Методические рекомендации г. Арзамас 2010 г

Городской информационно - методический кабинет

департамента образования администрации г. Арзамаса












В помощь аттестующимся педагогам





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ














г. Арзамас

2010 г.




















В методических рекомендациях представлен материал, необходимый для проведения экспертизы профессиональной компетентности аттестуемых работников муниципальных образовательных учреждений г.Арзамаса. Предлагаемый материал дает представление о вариативных формах прохождения аттестации, отражает унифицированные (единые для всех экспертных комиссий) подходы к процедуре аттестации и критериальные требования.

Представленные рекомендации предназначены для проведения аттестации на первую и вторую квалификационную категорию.

Сборник предназначен для аттестуемых работников, членов экспертных комиссий, а также руководящих работников, ответственных за проведение аттестации в муниципальных образовательных учреждениях .














Процессы модернизации российского образования требуют от педагогов и руководителей непрерывного профессионального роста, который достигается в результате самообразования и повышения квалификации. Поэтому главная цель аттестации педагогических и руководящих работников – стимулирование непрерывного повышения профессионального уровня и личностного потенциала педагогического работника.

Согласно Перечню поручений Президента РФ от 01.08.2008 Пр-1572ГС Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

«Обеспечить создание системы аттестации, подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работников сферы образования, культуры и здравоохранения, использующих в своей деятельности информационные и телекоммуникационные технологии и внести в нормативные правовые акты изменения, определяющие периодичность проведения аттестации указанных служащих и работников в целях проверки навыков владения информационными и телекоммуникационными технологиями».



Аттестация педагогических кадров и руководящих работников в 2010 году проводится

в соответствии со следующими нормативными документами:


  • Закон Российской Федерации «Об образовании» - ст. 25 п.п.1,2.

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г.  № 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных  образовательных учреждений».

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 07.02.2003 г. № 03-8ин/22-03/11  «О направлении разъяснений по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1908»

  • Приказ Министерства образования Нижегородской области № 661 от 10.06.2010 г. «Об организации аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в 2010 учебном году».

  • Приказ департамента образования администрации г.Арзамаса № 427 от 03.09.2009 г. «Об организации проведения аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений города Арзамаса в 2009-2010 учебном году»

  • Сборник методических рекомендаций по аттестации педагогических и руководящих работников региональной системы образования в 2009-2010 учебном году.






Направления и вариативные формы аттестации.

Аттестация осуществляется по двум направлениям:

        • Определение профессиональной компетентности;

  • Определение результативности деятельности.


2.1. Установлены следующие вариативные формы прохождения аттестации:

По определению профессиональной компетентности (первое направление):


  • Для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на высшую квалификационную категорию:

- экзамен в форме компьютерного тестирования с представлением портфолио;

- экзамен в форме компьютерного тестирования и компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы.


  • Для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на первую (и вторую) квалификационную категорию:

- экзамен в форме компьютерного тестирования;

- защита творческой работы с обязательной компьютерной презентацией.


  • Для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, подтверждающих квалификационные категории:

- экзамен в форме компьютерного тестирования;

- компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы.


По определению результативности деятельности (второе направление):

  • - экспертиза учебных занятий (для педагогических работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений) и для учителей 1-х классов начальной школы, аттестующихся на все квалификационные категории – в соответствии с методическими письмами Минобразования РФ, исключающими систему отметочного оценивания в первом классе (« Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.1998, «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» № 2021/11-13 от 25.09.2000);

  • - экспертиза воспитательных мероприятий ;(для педагогических работников учреждений дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей ;

  • - экспертиза результатов деятельности аттестуемого за три года;

  • - мониторинг уровня достижений учащихся (в форме тестирования, контрольной работы – по общеобразовательным предметам, путем анализа документации и продуктов деятельности учащихся (воспитанников) в соответствии с требованиями реализуемых программ образования - (для учителей технологии)).


Единые требования к формам экспертизы профессиональной компетентности аттестуемых работников образования

(при аттестации на первую и вторую квалификационную категорию)


Защита творческой работы с обязательной

компьютерной презентацией

Защита творческой работы – это форма экспертизы профессиональных компетенций и аналитических способностей педагогических и руководящих работников.

Тематика творческой работы определяется аттестующимся самостоятельно, и связана с личным педагогическим опытом аттестуемого, с методической темой самообразования.

Творческая работа может быть представлена (по выбору аттестуемого) в любой из следующих форм:

  1. образовательный проект по направлению деятельности

  2. обобщение опыта по направлению деятельности

  3. авторская программа (учебная, воспитательная, дополнительного образования);

  4. отчет об экспериментальной деятельности для педагогических работников

Все представленные формы определения профессиональной компетентности оцениваются по единой шкале, исходя из 30-ти баллов;

Аттестуемый может претендовать:

  • На высшую категорию при условии, если он набрал от 24 до 30 баллов (80% и выше от максимального количества)

  • На первую категорию при условии, если набрано от 21 до 23 баллов (от 70 % до 80% )

  • На вторую категорию, если набрано от 18 до 20 баллов (от 60 % до 70%)


Требования к оформлению и представлению творческой работы

Творческие работы на первую категорию представляются в письменной форме в ГИМК не позднее, чем за месяц до защиты. Несоблюдение указанных сроков является основанием для отказа в проведении квалификационного испытания в текущем учебном году. На защите аттестуемый делает устное сообщение (не более 10 минут), обосновывая актуальность и защищая основные положения своей творческой работы, и отвечает на дополнительные вопросы экспертной комиссии.

Текст творческой работы представляется в печатном и электронном виде: размер шрифта - 12, междустрочный интервал - 1,5, все поля – 2 см. Объем работы не должен превышать 20 печатных страниц (2 п.л.) формата А4 (не включая приложения).

Творческая работа должна включать в себя:

- титульный лист;

- содержание (оглавление);

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список литературы;

- приложения, содержащие практические материалы, иллюстрирующие педагогический опыт (по необходимости).

Критерии оценки творческой работы

и методической разработки раздела образовательной программы


Критерий

Представленность

(макс. балл по критерию - 3)

1

Актуальность – ориентированность на решение наиболее значимых задач данной образовательной области.


2

Полнота – наличие в работе всех структурных частей и всех компонентов внутри каждой части.


3

Целостность – согласованность и взаимосвязь структурных частей и их компонентов.


4

Уровень теоретического осмысления проблемы, знание и использование соответствующей литературы.


5

Технологичность описания опыта.


6

Степень новизны и возможность его распространения.


7

Ясность, логичность, последовательность изложения


8

Результативности опыта и ее операциональность (измеримость, тиражируемость)


9

Грамотность оформления работы (например, правильное цитирование, соблюдение норм литературного языка, орфографическая и пунктуационная грамотность и т.п.)


10

Умение представить полученные результаты на защите.


Критерии оценивания:

  1. 0 баллов, если работа не соответствует данному критерию;

  2. 1 балл, если работа частично соответствует критерию;

  3. 2 балла, если работа в основном соответствует критерию;

  4. 3 балла, если работа полностью соответствует критерию.


Соответствие баллов заявленной категории:

1). Образовательный проект по направлению деятельности для педагогических работников

Образовательный проект представляет собой детальную разработку решения определенной проблемы, нацеленную на достижение позитивного практически значимого результата и оформленную в соответствии с требованиями:

Образовательный проект включает следующие компоненты:

1. Введение (в т.ч. обоснование выбора темы, ее актуальности; цели и задачи проекта; характеристика исходной ситуации, определившей необходимость проекта; проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление; характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования.). Во введении должно содержаться детальное описание предполагаемого результата проекта и критериев оценки его достижения.

2. Теоретическое обоснование (в т.ч. история вопроса и описание теоретических и методических оснований решения проблемы проекта).

3. Практическая часть (концепция проекта, способы и ресурсное обеспечение реализации проектной идеи:

Концепция проекта

- цель и задачи проекта;

- модельное описание проектного продукта как образа «потребного будущего»

Стратегия и тактика проектных действий

Этапы

проектирования

Проектные

мероприятия

Срок

исполнения

Промежуточный результат

Ресурсная база проекта

- кадровые ресурсы;

- информационные ресурсы;

- материально-технические ресурсы;

- программно-методические ресурсы).

4. Заключение, (Ожидаемые результаты, возможные риски и способы их преодоления. В заключении должно быть обосновано достижение практического результата, его соответствие концепции проекта. В заключении должна быть описана послепроектная ситуация, т.е. дан прогноз об использовании проектного продукта для дальнейшего развития муниципальной системы образования.

Критерии оценки презентации образовательного проекта

Критерий

Содержание требования

1. Актуальность

Необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для развития практики образования:

  • Наличие проектной проблемы

  • Аргументированность авторских идей

  • Обоснованность социальной значимости

  • Профессиональная востребованность

2. Инновационность

Новизна результатов практики образования и способов их достижения:

  • Новизна содержания, технологии и др.

  • Оригинальность идей

  • Возможность распространения и внедрения

  • Прогнозируемые социокультурные последствия

3. Реалистичность

Влияние, которое оказывают результаты проекта на учебно-воспитательный процесс, методику преподавания и обучения, организацию образовательной деятельности и т.п.

  • Прогнозируемые результаты

  • Ресурсная обеспеченность

  • Эвристический потенциал


2). Творческая работа педагога в форме описания педагогического опыта (Алгоритм описания педагогического опыта)

1. Самопрезентация носителя опыта: Ф.И.О., преподаваемые предметы, место работы, условия педагогической деятельности (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе), отражение специфики личностной и профессиональной педагогической позиции, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

2. Исторический контекст становления педагогического опыта: характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы; формулировка проблемы.

3. Теоретическое обоснование педагогического опыта:

3.1. Характеристика ведущей идеи, подходов и принципов научной школы, которой соответствует концепция педагогического опыта

3.2. Представление целей и задач педагогической деятельности автора опыта и анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям образовательной практики.

4. Технология педагогического опыта:

4.1. Представление ведущей педагогической идеи опыта – центральной, основной концептуальной мысли, выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.

4.2. Характеристика социопрактического аспекта педагогического опыта, представляющая собой обобщенные характеристики субъектов образовательной деятельности: возрастные особенности, индивидуальные способности и возможности учащихся, категории педагогов, способных к восприятию и принятию концептуальной идеи опыта, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания, характеристики возможных социальных партнеров, обеспечивающие возможность наиболее эффективной образовательной деятельности в русле заявленной концепции.

4.3. Характеристика ценностно-смысловых аспектов педагогического опыта, означающая обозначение границ ответственности педагога за смысловую составляющую своих мыслей и действий и ее соотнесенность с теми или иными ценностями, разделяемыми отдельными индивидами, группами людей (сообществами), обществом в целом.

4.4. Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта, предполагающая:

- описание содержания образования;

- описание способов организации учебно-воспитательного процесса;

- описание форм, методов и средств учебно-воспитательной работы в

соответствии с поставленными целями и задачами

- описание алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных

действий учителя.

- описание приемов стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.

4.5. Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта, связанная с представлением нормативной модели ожидаемого результата педагогической деятельности в виде уровневой структуры новообразований личности обучающегося, состоящей из определенной системы знаний и представлений, умений и навыков, способов и методов деятельности, смыслов и ценностных ориентаций, относящихся к той предметной области, которая составляет содержательную основу педагогического опыта.

5. Диссеминация педагогического опыта (механизм его внедрения, распространения и тиражирования):

5.1. Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок – внеклассная работа», лекционно-семинарская система, система внешкольной работы, организация воспитательной системы, и т. п.) и степень его новизны (конкурентные преимущества опыта по сравнению с другими новшествами, применяемыми в данной области педагогической практики)

5.2. Результативность опыта и достигнутые эффекты.

5.3. Трудоемкость опыта, риски и ограничения, отслеженные в процессе внедрения опыта.

5.4. Формы тиражирования опыта в педагогическом сообществе, адреса распространения опыта и мнение тех, кто его уже использует.

Критерии оценки презентации педагогического опыта

Критерий

Содержание требования

1. Презентативность

Умение полно и убедительно представить взаимосвязь личностной и профессиональной педагогической позиции с условиями педагогической деятельности

2. Контекстность проблемы

педагогического опыта

1. Умение выявить противоречия в собственной педагогической деятельности как источник возникновения проблемы.

2. Умение сформулировать и раскрыть проблему педагогического опыта.

3. Концептуальность

1. Связь педагогического опыта с определённой научной школой.

2. Представление целей и задач, их реалистичность и прогностичность, соответствие социальным и образовательным потребностям

4. Технологичность

1. Социопрактическая соотнесенность педагогической идеи

2. Ценностно-смысловая соотнесенность педагогической идеи

3. Полнота и оптимальность представленных способов организации, технологий, алгоритмов, приёмов

4. Наличие нормативной модели новообразований личности учащегося как ожидаемого результата

5. Транслируемость

Форма тиражирования педагогического опыта в педагогическом сообществе, включающая механизмы, условия внедрения, распространения и диссеминации.

3). Авторская программа

(учебная, воспитательная, дополнительного образования)

Авторская программа - документ, определяющий авторское видение способа структурирования содержания образования; ориентированный на реализацию цели и ценности современного образования и конкретной предметной области; основанный на авторской психолого-педагогической идее.

Сущность авторской программы состоит в поиске и разработке:

  • новых, отличных от существующей практики целей и ценностей образования, в некоторых случаях даже противоречащих традиционным среднестатистическим нормам;

  • нового содержания при сохранении его традиционных целей и ценностей;

  • новых педагогических технологий при сохранении существующих целей, ценностей и содержания; новых форм организации УВП и др.

  • новых целей, ценностей, содержания и форм, технологий и др. компонентов педагогической системы.

Критерии оценки авторских программ

Требования к программе

Представленность

от 0 до 3

Соответствие содержания программы целям общего образования и действующим образовательным стандартам


Новизна содержания программы


Полнота содержания учебного материала, включенного в программу


Уровень теоретического осмысления и анализа существующих программ по аналогичной проблематике, знание соответствующей литературы.


Практическая направленность программы


Связность или систематичность содержания учебного материала в программе


Соответствие способа развертывания содержания учебного материала в программе поставленным целям


Соответствие методов обучения поставленным целям


Контролируемость итоговых результатов реализации программы


Реалистичность и эффективность программы с точки зрения времени, отведенного на ее реализацию



Требования к оформлению и представлению авторской программы

Авторская программа на первую категорию представляются в письменной форме В ГИМК не позднее, чем за месяц до защиты. Несоблюдение указанных сроков является основанием для отказа в проведении квалификационного испытания в текущем учебном году.

Текст авторской программы представляется в печатном и электронном виде: размер шрифта - 12, междустрочный интервал - 1,5, все поля – 2 см.

Авторская программа должна включать в себя:

- титульный лист;

- содержание;

- пояснительную записку (в пояснительной записке раскрывается актуальность и специфика авторской программы, формулируются цели и задачи программы, обозначаются предмет излагаемого курса и обеспечение его литературой, определение принципов по отбору содержания и его структурированию, формирование логики изложения содержания и ее научную аргументированность, отмечаются новизна и значимость программы, формы и методы организации работы, требования к результатам освоения программы, границы применения, средства контроля и диагностики, а также параметры оценок);

- структуру и содержание программы (данный раздел в краткой (тезисной) форме раскрывает содержание каждой темы в строгом соответствии с логикой учебного плана, указывается отводимое на ее изучение время);

- примерное тематическое планирование, которое предусматривает не только определение количества часов на изучение каждой темы и тематики учебных занятий, но и информацию о формах проведения занятий;

- анализ результатов реализации (апробации) программы;

- список основной и дополнительной литературы;

- образцы контрольно-измерительных материалов;

- приложения, содержащие методические рекомендации и практические материалы по работе с программой (дидактическое обеспечение реализации программы).


4). Отчет об экспериментальной деятельности учителя в рамках экспериментальной площадки ГОУ ДПО АГПИ (НИРО)


Экспериментальная работа учителя – это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Она предполагает опытное моделирование педагогического явления и условия его протекания, активное воздействие исследователя на педагогическое явление, измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия.

Аттестуемый в процессе отчета об экспериментальной деятельности представляет обоснованную научную гипотезу, аргументированный выбор вида экспериментальной работы, этапы эксперимента, документально зафиксированный результат экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации.




Требования к оформлению и представлению отчета

Отчет на высшую категорию представляется в письменной форме в ГИМК не позднее, чем за месяц до защиты. Несоблюдение указанных сроков является основанием для отказа в проведении квалификационного испытания в текущем учебном году.

Текст отчета представляется в печатном и электронном виде: размер шрифта - 12, междустрочный интервал - 1,5, все поля – 2 см. Объем отчета не должен превышать 20 печатных страниц (2 п.л.) формата А4 (не включая приложения).

Отчет об экспериментальной работе содержит:

  1. Титульный лист (наименование учреждения, тема эксперимента, учитель-экспериментатор, год)

  2. Содержание (оглавление)

  3. Введение

    • исходные позиции (обоснование выбора темы и её актуальность)

    • цель исследования, гипотеза, основные задачи

    • основные методы исследования

  4. Основная часть работы

    • основные аргументированные результаты исследования

    • основные выводы и предложения

    • теоретическая и практическая значимость исследования, новизна

    • внедрение результатов исследования в практику (тиражирование и распространение)

  5. Заключение (выводы и практические рекомендации)

  6. Обязательные приложения (вспомогательный материал)

  • сертификат экспериментальной площадки ГОУ ДПО АГПИ (НИРО)

  • таблицы вспомогательных цифровых данных

  • описание средств, используемых при проведении эксперимента, измерений, испытаний

  • примеры инструкций, анкет, тестов, контрольных работ, руководств, разработанных и применённых в исследовательской (экспериментальной) работе

  • таблицы, графики, иллюстрации

Критерии оценки отчета об экспериментальной работе


Требования к программе

Представленность

от 0 до 3

1

Актуальность темы


2

Объем и глубина методологических знаний


3

Аргументированность плана эксперимента


4

Аргументированность выбранных критериев и методов для оценки результатов экспериментальной работы


5

Анализ побочных процессов, сопровождающих экспериментальную работу


6

Понимание проблем, которые еще предстоит решить


7

Грамотность оформления работы (например, правильное цитирование, соблюдение норм литературного языка, орфографическая и пунктуационная грамотность и т.п.)


8

Умение представить полученные результаты на защите.


9

Аргументированный анализ итоговых результатов эксперимента


10

Ясность, логичность, последовательность изложения







Что такое методическая разработка и требования,

предъявляемые к ней.

( при аттестации на первую и вторую квалификационные категории)


Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к теме учебной программы, преподаванию раздела программы в целом.

Прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

  2. Определить цель методической разработки.

  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

  4. Составить план и определить структуру методической разработки.

  5. Определить направления предстоящей работы.


Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей:

  • определение форм и методов изучения содержания темы (раздела);

  • раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы (раздела) учебной программы;

  • описание видов деятельности педагога и учащихся при изучении той или иной темы (раздела) учебной программы;

  • описание методики использования современных технических и информационных средств обучения при изучении той или иной темы (раздела) учебной программы;

  • осуществление связи теории с практикой на уроках при изучении той или иной темы (раздела) учебной программы;

  • использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках при изучении той или иной темы (раздела) учебной программы и др.


Требования, предъявляемые к методической разработке:


1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

5. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

6. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

7. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

8. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

9. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).


Структура методической разработки


Общая структура:

1. Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.


Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал этот раздел и каково его значение для конкретной категории обучающихся).


Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • характеристика раздела;

  • планирование изучения раздела;

  • рекомендации по организации и методике изучения.


В характеристике раздела указываются:

· Образовательные цели и задачи;

· Планирование и количество часов, отводимое на изучение раздела;

· Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

· Место и роль раздела в курсе;

· Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

· Дается дидактический анализ содержания материала;

· Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

· Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.


В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.


Общие требования к оформлению методической разработки.


Общий объем методической разработки представляется в печатном и электронном виде и должен составлять не менее: размер шрифта - 12, междустрочный интервал - 1,5, все поля – 2 см. Объем отчета не должен превышать 20 печатных страниц (2 п.л.) формата А4 (не включая приложения).

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Количество слайдов для презентации - не более 15.





Критерии оценки творческой работы

и методической разработки раздела образовательной программы


Критерий

Представленность

(макс. балл по критерию - 3)

1

Актуальность – ориентированность на решение наиболее значимых задач данной образовательной области.


2

Полнота – наличие в работе всех структурных частей и всех компонентов внутри каждой части.


3

Целостность – согласованность и взаимосвязь структурных частей и их компонентов.


4

Уровень теоретического осмысления проблемы, знание и использование соответствующей литературы.


5

Технологичность описания опыта.


6

Степень новизны и возможность его распространения.


7

Ясность, логичность, последовательность изложения


8

Результативности опыта и ее операциональность (измеримость, тиражируемость)


9

Грамотность оформления работы (например, правильное цитирование, соблюдение норм литературного языка, орфографическая и пунктуационная грамотность и т.п.)


10

Умение представить полученные результаты на защите.



Экспертиза итогов освоения

обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования за последние 3 года

I. Экспертиза освоения обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования осуществляется на основе оценки качества ЗУН учащихся по предмету, проведения контроля над выполнением учебного плана и программ, состоянием
«педагогической мастерской» аттестующегося учителя и реализацией его творческого потенциала в течение трех лет.

  1. Проведение данной формы экспертизы предполагает представление деятельности учителя администрацией школы, которое утверждается на педагогическим совете школы. Представление деятельности учителя на высшую категорию согласуется с руководителем органа управления образованием. В случаях, если администрация школы и районного органа образования не дают соответствующего представления, учитель имеет право выбрать альтернативную форму оценки продуктивности его профессионально-педагогической деятельности.

  2. Представление деятельности аттестующегося учителя должно быть достаточно развернутым, аргументированным, полным, включающим обоснованные цифры и факты его педагогической деятельности за три года.

  3. Содержание структуры представления деятельности учителя включает следующие компоненты.


  1. Общие данные об учителе: Ф.И. О., предмет преподавания в школе, педагогический стаж, наличие категории до прохождения аттестации, имеющиеся поощрения и награды и др.

  2. Качество выполнения учебных планов и программ, которое определяется на основе анализа классных журналов, программ и другой документации в классах разных параллелей и различного уровня подготовленности. Для анализа берется два класса из разных параллелей по выбору учителя.

  3. Качество ЗУН учащихся. Основными методами выявления уровня сформированности ЗУН являются результаты:

  • контрольных работ, контрольных срезов или тестирования (выборочный анализ одной работы за каждый год в любом классе) в рамках внутришкольного контроля;

  • зачетов и экзаменов (выборочный анализ результатов одного экзамена за год в любом классе)

  • участие в олимпиадах и НОУ разного уровня и наличие призовых мест и дипломов НОУ;

  • участие учащихся в конференциях, соревнованиях, конкурсах и других мероприятиях, организуемых предметными методическими объединениями школы и района;

  • результаты посещенных уроков. Оценка показателей дается на основе протоколов уроков в классах различного уровня подготовленности и выявления умения учителя реализовать принципы разноуровневого подхода к обучению в этих классах.

4. Состояние педагогической мастерской учителя-предметника:

  • наличие УМК (программ, учебников, методической литературы, карт, атласов, таблиц, наглядных и технических средств обучения и др.) по предмету и возможности его пополнения и обновления;

  • состояние и пополнение раздаточного и дидактического материала к уроку в течение трех лет.

5. Обобщение и распространение педагогического опыта учителя;

  • выступления на педагогическом совете школы, методических объединениях различного уровня;

  • участие в педагогических чтениях, семинарах и конференциях с представлением своего опыта;

  • тема самообразования и повышение квалификации.

По каждому компоненту представления дается оценка этих показателей и выявляется положительная тенденция развития содержательного и методического аспектов деятельности учителя в течение трех лет.

V. В результате анализа всех направлений деятельности учителя дается экспертное заключение в виде рекомендации о том, что учитель может претендовать на присвоение заявленной категории.

VI. Экспертное заключение по итогам аттестации учителя подается в соответствующую экспертную комиссию.

Экспертиза результатов деятельности аттестуемого

за последние 3 года

Требования к учителям и преподавателям общеобразовательных дисциплин, претендующих на высшую, первую и вторую квалификационные категории

показатели

оценки в баллах

1


1

2

3

4

5

результаты методической подготовки учителя

1

Степень достижения цели обучения



1.1. Цели не ставятся на уроках и вызывают трудности у учителя при их формулировке, цели урока не достигаются

1






1.2 Цели обучения ставятся на отдельных уроках, но не всегда достигаются


2





12.3. Цели обучения ставятся учителем и достигаются на отдельных уроках



3




1.4.Цели ставятся на каждых уроках, однако обучающиеся не привлекаются к постановке личных целей и подведению итогов урока . Тем не менее цели уроков, поставленные учителем регулярно достигаются




4



1.5.Цели обучения формулируются на каждом уроке, учащиеся привлекаются к постановке личных целей и подведению итогов урока по достижению личных и коллективных целей





5

2

Оптимальность использования методов, средств и организационных форм обучения


2.1.Уроки проводятся однообразно; при раскрытии тем используются в основном пересказ материала учебника

1

2

3




2.2. Кроме традиционных, используются средства, организационные формы и методы, активизирующие деятельность учащихся




4



2.3. Налицо оптимальное сочетание средств обучения, организационных форм и методов обучения, в том числе и авторских





5

3

Использование новых современных информационных , технологий, наглядности и технических средств обучения


3.1.Эпизодическое

1






3.2. Частое, но не эффективное


2





3.3 Систематическое , в полном объеме, но недостаточно эффективное



3




3.4Систематическуое, в полном объеме, и достаточно эффективное




4



3.5. Творческое





5

4

Типология уроков


4.1. Нет системы в выборе типов уроков, наблюдается единообразие типов

1

2





4.2.Эпизодически практикуются разные типы уроков



3




4.3.Тип урока определяется поставленной целью




4



4.4.Применяются типы уроков, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся и обеспечивающие высокое качество обучения





5

5

Нормы оценки знаний учащихся


5.1.Не знает норм оценки знаний, умений и навыков, оценивает интуитивно

1






5.2. Знает нормы оценок знаний, но оценивает интуитивно


2





5.3.Использует только поурочный и четвертной контроль



3




5.4.Оцениваетт знания учащихся в соответствии с установленными нормами, но не обучает учащихся навыкам самоконтроля и самооценки




4



5.5.Использует все виды контроля, знает нормы оценок и формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки





5

6

Соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственного стандарта общего среднего образования


6.1. Частично соответствует

1

2

3




6.2.В основном соответствует




4



6.3.Соответстввует всем параметрам





5

7

Качество знаний учащихся по предмету


7.1. до 30%

1

2





7.2. от 30 до 40%



3




7.3 от 40 до 50%




4



7.4. выше 50%





5

8

Результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах и других творческих (спортивных) мероприятиях за три последних года







8.1. Обучающиеся нигде не принимали участия

1






8.2. Обучающиеся участвовали в районных (городских) ,зональных мероприятиях


2





8.3. Обучающиеся стали призерами районных (городских) ,зональных мероприятий



3




8.4. Обучающиеся участвовали в мероприятиях областного и федерального уровней




4



8.5. Обучающиеся стали призерами областных и федеральных мероприятий





5

9

Уровень использования воспитательного потенциала предмета


9.1 В процессе обучения учитель лишь частично реализует воспитательный потенциал изучаемого предмета

1

2

3




9.2. В процессе обучения учитель достаточно широко реализует воспитательный потенциал изучаемого предмета




4



9.3.Учителем достигается гармоничное единство между приобретением знаний учащимися и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу





5

10

Наличие системы внеклассной работы


10.1.Система внеклассной работы отсутствует, внеклассные мероприятия проводятся эпизодически

1

2

3




10.2.Систкема внеклассной работы разработана, однако уровень ее реализации удовлетворительный, вовлеченность учащихся недостаточно высокая




4



10.3. Функционирует эффективная система внеклассной работы, вовлеченность учащихся высокая





5


итого



% от максимально возможных баллов


Максимальная оценка результативности деятельности педагогического работника составляет 50 баллов. На высшую категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее-40 баллов, т.е. не менее 80% от максимального числа баллов.

На первую категорию - набравший не менее 35 баллов, т.е. не менее 70%

На вторую категорию- набравший не менее 30 баллов, т.е. не менее 60% от максимального числа баллов.

Экспертиза результатов деятельности за 3 последних года

социальных педагогов, старших вожатых, классных воспитателей и воспитателей ГПД

показатели

оценка(в баллах)

1

Документация, предусмотренная должностными обязанностями







1.1.Необходимя документация отсутствует

1






1.2.Документация есть, но не полностью представлена


2





1.3Необходимая документация есть, но она лишь частично соответствует предъявляемым требованиям.



3




1.4.Документация в основном соответствует предъявляемым требованиям




4



1.5. 4.Документация есть, и она полностью соответствует предъявляемым требованиям





5

2

Планирование деятельности с воспитанниками







2.1.План не соответствует предъявляемым требованиям

1






2.2.План частично соответствует предъявляемым требованиям


2





2.3.В основном соответствует предъявляемым требованиям



3




2.4.Полностью соответствует требованиям, разработан своевременно




4



2.5. План скоординирован с общим планом работы ОУ, отражает систему работы; подход к планированию творческий, план разработан своевременно





5

3

Система деятельности







3.1 Система отсутствует

1






3.2.Есть попытки выстроить систему деятельности


2





3.3. Система выстроена исходя из целей и задач, но результативность невысокая



3




3.4.Система развивается, повышается ее результативность




4



535.Функционирующая система имеет высокую результативность





5

4

Анализ деятельности







4.1Не владеет анализом

1






4.2.Частично владеет анализом отдельных мероприятий


2





4.3 Владеет анализом отдельных мероприятий, анализировать деятельность в целом затрудняется



3




4.4Владеет анализом деятельности




4



4.5.Критически осмысливает результаты анализа, вычленяет проблемы, намечает пути их решения





5

5

Диагностика







5.1.Не владеет методами диагностики

1






5.2. Владеет отдельными методами


2





5.23Использует систему методов



3




5.4.Иногда использует результаты диагностирования в воспитательном процессе




4



5.5. Аналитическое отношение к результатам диагностирования в воспитательном процессе





5

6

Отношение к делам педагогического коллектива







6.1Занимает пассивную позицию

1






6.2.Активен, но только по просьбе администрации школы


2





6.3.Выполняет не только поручения администрации, откликается на просьбы коллег



3




6.4.Творчески подходит к порученным делам




4



6.5Инициативен, вносит конструктивные предложения по повышению результативности воспитательного процесса





5

Максимальная сумма баллов по всем показателям – 30.

  • На высшую категорию может претендовать аттестуемый, чьи показатели по второму направлению составили не менее 80% от максимального числа баллов.

  • На первую категорию может претендовать аттестуемый, чьи показатели не менее 70% от максимального числа баллов.

  • На вторую категорию может претендовать аттестуемый, чьи показатели не менее 60% от максимального числа баллов.


Показатели и критерии оценки результатов деятельности за последние 3 года педагогов-психологов

Показатели

Оценка (в баллах)

1

2

3

4

5

1

Организационно-методическая работа педагога-психолога:

  • Не принимает участия в педагогических совещаниях, семинарах, не планируют методическую работу

  • Эпизодически участвует в педагогических советах и других формах работы ОУ

  • Активно и систематически участвует в педагогической деятельности ОУ. Имеет четкое представление о целях методической деятельности, планирует свою методическую работу. Диагностику и контроль педагогического процесса проводит эпизодически.

  • Принимает участие в конференциях, семинарах, проводимых вышестоящими структурами образования. Планирует самообразование, учитывая потребности ОУ.

  • Творчески подходит к своей методической деятельности в ОУ. Предлагает интересные формы методической работы. Принимает активное участие в системе контроля и коррекции образовательного процесса. Участвует в городских, районных, областных семинарах, методических объединениях практических психологов.


*



*





*








*










*

2

Формы и методы работы:

  • Затрудняется в выборе форм и методов.

  • Использует однообразные формы и готовые методические рекомендации.

  • Использует разнообразные формы, но предпочитает готовые методические рекомендации.

  • Подбирает формы и методы в зависимости от особенностей детского коллектива в целом и отдельных детей, взрослых, а также содержания работы.


*


*



*




*






*

3

Новые технологии развития и изучения личности:

  • Не знает новых технологий

  • Осведомлен о новых технологиях, но не владеет ими.

  • Владеет традиционными технологиями и частично использует новые.

  • Использует традиционные и новые технологии. Их соотношение не всегда оптимально.

  • Оптимально сочетает традиционные и новые технологии, что обусловливает результативность деятельности психолога.


*



*




*





*






*

4

Включенность детей в деятельность на занятиях с психологом:

  • Детям не интересно то, что предлагает специалист: они занимаются своими делами или присутствуют, не включаясь в деятельность.

  • Обучающиеся проявляют интерес к занятиям, выполняют предложенные условия и задания.

  • Обучающиеся активно включены в занятия. Наблюдается позитивно окрашенное общение с психологом.

  • Занятия с психологом вызывают позитивные эмоции. Обучающиеся демонстрируют желание общаться с психологом.

  • Обучающиеся активно и творчески участвуют в занятиях и других мероприятиях, организуемых психологом. Наблюдается практически полная включенность в деятельность на занятих. Обучающиеся стремятся к общению с психологом и друг с другом.


*




*






*







*









*

5

Основные направления деятельности педагога-психолога: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса:


  • Работа выстроена хаотично, нет четких направлений.

  • Работа ведется по 1-2 направлениям.

  • Работа ведется по всем направлениям, но между ними нет взаимосвязи.

  • Работа проводится по всем направлениям с четко определенными целями и задачами, но взаимосвязь между направлениями слабо выражена.

  • Работа проводится по всем направлениям, взаимосвязанным между собой общими целями и задачами.




*





*






*







*









*

6

Документация педагога-психолога; перспективный и текущий планы; психологические заключения; карты развития; коррекционные карты (при проведении коррекционной работы с детьми); протоколы обследований, консультаций; журнал учета групповых форм работы; журнал учета консультаций; программы развивающих и коррекционных занятий:


  • Необходимая документация представлена не в полном объеме.

  • Документация представлена в полном объеме с частичным соответствием предъявляемым требованиям к оформлению обязательных документов.

  • Документация представлена в полном объеме, оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями. Психолог испытывает сложности с оформлением аналитической документации.

  • Представлена вся необходимая документация, оформленная в соответствии с требованиями; документация ведется регулярно, но формально, не отражает качество проводимой работы.

  • Документация соответствует требованиям, творческий подход к ее ведению; отражает качественные изменения, достижения в работе. По представленной документации можно составить представление о системе работы педагога-психолога.





*






*








*










*














*

Максимальное количество баллов:

30 баллов

  • не менее 18 баллов (60%) – вторая квалификационная категория;

  • не менее 21 балла (70%) – первая квалификационная категория;

  • не менее 24 баллов (80%) – высшая квалификационная категория.















Мониторинг уровня достижений учащихся (воспитанников) путем анализа отчетной документации и методических материалов педагога-психолога

Показатели оценки отчетной документации

ПОКАЗАТЕЛИ

Представленность

(макс. балл по критерию - 3)

1

Планы работы и отчеты педагога-психолога за отчетный (межаттестационный) период, включая текущий год.


2

Методические разработки и другая печатная продукция (развивающие и коррекционные программы и др.)


3

Протоколы, детские работы и другие материалы исследований, отражающие результативность деятельности педагога-психолога.


4.

Аналитические материалы в рамках реализации методических разработок, развивающих и коррекционных программ, подтверждающие причинно-следственную связь с результатами психолого-педагогического воздействия на обучающихся.


Материалы, демонстрирующие:

5

Владение методами научно-исследовательской, экспериментальной работы и умение обобщать полученные результаты в виде докладов и публикаций (предоставляется список публикаций).


6

Руководство и участие в работе структурных подразделений психологической службы образования.


7

Выполнение поручений и заказов администрации районных, городских, областных отделов образования в разработке научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.


8

Участие в разработке авторских программ развития образовательных учреждений.


9

Участие в подготовке специалистов образовательных учреждений к аттестационным испытаниям.


10

Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления или отдельных образовательных учреждений.


Критерии оценивания показателей:

0 баллов – показатель не представлен;

1 балл – минимальная представленность показателя;

2 балла – показатель в основном представлен;

3 балла - максимальная представленность показателя.

Максимальное количество баллов – 30.

Соответствие баллов заявленной квалификационной категории:

  • не менее 18 баллов (60%) – вторая квалификационная категория;

  • не менее 21 балла (70%) – первая квалификационная категория;

  • не менее 24 баллов (80%) – высшая квалификационная














Приложение 1.

Образец оформления титульного листа


Департамент образования администрации г.Арзамаса












ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА


«_______________________________________________________»


(Обобщение педагогического опыта)













Работу выполнил(а):

Учитель математики

(полное наименование учреждения)

Фамилия Имя Отчество




























Арзамас

2010



Приложение 2.

Образец оформления оглавления


СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………….…..3

Глава I. Название ………………………………….…………………………6

1.1. Название …………………………………………………………..6

1.2. Название ……………………………………………………………

Глава II. Название ……………………………………………………………

2.1. Название ……………………………………………………………

2.2. Название ……………………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………………….

Список литературы ……………………………………………………………

Приложения ……………………………………………………………………….






























Приложение 3.

Образец оформления списка литературы

ЛИТЕРАТУРА (в алфавитном порядке)


  1. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1996. - №6.

  2. Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях // Школьные технологии. - 2000. - №2,3.

  3. Захарова Е.Н. Примерное планирование курсов истории и обществознания для 10-11 классов. - М.: «Школа-Пресс», 2000.

  4. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  5. Культура парламентской речи. – М.: Наука, 1994.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ