Методические указания по использованию рейтинговой системы учета и оценки успеваемости студентов по дисциплине

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА



ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ








Кафедра гуманитарных, социально-экономических,

общих математических и естественно-научных дисциплин







Методические указания

по использованию рейтинговой системы

учета и оценки успеваемости студентов

по дисциплине

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»







Составитель: канд. соц. наук,

доцент ДОВЕЙКО А.Б.









Воронеж 2007Методические указания

по использованию рейтинговой системы учета и оценки

успеваемости студентов по дисциплине

«Конфликтология»


Основной целью использования рейтинговой системы учета и оценки успеваемости студентов по изучению дисциплины «Конфликтология» является объективная оценка результатов всех форм текущей работы студентов по усвоению понятийного аппарата, фактического материала, формально-логических законов, а также освоения ими практических навыков.

Одним из определяющих параметров рейтинговой системы является поэтапный учет и оценка знаний, умений и навыков студентов.


Для реализации указанных целей по учебной дисциплине «Конфликтология» вводятся следующие рубежные формы контроля:

  • контрольная работа;

  • текущий рейтинг;

  • зачет.


Оценка указанных видов работы студентов происходит следующим образом:

  • контрольная работа – 15 баллов (проходной балл – 9);

  • текущий рейтинг – 10 баллов (проходной балл - 6);

  • итоговый контроль (зачет) – 25 баллов (проходной балл - 13);

  • общее количество баллов – 50 баллов (проходной балл – 28).


Контрольная работа выполняется в виде домашнего задания и сдается на проверку преподавателю. В процессе их выполнения студенты должны проработать соответствующие разделы учебной литературы, обратиться к материалам лекций и семинарских занятий.

На титульном листе указывается тема контрольной работы, Ф.И.О. студента, курс и номер группы. Страницы должны быть пронумерованы. Предложенные планы не являются строго обязательными при написании контрольной работы, тема может быть раскрыта и по самостоятельно написанному плану.


Текущий контроль представляет собой совокупную оценку отношения студента к учебе в течение семестра, где учитывается посещаемость лекций и семинарских занятий, своевременность представления работ, оценка подготовки и выступлений на семинарских занятиях.

Итоговый контроль – зачет – является частью оценки работы студента и оценка его результатов, выраженная в баллах, также является частью фактического рейтинга, набранного студентом при освоении дисциплины.

Процедура зачета предполагает устный ответ студента на вопрос. Перечень вопросов доводится до студентов заранее.

Тематика и примерные планы контрольных работ


Тема 1. Становление конфликтологии как науки.

  1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.

  2. Развитие отечественной конфликтологии.

  3. Современные проблемы развития конфликтологии.

Тема 2. Теоретико-методологические основы конфликтологии.

  1. Объект и предмет науки.

  2. Цели и задачи конфликтологии.

  3. Методология и методы исследования.


Тема 3. Характеристика конфликта как феномена общественной жизни.

    1. Сущность конфликта и его структура.

    2. Источники и причины конфликта.

    3. Функции конфликта.

    4. Классификация конфликтов.


Тема 4. Динамика социального конфликта.

  1. Этапы конфликта.

  2. Конфликтная ситуация и инцидент.

  3. Конфликт в развитии.

  4. Завершение конфликта и его последствия.



Тема 5. Технологии управления конфликтами.

  1. Понятие управления конфликтами.

  2. Содержание и механизмы управления.

  3. Роль руководителя в управлении конфликтами.


Тема 6. Основы диагностики и предупреждения конфликтов.

  1. Особенности и условия прогнозирования и профилактики конфликтов.

  2. Технологии предупреждения конфликтов.

  3. Методы диагностики конфликта.


Тема 7. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

  1. Общая характеристика переговоров.

  2. Стратегии ведения переговоров.

  3. Динамика переговоров.

  4. Посредничество в переговорном процессе.



Тема 8. Поведение личности в конфликте.

  1. Стратегии и стили поведения личности в конфликте.

  2. Факторы формирования конфликтной личности.

  3. Типы конфликтных личностей.


Тема 9. Внутриличностный конфликт

  1. Внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь.

  2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.

  3. Условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов.

  4. Способы разрешения и последствия внутриличностных конфликтов.


Тема 10. Межличностные конфликты.

  1. Понятие, причины и сфера прояфления межличностных конфликтов.

  2. Управление межличностными конфликтами.

  3. Спосбы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.


Тема 11. Групповые конфликты.

  1. Понятие, причины возникновения групповых конфликтов и их классификация.

  2. Конфликт «личность – группа».

  3. Межгрупповые конфликты и причины их возникновения.

  4. Последствия и функции групповых конфликтов.



Тема 12. Конфликты в организации.

  1. Понятие, структура и функции современной организации.

  2. Причины и классификация конфликтов в организации.

  3. Методы профилактики, разрешения и управления конфликтами в организации.



Тема 13. Конфликты в семье.

  1. Понятие семейных конфликтов и их особенности.

  2. Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов.

  3. Конфликты во взаимодействии родителей и детей.

  4. Основные способы предупреждения и разрешения семейных конфликтов.


Тема 14. Социально-трудовые конфликты.

  1. Социально-трудовые взаимоотношкения в обществе: факторы конфликтности и согласия.

  2. Формы проявления социально-трудовых конфликтов.

  3. Социальное партнерство. Примирительные процедуры при трудовых спорах.

  4. Способы урегулирования социально-трудовых конфликтов и их правовое обеспечение.



Тема 15. Политические конфликты.

  1. Понятие, сущность, причины возникновения и типология политических конфликтов.

  2. Способы и механизмы урегулирования политических конфликтов.

  3. Международный политический конфликт.


Вопросы к зачету.

  1. Формирование конфликтологических идей в философии и их эволюция.

2.Марксистский подход к теории конфликта.

3.Функциональная теория конфликта Г. Зиммеля.

4.Теория позитивно-функционального конфликта Л.Козера.

5. Конфликтная модель общества Р.Дарендорфа.

6.Становление и развитие российской конфликтологии.

7. Понятие социального конфликта. Объект социального конфликта и его характеристика. Предмет конфликта.

8. Проблема типологии конфликтов.

9. Структура социального конфликта.

10.Условия и факторы возникновения и развития конфликтов: объективные; организационно-управленческие; социально-психологические; личностные.

11. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

12. Основные этапы в развитии конфликта.

13. Динамика конфликта в зависимости от его конкретной характеристики.

14. Внутриличностный конфликт.

15. Межличностный конфликт.

16. Особенности восприятия конфликтной ситуации участниками конфликта.

17. Особенности развития семейных конфликтов и их влияние на внутреннюю и внешнюю среду.

18. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов (межгрупповая враждебность; объективный конфликт интересов; внутригрупповой фаворитизм.

19. Специфика и характерные особенности проявления политических конфликтов.

20. Способы и механизмы урегулирования политических и этнических конфликтов.

21. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации.

22. Прогнозирование возникновения конфликтных ситуаций. Трудности профилактики конфликтов.

23. Управление конфликтами. Объективные, организационно-управленческие и социально-психологические условия предупреждения конфликтов.

24. Разрешение социальных конфликтов.

25. Переговоры как способ разрешения конфликтов.


Основная литература:


  1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. Часть 1-2. Ставрополь. 1998.

  2. Анцупов В.Я., Шепилов А.И. Конфликтология. – М., 2001.

  3. Белкин А.С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург, 1995.

  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб, Питер, 1998.

  5. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

  6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. Учебник. – М., 2002.

  7. Ганеев А.М. Конфликтология: практикум: ситуационные задачи.- Казань, 1996.

  8. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб, 2000.

  9. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения.- Белгород, 1996.

  10. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта.// Социологические исследования. - №5. 1994.

  11. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1992.

  12. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2001.

  13. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.

  14. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М., 2001.

  15. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.

  16. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М., 1996.

  17. Кащаев А.Е. Управление социальным конфликтом: учебное пособие.- Иркутск, 1998.

  18. Конфликтология: учебник для вузов (отв.ред. Кармин А.С.).- СПб, 1999.

  19. Конфликты в современной России. Колл. Монография под ред. Е.И. Степанова. – М., 1999.

  20. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты. – М., 1992.

  21. Кудрявцев В.Н. Основы конфликтологии. – М., 1997.

  22. Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры (пособие для деловых людей). – Ростов-на-Дону, 1997.

  23. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993.

  24. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. – М., 1997.

  25. Мастенбрук У. Переговоры. – Калуга, 1997.

  26. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.

  27. Мескон М.Е., Альберт М., Хедоури С. Основы менеджмента. М., 1912.

  28. Ратников В.П. Конфликтология. – М., 2001.

  29. Сафьянов В.И. Этика общения: учебное пособие.- М., 1999.

  30. Соколов С.В. Социальная конфликтология. – М., 2001.

  31. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах (под ред. Осипова Г.В., Алексич М., Видович З. и др.).- М.. 1996.

  32. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы.- М., 1996.

  33. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1990.

  34. Тагиров Э.Р. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию.- Казань, 1996.

  35. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. – М., 1992.

  36. Чумиков А.Н. Управление конфликтами. – М., 1995.

  37. Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М., 1992.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ