Объекты, источники информации и цель аудита
КИЕВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНВЕСТИЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА ФИНАНСОВ
___________________________________________________________________________________
РЕФЕРАТ
на тему
ОБЪЕКТЫ, ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ЦЕЛЬ АУДИТА
УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Курс АУДИТ
Реферат выполнил
СТУДЕНТ
ІІ КУРСА
_______________________________
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: дистанционная
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ___________________
Роботу проверил:
доцент кафедры финансов
Пантелеев В.П.
КИЕВ - 2001
Введение
Реформирование системы бухгалтерского учета в Украине предполагает создание механизма отражения информации отчетного периода и сопоставление данных разных отчетных периодов. Такой подход к ведению бухгалтерского учета обеспечивает получение пользователями финансовой отчетности материалов соответствующего качества.
Указанная выше цель на предприятии реализуется созданием системы нормативной документации - цены, порядок оценки, система переоценки имущества, инвентаризация, внутренний контроль, определение справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов и обязательств, инструкции, положения, прочая
документация. С точки зрения регламентации бухгалтерского учета такую систему нормативов можно представить как совокупность внутренних регуляторов и регламентов. Основными документами, в которых сформулировано регулирование учета, являются система учетных оценок и учетная политика предприятия.
Учетная политика направлена на обеспечение точности и правильности определения основного финансового результата деятельности предприятий - прибыли, прочих элементов учета, защита имущественных прав собственника, партнеров по бизнесу, инвесторов, кредиторов.
На аудит, который занимает промежуточное положение между пользователями финансовой отчетности и процедурами ведения бухгалтерского учета, возложена специфическая задача по оценке места учетной политики в системе ведения учета.
Отсутствие специальных положений (стандартов) бухгалтерского учета по учетной политике и незначительная про времени практика предприятий Украины по политике вызывает определенные трудности. В приведенном ниже реферате автор рассматривает создание учетной политики предприятия и использование аудиторских процедур в отношении этого нового объект аудита.
Автором реферата вначале раскрываются вопросы нормативного характера - место учетной политики в создании финансовой отчетности предприятия согласно новым положениям ведения бухгалтерского учета, затем рассматриваются конкретные аспекты политики относительно отдельных объектов учета. Наконец рассматриваются аудиторские
процедуры оценки политики. Такой подход дал возможность автору реферата сделать определенные выводы и предложения.
Реферат изложен на 13 стр., имеет 1 схему, 2 рис., 1 табл., 2 приложения и список использованной литературы из 14 наименований.
1. Основные понятия учетной политики предприятия
1.1. Учетная политика как элемент финансовой отчетности предприятия
Учетная полтика - совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и представления финансовой отчетности. Учетная политика является неотъемлемой частью финансовой отчетности предприятия по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета (ПСБО) Украины.
Финансовая отчетность предприятия - это бухгалтерская отчетность, которая содержит информацию о финансовых результатах деятельности и движении денежных средств за отчетный период (ст. 1 Закона и ст. 3 ПСБО 1). В состав финансовой отчетности предприятия в соответствии с Законом (ст. 11 п. 2) и ПСБО 1 (ст.8) включаются Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движении денежных средств, Отчет о собственном капитале и Примечания к отчетам.
ПСБО 1”Общие требования в финансовой отчетности”(cт.14-17) установил четыре качественные характеристики финансовой отчетности: понятность и адекватность истолкования, достоверность, уместность, сопоставимость. Относительно последней характеристики это предполагает сохранение возможности пользователям сравнивать финансовые отчеты предприятия за разные периоды; а также финансовые отчеты разных предприятий. Предпосылкой сопоставления является приведение соответствующей информации предыдущего периода и раскрытие информации об учетной политике и ее изменениях в Примечаниях к финансовой отчетности.
ПСБО 1”Общие требования к финансовой отчетности” (ст.18) предусмотрено, что финансовая отчетность предприятия формируется с соблюдением следующих десяти принципов: автономность предприятия, непрерывность деятельности, периодичность, историчной (фактической) себестоимости, начисления и соответствия доходов и затрат, полного освещения, осторожности, преобладания содержания над формой, единого денежного измерителя.
Что касается принципа последовательности, то он предполагает постоянное (из года в год) использование предприятием выбранной учетной политики. При ведении бухгалтерского учета предприятие постоянно пользуется одними и теми методами учета, принципами оценки, видами отчетности и схемами составления отчетов. Валюта вступительного баланса на новый хозяйственный год должна соответствовать валюте заключительного баланс за предыдущий хозяйственный год. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности.
Например, по ряду объективных обстоятельств предприятие вынуждено изменить свою учетную политику. В связи с этим раздел примечаний к финансовым отчетам ”Учетная политика” должен включать описание принципов оценки, методов учета относительно отдельных статей отчетности. Также в примечаниях необходимо раскрывать причины и существо этих изменений, сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года или обоснование невозможности ее достоверного определения, факт повторного представления сравнительной информации в финансовых отчетах или нецелесообразность ее перерасчета. В соответствии с принципом полного освещения финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, которая может повлиять на решения, которые принимаются на ее основе.
Информация, подлежащая раскрытию, приводится непосредственно в финансовых отчетах или в примечаниях к ним (см. рис. 1).
Рис. 1
Классификация информации, которая приводится в финансовой отчетности, по месту ее представления
1.2. Назначение и состав примечаний к финансовой отчетности
Примечания к финансовой отчетности - это совокупность показателей и пояснений, которая обеспечивает детализацию и обоснованность статей финансовых отчетов, а также прочая информация, раскрытие которой предусмотрено соответствующими положениями (стандартами).
В соответствии с ПСБО 1 (п. 25), по структуре примечания к финансовым отчетам
разделяются на три компонента (рис. 2).
Примечания к отчетности можно условно разделить на три типа (табл. 1):
Создание учетной политики отвечает, главным образом, принципу бухгалтерского учета и финансовой отчетности - последовательности, то есть предполагает постоянное, из года в год, использование предприятием выбранной учетной политики. Смена учетной политики возможна только в случаях, предусмотренных национальными ПСБО, и должная быть обоснована и раскрыта в финансовой отчетности. При разработке учетной политики учитываются также другие фундаментальные принципы учета и отчетности - непрерывность, начисление и соответствие доходов и затрат, преобладание сущности над формой, полное освещение финансового состояния предприятия.
Финансовая отчетность должна быть четкой и понятной, содержать четкое и краткое освещение всех основных положений учетной политики. Отчетность базируется
на учетной политике, которая различна у разных предприятий, как в границах одного государства, так и между государствами. Поэтому необходимо освещать учетную политику, на которой базируется финансовая отчетность, таким образом, чтобы ее можно было понимать определенным образом. Представление этой учетной политики должно быть неотъемлемой частью финансовой отчетности. Пользователям должно быть уместно, чтобы вся она размещалась в одной главе Примечаний. Представление выбранного метода обязательно в любом случае, однако, способ представления не может оправдать
неверный или несоответствующий метод.
Неверное или несоответствующее толкование статей баланса, прочих финансовых отчетов, невозможно исправить ни представлением учетной политики, ни примерами или поясняющими материалами.
1.3.Структура раздела Примечания к финансовой отчетности - “Учетная политика”.
Основа (основы) оценки, использованные при составлении финансовой отчетности.
В соответствии с ПСБО 1 предприятие должно освещать выбранную учетную политику путем описания:
- принципов оценки статей отчетности;
- методов учета отдельных статей отчетности.
Все конкретные аспекты учетной политики определяются в Украине соответствующими ПСБО. Так, ПСБО 3 устанавливает общую учетную политику в отношении признания доходов, а ПСБО 15 конкретизирует ее относительно каждого вида доходов. Поэтому, в примечаниях к отчету о финансовых результатах предприятие раскрывает как общий принцип, который используется для определения доходов и затрат (принцип начисления и соответствия доходов и затрат), так и особенностей определения даты реализации суммы дохода.
При слиянии предприятий, объединенное предприятие отображает активы, обязательства и собственный капитал объединенных предприятий по их балансовой стоимости с учетом изменений в учетной политике (если это произошло).
Консолидированную финансовую отчетность составляют с использованием единой учетной политики в отношении подобных операций и иных событий со сходными обстоятельствами.
В случае невозможности использования единой политики, об этом сообщается в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности. В Примечаниях раскрывается информация о статьях консолидированной финансовой отчетности, к которым применялась разная учетная политика.
1.4. Изменения учетной политики
В соответствии с ПСБО 6 ’’ Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах, учетная политика может изменяться только если:
- изменятся уставные требования;
- изменяются требования органа, который утверждает положения (стандарты) бухгалтерского учета, или,
- изменения обеспечивают достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия.
Не считается изменением учетной политики установление учетной политики для:
- событий или операций, которые отличаются по содержанию от предыдущих событий
или операций;
- событий или операций, которые не происходили раньше.
При изменении учетной политики предприятию необходимо раскрывать:
- причины и существо изменений;
- cумму корректировок нераспределенной прибыли на начало отчетного года или обоснование невозможности ее достоверного определения;
- факт повторного представления сравнительной информации в финансовых отчетах
или нецелесообразность ее перерасчета.
Если сумму корректировок нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно, то учетная политика распространяется только на события и операции, которые произошли после даты изменений учетной политики.
Учетная политика имеет подчиненное значение в сравнении с системой учетных оценок. Если невозможно разъединить изменения учетной политики и изменение учетных оценок, то это рассматривается и отражается как изменение учетных оценок.
Бухгалтер должен обеспечивать контроль за сохранением активов и капитала, а также выполнение обязательств собственников предприятий.
Предприятию необходимо создавать собственную технологию учетных расчетов (бухгалтерских, управленческих, налоговых), которая адекватна условиям его функционирования, создавать свои собственные регуляторы и регламенты. Такими локальными нормативными актами могут стать, например, Положение об организации отчетности, Положение о резервах, Положение об организации экономического контроля, и т.п.
2. Разработка учетной политики на предприятии
Предприятию необходимо выбирать и проводить такую учетную политику, которая
по сложившимся обстоятельствам ему более всего подходит для объективного освещения своего финансового состояния и результатов деятельности.
Предприятие самостоятельно устанавливает свою учетную политику. Политика разрабатывается при переходе на новые стандарты бухгалтерского учета, оформляется
соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением), может быть оформлена распоряжением и одобрением решения собственников предприятия, действует несколько лет, не претерпевает изменений в течение отчетного года.
Состав учетной политики предприятия:
- методологические принципы бухгалтерского учета,
- техника организации бухгалтерского учета,
- организационные аспекты учета.
При выборе конкретной учетной политики предприятие учитывает основные факторы, которые влияют на нее. С точки зрения формы, учетная политика представляет собой описание конкретных методов, учетных процедур, которые реально используются предприятием.
Критерий выбора приемлемой для предприятия учетной политики - наилучшим образом обеспечить учетный процесс и получать полную и достоверную информацию в отношении имущественного и финансового состояния предприятия.
Учетная политика разрабатывается для каждого предприятия индивидуально.
Возможность выбора конкретных способов оценки составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики.
Основное задание при формировании учетной политики предприятия - максимально адекватно отобразить деятельность самого предприятия, сформировать полную, достоверную объективную информацию о ней с учетом определенных факторов.
Характерные черты и основные требования в отношении учетной политики предприятия изложены в приложении 1 к реферату.
Принятие учетной политики предприятием относится к его стратегическим решениям, поэтому не желательно перегружать документ второстепенными тактическими (техническими) вопросами; учетная политика используется относительно событий и операций с момента их возникновения. Если сумму корректировок нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно, то учетная политика распространяется только на события и операции, которые происходят после даты изменений политики.
Учетная политика освещается в примечаниях к финансовой отчетности. В случае изменений политики в примечаниях к финансовой отчетности следует раскрывать причины и существо изменений, сумму корректировок нераспределенной прибыли на начало отчетного года или обоснование невозможности их достоверного определения.
Исчерпывающий перечень основных составляющих учетной политики предприятия - отсутствует по причинам специфики деятельности каждого предприятия и представления его собственников об учетной политике.
Каждое предприятие выбирает элементы учетной политики исходя из предположений
относительно экономической эффективности и особенностей своей деятельности. В тексте документа (приказ, распоряжение) относительно учетной политики должно отображаться описание основ оценок, которые были использованы при составлении финансовых
отчетов, а также изложение каждого конкретного аспекта учетной политики в отношении каждого объекта учета. В приложении 2 к реферату изложены основные элементы учетной политики предприятия.
К процессу разработки учетной политики предприятия необходимо привлекать
соответствующих специалистов предприятия, поскольку без их участия бухгалтеру невозможно решить некоторые важные вопросы. Например:
- какое имущество оставить для успешного продолжения функционирования предприятия, а от какого избавиться,
какой срок использования следует планировать для нового оборудования и какой
может быть его ликвидационная стоимость,
какая существует вероятность погашения дебиторской задолженности,
применять или нет внутрихозяйственный (управленческий) учет и т. д.
3. Учетная политика как элемент аудита
Изучение учетной политики предприятия является составной частью аудиторских процедур и позволяет установить правила проведения аудита входных остатков
на счетах. В соответствии с ННА N 15 (6) для получения аудиторских доказательств аудитору необходимо рассмотреть следующие вопросы: учетная политика, которая
использовалась предприятием в текущем году; вносились изменения, отражают ли начальные остатки на балансовых счетах учетную политику предприятия, изменялась ли учетная политика в течение текущего года. Если в учетную политику вносились изменения, аудитору следует выяснить, своевременно ли издавалось соответствующее распоряжение руководителя предприятия о смене учетной политики на текущий год.
Аудитор должен доказать, что предприятие ведет учет в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету. То есть, оценка имущества должна быть выполнена достоверно, далее, установлено получение выгод или потерь от использования
конкретного вида актива на предприятии. В случае отсутствия такого доказательства
активы и обязательства списываются с баланса.
Основными задачами аудита учетной политики предприятия являются:
установление наличия учетной политики,
установление соблюдения предприятием принципа непрерывности учета,
разработка предложений и рекомендаций в отношении усовершенствования
учетной политики.
Объектом аудита учетной политики является внутренний распорядительный документ предприятия - приказ об учетной политике, утвержденный собственником.
Источниками информации являются документы предприятия, которые содержат подтверждение соблюдения принципов учетной политики на предприятии, Примечания к финансовой отчетности, материалы инвентаризации, материалы проверок контролирующих органов, отчетность, учетные регистры.
Методическими приемами аудита являются тестирование, технико-экономические расчеты, экспертизы, нормативно-правовое регулирование.
Ключевыми моментами аудита являются;
легитимность приказа о политике,
соответствие выбранной политики цели и размеру предприятия,
адекватность политики для представления объективной информации для пользователей.
Проведение аудита учетной политики базируется на соответствующей правовой базе бухгалтерского учета Украины.
Основными признаками отсутствия внутреннего контроля учетной политики могут быть:
отсутствие приказа руководителя об учетной политике,
не раскрытие вариантов порядка учета,
несоответствие начальных остатков на балансовых счетах.
изменение учетной политики на протяжении отчетного года,
изменение учетной политики в последующих отчетных годах, которые не отображенная в
Примечаниях к финансовой отчетности,
несоблюдение установленных законодательными актами оценок активов,
не проведение в бухгалтерском учете корректировок сумм износа МШП в текущем году.
несоблюдение положений политики подразделениями предприятия, прежде всего
бухгалтерией,
Для проверки учетной политики предприятия аудитором целесообразно использовать анкету (опросной лист) для анализа основных положений политики (9). По форме этот
документ может иметь следующий вид (см. схему 1):
Схема 1
4. Выводы и предложения
Аудит учетной политики предприятия - это изучение с помощью специальных процедур уместности и эффективности определенного набора методических приемов учета, которые использует предприятие. Набор процедур зависит от установленной цели проведения аудита: это может быть установление наличия политики, или соответствие политики цели существования предприятия, или же разработка путей усовершенствования политики на конкретном предприятии.
Конкретные аудиторские процедуры предполагают
проверку по форме: наличие распорядительного документа на предприятии, соблюдение выбранной политики неизменной на протяжении отчетного года;
проверки по содержанию: определение эффективности применения конкретных методов учета, установление полноты охвата всех процессов и объектов учета, создание целостной системы учета и контроля на предприятии.
Законодательством Украины предполагается определенная регламентация учетных процедур предприятия, одним из элементов которой является учетная политика. У субъекта предпринимательства имеется возможность самостоятельного выбора эффективного метода ведения учета конкретных объектов активов и обязательств.
Учетная политика предприятия предполагает установление определенного порядка процедур регламентации учетного цикла, оценки активов и пассивов предприятия,
сбора и обработки данных о хозяйственной и финансовой деятельности, подготовку информации о предприятии, которая полезна для принятия управленческих решений в отношении распределения и эффективности использования наличных ресурсов.
Учетную политику предприятия можно представить как:
комплекс элементов бухгалтерского учета, который обеспечивает пользователей реальной и понятной информацией,
основными признаками политики становятся возможность выбора одного из вариантов ведения учета и строгое соблюдение этого варианта в течение определенного периода,
раскрытие такого распорядительного документа на конкретном предприятии предполагает специфическую форму и правовой характер (обязательность соблюдения политики).
Учетная политика предприятия является гибким элементом влияния не только
на форму и методы ведения бухгалтерского учета, а и на такие важные категории, как себестоимость, финансовые результаты, налоги. Удачная, предварительно глубоко проанализированная комбинация возможных вариантов учетной политики позволяет
предприятию достаточно эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность. Только всестороннее обоснование выбранной предприятием учетной политики обеспечивает надежную экономическую защиту его имущественных интересов в условиях современного ведения бизнеса и законодательства.
Новая правовая база бухгалтерского учета Украины, с одной стороны, расширяет вариантность ведения учета и использования разных методических подходов, с другой стороны, увеличивает ответственность собственника за точность информации, которая составлена на основе бухгалтерского учета.
Консультации относительно обоснования определенной учетной политики могут стать объектом аудиторских услуг и предметом договора между аудитором и собственником.
Литература
Основные нормативные материалы
1. Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні. Закон України від 16.07.99 р. № 996-X1V.
2. Положення (стандарти) бухгалтерського обліку.
3. План рахунків бухгалтерського обліку активів, капіталу, зобов’язань і господарських операцій підприємств і організацій. Затверджене наказом Мінфіну України від 30.11.99 р. N 291).
4. Інструкція про застосування Плану рахунків. Затверджена наказом Мінфіну України від 30.11.99 р. N 2291).
5. Інструкція по інвентаризації основних засобів, нематеріальних активів, товарно-матеріальних цінностей, грошових коштів і документів та розрахунків. Затверджена наказом Мінфіну України від 11.08.94 р. N 69.
6. Національні нормативи аудиту. Норматив N 15. Ставлення аудитора до початкових залишків на рахунках обліку підприємства під час першої аудиторської перевірки. - В зб. Національні нормативи аудиту. Кодекс професійної етики аудитора України. К.; 1999, с. 119-123.
7. Фінансова звітність за національними положеннями (стандартами) бухгалтерського обліку. Практичний посібник. - К., Лібра, 1999. - 336 с. Рекомендований ДКЦПФР України для бухгалтерів відкритих акціонерних товариств при підготовці фінансової звітності за 1999 рік, рішення N 148 від 14.07. 99 р.
Дополнительная литература
8. Артамонова Н.С., Продиус О.И., Почетов В.В. Экспертно-аудиторская диагностика предприятия. Одесса, Астрапринт, 1998, 88 с.
9. Борщ В. Облікова політика підприємства як об’єкт аудиторської перевірки - Вісник бухгалтера і аудитора України, 1999, N 15-16, с. 46-50.
10. Бухгалтерський облік в Україні за новим планом рахунків та діючими положеннями. Практичний посібник/ за ред. Ф.Ф. Бутинця. - Житомир: ЖІТІ, 2000. -264 с.
11. Горицкая Н., Горицкая Е. О сущности Положения (стандарта) бухгалтерского учета 1. - Навигатор бухгалтера, 1999, N 31, с. 22-25.
12. Жихарева А.Х., Чесова К.Н. Некоторые аспекты практики аудита - Світ бухгалтерського обліку, 1997, N 7-8, с. 55-69.
13. Коваленко Е.В. Формирование и реализация учетной политики на предприятии. - В зб. Облік, аналіз і контроль в системі управління економікою підприємства. - К.; 1997р. c/44-46/
14. Церетелі Л. Бухгалтерський облік у 2000 році. - Вісник податкової служби, 2000, N 6, с. 85-91.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ