Концепция управления рисками во вэд 2

РЕФЕРАТ


Данная дипломная работа посвящена вопросам страхования во внешнеэкономической деятельности.

Объем работы 84 стр. Работа содержит 9 приложений. Использовано 53 литературных источника.

Страхование, Внешнеэкономическая деятельность, транспортное Страхование, страхование экспорта, Страхование инвестиций, Страхование кредитов.

Целью дипломной работы является анализ системы страхования ВЭД в Республике Беларусь и определение перспективных путей ее развития.

В работе дана характеристика рисков в ВЭД, определено значение страхования в их устранении, рассмотрены различные виды и сферы международного страхования, проведен анализ развития страхования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

Областью практического применения дипломного исследования является сфера страхования внешнеэкономической деятельности Беларуси.


Содержание



ВВЕДЕНИЕ




1. Сущность и особенности страхования ВЭД


1.1. Концепция управления рисками во ВЭД


1.2. Система страхования ВЭД




2. Организация страхования ВЭД в Республике Беларусь


2.1. Страхование грузов при международных перевозках и ответственность перевозчика


2.2. Страхование экспортных кредитов


2.3. Страхование иностранных инвестиций


2.4. Перестрахование рисков ВЭД




3. Проблемы и тенденции развития страхования ВЭД в Республике Беларусь


3.1. Состояние страхового рынка Республики Беларусь


3.2. Направления развития страхования ВЭД в Беларуси




ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Список использованных источников







ВВЕДЕНИЕ


Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг, участников международных экономических отношений. Нарастающее в последние годы количество международных торговых сделок привело к усложнению форм договоров. Вместе с тем, растет и уровень риска при совершении внешнеэкономических операций. Как показывает практика, полностью исключить риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числу наиболее распространенных относится страхование - механизм, с помощью которого происходит перераспределение рисков.

Геополитическое положение и сложившиеся международные экономические связи в силу объективных причин подводят Беларусь к европейским и мировым интеграционным процессам. Однако эффективное включение Беларуси в эти процессы в настоящее время во многом зависит от грамотности конкретных предприятий в вопросах ведения внешней торговли и международного сотрудничества. Вопросам заключения договоров между участниками международной торговли зачастую уделяется недостаточное внимание. Знание же всех нюансов страхования в этой сфере позволит вывести торговлю на более высокий уровень, уменьшить затраты времени на решение вопросов о распределении потерь при возникновении страхового случая и тем самым стимулировать дальнейшие развитие внешнеэкономической деятельности. Актуальность данных вопросов в современных условиях и обусловила выбор темы данной дипломной работы.

Целью дипломной работы является анализ системы страхования ВЭД в Республике Беларусь и определение перспективных путей ее развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть концепцию управления рисками во ВЭД, определить значение страхования в этой концепции;

  • Провести анализ системы страхования ВЭД в Республике Беларусь;

  • Определить основные проблемы и тенденции развития страхования ВЭД в Беларуси.

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются риски, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, анализируется концепция управления рисками во ВЭД, приводится обоснование необходимости развития страхования как наиболее распространенного способа снижения рисков.

Вторая глава посвящена анализу конкретных форм и видов международного страхования в транспортной, финансово-кредитной и иных сферах. Рассматривается современное развитие рынка страховых услуг в Республике Беларусь, приводится мировой опыт.

В третьей главе предметом анализа являются основные проблемы и тенденции развития страхования ВЭД в Беларуси, пути его совершенствования.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез и др.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на рассмотрение вопросов страхования во внешнеэкономической деятельности, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых Герчикова И.Н., Грищенко Н.Б., Дегтярева О.И., Качуровский Е., Ленчевский И.Ю., Скрага А., Шахов А.К. и другие.

При написании дипломной работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, средства периодической печати, посвященные данной проблеме.


1. Сущность и особенности страхования ВЭД


1.1. Концепция управления рисками во ВЭД


вырезано

  • Таможенные платежи при переработке товаров вне таможенной территории.

  • · Особенности таможенного оформления товаров, ввозимых в рамках лизинговых соглашений.

  • Оформление подакцизных товаров, ввозимых в качестве экспонатов для проведения международных выставок и для представительских целей на выставках.

  • Порядок уплаты таможенных платежей при реимпорте/реэкспорте товаров.

  • Таможенное оформление товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения.

  • Освобождение товаров, закупаемых за счет грантов и субсидий от уплаты таможенных платежей.

  • Консультирование по правовым вопросам мотивированных представлений министерств и ведомств.

  • Практика судебных и арбитражных решений по вопросам льгот и освобождения от таможенных платежей [49, c.151].


вырезано

Во-вторых, подразумевается, что имеются различные уровни или степени риска. Использование таких терминов, как возможность и непредсказуемость, демонстрирует некое количественное измерение степени этой неуверенности.

В-третьих, это понятие результата, наступившего как следствие определенных причин. Это, похоже, тесно связано с определением неопределенности результата каждой конкретной ситуации, использованным выше.

В связи с этим, основное назначение страхования - действовать как механизм передачи риска.

Страховой случай - это совершившееся событие или совокупность событий, предусмотренные договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату по возмещению ущерба страхователю или третьему лицу. Признаки и перечень страховых случаев определены в правилах страхования. При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или застрахованного - в виде страхового обеспечения.

Отметим, что страховой случай должен быть совершенно непредсказуемым для страхователя. Невозможно застраховать от события, которое обязательно произойдет, так как это исключает неопределенность потерь, и поэтому не произошло бы передачи риска. Это исключает неизбежные события, такие, как урон, причиненный техническим и моральным износом и обесцениванием. Любые повреждения и ущерб, нарочно нанесенные страхователем, также исключаются. Умышленные действия, совершенные другими людьми, не исключались бы автоматически, если только они не были бы совершенно случайными по отношению к страхователю.

Смысл страхования - в механизме передачи риска и обеспечении финансовой компенсации за убыток. Страхование не устраняет риск, но оно пытается обеспечить финансовую защиту от последствий. Если это так, то риск, который подлежит страхованию, должен приводить к убытку, стоимость которого можно определить в денежном выражении.

В случае утраты или урона, нанесенного собственности, стоимость ее легко определить. Можно определить стоимость утраченной собственности в денежном выражении и, в соответствии с условиями страхового полиса, выплатить компенсацию. Точная стоимость убытка будет известна не изначально, а лишь после наступления страхового случая. Любой материальный ущерб или кража собственности подпадают под эту категорию [43, с.37].

Таким образом, страховой ущерб - это стоимость полностью погибшего или обесцененной части поврежденного имущества по страховой оценке.

вырезано

В абсолютном большинстве случаев претензия удовлетворяется денежной выплатой страхователю на сумму, подлежащую к выплате по договору. При страховании ответственности всегда происходит выплата денежных сумм, в большинстве же случаев выплаты производятся непосредственно третьей стороне. Это избавляет страховую компанию от заботы платить страхователю, а того - от необходимости передавать выплату третьей стороне. Это также избавляет от потенциальной проблемы, связанной с возможной задержкой выплаты страхователем третьей стороне.

Страховщики также могут используют ремонт, замену и восстановление как способ возмещения убытка, однако это относиться преимущественно лишь к автомобильному страхованию.

Еще одной задачей андеррайтера является расчет размера страховой премии. Премия, уплачиваемая страхователем, представляет его взнос в общий фонд. Этот взнос должен быть справедливым и отражать уровень опасности, которую страхователь приносит в фонд. Другими словами, премия должна быть достаточной, чтобы [43, с.65]:

  • Покрыть возможные выплаты по претензиям в течение периода страхования.

  • Учитывать неоплаченные претензии.

  • Включать отчисления в резерв.

  • Покрывать операционные расходы.

  • Обеспечить прибыль.

  • Учитывать инфляцию.

Размер премии обычно получают путем перемножения ставки премии и базы исчисления. Ставка может выражаться в процентах или промилле от базы ее начисления. Ставка должна отражать опасность, связанную с конкретным страхователем, а база исчисления премии есть размер риска в денежном выражении.

Таким образом, практика показала, что внешнеэкономическая деятельность связано со многими рисками экономического, политического, социального, техногенного характера.

Опасности, которые могут угрожать имущественным интересам участника ВЭД, связаны с объективными внешними факторами, что вызывает необходимость использования целостной системы методов управления рисками во ВЭД, основное место среди которых и занимает страхование.

Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного фонда, отчисления в который для отдельного страхователя являются на порядок меньше размера ожидаемого убытка.

Страхование в международной практике используется с целью устранения негативных последствий наступления рисковой ситуации. Применяемые в настоящее время методы страхования рисков во внешнеэкономической деятельности разнообразны и постоянно совершенствуются в поисках решения этой сложной проблемы.


2. Организация страхования ВЭД
в Республике Беларусь


2.1. Страхование грузов при международных перевозках
и ответственность перевозчика


В подавляющем большинстве внешняя торговля обслуживается морским транспортом. Поэтому многие вопросы страхования внешнеторговой деятельности рассматриваются через систему договоров морского страхования.

Современное морское страхование является системой экономических отношений, связанных с созданием и использованием средств страхового фонда в денежной форме в целях возмещения ущерба oт морских опасностей и оказания финансовой помощи участникам морского предприятия от различных непредвиденных случайностей, а также иным хозяйствующим субъектам, связанным с торговым мореплаванием и использованием природных ресурсов континентального шельфа.

В основе экономических отношений по поводу морского страхования лежит страховой фонд в денежной форме, создаваемый за счет регулярных или единовременных взносов всеми его участниками. Денежные взносы участников составляют ресурсную финансовую базу страхового фонда, за счет которой производится выплата возмещения ущерба от морских опасностей и других непредвиденных случайностей. Тем самым, морское страхование приобретает характер экономического инструмента минимизации и преодоления риска природного и техногенного характера, связанного с мореплаванием и освоением природных богатств.

Объективная необходимость в морском страховании заключается в наличии страхового интереса у всех участников страхового фонда. Страховой интерес в самом широком смысле слова выражает экономическую заинтересованность физического или юридического лица в морском страховании в целях минимизации и преодоления рисков, обусловленных морскими опасностями и другими непредвиденными случайностями. В более конкретной форме страховой интерес воплощается в любой имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, - судно, строящееся судно, груз, фрахт и т. п. Благодаря морскому страхованию обеспечивается бесперебойность транспортного процесса в морском судоходстве и мореплавании.

Правовые нормы морского страхования находят свое закрепление в соответствующих договорах страхования. Договор морского страхования представляет собой гражданско-правовую сделку. Это двустороннее письменное соглашение, в силу которого страховая организация обязуется при наступлении страхового случая возместить понесенный ущерб вследствие этого события указанному в договоре страхователю или иному лицу (выгодоприобретателю), уполномоченному на ее получение, а страхователь обязуется уплачивать страховые платежи (страховые премии), назначенные страховщиком. В результате заключенного договора морского страхования между страхователем и страховщиком складываются определенные правоотношения, которые направлены на удовлетворение имеющихся страховых интересов.

вырезано

При отсутствии договора внутреннего страхования либо договора страхования "Зеленая карта", заключенного с иностранной страховой организацией и действительного на территории Республики Беларусь, с владельцем или от его имени с водителем - нерезидентом Республики Беларусь по транспортному средству, въезжающему на территорию Республики Беларусь заключается договор пограничного страхования.

Документом установленного образца, удостоверяющим заключение договора пограничного страхования, является страховой полис по установленной форме. Договор пограничного страхования заключается на основании технического паспорта без подачи письменного заявления [31].

Договор страхования "Зеленая карта" заключается с владельцем по транспортному средству, зарегистрированному в Республике Беларусь и выезжающему за ее пределы для использования в дорожном движении страны - члена системы "Зеленая карта", с уполномоченной организацией которой бюро заключило соглашение по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Заключение договоров страхования "Зеленая карта" по транспортным средствам, зарегистрированным за пределами Республики Беларусь, не допускается.

Документом установленного образца, удостоверяющим заключение договора страхования "Зеленая карта", является страховой сертификат по утвержденной форме (Приложение Д).

Договор страхования "Зеленая карта" заключается на основании технического паспорта без подачи письменного заявления.

Комплект страхового сертификата "Зеленая карта" состоит из четырех самокопирующих листов. Первый лист - оригинал Зеленой карты, второй лист - копия Зеленой карты, третий лист - копия полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории стран - членов системы "Зеленая карта" и четвертый лист - оригинал полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории стран - членов системы "Зеленая карта" [31].

Подводя итог вопросу, отметим, что в настоящее время в Беларуси международным перевозчикам предлагается следующий пакет страховых услуг [48]:

  1. обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории РБ, и выезжающих за рубеж (Зеленая карта);

  2. обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации (договор сострахования), причем, имеется возможность выписывать как краткосрочные полисы страхования, так и годовой полис;

  3. страхование ответственности перевозчиков при выполнении международных перевозок грузов на условиях Конвенции КДПГУСМР.

  4. страхование транспортных средств на условиях КАСКО.

  5. страхование от несчастных случаев и болезней во время поездки за границу.

При этом Правилами добровольного страхования гражданской ответственности перевозчика признается факт причинения вреда:

- за повреждение или утрату груза;

- за утрату груза в результате выдачи неправомочному получателю;

- за финансовые убытки;

- перед таможенными органами в связи с таможенными пошлинами и налогами;

- перед третьими лицами в случае причинения вреда перевозимым опасным грузом.

Договор страхования может быть заключен по одному из следующих вариантов:

I. декларирование каждой грузоперевозки.

II. декларирование перевозок за определенный период.

III. декларирование транспортных средств с уплатой фиксированного страхового взноса.


2.2. Страхование экспортных кредитов


Страхование международных кредитов - это разновидность имущественного страхования, направленного на уменьшение или устранение кредитного риска. Оно возникло в конце XIX - начале XX в. После первой мировой войны были созданы специальные страховые компании. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. выявил неэффективность частного страхования. Необходимость стимулирования экспорта и увеличение рисков привели к развитию государственного страхования международных кредитных операций, особенно средне- и долгосрочных экспортных кредитов.

Страхование и гарантирование международных кредитов осуществляют специальные организации (государственные или полугосударственные, а также частные).

Государственное страхование распространено на наиболее рискованные операции, что в максимальной степени освобождает частных предпринимателей от рисков (Приложение Е). Рынок кредитного страхования отличается высокой степенью монополизации.

вырезано

В аналогичной системе страхования нуждаются и все отечественные производители, осуществляющие экспортно-импортную деятельность [15, c.27].

Для улучшения ситуации в этой сфере в Беларуси проделана серьезная работа по созданию нормативно-правовой основы эффективной комплексной системы страховой защиты и методологической базы, без чего невозможно внедрить новое направление деятельности. Так, совместным постановлением Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства иностранных дел и Министерства промышленности утвержден порядок страхования экспортных контрактов (кредитов) с использованием механизма работы Фонда поддержки экспорта [32]. Кроме того, Министерством финансов были утверждены Правила страхования экспортных контрактов (кредитов).

В соответствии с Правилами страхования экспортных контрактов (кредитов) объектом страхования являются имущественные интересы белорусских экспортеров, связанные с возникновением убытков из-за нарушения зарубежными покупателями своих обязательств. Это подразумевает возмещение убытков из-за частичной или полной неоплаты импортером поставленных ему на условиях отсрочки платежа товаров в случаях временной неплатежеспособности или банкротства.

Механизм страхования экспортных кредитов основывается на ежегодном выделении в республиканском бюджете резервного фонда, предназначенного для выплаты страховых возмещений в случае недостатка собственных активов страховщика. В 2002 г. размер его составил 1,8 млрд. руб., в 2005 г. он увеличен до 22 млрд. руб. Кроме того, в законодательстве дано определение объекта страхования, указан перечень покрываемых рисков (пока только коммерческие - неплатежеспособность и банкротство контрагента), категория кредитного лимита, процент собственного участия страхователя в покрытии возможных убытков [40].

Отметим, что во всем мире страхование экспортных кредитов уже давно является одним из самых надежных способов защиты экспортера и увеличения объемов его экспорта. Широко известна деятельность страхового альянса НЕRМЕS (Германия), СОFАСЕ (Франция), ЕGАР (Чехия) и др. В Республике Беларусь аналогом этих специализированных страховых экспортно-кредитных агентств является Белэксимгарант (ассоциированный член Международного союза Страховщиков Кредитов и Инвестиций (Бернский Союз).

В соответствии с Национальной программой развития экспорта на 2000-2005 годы, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 г. №93, Белэксимгарант определен лидером в процессе создания Национальной системы страхования внешнеторговых сделок и экспортных контрактов (кредитов).

Не следует также забывать, что система страхования экспортных кредитов реализуется через добровольный вид страхования. Поэтому основная работа, которую сейчас проводит Белэксимгарант совместно с министерствами, концернами и отраслевыми объединениями, заключается в информировании национальных экспортеров о созданной в республике системе страхования экспортных кредитов.

Однако, в целом страхование экспортных контрактов (кредитов) для Республики Беларусь - все еще молодой вид страхования. Например, у чешской компании ЕGАР страхование экспортных контрактов (кредитов) приняло широкие масштабы только спустя 3 года с момента начала проведения операций по страхованию. Хотя в настоящий момент таким страхованием в Чехии охвачено только около 5% национального экспорта, однако даже и этот небольшой процент охвата данным видом страхования позволяет серьезно обеспечивать защиту чешских экспортеров на общую сумму ответственности около 2 млрд. долларов.


2.3. Страхование иностранных инвестиций


Важным видом страхования кредитно-финансовых гарантий является страхование иностранных инвестиций, актуальное и имеющее важное значение для современного этапа развития отечественной экономики. Страхование иностранных инвестиций обеспечивает защиту интересов национальных и зарубежных инвесторов при проведении финансово-кредитных операций в виде компенсации ущерба в случае невыполнения договорных обязательств, национализации, реквизиции, конфискации и т.д. [10, с.211].

В связи с этим, можно констатировать, что страховые организации занимают особое место в обеспечении инвестиционного процесса. С одной стороны, они сами способны выполнять функции институциональных инвесторов, мобилизуя значительную часть финансовых средств юридических и физических лиц и направляя их в разные виды инвестиций. С другой стороны, с помощью страхования можно обеспечить стимулирование инвестиционной активности отечественных и иностранных владельцев капитала путем осуществления страховых операций по видам страхования, гарантирующим инвесторам возврат вложенных средств, а в ряде случаев и возмещение неполученного дохода при наступлении различных неблагоприятных событий, приведших к потере всех или части вложенных сумм.

Как известно, иностранные инвестиции могут осуществляться в разных формах:

- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами Беларуси и других стран, а также приобретения долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг;

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.

К валютным операциям, связанным с движением капитала относятся:

- прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

вырезано

В итоге появился облигаторный перестраховочный договор как более популярная форма. Между страховой компанией и перестраховщиком заключается соглашение о том, что все риски, подпадающие под определенные условия отбора, будут передаваться перестраховщику.

Таковы две основные формы перестрахования. Рассматривая более детально вторую, можно выделить два типа договоров облигаторного перестрахования.

  1. Пропорциональное перестрахование

Согласно этому методу перестрахования страховая компания решает, какую долю риска она желает оставить на своей ответственности (собственном удержании), а затем передает остаток риска перестраховщикам по договору пропорционального перестрахования. Премии и убытки затем распределяются в тех же пропорциях. Существуют два подвида договоров пропорционального перестрахования:

    • Договор квотного перестрахования (по данным договорам перестраховывается фиксированная доля от каждого риска, определенного в договоре);

    • Договор перестрахования эксцедента суммы (альтернативой передаче фиксированной доли от каждого риска является определение доли риска, оставляемой на своей ответственности. Эта доля называется "собственное удержание" и определяется на основании ожидаемых финансовых убытков. В большинстве случаев прямой страховщик будет рассчитывать величину максимально возможного убытка. Этот расчет осуществляется с учетом всех опасностей, связанных с данным риском).

Страховая компания может заключить договор перестрахования с разделением риска на уровни. Уровень определяется размером собственного удержания прямого страховщика. Перестрахование будет определяться кратно этой величине, например будет десятикратным. Компания-цедент не обязана использовать все десять уровней, это полностью на ее усмотрении.

  1. Непропорциональное облигаторное перестрахование

Пропорциональное перестрахование основывается на пропорции стоимости или оценки риска. Непропорциональный тип облигаторного перестрахования основан на суммах убытков, а не на страховых суммах. Перестраховщик соглашается платить возмещение сверх оговоренной суммы, которую страховщик соглашается принять на собственное удержание. Есть два основных вида непропорциональных договоров:

    • Договор перестрахования эксцедента убытка (данный вариант договора перестрахования состоит в том, что страховщик-цедент оплачивает первую оговоренную сумму убытков);

    • Договор перестрахования эксцедента убыточности (этот последний вариант перестрахования предоставляет защиту всего страхового портфеля, а не конкретных рисков. Перестраховщик соглашается осуществить выплату, когда и если уровень убыточности по конкретному виду страхования превысит оговоренное значение. Убыточность определяется как сумма претензий, выраженная в процентах от премий. Когда этот показатель превышает определенное значение, вступают в действие перестраховщики) [43, c.131-132].

Очевидно, что для страховой компании важно знать стоимость перестрахования, поскольку эти затраты должны быть отнесены на счет страхователя. Страхователь не является стороной в договоре перестрахования, как мы уже отмечали выше, но страховая компания будет включать стоимость перестрахования в страховую премию. Способы расчета премий по перестрахованию различаются для пропорционального и непропорционального перестрахования.

Расчет премии по перестрахованию для пропорционального покрытия относительно прост. Она определяется как фиксированная доля, премии и убытки делятся в данной пропорции.

В случае непропорционального перестрахования окончательная стоимость для перестраховщика становится известна только после оплаты всех претензий, а это может занять несколько лет после наступления страхового события.

На рис. 2.1 показаны различия между сострахованием и перестрахованием.


вырезано


Рис. 2.1. Схемы сострахования и перестрахования


На схеме в каждом случае лидер или первый страховщик удерживает 40% риска - разница возникает лишь в отношениях сторон между собой.

Касаясь вопроса развития перестрахования в Беларуси, следует отметить, что Правительством Белоруссии подготовлен проект Указа Президента о создании государственной перестраховочной организации, необходимость создания которой была одобрена главой государства.

Цель создания компании - предотвращение необоснованного перевода страховой премии в зарубежные перестраховочные организации.

Запланировано выделение средств из государственного бюджета размере 20 миллионов евро для формирования уставного фонда.

Все страховщики, работающие на рынке республики, помимо перестраховочной премии, в обязательном порядке должны будут производить отчисления в пользу вновь создаваемой компании в размере 6 процентов от каждого рубля страховой премии вне зависимости от вида страхования. Максимальный размер перестраховочной комиссии, уплачиваемой государственным перестраховщиком, устанавливается на уровне 2 процента.

В 2004 году из общего объема полученной премии (390, 15 млрд.рублей) в перестрахование ( в том числе и зарубежное) страховщиками республики было передано 16,37 млрд рублей [25].

Подводя итог главе, отметим, что страхование внешнеэкономической деятельности в нашей стране только развивается. В связи с этим, отечественные страховые компании предлагают достаточно традиционный набор страховых продуктов: страхование грузов, страхование ответственности перевозчиков и т.п.

Тем не менее, необходимость стимулирования процесса создания благоприятного инвестиционного климата и поддержки национального экспорта являются двигателем развития новых видов страхования в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, на страховом рынке внедряется услуга страхования инвестиционных рисков, проделана значительная работа по обеспечению страхования экспортных рисков. Актуальность данных направлений страхования отмечена в ряде программных документов, в т.ч. в концепции Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 гг. Все это позволяет сделать вывод о перспективности развития отечественного страхования в области внешнеэкономической деятельности.


3. Проблемы и тенденции развития страхования ВЭД в Республике Беларусь


3.1. Состояние страхового рынка Республики Беларусь


На 1.07.2005 г. в республике действовало 29 страховых организаций, 6 из которых занимаются исключительно страхованием жизни, и 4-5 страховых брокеров (точных данных нет). За 2 последних года страховую деятельность прекратили 9 организаций: Агро, БелАСКО, Бояр, БелБрит, Капитал, Медполис, МТЗ-перспектива, Славнефтегаз, Челенджер [11].

В настоящее же время на страховом рынке Беларуси осталось 25 страховых организаций. Страхование жизни и дополнительной пенсии осуществляют 5 страховщиков [35].

На сегодняшний день все действующие страховые компании выполнили требование увеличить минимальный уставный фонд до 200 000 EUR, а страхующие жизнь - до 400 000 EUR.

вырезано

Большую практическую помощь Беларусь могла бы получить от специализированного подразделения Агентства - Департамента по инвестиционной политике и консультативным услугам. Он оказывает широкий спектр услуг по организации и проведению круглых столов, конференций (вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций), в разработке соответствующих государственных программ (привлечение иностранных инвестиций), а также в экспертизе проектов документов. Кроме того, осуществляет информационную поддержку за пределами страны, методическую и организационную помощь национальным агентствам по привлечению инвестиций (или другим ответственным государственным органам), в улучшении статистической отчетности, регулярно осуществляет программы повышения квалификации руководящих кадров, проводит специальные сравнительные исследования проблем привлечения иностранных инвестиций в различных регионах.

То есть заинтересованность в таком сотрудничестве проявляют прежде всего страны, имеющие скромные показатели притока иностранных капиталовложений и желающие улучшить свой инвестиционный климат. Республика Беларусь должна извлекать необходимые уроки из международного опыта и использовать предоставляющиеся возможности. Более того, активное налаживание взаимодействия с Агентством в указанной сфере даст ей возможность выйти на взаимовыгодное сотрудничество с другой не менее важной организацией - Консультативной службой по иностранным инвестициям (КСИИ; Foreign Investment Advisory Service).

Эта структура - совместный проект Агентства, МФК и МБРР. Хотя КСИИ и работает под патронажем и содействием данных организаций, она является автономной в своей практической деятельности и успешно дополняет работу Агентства и МФК.

вырезано

Во-первых, взносы, как по обязательному, так и по добровольному страхованию, должны относиться на издержки предприятий, а не выплачиваться из прибыли. Во-вторых, осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности должно происходить при условии обязательного страхования сопряженных рисков. В-третьих, необходима демонополизация рынка страхования с предоставлением права осуществлять обязательное страхование частным компаниям. В-четвертых, необходимо привлекать иностранные страховые компании на рынок Беларуси. Также важное значение имеет слаженная политика сопредельных государств в страховой области, конструктивные отношения со специализированными международными организациями и фондами. Принятие данных мер будет способствовать как развитию рынка страхования, так и финансового рынка в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Либерализация внешнеэкономической деятельности и конверсионные процессы привели к резкому увеличению количества участников экспортно-импортных операций. Однако из-за отсутствия специальных знаний по экспортному менеджменту, зарубежной юридической коммерческой практике и навыков по управлению предпринимательскими рисками, они испытывают серьезные затруднения при сотрудничестве с зарубежными партнерами и часто несут серьезные финансовые потери.

В связи с этим все более острую необходимость приобретает процесс развития страхования в сфере внешнеэкономической деятельности, обусловленный наличием разнообразных рисков, которым подвергаются участники международных экономических отношений. Отметим, что среди системы многочисленных методов управления рисками во ВЭД основное место занимает страхование.

Выделяют несколько разновидностей страхования во ВЭД.

Транспортное страхование, например, является системой экономических отношений, связанных с созданием и использованием средств страхового фонда для оказания финансовой помощи участникам перевозки грузов или пассажиров при различных непредвиденных обстоятельствах.

В международной практике морских перевозок действуют традиционные условия поставки товаров, в которых оговариваются вопросы страхования грузов, зафиксированные в международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс. Международные автомобильные перевозки регулируются международной конвенцией КДПГ (CMR).

Страхование гражданской ответственности предусматривает возмещение вреда, причиненного третьим лицам.

Страхование финансово-кредитной сферы предусматривает страхование валютных рисков (опасность валютных потерь в результате изменения курса валюты), страхование иностранных инвестиций, страхование риска неплатежа иностранного партнера, страхование рисков непогашения кредита и страхование экспортных кредитов.

Кроме того, выделяют также медицинское страхование выезжающих за рубеж; страхование технических рисков; перестрахование в сфере страхования внешнеэкономических рисков и др.

Характеризуя процесс развития страхования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, необходимо заметить, что данный вид страхования в нашей стране только развивается. В связи с этим, отечественные страховые компании предлагают достаточно традиционный набор страховых продуктов: страхование грузов, страхование ответственности перевозчиков и т.п.

Тем не менее, необходимость стимулирования процесса создания благоприятного инвестиционного климата и поддержки национального экспорта являются двигателем развития новых видов страхования в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, на страховом рынке внедряется услуга страхования инвестиционных рисков, проделана значительная работа по обеспечению страхования экспортных рисков. Актуальность данных направлений страхования отмечена в ряде программных документов, в т.ч. в концепции Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 гг. Все это позволяет сделать вывод о перспективности развития отечественного страхования в области внешнеэкономической деятельности.


Список использованных источников


  1. Адамчук Н.Г., Юлдашев Р.Т. Обзор страховых рынков ведущих стран мира. -М.: Издательство "Анкил", 2001. -120с.

  2. Александров А.А. Страхование. -М.: "Издательство ПРИОР", 1999, -192с.

  3. Александрова Т.Г., Мещерякова О.В Коммерческое страхование (справочник). -М.: Институт новой экономики, 1996. -254с.

  4. Бабина А., Новик Г. Где гарантии - там и инвестор // Банкаўскi веснiк. -2003. -№ 4. -С.8-19.

  5. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. -СПб: Питер, 2001. -256с.

  6. Белых В. С., Кривошеев И. В. Страховое право. -М.: Издательство НОРМА, 2002. -224с.

  7. Внешнеэкономическая деятельность предприятий: Учебник для вузов / Под ред. Л.Е. Стровского. -М.: ЮНИТИ, 2001. -823с.

  8. Войтович А.И. Внешнеэкономическая деятельность: Курс лекций. -Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. -223с.

  9. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -671с.

  10. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. -274с.

  11. Данильчик А. Рост есть, но хотелось бы большего (аналитический обзор страхового рынка по итогам первого полугодия 2005 г.) // Экономическая Газета. -2005. -№70 (888) от 16.09.2005

  12. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. -2-е изд. -М.: Дело, 2000. -309с.

  13. Защита интересов иностранных инвесторов в Республике Беларусь // http://www.court.by/about/conference/inostr/gerasimenko.html

  14. "Зеленая карта" для автомобиля // Советская Белоруссия. -2002. -№149 (21524).

  15. Качуровский Е., Качуровская Ю. Перспективы страхования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь // Директор. -2003. -№11. -С.27-33.

  16. Классификация рисков внешнеэкономической деятельности // http://www.pomosch.com/ved/section.php?sectionId=36

  17. Коваленко Н.Н. Правовое регулирование страхования в Республике Беларусь: Учебное пособие. -Мн.: РИВШ, 1999. -400 с.

  18. Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 321-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№90. -2/96.

  19. Ленчевский И.Ю., Зубова Н.И. Организация и регулирование международных коммерческих операций. -М.: Колос, 1998. -240с.

  20. Мазуренок О. Страхование кредитных рисков // Банкаўскі веснік. -2003. -№ 22. -C.58-61.

  21. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2000. -608с.

  22. Минфин Беларуси инициирует расширение сферы деятельности иностранных страховых компаний // http://www.afn.by/news/view.asp?newsid=69525

  23. Мурина Н.Н. Страховое дело: учеб. пособие / Мурина Н.Н., Роговская А.А. -Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2005. -245с.

  24. Новак А. Экспорт - основа укрепления экономики // Финансы, Учет, Аудит. -2002. -№1. -С.13-16.

  25. Новости Белорусского Страхового Союза http://www.biu.by/rus/news/re.html

  26. О Белорусском бюро по транспортному страхованию // www.btib.org

  27. О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. N 100 (в ред. от 09.07.2004) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -N 7. -1/144.

  28. О совершенствовании регулирования страховой деятельностью в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 20 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2000. -№ 95. -1/1659.

  29. О страховании: Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. № 2343 - XII (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1993. -№ 22. -Ст. 276.

  30. Об осуществлении страховой деятельности в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь: Постановление Советом Министров Республики Беларусь 20 июня 2002 г. N 817 (в ред. от 10.09.2004) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. -N 34. -5/10656.

  31. Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12 октября 2000 г. N 27-ОД (в ред. от 29.09.2004) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2000. -N 56. -10/44.

  32. Об утверждении Положения о порядке страхования экспортных контрактов (кредитов) с использованием механизма работы Фонда поддержки экспорта: Постановление Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства иностранных дел и Министерства промышленности от 31 января 2001 г. № 10/29/1/2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2001. -№ 187. -1/2143.

  33. Об утверждении Положения об объединении страховщиков: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 437 от 30 марта 2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2001. -№ 35. -5/5613.

  34. Об утверждении Устава Белорусского бюро по транспортному страхованию: Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1999 г. N 701 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -N 78. -1/180.

  35. Объем собранных в Беларуси страховых взносов в 2005 году вырос на 23% до BR478,9 млрд. // http://www.fpnp.org/news/news.htm?81995

  36. Основы страхования: Учебное пособие / С.К. Казанцев. -Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 1998. -101с.

  37. Пилипейко М.М. страхование для всех и для каждого. -Мн.: ЗАО «Белбизнеспресс», 1998. -138с.

  38. Рынок страхования в Беларуси: Анализ и рекомендации // Страхование в Беларуси. -2005. -№ 1. -C.15-22.

  39. Скамай Л. Г. Страхование: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2001. -160с.

  40. Скрага А. Скрага М. Экспортные кредиты: и помощь и защита // Экономическая Газета. -2005. -№64 (882) от 26.08.2005.

  41. Страхование от А до Я / Под ред. Корчевской Л.И., Турбиной К.Е. - М.: ИНФРА - М, 1996.

  42. Страхование рисков, связанных с инвестициями // http://www.pomosch.com/ved/article.php?sectionId=41&articleId=86

  43. Страхование: принципы и практика / Сост. Д. Бланд: Пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 1998. -416с.

  44. Страховое дело. Учебник / Под ред. Л.И. Рейгмана. -М.: Рост, 1992. -518с.

  45. Страховое дело: Учебное пособие / М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин и др.; Под общ. Ред. М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. -Мн.: БГЭУ, 2001. -286с.

  46. Тарасов В. Приближается депрессия // Белорусы и рынок. -2006. -№12 от 23.01.2006.

  47. Томилин В.Н. Транспортное страхование в России и странах Балтии. -М.: Анкил. 2000. -208с.

  48. Условия страхования при осуществлении международных автомобильных перевозок // http://www.bairc.org/2/news2005/20-07-2005-4.shtml

  49. Хохлов Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов. -М. ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -239с.

  50. Шахов А.К. Страхование: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2000. -431с.

  51. Шахов В.В. Страхование как самостоятельная экономическая категория // Финансы. -1995. -№ 2. -С.38-41.

  52. Шахов В.В. Страхование: Учебник для ВУЗов. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997. - 317с.

  53. Шедова Е. Правовое регулирование страхования // Юстиция Беларуси. -2001. -№ 3. -С. 37 - 39.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ