Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения по курсу «отечественная история»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ПО КУРСУ
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
ПЕНЗА – 2007
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
УДК: 947
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО КУРСУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
(для студентов заочного отделения)
ПЕНЗА – 2007
Печатается по решению редакционно-издательского совета ПГПУ имени В.Г. Белинского
УДК: 947
Учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история» для студентов заочного отделения
Составители: кандидаты исторических наук, доценты А.В. Булкин (семинары 2, 3, 4; к/р 5, 6, 10), Г.Ф. Винокуров (семинар 8; к/р 7, 11, 19), В.А. Власов (к/р 16, 22, 23), В.П. Гордеев (семинары 6, 7; к/р 2, 13, 17, 21), А.Г. Иванчина (к/р 9, 12, 18), Н.С. Кузнецова (семинар 5; к/р 14, 15), А.В. Тишкина (к/р 3, 4, 8), асс. О.В. Степанова (семинар 1; к/р 1, 20).
Ответственный редактор: заведующий кафедрой отечественной истории, кандидат исторических наук, профессор В.А. Власов
Пособие включает в себя тематику семинарских занятий, контрольных работ, список источников и литературы, а также методические советы.
Для студентов заочного отделения
© Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского
Семинарские занятия
Тема I. Возникновение и развитие российской государственности (VI-XII вв.)
Восточные славяне и их соседи в древности.
Образование Древнерусского государства. Русь в X-XII вв.
Культура Древнерусского государства.
Источники и литература
Хрестоматия по истории России. В 4-х томах. Т.1. М., 1994.
Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X-XVII вв.). М., 1999.
Горский А.А. Становление Руси // Преподавание истории в школе. 2002. № 1.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX-XVII вв.). М., 1999.
Иванов К. Где расположена родина русов? Еще раз о Несторе и «забытой» норманской теории // Родина. 1995. № 11.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Изд. 3-е. М., 2000.
Раков О.М. Славяне и Русь: проблемы и идеи // Отечественная история. 2000. № 2.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: ЭКСМО, 2006.
Шульгин В.Г., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина М.Р. История русской культуры IX-XX вв. М., 2002.
Янин В.Л. Русь на Волхове // Родина. 1999. № 8. Он же. У истоков новгородской государственности // Отечественная история. 2000. № 6.
Методические советы
1 вопрос. Обратите внимание на дискуссионный характер проблемы происхождения и расселения восточных славян. По документам из хрестоматии определите территорию проживания, особенности религиозных верований, эволюцию общественной жизни восточных славян. Какую роль в формировании уклада жизни, хозяйственной занятости сыграл природно-климатический фактор? Как складывались отношения восточных славян с неславянским миром?
2 вопрос. При полюсных оценках истоков российской государственности (норманская и антинорманская теории) следует иметь в виду объективную обусловленность процесса возникновения Древнерусского государства, именуемого Киевской Русью. Каковы эти факторы, какие условия способствовали их реализации? Раскройте происхождение слова «Русь». Определите характер Древнерусского государства, изучите основные направления внешней политики киевских князей. Каковы причины и последствия дробления Киевской Руси?
3 вопрос. Рассматривая вопрос о культуре Древнерусского государства, следует выявить основные направления развития культуры древних славян. Определить ее связь с традициями скифских и раннеславянских племен, с культурой соседних стран. В области материальной культуры дать оценку орудиям по обработке земли, градостроительству, видам ремесел (кузнечное, кожевенное, гончарное, столярное, стекольное и т.д.), ювелирному искусству. В духовной области – фольклору, появлению письма, бытовым традициям, язычеству и христианству.
Тема 2. Реформы Петра I. Завершение
оформления абсолютизма
Истоки преобразований в России на рубеже XVII-XVIII вв. Личность Петра I.
Реформы Петра I и их значение для дальнейшего развития страны.
Преобразования в сфере культуры, науки и образования.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1987.
Агеева О.Г. Увеселения русского двора от Петра I до Екатерины Великой // Отечественная история. 2006. № 5.
Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2.
Андреев И. Нетихий Тишайший // Родина. 1998. № 9.
Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991.
Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.
Жухрай В.М. Секретные службы правителей России: о личной секретной службе Петра I: фрагменты из одноименной книги // Наука и религия. 2006. № 10.
Захарова О. Бал эпохи Петра Великого // Родина. 1995. № 1.
Кирсанова Р. Пошлина на штаны // Родина. 1997. № 1.
Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990; Наука и жизнь. 1992. № 2; Его же. Меньшиков: полудержавный властитель. М., 1999.
Петрунцев Н. Россия Петра: маски и лица // Родина. 1994. № 8.
Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.
Шенкман Г. Великий Петр. СПб., 1999.
Методические советы
1 вопрос. Покажите внутренние и внешнеполитические предпосылки петровских преобразований, расскажите о личности Петра I, идеях, которыми он руководствовался. Особо отметьте и свяжите с современностью вопрос вхождения России в общеевропейскую цивилизацию.
2 вопрос. Покажите процесс формирования в России военно-бюрократической системы, раскройте суть взглядов Петра I на принципы государственного устройства, законодательства, сословного деления, военное строительство, место и роль церкви в государстве и обществе. Расскажите, какими методами Петр I строил российскую экономику, как победа подневольного труда в ней предопределила в дальнейшем отставание страны.
3 вопрос. Расскажите об изменениях в быту в петровское время, о развитии культуры, науки, образования. Проанализируйте оценку петровских реформ современниками и сегодняшнюю точку зрения.
Тема 3. Развитие Российской империи
во второй половине XVIII в.
Суть политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
Идеология, культура, наука и просвещение в царствование Екатерины II.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1987.
Английский дипломат о политике и дворе Екатерины II // Вопросы истории. 1999. № 4-5.
Анисимов Е. Женщины на российском престоле. С.- Пб., 1998.
Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е.И. Пугачева // Вопросы истории. 2006. № 12.
Каменский А.В. Сословная политика Екатерины II // Вопросы истории. 1995. № 3.
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева 1773-1775 // Советская военная энциклопедия. Т.4.
Манькова Л. Кровавая барыня. Уголовное дело «бесчеловечной вдовы» Салтычихи // Родина. 2002. № 2.
Моряков В.П. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.
Наказ императрицы Екатерины // Вестник Московского университета. 1999. № 3.
Павленко Н. Екатерина Великая. М., 1999; Родина. 1993-1998.
Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. 1999. № 1.
Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина // Отечественная история. 1996. № 6.
Методические советы
1 вопрос. Проанализируйте особенности развития России в 60-80-е гг. XVIII в., сформулируйте суть политики «просвещенного абсолютизма», причины ее проведения. Особое внимание уделите «Наказу» Екатерины II и деятельности Уложенной комиссии. Проследите, как шел в России процесс усиления крепостного гнета, изменение в связи с этим положения двух основных классов – дворянства и крестьянства.
2 вопрос. Подробно охарактеризуйте зарождение и развитие в России либеральной, просвещенческой и революционной идеологий. Покажите на конкретных примерах развитие в стране культуры, науки и образования, раскройте понимание Екатериной II вопроса о «новой породе» людей.
Тема 4. Реформы и контрреформы в России
в 60-90-е гг. XIX в.
Реформы Александра II 60-70-х годов: предпосылки, проведение, сущность и значение.
Контрреформы Александра III 80-90-х годов: цели, практика, итоги и значение.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР: 1861-1917. М., 1990.
Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.
Ананьич Б., Чернуха В. Чернильные перемены. Власть и общество: этапы расхождения (о реформах 60-70-х гг. XIX в.) // Родина. 1991. № 11-12; Партия контрреформ (Третье поколение русских реформаторов. 1890-1900) // Родина. 1992. № 2.
Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.
Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. 1.
Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. № 10.
Гошуляк В.В. Пензенское земство. Пенза, 1995.
Гросул В.Я. Истоки трех русских революций // Отечественная история. 1997. № 6.
Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.
Захарова Л.Н. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.
Зотова Г.А. Экономическое развитие в годы правления Александра III // Преподавание истории в школе. 2006. № 4.
История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А. Федорова. М., 1998.
Корнилов А. Курс истории России XIX в. М., 1993.
Эпоха Александра III. «Круглый стол» // Родина. 1994. № 11.
Методические советы
1 вопрос. Дайте анализ положения в России в дореформенное время, охарактеризуйте предпосылки падения крепостного права, расскажите о подготовке реформ, сути и значения крестьянской реформы 1861г. Подробно расскажите о буржуазных реформах 60-70-х гг. XIX в. в различных сферах, их позитивном и негативном значении. Подчеркните их ограниченный характер, незавершенность, итоги и значение.
2 вопрос. Раскройте причины перехода к консервативным преобразованиям в стране при Александре III, охарактеризуйте суть проводимых контрреформ, их идеологическую основу; ответьте на вопрос: какая альтернатива развития страны была прервана? Дайте анализ социально-экономического и политического развития России в конце XIX в., ее роль и место в мире.
Тема 5. 1917 год в судьбе России
Альтернативы общественного развития после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Позиции политических партий.
Победа вооруженного восстания в Петрограде. Провозглашение Советской власти.
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996.
Бутенко А.П. Правда и ложь о революции 1917 года: к 80-летию революции в России // Социологические исследования. 1997. № 2.
Измозик В.С. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории. 1994. № 6.
Кацва Л. Современная Россия: первые месяцы большевистской власти // История. 1997. № 37.
Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции. О двоевластии // ПСС. Т.31; Кризис назрел. Большевики должны взять власть // ПСС. Т.34.
Новейшая история Отечества. XX век. В двух томах. Т.1. М., 2004.
Розенталь И.С. Социалистические партии в России начала XX века // Преподавание истории и обществоведения в школе. 2000. № 10.
Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999.
1917 год глазами отечественных и зарубежных историков // Отечественная история. 1994. № 1.
Методические советы
1 вопрос. Рассматривая его, обратите внимание на разницу концепций развития революции и ее оценку партиями большевиков и меньшевиков, эсеров и кадетов. Какие средства и формы деятельности применялись партиями в условиях борьбы за власть в период двоевластия, на какие социальные слои населения они опирались. Определите основные альтернативы послефевральского развития России.
2 вопрос. При ответе на него проанализируйте деятельность Временного правительства и Петроградского Совета. Выделите ошибки и недостатки их работы. Подумайте над вопросами: каковы причины апрельского и июльского политических кризисов правительства? Каковы цели Демократического и Государственного совещаний? Почему не удалось объединить демократические силы России в противовес большевикам, сумевшим прийти к власти в октябре 1917 г.? Каково было социально-экономическое состояние России в этот период? Почему неуклонно росло недовольство широких слоев народа и их радикализм? Как шел процесс установления Советской власти?
Темы 6, 7. Развитие страны в 30-е годы XX века
Экономическое развитие в 30-е гг.:
а) форсирование темпов индустриализации;
б) коллективизация в СССР: цели, средства, результаты;
в) итоги предвоенных пятилеток.
Эволюция политической системы.
Культура в тоталитарном государстве.
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). М., 1996.
Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. Учебное пособие для пед. ун-тов. М., 1991.
Баранова Г.М. ГУЛАГ языком документов // Новая и новейшая история. 2001. № 4.
Блюм Арлен. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. С.-Пб., 2000; Его же. Буржуазная Курочка Ряба и православный Иван-дурак // Родина. 2000. № 3.
Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 гг. // Вопросы истории. 1994. № 4.
Винокуров Г.Ф. Ликвидация безграмотности // Новая Газета – Мир Людей. 2002. № 2. 16 января.
Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. 3,4.
Генис В.Л. Невозвращенцы 1920-х – нач. 1930-х годов // Вопросы истории. 2000. № 1.
Гинзберг Л.И. Массовая депортация крестьян в 1930-1931 гг. и условия их существования в северных краях // Отечественная история. 1998. № 2.
Гордон Л., Клопов Э. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. М., 1989.
Данилов А. Сталинизм и советское общество // Вопросы истории. 2004. № 2.
Дэвис Р.У., Хлевнюк О.В. Отмена карточной системы в СССР. 1934-1938 // Отечественная история. 1999. № 5.
Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 г. // Вопросы истории. 2002. № 1.
Зеленин И.В. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Отечественная история. 1994. № 10.
Иванова Г.М. ГУЛАГ языком документов // Новая и новейшая история. 2001. № 4.
Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990.
Кондрашин В.В. Голод 1932-33 годов в деревнях Поволжья // Отечественная история. 1994. № 6.
Коннор Т.Э. Луначарский и советская политика в области культуры. М., 1992; Вопросы истории. 1993. № 10.
Костырченко Г. Отец народов // Родина. 2003. № 2.
«Круглый стол». Власть и советское общество в 1917-1930 гг.: новые источники // Отечественная история. 2000. № 1.
Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции // История СССР. 1990. № 1; Его же. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991.
Кумарин В. Жизнь без выбора или исторический урок советской школы // Народное образование. 1999. № 1-2.
Лютов Л.Н. Политические настроения провинциальной интеллигенции в освещении ОГПУ. 1928-1929 гг. // Вопросы истории. 2007. № 6.
Манин Р.Т. Женщины советской деревни накануне Второй мировой войны. 1935-1940 // Отечественная история. 2001. № 5.
Маркова Е.В., Волков В.А. и др. Судьба интеллигенции в воркутинских лагерях 1930-40-х гг. // Новая и новейшая история. 1999. №5.
Мосякин А. Антикварный экспортный фонд // Наше наследие. 1991. № 2, 3.
Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. 2001. № 8.
Новейшая история Отечества. XX век. В двух томах. Т.2. М., 1998. Гл. 10.
Панин С.Е. Потребление наркотиков в Советской России (1917-1920) // Вопросы истории. 2003. № 8.
Проблемы культуры и демографии Поволжья. Пенза, ПГПУ, 1995.
Сенявский А.С. XX съезд КПСС в контексте минувшего века. «Круглый стол» // Преподавание истории и обществознания. 2007. № 1.
Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999. Ч.3.
Страницы истории Отечества. Пенза, ПГПУ, 1996.
Шашков В. Развитие образования в спецпоселках ГУЛАГа // Народное образование. 1999. № 1-2.
Методические советы
1 вопрос. Рассматривая проблемы коллективизации и индустриализации, обратите внимание, с одной стороны, на энтузиазм народа, а с другой – на узурпацию экономической деятельности, на неспособность партийной номенклатуры учитывать объективные потребности экономики, на внеэкономические методы хозяйственной политики ВКП (б) и как результат – на возникновение затратной экономики, диспропорцию в развитии различных отраслей народного хозяйства.
2 вопрос. Политическую основу тоталитаризма составляет полное отстранение народа от управления делами общества, сосредоточение политической деятельности в партийно-государственном аппарате. Проследите процессы установления тоталитарного партийно-государственного контроля над обществом, насаждение системы террора, принуждения и насилия под флагом «социалистической демократии». Изучая документы судебных процессов 30-х гг., покажите массовую фальсификацию органами НКВД судебных дел на «террористов и шпионов».
3 вопрос. При его подготовке необходимо показать то, что тоталитарное государство считает культуру средством идеологического обеспечения существующего режима, средством для внедрения в массовое сознание политических мифов: о мудром Вожде, о коварном враге, о мессианстве социалистической России, о новом человеке и т.д. Рассмотрите взаимоотношения власти и интеллигенции, противоречия в развития образования, роль моностилистической культуры в тоталитарном обществе. Проанализируйте шаги советского правительства по созданию новой системы школьного образования; выделите цели народного образования, его противоречия и результаты.
Тема 8. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
Степень подготовленности СССР к отражению фашистской агрессии. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны. Превращение страны в единый боевой лагерь.
Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Открытие второго фронта.
Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии. Цена Победы. Итоги и уроки Второй мировой войны.
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996. Гл. V.
Аксел А. Герои России. 1941-1945. М., 2002.
Великая Победа. Пенза: ПГПУ, 2005.
Вклад заключенных ГУЛАГа в победу в Великой Отечественной войне // Новая и новейшая история. 1996. № 5.
Война и общество. 1941-1945. В 2-х кн. М., 2004.
Война. Народ. Победа. Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 60-летию начала Великой Отечественной войны (19-20 апреля 2001 г.). Пенза, ПГПУ, 2001.
Кирсанов Н.А., Дробязко С.Н. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: национальные и добровольческие формирования по разные стороны фронта // Отечественная история. 2001. № 6.
Короленков А.В. СССР и его союзники во Второй мировой войне // Отечественная история. 2007. № 2.
Медведев Ж.А., Медведев Р.А. План «Барбаросса» // Вопросы истории. 2002. № 6.
Новейшая история Отечества. XX век. В двух томах. М., 1998. Т.2. Гл. 11.
Орлов А. Крушение «третьего» рейха // Новая и новейшая история. 2005. № 2.
Пензенская область в годы Великой Отечественной войны. Приволжск. кн. изд-во. Пенз. отд. 1985.
Попов В.Н. Сталинградская битва по новейшим исследованиям // Новая и новейшая история. 2007. № 2.
Случ С.З. Сталин и Гитлер: расчеты и просчеты Кремля // Вопросы истории. 2002. № 6.
Сперанский А. Становой хребет обороны. Победа ковалась в уральском тылу // Родина. 2001. № 11.
Степанов А.С. Военные планы и оборонная промышленность СССР накануне и в начале Второй мировой войны: британский фактор // Отечественная история. 2006. № 3.
Хлюпин В.И. Сыны России (Пензенцы - Герои Советского Союза). М., 1985.
Методические советы
1 вопрос. Узловой проблемой является уяснение захватнических планов фашистской Германии по отношению к народам нашей страны, с одной стороны, и справедливый характер войны советских людей, защищавших свое Отечество, национальное богатство, культуру, с другой стороны. Необходимо проанализировать причины тяжелых поражений Красной Армии в начальный период. Далее показать перестройку всей страны на военный лад. Здесь же рассказать о начале складывания антигитлеровской коалиции.
2 вопрос. Необходимо рассмотреть основные военно-стратегические операции советских войск, приведшие к разгрому немецкого вермахта. Выделить поражение фашистских войск под Москвой (конец «блицкрига»), проанализировать переломный характер побед под Сталинградом и на Курской дуге, масштабность и возросшее воинское мастерство в наступательных операциях 1944 года, обеспечивших освобождение территории Советского Союза от оккупантов. Далее оценить освободительную миссию Красной Армии в странах Восточной Европы, роль второго фронта, открытого в 1944 г.
3 вопрос. Рассказать об основных операциях Советской Армии 1945 г., о штурме Берлина, об освобождении Праги, капитуляции Германии и Японии. Особое внимание обратить на анализ решений Ялтинской и Потсдамской конференций, подведших итоги войны с Германией и ее послевоенное устройство. Важно показать народный характер Великой Отечественной войны как главный фактор в Победе, выделить проблему «цены» победы, показать роль СССР в спасении цивилизации от фашизма, выделить уроки войны для современного этапа развития мирового сообщества.
Контрольная работа
Письменная контрольная работа – одна из форм самостоятельной работы студента-заочника. Она способствует углубленному изучению одной из тем курса, вырабатывает навыки работы над источниками и литературой, анализа, обобщения и письменного изложения мыслей.
По курсу выполняется одна контрольная работа.
Перед тем, как приступить к написанию работы, необходимо изучить рекомендованную к данной теме литературу, а также новые материалы, которые появились позднее и не были включены в список рекомендованной литературы.
Контрольная работа оформляется следующим образом:
объем ее должен быть, как правило, 20-24 листа;
на титульном листе указывается фамилия, инициалы, факультет и отделение, курс, группа, домашний адрес;
на первой странице текста называется тема и дается план; в конце работы – источники и литература. Образцы библиографического описания последних см. в данном издании;
текст работы в соответствии с составленным планом должен быть разделен на части римскими цифрами; после каждого из них делаются выводы; работа подписывается автором, проставляется дата ее исполнения;
на цитаты, статистические и другие данные даются сноски с указанием источников.
Тема контрольной работы студенту определяется кафедрой. Заглавная буква фамилии студента должна соответствовать шифру, установленному кафедрой тематики контрольных работ. Студентам, написавшим работу не по «своей» теме, работа не зачитывается.
Контрольная работа должна быть представлена в срок, установленный учебным планом.
А
Тема 1. Возникновение и развитие российской государственности (VI-XI вв.)
Восточные славяне и их соседи в древности.
Образование Древнерусского государства.
Источники и литература
Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1. М., 1994.
Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3.
Горский А.А. Становление Руси // Преподавание истории в школе. 2002. № 1.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX-XVII вв.). М., 1999.
Иванов К. Где расположена родина русов? Еще раз о Несторе и «забытой» норманской теории // Родина. 1995. № 11.
Раков О.М. Славяне и Русь: проблемы и идеи // Отечественная история. 2000. № 2.
Янин В.Л. Русь на Волхове // Родина. 1999. № 8. Он же. У истоков новгородской государственности // Отечественная история. 2000. № 6.
Б
Тема 2. Русь в XII-XIII вв.
Русские земли в период раздробленности.
Русь и Золотая Орда: проблемы взаимоотношений.
Источники и литература
Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1. М., 1994.
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1987. С. 80-83; 93-96; 97-100.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.
Егоров В.Л. Русь и ее южные соседи в X-XIII вв. // Отечественная история. 1994. № 6.
Зориктуев Б.Р. Монголы и лесные народы // Вопросы истории. 2000. № 11-12.
Коваленко В. Распад. Земли-княжества домонгольской Руси // Родина. 1999. № 8.
Кучкина В.А. Русь под владычеством Золотой Орды // Преподавание истории в школе. 1993. № 3.
Русь и Степь // Родина. 1997. № 3-4.
В
Тема 3. Московское государство в XIV-XVI вв.
Возвышение Москвы.
Складывание Московского государства: политический режим, государственная идеология, внешний фактор.
Иван IV: внутренняя и внешняя политика.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 2004.
Зимин А.А. Опричнина. М., 2001.
Петров А.Е. Эпоха Дмитрия Донского // Преподавание истории в школе. 2002. № 7, 8.
Петрухинцев Н.Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI в. // Вопросы истории. 2004. № 7.
Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII веков. СПб., 2006.
Солодкин Я.Г. Когда и почему стали называть Грозным первого московского царя? // Вопросы истории. 2006. № 5.
Средневековая Русь // Родина. 2004. № 12.
Ульянов Н. Комплекс Филофея // Вопросы истории. 1994. № 4.
XVI век. Сотворение России // Родина. 2004. № 12.
Г
Тема 4. Россия в XVII в.
Смутное время.
Эпоха первых Романовых.
Развитие идеологии, культуры и просвещения в XVII в.
Источники и литература
Хрестоматия по истории России. М., 2004.
Белякова З. Романовы. Как это было. СПб., 2006.
Буганов В.И. С. Разин и Разинцы. М., 1995.
Даннинг Ч. Царь Дмитрий // Вопросы истории. 2007. № 1.
История русской культуры IX-XX вв. М., 2006.
Пчелов Е.В. Монархи России. М., 2004.
Россия после Смуты // Родина. 2006. № 11.
Смута в России. XVII век // Родина. 2005. № 11.
Трепавлов В.В. «Большой хозяин»: Русский царь в представлениях народов России XV-XVIII вв. // Отечественная история. 2005. № 3.
Д
Тема 5. Реформы Петра I. Завершение
оформления самодержавия
Истоки преобразований в России на рубеже XVII-XVIII вв. Личность Петра I.
Административные и военные реформы Петра I и их значение.
Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1987.
Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991.
Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.
Павленко Н.П. Петр Великий. М., 1990; Наука и жизнь. 1992. № 2.
Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.
Фомин С.А. Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Эпоха Петра Великого (1689-1725 гг.)» // Преподавание истории в школе. 2007. № 3.
Шениман Г. Великий Петр. С.-Пб., 1999.
Шишкин Л.А. Культурно-бытовые преобразования Петра Великого // Преподавание истории в школе. 2006. № 3.
Е
Тема 6. Российская империя в 60-90-е гг. XVIII в.
Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
Государственная, либеральная и революционная идеологии. Культура, наука и просвещение в 60-90-е гг. XVIII в.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1987.
Анисимов Е. Женщины на российском престоле. СПб., 1998.
Каменский А.В. Сословная политика Екатерины II // Вопросы истории. 1995. № 3.
Моряков В.П. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991.
Наказ императрицы Екатерины // Вестник Московского университета. 1999. № 3.
Павленко Н. Екатерина Великая. М., 1999; Родина. 1993-1998.
Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. 1999. № 1.
Середа Н.В. Преобразования Екатерины II // Преподавание истории в школе. 2006. № 4.
Ж
Тема 7. Россия в первой половине XIX в.
Попытка буржуазного реформирования Российской империи: конституционные проекты Сперанского и Новосильцева. Робкие шаги решения крестьянского вопроса.
Царствование Николая I (1825-1855 гг.) – «апогей самодержавия». Правительство и российское общество.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1987.
Балязин В.Н. Император Александр I. М., 1999.
Гении Зла и Добра (М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев) // Родина. 1995. № 7.
История Отечества / Под ред. В.А. Власова. Пенза, 1999.
История России XIX-нач.XX вв. / Под ред. В.А. Федорова. М., 1998. Гл. 2. § 1; Гл. 6. § 1-7.
Приходько М.А. Стеновление министерской системы управления России // Вопросы истории. 2004. № 2.
Сахаров А.Н. Александр I и Аракчеев // Отечественная история. 1998. № 4.
Севастьянов Ф. Полиция высшего разряда // Родина. 2001. № 9.
З
Тема 8. Военный фактор в истории России
первой четверти XIX в.
Отечественная война 1812 года: причины, ход, итоги.
Движение декабристов: организации, программы, историческое значение.
Источники и литература
Хрестоматия по истории России. М., 2004.
Гросул В.Я. Декабристы и эмиграция // Отечественная история. 2006. № 6.
Ильин П.В. Персональный состав тайных обществ декабристов: проблемы изучения // Отечественная история. 2004. № 6.
История России XIX – начала XX вв. / Под ред. В.А. Федорова. М., 1998.
Киянская О.И. Кто такие декабристы и за что они боролись (Неюбилейные заметки о юбилейных конференциях) // Отечественная история. 2001. № 5.
Мельникова Л.В. Отечественная война 1812 года и русская православная церковь // Отечественная история. 2002. № 6.
Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М., 2004.
Россия и Наполеон // Родина. 2002. № 8.
Шешин А.В. Революционное и освободительное движение в России (этапы и цели) // Вопросы истории. 1999. № 9.
И
Тема 9. Народничество и марксизм в России
Деятельность революционных и либеральных народников: основные идеи, организации.
Распространение марксизма в России. Марксистские кружки и группы в 80-90-е годы XIX в. Образование РСДРП.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР. 1961-1917 гг. М., 1990. Гл. 6-7.
Утопический социализм в России (П.Г. Заичневский, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.А. Кропоткин). М., 1985.
Из истории русской гуманистической мысли (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров). Хрестоматия. М., 1993.
Антонов В.Ф. Историческая концепция Н.Г. Чернышевкого // Вопросы истории. 2006. № 1.
Антонов Н. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории. 1991.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. Гл. III.
Будницкий О.В. «Кровь по совести»: терроризм в России // Отечественная история. 1994. № 6.
Винокуров Г.Ф. Народничество // Пензенская энциклопедия. М., 2001.
Жукоцкий В. Народнические корни ленинизма: «хитрость разума» или «ирония истории»? // Вопросы философии. 2001. № 12.
Зверев В.В. Эволюция народничества: «теория малых дел» // Отечественная история. 1997. № 4.
История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А. Федорова. М., 1998. Гл. 13, §§ 3-6.
Козлов А.Ю. Народническое движение в России // Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. М., 2003.
Орлов Б.С., Тютюкин С.В. Г.В. Плеханов и современная Россия. М., 2006.
Поликарпова Е.В. От какого наследства не стоит отказываться (политико-правовые идеи народничества) // Lex Russica. 2007. № 1.
Прусс И. Дуэт для многих голосов: [история террора] // Знание – сила. 2005.№ 3.
Твардовская В.А., Итенберг Б.С. Русские и Карл Маркс: выбор или судьба? М., 1999.
Троицкий Н. Друзья народа или бесы? Как и кого защищали народники // Родина. 1996. № 2.
Фельдман М.А. Промышленные рабочие России в начале XX века // Вопросы истории. 2006. № 1.
Шевченко В.Н. Марксизм: история и современность // Вопросы философии. 2007. № 5.
Шевырин В.М. Рабочие и российское общество. Вторая половина XIX – начало XX вв. // Отечественная история. 1996. № 3.
Шешин А.Б. Революционное и освободительное движение в России (этапы и цели) // Вопросы истории. 1999. № 9.
Ярхо В. Жрецы и жертвы террора: Народовольцы – «устроители» народного счастья: [история первой русской террористической организации] // История. 2004. № 10, 11.
К
Тема 10. Буржуазные преобразования в России
в 60-90-е гг. XIX в.
Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
Контрреформы Александра III 80-90-х гг.: цели, практика, значение и последствия.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР: 1861-1917. М., 1990.
Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.
Ананьич Б., Чернуха В. Чернильные перемены. Власть и общество: этапы расхождения (о реформах 60-70-х гг. XIX в.) // Родина. 1991. № 11-12; Партия контрреформ (Третье поколение русских реформаторов. 1890-1900) // Родина. 1992. № 2.
Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.
Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. 1.
Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. № 10.
Гошуляк В.В. Пензенское земство. Пенза, 1995.
Гросул В.Я. Истоки трех русских революций // Отечественная история. 1997. № 6.
Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.
Захарова Л.Н. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.
Зотова Г.А. Экономическое развитие в годы правления Александра III // Преподавание истории в школе. 2006. № 4.
История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А. Федорова. М., 1998.
Корнилов А. Курс истории России XIX в. М., 1993.
Эпоха Александра III. «Круглый стол» // Родина. 1994. № 11.
Л
Тема 11. Революция 1905-1907 годов в России
Причины и предпосылки первой русской революции, ее особенности и основные этапы.
Становление многопартийности:
а) неонародники и социал-демократы;
б) партии либерального лагеря;
в) консервативно-охранительное направление.
Итоги революции и ее значение для дальнейшего развития России.
Источники и литература
Программы политических партий России. Конец XIX – начало XX вв. М., 1995.
Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. М., 1990.
Винокуров Г.Ф. Революция 1905-1907 гг. // Пензенская энциклопедия. М., 2001.
Гросул В.Я. Истоки трех русских революций // Отечественная история. 1997. № 6.
Исхаков С.М. Политические партии в российских революциях в начале XX века // Отечественная история. 2004. № 6.
История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А. Федорова. М., 1998. Гл. 20.
История России. XX век / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 2000. Гл.1.
Кирьянов Ю.И. Численность и состав крайних правых партий России (1905-1917 гг.). Тенденции и причины изменений // Отечественная история. 1999. № 6.
Ленин В.И. Доклад о революции 1905 г. // ПСС. Т.30.
Леонов С.В. Партийная система России (кон. XIX в.– 1917 г.) // Вопросы истории. 1999. № 11-12.
Новейшая история Отечества. Учебник для вузов в 2-х т. Под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. Т.1. М., 2004. Гл. 3. § 2.
Политические партии России: история и современность. Учебник. М., 2000.
Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX вв. Энциклопедия. М., 1996.
Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие // Отечественная история. 2004. № 6.
М
Тема 12. Развитие России в 1907-1914 гг.
Общественно-политическая ситуация в стране в период третьеиюньской монархии.
Столыпинская аграрная реформа: цели, средства, результаты.
Источники и литература
История политических партий в России. М., 1999.
Алексеев А. Особенности реформ в «серебряном веке»: [П.А. Столыпин] // Наука и жизнь. 2007. № 4.
Дорожкин А.Г. Столыпинская аграрная реформа в оценках современной германоязычной историографии // Отечественная история. 2006. № 2.
Игнатьев А.В. Политика соглашений и балансирования // Отечественная история, 1997. № 3.
История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А. Федорова. М., 1998. Гл. 21.
Канищева Н. Путь к реальной свободе: [Реформы П.А. Столыпина] // Родина. 2007. № 3.
Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (Мифы и реальность) // История СССР. 1991. № 2.
Никонов А. Спираль многовековой драмы // Наука и жизнь. 1996. № 3.
Новейшая история Отечества. XX век. В двух томах. Т.1. М., 1998. Разд.1.
Пожигайло П. Столыпинская программа модернизации // Родина. 2006. № 9.
Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993, 1994.
Соларев Р. Деньги для столыпинских крестьян // Родина. 2006. № 12.
Столыпин П.А. Думские речи. М., 1990.
Экшут С. Карьера Петра Столыпина // Родина. 2006. № 9.
Н
Тема 13. Первая мировая война.
Февральская революция 1917 года.
Россия в первой мировой войне. Отношение к войне различных политических партий.
Победа Февральской революции и ее значение.
Источники и литература
Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. Учебное пособие для пед. институтов. М., 1991.
Всемирная история в 24-х т. Т. 19. Первая мировая война. Минск, 1999.
Гайда Ф.А. Февраль 1917 г.: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 3.
Ганелин Р.Ш. 25 февраля 1917 г. в Петрограде // Вопросы истории. 1998. № 7.
Искандеров А.А. Российские монархические реформы и революция // Вопросы истории. 1999. № 9.
Катков Г.М. Февральская революция. М., 1997.
Кошелев А. Без конца печаль. Предостережение и мрачные прогнозы Первой мировой войны // Родина. 2001. № 8.
Первая мировая война: 1914-1918 (неизвестные страницы) // Родина. 1993. № 8-9.
Степанов А.И. Россия в Первой мировой войне // Свободная мысль. 1994. № 9.
О
Тема 14. 1917 год в судьбе России
Альтернативы общественного развития после Февраля 1917 г. Позиции политических партий.
Назревание общенационального кризиса. Победа большевистского вооруженного восстания в Петрограде. Провозглашение Советской власти.
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996.
Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной думы // Вопросы истории. 1998. № 2.
Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 году // Отечественная история. 1997. № 1.
Голиков А.Г. Феномен Керенского // Отечественная история. 1992. №5.
Измозик В.С. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории. 1994. № 6.
Интеллигенция у власти: Временное правительство в 1917 году. Международный семинар // Отечественная история. 1999. № 4.
Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции. О двоевластии // ПСС. Т.31; Кризис назрел // ПСС. Т. 34.
Новейшая история Отечества. XX век. В двух томах. Т.1. М., 1998.
Политические деятели России. 1917 г.: Биографический словарь. М., 1993.
Санин А. либералы у власти // Кентавр. 1993. № 2.
Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999.
П
Тема 15. Гражданская война в России
Гражданская война: причины, ход, итоги и уроки.
Политика «военного коммунизма».
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996.
Богуславский М. Цена гражданской войны 1918-1922 гг. // Педагогический вестник. 1999. № 12.
Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994. № 5.
Гражданская война в России: «Круглый стол» // Отечественная история. 1993. № 3.
Коган Л.А. Военный коммунизм: утопия и реальность // Вопросы истории. 1998. № 2.
Кондрашин В.В. Информационные материалы пензенской ГУБЧК о своей деятельности и положении в Пензенской губернии в годы гражданской войны // 80 лет от ВЧК до ФСБ. Пенза, 1998.
Литвин А.Л. Красный и белый террор в России. 1917-1922 // Отечественная история. 1993. № 6.
Семенникова Л.И. Гражданская война. За что воевали, кто победил? // Наука и жизнь. 1995. №№ 9, 10.
Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999.
Р
Тема 16. Советское общество в 20-е гг. XX в.
Кризис в стране 1920 – нач. 1921 гг. Переход к НЭПу.
Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.
Укрепление политической монополии ВКП (б).
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996.
Быстрова И.В. Государство и экономика в 1920-е годы: борьба идей и реальность // Отечественная история. 1993. № 3.
Васильева О.Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 гг. // Вопросы истории. 1993. № 8.
Винокуров Г.Ф. Власть и церковь // Новая Газета – Мир Людей. 1999. 6 октября (№ 37), 13 октября (№ 38); Голодные годы // НГ-МЛ. 1999. 15 сентября (№ 34).
Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1995.
Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ОГПУ 1921-1923. М., 2005.
Голодомор в Поволжье // Родина. 1998. № 1.
Гимпельсон Е.Г. Путь к однопартийной диктатуре // Отечественная история. 1994. № 4-5.
История политических партий России. М., 1999.
Кронштадтская трагедия 1921 года // Вопросы истории. 1994. № 4; 1998. № 10.
Кронштадт. 1921. М., 1997.
Новейшая отечественная история. XX век. В двух кн. Кн.1. М., 2004.
Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999.
С
Тема 17. Экономическое развитие СССР в 30-е гг. XX в.
Форсирование темпов индустриализации.
Коллективизация в СССР: цели, средства, результаты.
Итоги предвоенных пятилеток.
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996.
Винокуров Г.Ф. Коллективизация: репрессии в пензенских селах в 1928-33 гг. // Новая Газета – Мир Людей. 1999. №№ 26, 28.
Вылцан М., Маннинг Р. Как Советская власть ликвидировала хуторские хозяйства // Наука и жизнь. 1997. № 4.
Гинзберг Л.И. Массовая депортация крестьян в 1930-31 гг. и условия их существования в северных краях // Отечественная история. 1998. № 2.
Гордон Л., Клопов Э. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. М., 1989.
Зеленин И.В. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10.
Земсков В.Н. Судьба «кулацкой ссылки» (1930-1954 гг.) // Отечественная история. 1994. № 1.
Кондрашин В.В. Голод 1932-33 гг. в деревнях Поволжья // Вопросы истории. 1991. № 6; Отечественная история. 1994. № 6.
Новейшая история Отечества. XX век. В двух томах. Т.2. М., 1998.
Осокина Е.А. Чужаков в магазин не пускать // Родина. 1995. № 12; Шлите доллары на Торгсин // Родина. 1997. № 11; Трудно привыкать к социализму (о привлечении иностранцев на ударные стройки) // Родина. 1999. № 9.
Соколов А.К. Курс Советской истории. 1917-1940. М., 1999.
Экономическая история России. М., 1998.
Т
Тема 18. Политическое и духовное развитие
советского общества в 30-е годы XX века
Складывание режима личной власти Сталина.
Политические процессы 30-х годов, массовые репрессии.
Советской культура, наука и образование в 30-е годы XX века: приобретения и потери.
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996.
Базаров Н. За горсть зерна – на плаху // Родина. 2001. № 9.
Блюм Арлен. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. СПб., 2000; Его же. Буржуазная Курочка Ряба и православный Иван-дурак // Родина. 2000. № 3.
Богатуров А.Д. Сталин и космополитизм. 1945-1953. Документы агитпрома ЦК КПСС // Отечественная история. 2007. № 2.
Брюханов Б., Шошков Н. Нарком «Воробушек» // Родина. 1996. № 4.
Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 гг. // Вопросы истории. 1994. № 4.
Винокуров Г.Ф. Ликвидация безграмотности // Новая Газета – Мир Людей. 2002. № 2. 16 января.
Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. III, IV.
Волкогонов Д.А. Семь вождей. Кн. 1. М., 1998.
ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои. Под ред. И.В. Добровольского. М. – СПб., 1998.
Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 // Родина. 1996. № 4.
Данилов А. Сталинизм и советское общество // Вопросы истории. 2004. № 2.
Ермакова Л. Был ли герой? // Родина. 1998. № 3.
Игрицкий Ю.И. Снова о тоталитаризме // Отечественная история. 1993. № 1.
Илизаров Б.С. Сталин: болезни, смерть и бессмертие // Новая и новейшая история. 2000. № 6.
Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990.
Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции // История СССР. 1990. № 1; Его же. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991.
Кумарин В. Жизнь без выбора или исторический урок советской школы // Народное образование. 1999. № 1-2.
Коннор Т.Э. Луначарский и советская политика в области культуры. М., 1992; Вопросы истории. 1993. № 10.
Костырченко Г. Отец народов // Родина. 2003. № 2.
Лебина Н. Слезы социализма // Родина. 1999. № 6.
Лютов Л.Н. Политические настроения провинциальной интеллигенции в освещении ОГПУ. 1928-1929 гг. // Вопросы истории. 2007. № 6.
Литвин А. «Усердное ничтожество» (Ягода) // Родина. 1999. № 1.
Медведев А. Загадки смерти Сталина // Вопросы истории. 2000. № 1.
Мельтюхов М.И. Репрессии в Красной Армии: итоги новейших исследований // Отечественная история. 1997. № 5.
Мосякин А. Антикварный экспортный фонд // Наше наследие. 1991. № 2,3.
О культуре 20-х гг. // История отечества в документах. 1917-1993 гг. М., 1995.
Павлова И.В. Современные западные историки о сталинской России 30-х гг. // Отечественная история. 1998. № 5.
Первая реакция на критику «культа личности» И.В. Сталина. По итогам выступления А.М. Панкратовой в Ленинграде в марте 1956 // Вопросы истории. 2006. № 5.
Проблемы культуры и демографии Поволжья. Пенза, ПГПУ, 1995.
Реабилитация: политические процессы 30-50-х гг. М., 1991.
Русская культура XX века // Культурология, история мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. 2-е изд. М., 2006.
Сенявский А.С. XX съезд в контексте минувшего века // История и обществознание. 2007. № 1.
Страницы истории Отечества. Пенза, ПГПУ, 1996.
Шашков В. Развитие образование в спецпоселках ГУЛАГа // Народное образование. 1999. № 1-2.
Шестаков В.А. Экономическое развитие СССР в конце 1940-х – середине 1960-х гг.: цели, ресурсы, результаты // История и обществознание. 2006. № 4.
Щербань Н.В. От романтизма к реализму (воспоминания и раздумья о послевоенном поколении) // Отечественная история. 2007. № 2.
У, Ф
Тема 19. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
Начальный период Великой Отечественной войны. Причины временных неудач Красной Армии. Мобилизация всех сил страны на отпор врагу.
Основные этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны. Открытие второго фронта.
Завершающий этап войны с Германией. Разгром милитаристской Японии. Значение Победы советского народа в судьбах мировой цивилизации.
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996. Гл. V.
Аксел А. Герои России. 1941-1945. М., 2002.
Великая Победа. Пенза: ПГПУ, 2005.
Вклад заключенных ГУЛАГа в победу в Великой Отечественной войне // Новая и новейшая история. 1996. № 5.
Война и общество. 1941-1945. В 2-х кн. М., 2004.
Война. Народ. Победа. Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 60-летию начала Великой Отечественной войны (19-20 апреля 2001 г.). Пенза, ПГПУ, 2001.
Кирсанов Н.А., Дробязко С.Н. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: национальные и добровольческие формирования по разные стороны фронта // Отечественная история. 2001. № 6.
Короленков А.В. СССР и его союзники во Второй мировой войне // Отечественная история. 2007. № 2.
Медведев Ж.А., Медведев Р.А. План «Барбаросса» // Вопросы истории. 2002. № 6.
Новейшая история Отечества. XX век. В двух томах. М., 1998. Т.2. Гл. 11.
Орлов А. Крушение «третьего» рейха // Новая и новейшая история. 2005. № 2.
Пензенская область в годы Великой Отечественной войны. Приволжск. кн. изд-во. Пенз. отд. 1985.
Попов В.Н. Сталинградская битва по новейшим исследованиям // Новая и новейшая история. 2007. № 2.
Случ С.З. Сталин и Гитлер: расчеты и просчеты Кремля // Вопросы истории. 2002. № 6.
Сперанский А. Становой хребет обороны. Победа ковалась в уральском тылу // Родина. 2001. № 11.
Степанов А.С. Военные планы и оборонная промышленность СССР накануне и в начале Второй мировой войны: британский фактор // Отечественная история. 2006. № 3.
Хлюпин В.И. Сыны России (Пензенцы - Герои Советского Союза). М., 1985.
Х, Ц
Тема 20. Послевоенное устройство мира. Роль СССР
В противоборстве двух мировых систем
(1945-1985 гг.)
Геополитические последствия второй мировой войны. Роль СССР в послевоенном устройстве мира. «Холодная война». 1945-1964 гг.
Противоречия и трудности мировой политики, разрядка и новое обострение отношений (1964-1985 гг.),
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996.
Афганская война (документы и неизвестные страницы) // Новая и новейшая история. 1996. № 3; Вопросы истории. 1993. № 3; Родина. 1999. № 2.
Дубинин Ю.В. Тернистый путь к Хельсинки. 1975 // Новая и новейшая история. 1994. № 4-5; Вопросы истории. 1995. № 11-12.
«Круглый стол в ИВИ РАН: «феномен» холодной войны» в международных отношениях XX века: итоги и перспективы исследования» // Новая и новейшая история. 2006. № 6.
Локальные войны XX века: роль СССР. «Круглый стол» // Отечественная история. 1992. № 4.
Наринский М.М. СССР и план Маршалла // Новая и новейшая история. 1993. № 2.
Новейшая история Отечества. XX век. В 2-х томах. Т.2. М., 1998.
Осмысление истории. М., 1996.
Открывая новые страницы… Международные вопросы (события и люди). М., 1989.
Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999.
Тимошенкова Послевоенная Германия в советской политике (1945-1955 годы): взгляд российских и германских историков // Новая и новейшая история. 2006. № 6.
Шепова Н.Я. Карибский кризис и «холодная война» // Кентавр. 1995. № 1.
Фултонская речь Черчилля // Источник. 1998. № 1.
«Холодная война» // Родина. 1998. № 8.
Чубарьян А.О. Новая история «холодной войны» // Новая и новейшая история. 1997. № 6.
Ч, Ш
Тема 21. Советское общество в послевоенные годы
(1945-1964 гг.)
Социально-экономическая политика сталинского руководства в послевоенные годы. Укрепление тоталитарного режима в СССР (1945-1953 гг.).
Десталинизация. Реформы 50-х – нач. 60-х гг., их противоречивый характер.
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995). М., 1996.
Барсуков Н.А. XX съезд в ретроспективе Хрущева // Отечественная история. 1996. № 6.
Безнин М.А., Демони Г.М. Социальный портрет колхозного крестьянства (вторая половина 1940-х -–1960-е гг.) // Отечественная история. 1999. № 6.
Волков И.М. Деревня СССР в 1945-1953 гг. в новейших исследованиях историков // Отечественная история. 2000. № 6.
Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история. 2000. № 1.
Пожаров А.И. КГБ и партия (1954-1964 гг.) // Отечественная история. 1999. № 4.
Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы // Отечественная история. 2001. № 3.
Пыжиков А.В. Советское общество и предпосылки хрущевских реформ // Вопросы истории. 2002. № 2.
Сенявский А.С. XX съезд КПСС в контексте минувшего века. «Круглый стол» // Преподавание истории и обществознания. 2007. № 1.
Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999. Ч. 2, 3.
Шкаровский В. Русская православная церковь в 1959-1964 гг. // Вопросы истории. 1999. № 2.
Щ, Э
Тема 22. От реформ к стагнации (1964-1985 гг.)
Экономика на путях экстенсивного развития: реформы и контрреформы.
Утверждение консервативного курса. Частичная ресталинизация.
Основные тенденции развития духовной сферы общества.
Источники и литература
Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996.
Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2001.
Арбатов Г.А. Свидетельства современника. Затянувшееся выздоровление, 1953-1985 гг. М., 1991; или Знамя. 1990. №№ 9, 10.
Бурлацкий Ф. Вожди и советники. О Хрущеве, Андропове и не только о них. М., 1990.
Брежнев: материалы к биографии. М., 1991.
Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1995. Ч.3.
Земцов И. Крах эпохи: Кн.1. Андропов, Черненко, Горбачев… последние коммунисты в Кремле. М., 1999.
К 100-летию Л.И. Брежнева // Родина. 2006. № 10.
Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990. Гл. XV.
Клоцвог Ф.Н. К дискуссии о природе социально-экономической системы в СССР и причинах её разрушения // Отечественная история. 2005. № 3.
Лейн Д. Политбюро ЦК КПСС. 1966-1991 // Кентавр. 1995. №№ 4,5.
Медведев Р. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. Кн.1. М., 1991.
На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990.
Новейшая история Отечества. XX век. В 2-х томах. Т.2. М., 1998.
Павлов В. Поражение. Почему захлебнулась «косыгинская реформа» // Родина. 1995. № 11.
Погружение в трясину: анатомия застоя. М., 1991.
Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999. Ч.4.
Ю, Я
Тема 23. «Перестройка» в СССР. Новая Россия
(1985 г. - нач. XXI в.)
«Перестройка»: поиск путей «совершенствования социализма». 1985-1991.
Россия на пути реформ (1991 г. - нач. XXI в.).
Источники и литература
Конституция России. М., 1993.
Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996.
Россия сегодня: политический портрет в документах. 1985-1991. М., 1991.
Блоцкий О. Владимир Путин. М., 2003.
Гайдар Е. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006.
Горбачев М. Жизнь и реформы. В 2-х кн. М., 1995; Его же. Оглянуться назад, чтобы посмотреть вперед // Свободная мысль. 1995. № 3.
Драма обновления. М., 1990.
Ельцин Б. Президентский марафон. М., 2000.
Земцов И. Крах эпохи: Кн.1. Андропов, Черненко, Горбачев… последние коммунисты в Кремле. М., 1999.
Иного не дано. М., 1988.
История современной России. 1985-1994. Экспериментальное учебное пособие. М., 1994.
Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия? М., 1992.
Новейшая отечественная история. XX век. В 2-х кн. Кн.2. М., 2004.
От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000.
Селезнев Г.К. Политическая история современной России: 1991-2001 гг. М., 2001.
Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. М., 2002; Её же. Из истории отечественных государственных гимнов // Отечественная история. 2005. № 1.
Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994; Его же. 1985-2005: три превращения современной России // Отечественная история. 20055. № 3.
Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999. Часть V.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
Учебно-методическое пособие по курсу
«Отечественная история»
для студентов заочного отделения
Составители: кандидаты исторических наук, доценты Анатолий Васильевич Булкин, Геннадий Федорович Винокуров, Вячеслав Алексеевич Власов, Вячеслав Петрович Гордеев, Анна Григорьевна Иванчина, Наталья Сергеевна Кузнецова, Анна Владимировна Тишкина, асс. Ольга Владимировна Степанова.
Редактор – В.А. Власов.
Технический редактор – О.В. Степанова
Верстка – О.В. Сиротин
Лицензия на издательскую деятельность ЛР 021348 от 18.06.1999 г.
Подписано к печати 2002 г. Формат 60х84 1/16
Бумага белая писчая Печать офсетная
Усл. печ. л. 2 Тираж 200 экз. Заказ №
Издательство ПГПУ им. В.Г. Белинского: 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, Педагогический университет, корп. 5, комн. 466.
Ротапринт ПГПУ им. В.Г. Белинского
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ