Алгоритм определения способа образования слова
Алгоритм определения способа образования слова
1.Надо растолковать лексическое значение слова и определить исходное слово.
2. Определите , с помощью чего и каким способом образовано слово.
СПРАВКА.
Способы словообразования
Описание и примеры
1.Приставочный
К исходному слову присоединяется приставка. Этим способом образуются многие части речи (друг-недруг,большой-небольшой,всюду-повсюду), но чаще всего глаголы:
Петь-запеть;остановить-приостановить
2.Суффиксальный
Новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе исходного. При этом образуется слово другой части речи.
Дельфин-дельфиний, уверенный-уверенность,прополоть-прополка
3.Приставочно-суффиксальный
Новое слово образутся путем присоединения приставки и суффикса одновременно. Подбородок,по-русски,размечтаться.
«4.Бессуфиксный
Этим способом образуются только существительные от глаголов (пррубить-прорубь,заходить-заход) или прилагательных (глухой –глушь, синий-синь)
5.Сложение(неморфемный способ)
В таких словах должно быть не менее двух корней.
6.Переход слов одной части речи в другую(неморфемный способ)
Особенно продуктивен способ для существительных, которые образовались переходом из других частей речи.
Учительская,гостиная, курящие,раненые.
Образец рассуждения. Из предложения надо выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Глаза его были открыты, но взор бродил где-там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
Сначала выделим все слова, которые потенциально могут служить ответом. В данном случае это все слова с приставками: взор, открыты, натыкался,прибрежные.Определим исходные слова и способ образования.
Существительное «взор» образовано от глагола «взирать» бессуффиксным способом(от основы отсекается суффикс А).
Краткая форма причастия открыты образована от полной- открытые.
Глагол «натыкаться» образован от глагола «наткнуться» с помощью суффикса А суффиксальным способом.
Наконец, прилагательное «прибрежные» с лексическим значением «находящиеся около берега» образовано от существительного «берег» с помощью приставки « при» и суффикса «н».
Таким образом, слово «прибрежные» образовано указанным способом.
Напишите лингвистическое сочинение –рассуждение.
1 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом?
Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез.
2 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом?
Под елочкой такое не хочется петь. Все это написано не от души, а для промоушина.Как тяжкая трудовая повинность.А Рождество и Новый год слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. Поэтому петь мы с вами будем милую ,бесхитростную «В лесу родилась елочка», хотя никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров.
Задание 1. Распределите слова на две группы: 1) с одним суффиксом, 2) с двумя суффиксами.
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный, букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Два ^
Один ^
Задание 2.Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда.
1.Языкастый, мордастый, глазастый, головастый.
2.Практикант, квартирант, магистрант.
3.Патриотизм, анархизм, идеализм.
4.Оленина, осетрина, кабанина.
5.Крестьянство, братство, студенчество.
Задание 3.Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
1.Заразить- ...............- обеззараживать
2.Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
3.Два- ......................-двойной- двояко
4. Густой-густо-...........................-густонаселенность
5.Бодрый- бодрить-......................приободрить
6.Блок-блокировать_........................блокировочный
7.Долгий-............-дольше-подольше
8.Наставить-наставник-..............- по-наставнически
9.Новый-обновить-..............- обновка
10.Основа-основать-.............-обоснование
Задание 4. (На дом!) Составьте сл\сч прил.+сущ. со следующими словами.
Букварный-буквальный,волновой-волнистый,вражий-вражеский, гармоничный- гармонический, глиняный- глинистый, голосовой-голосистый, органичный-органический.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ