Методические рекомендации по организации и проведению научно-педагогической и


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П. ОГАРЕВА»



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

МАГИСТРАНТОВ





Направление: 080507-68 Менеджмент












Саранск

2007




УДК 378.146(073):658


Составители: Н.Д. Гуськова, Л.В. Марабаева, Г.Б. Подкопалова










Методические рекомендации по организации и проведению научно-педагогической и научно-исследовательской практики магистрантов/Сост.: Н.Д. Гуськова, Л.В. Марабаева, Г.Б. Подкопалова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 18 с.



Методические рекомендации включают организационные и методические положения о прохождении научно-педагогической и научно-исследовательской практик магистрантов, рекомендации по составлению и защите итоговых отчетов о результатах прохождения практики, а также критерии оценки результатов прохождения практики при выставлении дифференцированного зачета.

Предназначено для магистрантов экономического факультета направления 080507-68 «Менеджмент-68» дневной и заочной форм обучения.




Печатается по решению научно-методического совета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.















СОДЕРЖАНИЕ


Введение.......................................................................................................................4

Раздел 1. Научно-педагогическая практика……………………………………..…5

1.1. Содержание научно-педагогической практики............................................5

1.2. Организация научно-педагогической практики...........................................6

1.3. Формы отчетности о результатах научно-педагогической практики…....7

Раздел 2. Научно-исследовательская практика……………………………………9

2.1. Содержание научно-исследовательской практики......................................9

2.2. Организация научно-исследовательской практики...................................10

2.3. Формы отчетности о результатах научно-исследовательской практики.11

Приложения…………………………………………………………………………14





























ВВЕДЕНИЕ


В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования магистр должен быть подготовлен к научно-педагогической работе в качестве преподавателя для государственных и негосударственных высших учебных заведений.

Содержание подготовки научно-педагогических кадров через магистратуру должно соответствовать требованиям, предъявляемым к преподавателю вуза. При этом научно-педагогическая и научно-исследовательская практики, включаемые в магистерскую образовательную программу, должны обеспечить получение профессиональных знаний и навыков студентов в области преподавательской деятельности, создать условия для приобретения собственного опыта, а также формирования профессионального мышления и мировоззрения, соответствующего современным требованиям высшей школы.

Продолжительность научно-педагогической практики составляет 5 недель. Научно-исследовательская практика делится на два этапа продолжительностью 5 недель и 4 недели соответственно.

Научная часть практики должна быть связана с темой магистерской диссертации и предусматривает сбор и систематизацию необходимой литературы, нормативных, информационных и методических материалов. Кроме того, магистрант участвует в сборе и систематизации литературы и других материалов по учебным дисциплинам профильной кафедры.

Педагогическая часть предусматривает участие магистранта в учебном процессе в форме подготовки и проведения семинарских или практических занятий в присутствии научного руководителя.

Научно-педагогическая практика предполагает ознакомление с научной литературой по дисциплинам, включенным в магистерскую программу, содержанием и особенностями образовательной деятельности в МГУ им. Н.П. Огарева, ознакомление с опытом преподавания дисциплин, включенных в магистерскую программу, на экономическом факультете университета и приобретение начального педагогического опыта под руководством научного руководителя. Содержание и формы отчетности по результатам научно-педагогической практики согласовываются с учетом мнения магистранта.

Научно–исследовательская практика может быть связана как с разработкой теоретического направления исследования, проводимого в соответствии с темой магистерской диссертации, так и с изучением практических аспектов работы предприятий и организаций, составляющих информационную базу магистерской диссертации.

Научно-педагогическая и научно-исследовательская практики магистра проводятся под непосредственным руководством научного руководителя магистерской программы и научного руководителя, который определяет их конкретное содержание и формы с учетом мнения магистранта.

Индивидуальная программа прохождения практики согласовывается научным руководителем магистерской программы и научным руководителем магистранта, с учетом мнения магистранта и заведующего выпускающей кафедрой.

РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА


1.1. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


Основная цель научно-педагогической практики - подготовка магистров к выполнению функций преподавателя-ассистента при проведении практических занятий, семинаров на экономическом факультете; создание условий для достижения профессиональной компетентности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки магистра наук.


Задачи научно-педагогической практики:

  • системное творческое применение теоретических знаний по экономическим и управленческим дисциплинам, полученных в процессе обучения в бакалавриате;

  • закрепление практических навыков анализа экономических задач и принятия управленческих решений;

  • проверка степени готовности к самостоятельной педагогической деятельности;

  • получение навыков самоанализа в процессе подготовки и проведения учебных занятий с целью формирования профессиональной научно-педагогической компетенции и обеспечения качества подготовки студентов.


Основные принципы проведения научно-педагогической практики:

  • соответствие содержания практики учебному плану подготовки магистров;

  • развитие творческого подхода и повышение степени самостоятельности магистрантов при выполнении программы практики;

  • соответствие цели, задач и содержания практики уровню подготовки магистрантов первого года обучения;

  • участие магистрантов во всех видах профессиональной учебной деятельности преподавателей, осуществляющих руководство научно-педагогической практикой (разработка плана, содержание практических и семинарских занятий и их проведение, подбор специальной учебной и научной литературы, подготовка методических материалов для проведения занятий и т.п.).

Педагогическая практика включает:

  • посещение и обсуждение лекций и практических занятий преподавателей кафедры;

  • проведение магистрантами практических занятий в закрепленной за ними академической группе по согласованию с преподавателем учебной дисциплины;

  • посещение занятий, проводимых другими магистрантами и участие в их совместном обсуждении;

  • участие в проверке самостоятельных, контрольных и курсовых работ выполняемых студентами, составлении планов проведения семинарских занятий и т.п.;

  • составление отчета о результатах научно-педагогической практики, включающего их письменный анализ и самооценку результатов.

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


Научно-педагогическая практика проводится на базе кафедры менеджмента экономического факультета. На организационном собрании руководитель практики знакомит магистрантов с целями, задачами и требованиями к проведению научно-педагогической практики.

В целях обеспечения эффективного руководства научно-педагогической практикой приказом по университету назначаются ее руководители.

Практиканты могут быть распределены по группам и закреплены за преподавателями, ведущими занятия по основным дисциплинам кафедры, для подготовки к проведению семинарских и практических занятий, а также соответствующих методических разработок.

На организационном собрании проводится обсуждение плана проведения научно-педагогической практики и требований, предъявляемых к магистрантам в процессе ее реализации.

По согласованию с руководителями практики магистранты составляют календарный план участия в проведении учебных занятий, уточняют их темы, структуру и содержание.

Магистранты самостоятельно изучают научную и учебно-методическую литературу, знакомятся с техническим оснащением аудиторий, составляют индивидуальный план проведения практики.

График прохождения магистрантами научно-педагогической практики должен быть согласован с заведующим кафедрой и доведен до сведения преподавателей.


Обязанности руководителя практики:

  • обеспечение организации, планирования и контроля за ходом практики;

  • организация и проведение установочного и итогового собрания;

  • утверждение индивидуальных планов работы магистрантов;

  • консультирование, оказание помощи в подготовке к занятиям;

  • посещение занятий магистрантов, участие в их обсуждении;

  • проверка отчётной документации магистрантов о прохождении научно-педагогической практики;

  • итоговая аттестация магистрантов по результатам прохождения научно-педагогической практики.

  • представление сведений об итогах практики на кафедру менеджмента.


Ожидаемые результаты практики.

После завершения научно-педагогической практики магистрант должен приобрести:

- навыки установления взаимоотношений с учебной группой, умение обеспечить и поддерживать дисциплину во время проведения учебных занятий;

- умение планировать учебно-методическую работу: составлять индивидуальный план проведения и конспект занятия, осуществляя подготовку методического обеспечения и т.п.;

- знания теоретического и практического материала по экономике и менеджменту, содержания основной учебной и методической литературы;

- опыт проведения учебных занятий и оценки их результатов;

- знания материально-технических возможностей проведения учебных занятий с использованием вычислительной техники, другого оборудования и умение пользоваться соответствующими техническими средствами;

- практические навыки подготовки самостоятельного проведения учебных занятий (умение работать с группой на занятии; стилистика и содержательность речи; творческий подход к использованию практической информации и активных средств обучения; умение мотивировать студентов к изучению конкретных вопросов в соответствии с программой учебной дисциплины и т.п.).


1.3. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ О РЕЗУЛЬТАТАХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Текущая аттестация качества знаний, умений и навыков приобретаемых магистрантами в процессе научно-педагогической практики:


Руководители научно-педагогической практики оценивают текущую работу магистрантов на основе представляемых планов-конспектов проведения занятий; результатов посещения подготовленных магистрантом занятий, а также отзывов преподавателя учебной дисциплины, в рамках которой оно проводилось.


Итоговая аттестация качества знаний и умений, приобретаемых магистрантами в процессе научно-педагогической практики.

Формы отчётности по научно-педагогической практике магистров:

- индивидуальный план практики;

- характеристика кадрового потенциала и материально-технической базы профильной кафедры, методического обеспечения учебного процесса;

- характеристика документов планирования учебного процесса;

- планы проведения учебных занятий и их методическое обеспечение;

- картотека литературных источников;

- разработанные тесты, задачи, упражнения или ситуации по учебному разделу дисциплины;

- отчет о взаимопосещениях занятий магистрантами;

- самооценка результатов научно-педагогической практики;

- письменный итоговый отчёт о результатах научно-педагогической практики, структурированный в соответствии с приведенными выше пунктами.  Итоговая аттестация магистранта по результатам научно-педагогической практики осуществляется в форме дифференцированного зачета. Оценка учитывает качество представленных отчетных материалов и отзывы руководителя практики.

При выставлении дифференцированного зачета учитывается:

  • оценка, выставленная магистранту за проведенные практические занятия;

  • оценка уровня профессиональной подготовки;

  • результаты работы в библиотечном фонде университета;

  • анализ представленного отчета о прохождении практики.

Итоги практики подводятся на заключительном собрании или индивидуально.

«Отлично» ставится магистранту, который выполнил весь намеченный объем работы в срок и на высоком уровне в соответствии с программой практики, проявил самостоятельность, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал владение теоретическими знаниями и практическими навыками.

Оценка «хорошо» ставиться магистранту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу, однако допустил незначительные просчёты методического характера при общем хорошем уровне профессиональной подготовки.

Оценка «удовлетворительно» ставиться магистранту при частичном выполнении намеченной на период практики программы, если магистрант допускал просчёты или ошибки методического характера.

Критерии оценки проведения учебных занятий, подготовленных магистрантами в соответствии с задачами научно-педагогической практики.

Занятие оценивается на «отлично» за:

  • свободное владение материалом и правильный выбор методики проведения занятия (постановка целей, задач, выбор формы занятия, наличие связи теории с практикой, развитие положительной мотивации обучения);

  • владение магистрантом активными методами и современными технологиями обучения, знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;

  • умение магистрантов организовывать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу студентов с использованием современных информационных и образовательных технологий;

Оценка «хорошо» ставиться магистранту, допустившему незначительные просчёты методического характера.

Оценка «удовлетворительно» ставиться за занятие, если его цели реализованы не полностью, допущены некоторые методические ошибки при организации самостоятельной работы студентов.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется при слабой теоретической и методической подготовке магистранта и неумении организовывать работу студентов на занятиях.


РАЗДЕЛ 2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА


2.1. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ


Основная цель научно-исследовательской практики – развитие навыков проведения научного исследования; сбора, систематизации и анализа теоретической и практической информации, структуризации и определения приоритетов исследовательской деятельности.


Задачи научно-исследовательской практики:

  • оценка способностей объективного выбора и обоснования актуальности и значимости темы научного исследования;

  • получение навыков системной работы со специальной научной литературой и анализа информационных источников с учетом возможного недостатка необходимых сведений;

  • освоение общих и специальных методов и инструментов проведения научного исследования;

  • приобретение опыта аргументации собственных выводов и предложений, сделанных в процессе исследования, и участия в их критическом обсуждении.


Основные принципы проведения научно-исследовательской практики:

  • соответствие содержания практики учебному плану подготовки магистров;

  • развитие творческого подхода и повышение степени самостоятельности магистрантов при выполнении программы практики;

  • соответствие цели, задач и содержания практики уровню подготовки магистрантов первого года обучения;

  • участие магистрантов в различных видах исследовательской деятельности в соответствии с темой магистерской диссертации.

Научно-исследовательская практика включает:

  • посещение базового предприятия/организации и определение источников нормативной и аналитической информации о его состоянии и динамике развития;

  • сбор первичных данных о базовом предприятии/организации методами наблюдения, интервью, анкетирования, системного анализа и др.;

  • применение общих и специальных методов проведения научного исследования для обработки и систематизации полученной информации в соответствии с прикладными задачами магистерской диссертации;

  • участие в решении конкретных практических задач или выполнении отдельных управленческих заданий для принимающего предприятия/организации по согласованию с его руководством;

  • составление отчета о результатах научно-исследовательской практики и его защита.

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ


Согласно графика учебного процесса научно-исследовательская практика проводится в конце второго - в начале третьего семестров в течение 5 недель, а также на завершающем этапе обучения - перед защитой магистерской диссертации – в течение 4 недель.

Задание на прохождение практики базируется на знании дисциплин, изученных студентами–магистрантами в 1–2 семестрах первого года обучения, и ориентировано на развитие умений и навыков проведения научного исследования.

Выбор предприятия/организации для прохождения научно-исследовательской практики осуществляется самим магистрантом и подтверждается письменным согласием руководителя предприятия/организации, представляемым на выпускающую кафедру не позднее, чем за неделю до начала ее прохождения.

В случае возникновения затруднений с самостоятельным выбором базы практики выпускающая кафедра помогает студентам подобрать базовое предприятие/организацию для ее прохождения, предоставляя имеющиеся контакты с компаниями и организациями, заинтересованными в практикантах или подключая к проектам и научным исследованиям, выполняемым НИИ экономики экономического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

Участие в реальных исследовательских проектах, как научной, так и прикладной направленности является одним из важных элементов магистерской подготовки по направлению «Менеджмент» в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева.

По результатам научно-исследовательской практики составляется письменный отчет о результатах ее прохождения. Отчет представляется не позднее, чем через неделю после ее окончания.

Отчет защищается студентом в ходе личного собеседования с научным руководителем практики.


Обязанности руководителя практики:

  • обеспечение организации, планирования и контроля за ходом практики;

  • организация и проведение установочного и итогового собрания;

  • утверждение индивидуальных планов работы магистрантов;

  • консультирование, оказание помощи в работе с аналитической информацией;

  • помощь в выборе методов и инструментов проведения научного исследования;

  • проверка аналитических материалов и отчётов магистрантов о прохождении научно-педагогической практики;

  • итоговая аттестация магистрантов по результатам прохождения научно-педагогической практики.

  • представление сведений об итогах практики на кафедру менеджмента.


Ожидаемые результаты практики.

После завершения научно-исследовательской практики магистрант должен приобрести:

- навыки обоснования выбора целей, структуризации и проведения научного исследования;

- умение планировать исследовательскую деятельность: составлять ее план, выбирать методы, формировать систему критериев оценки результатов, обосновывать полученные выводы и предложения и т.п.;

- навыки работы с различными информационными источниками: научной литературой, публикациями в специальных периодических изданиях, нормативно-правовыми актами, формами текущей и статистической отчетности предприятий/организаций;

- теоретическую, методическую и практическую подготовку к проведению системного научного исследования в соответствии с темой магистерской диссертации;

- опыт проведения самостоятельного исследования на основе использования аналитической информации, полученной на конкретном предприятии/организации;

- знание методов и инструментов проведения научного исследования с использованием специальных программных продуктов и умение пользоваться соответствующими техническими средствами;

- практические навыки подготовки самостоятельного проведения научного исследования (умение логично структурировать исследовательский процесс, работать с информационными источниками и сотрудниками организации – носителями информации, использовать адекватные методы систематизации и обработки данных, аргументировать собственную точку зрения на содержание и возможности решения конкретных научно-практических вопросов, делать обоснованные выводы и предложения т.п.).


2.3. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ О РЕЗУЛЬТАТАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ.

Текущая аттестация качества знаний и умений, приобретаемых магистрантами в процессе научно-исследовательской практики:


Руководители научно-исследовательской практики оценивают ее прохождение магистрантами на основе представляемых аналитических материалов, а также отзывов руководителей и сотрудников базового предприятия/организации.

Итоговая аттестация качества знаний и умений, приобретаемых магистрантами в процессе научно-исследовательской практики.

Формы отчётности по научно-исследовательской практике магистров:

- индивидуальный план практики;

- характеристика принимающего предприятия/организации, его системы управления, производственно-технической базы, кадрового, информационного и др. обеспечения деятельности, а также основных проблем, требующих проведения системного исследования;

- характеристика системы регламентов предприятия и основных форм отчетности в области научных интересов практиканта;

- план проведения научного исследования в соответствии с темой магистерской диссертации;

- систематизированный перечень литературных источников для выполнения исследования;

- обоснование методов и инструментов исследования, применяемых на различных его этапах;

- самооценка результатов научно-исследовательской практики;

- отзыв представителя принимающего предприятия/организации и результатах прохождения практики и ее полезности для практиканта и предприятия в целом;

-  письменный итоговый отчёт о результатах научно-педагогической практики, структурированный в соответствии с приведенными выше пунктами.

Итоговая аттестация магистранта по результатам научно-исследовательской практики осуществляется в форме дифференцированного зачета. Оценка учитывает качество представленных отчетных материалов и отзывы руководителя практики.

При выставлении дифференцированного зачета учитывается:

  • качество представленных аналитических материалов, характеризующих базовое предприятие/организацию;

  • точность и логика формирования плана проведения научного исследования в соответствии с темой магистерской диссертации;

  • полнота представления списка необходимых литературных и информационных источников с учетом их новизны;

  • содержание представленного итогового отчета о прохождении практики.

Итоги практики подводятся на заключительном собрании или индивидуально.

«Отлично» ставится магистранту, который выполнил весь намеченный объем работы в срок и на высоком уровне в соответствии с программой практики, проявил самостоятельность, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал владение теоретическими знаниями и практическими навыками проведения аналитического исследования, умение работать с формами отчетности предприятия и системно оценивать представленную в них информацию, а также умение делать выводы и аргументировать собственную позицию.

Оценка «хорошо» ставится магистранту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу, однако допустил незначительные просчёты методического характера при общем хорошем уровне профессиональной подготовки, недостаточно полно представил аналитические материалы по теме исследования, но сформулировал предложения по решению выявленных в процессе практики проблем, составляющих сферу его научных интересов в соответствии с темой магистерской диссертации.

Оценка «удовлетворительно» ставиться магистранту при частичном выполнении намеченной на период практики программы, если он допустил просчёты или ошибки методического характера, а представленный им информационный материал не позволяет в полной мере сформировать аналитическую базу магистерской диссертации и требует соответствующей дополнительной обработки и систематизации.





















































ПРИЛОЖЕНИЯ





























Приложение 1

НАПРАВЛЕНИЕ

на прохождение научно-педагогической практики


Магистрант___________________________________________________

направляется на кафедру ____________________________________________

для прохождения научно-педагогической практики в рамках теоретической дисциплины «____________________________________________».

Преподаватель-консультант

(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, телефон)


Срок практики (5 недель): с «___»______200__г. по «___» ______200__г.


Задание на практику (определяется в соответствии с целями практики и по согласованию с руководителем практики):

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Подготовка отчета


Срок предоставления магистрантом (кой) отчета по практике:

до «___» _________________200__г.


Руководитель практики:______________________________________

Магистрант:_________________________________________________


Дата выдачи направления: «___» ______________200__г.




Приложение 2

Отзыв

преподавателя – консультанта

о результатах подготовки и проведения учебных занятий по дисциплине «____________________________________________»

магистрантом _______________________________


    1. Обоснование выбора темы проведения учебного занятия: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Характеристика учебно-методического материала, подготовленного практикантом для проведения учебных занятий ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Оценка результатов проведения учебных занятий практикантом___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Общая оценка способностей и подготовленности практиканта к научно-педагогической деятельности__________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________



Преподаватель-консультант_________________________________________

«____» _______________200__г.


Приложение 3


ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»


Экономический факультет


Кафедра менеджмента





Отчет

о научно-педагогической (научно-исследовательской) практике

магистранта _______________ курса

__________________________________________________________





Направление 080507-68 Менеджмент







Место практики_______________________________________________


Руководитель практики ________________________________________

Преподаватель-консультант ____________________________________












Саранск __________



Приложение 4






ДНЕВНИК

прохождения научно-педагогической (научно-исследовательской)

практики

магистранта ________ курса

_______________________________________________________________



Место прохождения практики: _____________________________________


Руководитель практики (от предприятия, организации): ___________________________________________________________________



дата

Раздел тематического плана практики

Краткое описание выполненной работы

Подпись руководителя соответствующего подразделения предприятия






























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ