стоял мучимый жаждой и голодом в прозрачной воде, доходившей ему до подбородка; над головой его склонялись ветви плодородных деревьев со спелыми яблоками, гранатами и гроздьями янтарного винограда. Изнуренный жаждой и голодом, Тантал наклонял голову, чтобы утолить нестерпимую жажду, но вода исчезала, и под его ногами оставалась сухая черная земля; протягивал руки за прекрасными плодами, но порыв бурного ветра сразу же уносил ветви, на которых они висели.

Но не только жажда и голод терзали Тантала. Вечный страх сжимал его сердце, так как над головой у него висела огромная скала, грозящая упасть ежеминутно и раздавить его своей тяжестью. Отсюда выражение муки тантала или танталовы муки, употребляющиеся как обозначение нестерпимых мучений, вызываемых ощущением близости желанной цели и сознанием невозможности достичь ее когда-либо.



Вариант 14

КОПЬЯ ЛОМАТЬ

Давно уже минули те времена, когда люди, защищаясь или нападая, пользовались таким оружием как копье, а мы все еще употребляем выражение копья ломать, причем делаем это совершенно серьезно, без всякой иронии. В чем кроется секрет устойчивости этих слов?

Известно, что в средние века во многих странах устраивались рыцарские турниры – состязания в конном бою, на которых закованные в латы рыцари сражались друг с другом. Выехав на широкую арену, они во весь опор мчались вперед, держа копья наперевес. Победителем считался рыцарь, выбивший противника из седла либо сломавший свое копье о его железные латы. В тех случаях, когда копья ломались у обоих противников, эти поломанные копья заменялись новыми. Бывало, что в течение одного рыцарского турнира приходилось менять несколько десятков копий. Следует предположить, что именно эта сплошная ломка копий, длившаяся не одно десятилетие, и послужило причиной того, что выражение копья ломать стало у всех народов нарицательным для обозначения яростных неутомимых споров и дискуссий. Рассказывая о таких спорах и дискуссиях, мы часто говорим: Было поломано много копий. Когда же хотим узнать причину жаркого спора, спрашиваем у спорщиков: Из-за чего, собственно говоря, вы копья ломаете?
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Деловая игра относится к активным методам обучения и является формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для определенного вида труда или какого-либо вида деятельности. Каждый участник деловой игры, благодаря совместной работе, приобретает или совершенствует навыки социального взаимодействия, работы с информационными и коммуникационными технологиями, ценностные ориентации и установки.


Выделяют следующие психолого-педагогические принципы конструирования и применения деловой игры: принцип имитационного моделирования конкретных условий, принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, принцип совместной деятельности, принцип диалогического общения, принцип двуплановости, принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности. Принципы в их совокупности и взаимосвязи составляют концепцию деловой игры.

Игровая модель побуждает участников образовательного процесса активно включаться в процесс обучения, нацеленный на овладение предметным содержанием. Игровая модель раскрепощает творческую активность участников и стимулирует процесс поиска решения.

Принцип совместной деятельности. Предполагает участие в ДИ не менее двух человек. В процессе игры участники осуществляют совместную деятельность, ставят профессионально важные цели и достигают их путем подготовки и принятия совместных решений. Каждый участник при этом вносит свой личностный вклад, представляющий его опыт и знания. Благодаря совместной деятельности этот опыт и знания передаются от одного участника к другому, обогащая тем самым каждую личность.


Принцип диалогического общения. Предполагает, что каждый участник ДИ не только может, но и должен выражать свою точку зрения по всем возникающим в ходе игры вопросам в устной или письменной форме. Принцип диалогического общения в рассматриваемой ДИ реализуется не только постановкой самой проблемы, но и наличием трех различных ролевых групп, решающих эту проблему с разных сторон (учителя, ученики).


Принцип двуплановости. Означает наличие в ДИ учебных и игровых целей, решение серьезных проблем в игровой форме.


Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности предполагает наличие в деловой игре ситуаций, содержащих противоречивые, взаимоисключающие альтернативные решения (предложения). Проблемность порождает дискуссию участников игры.


Игра дает широкие возможности для применения учащимися своих творческих способностей, развитие полемических и ораторских способностей; определяет возможность не только приобретения знаний, но и осознание их применения, постановке речи учащихся, овладении ими необходимым блоком учебной терминологии.

Практика проведения уроков информатики с использованием деловой игры способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, стимулирует познавательную активность и развивает творчество. Работа учеников во время игры предполагает создание со стороны учителя максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала, развитие воображения, фантазии, мышления. Не менее важным является то, что, участвуя в игре, даже “неудачники” могут достигнуть успеха, т.е. удачно складывается обстановка для создания ситуации успеха.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ