ДИСГРАФИЯ

Выступление на ШМО учителя начальных классов, логопеда

Андриановой Татьяны Александровны

ДИСГРАФИЯ – («графо» – пишу, «дис» - расстройство) Специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письмом.

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов

- Речеслуховой анализатор фонема

- Речедвигательный анализатор артикулема

- Двигательный анализатор кинема

- Зрительный анализатор графема



Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс.
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития

Письмо включает ряд специфических операций

1. Замысел или программа письма

Осознать задачу письма;

Построить программу;

Контролировать реализацию программы на протяжении письма.

Программирование осуществляется в лобных долях

2. Анализ звукового состава

слова, подлежащего записи.

- определение последовательности звуков в слове.

– уточнение звуков,

т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы.

Акустический анализ и синтез протекают при участии артикуляции

3. Перевод фонем (слышимых звуков) в оптические образы (буквы)

Осуществляется с участием зрительного анализатора.

4. « Перевод оптических образов в кинетические» (кинемы)

Осуществляется с участием двигательных анализаторов

Формы дизграфии.

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

2. Акустическая форма дисграфии

Смешиваются следующие фонемы

Приёмы профилактики и коррекции артикуляционно-акустической дисграфии и акустической дисграфии

1. Проговаривание малых стихотворных форм с звукоподражанием, чистоговорок, скороговорок, с изменением громкости, высоты , темпа голоса.

2. Аналогично чтение слоговых таблиц.

3. Первый этап – упражнения на уточнение произносительного и слухового образа смешиваемых звуков.

- узнавание гласныхпоартикуляции.

- выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов.

- назвать, подобрать , придумать слова с заданным звуком.

- определить наличие заданного звука в слове.

- определить место заданного звука в слове звуком из предложения.

- выделить слова с данным.

4. На втором этапе – упражнения на сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

- ‘’Наоборот’’

- составление слов со смешиваемыми звуками из разрезной азбуки.

- отгадывание ребусов, кроссвордов со словами со смешиваемыми звуками.

- дополнить предложение словами- квазиомонимами (кашу – кассу, мишку – миску)

- найди ошибку

- добавь ь в середину слова (банка,уголки)

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

· пропуски букв и слогов;

· перестановка букв и (или)слогов;

· недописывание слов;

· написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок,проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

· повторение букв и (или) слогов;

. контоминация - в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").


4. Аграмматическая дисграфия

- Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").

- Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями.

Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями

Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения

Грубые нарушения последовательности слов

Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение)

Замена форм ед.числа существительными мн.числа

Замена окончаний

Замены приставок, суффиксов ( словообразование)

Приёмы профилактики и коррекции аграмматической дисграфии.
Дидактические игры:

- Большой – маленький (стол – столик)

- Детёныши животных

- вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки ( Дрова рубят топор… . Поезд …ъехал к станции.)

- к названию одного предмета дописать названия двух, пяти. ( стул – два стула, пять стульев.)

- Где живёт?

- Кто больше подберёт прилагательных, глаголов к существительным?

- Выделить и записать общую часть слов ( стол, столовая, столик)

- Составить предложение из слов, вставить нужное слово в предложение, деформированное предложение, текст.

- Уточнение пространственного расположения предметов

5. Оптическая дисграфия

Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и- ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Приёмы профилактики и коррекции оптическаяой дисграфии
- называние предметов по контурам,

- дорисовывание предметов, срисовывание,

- называние перечёркнутых предметов,

- выделение предметных изображений , наложенных друг на друга,

- распределение предметов по их реальной величине,

- геометрическое лото,

- составление разрезных картинок,

- реконструкция букв (добавляя элементы, уменьшая количество элементов),

- выкладывании фигур, букв из палочек,

- запомни и повтори (порядок цифр, букв)

- Чего не стало?

- Что изменилось?

Пропущенные буквы".

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.



«Лабиринты».
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Найти разнообразные лабиринты можно

Диктанты надо писать!
Только по-особому.
1.Чрезвычайно медленно!

2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".
Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания

Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...

Логопедические приёмы на уроках математики.

На счётном материале отрабатываем:

- сочетания именительного падежа числительных один, одна, два, две с существительными с параллельным отрабатыванием одушевлённости предметов, и все падежные формы числительных один, одна (один карандаш, одна девочка, два карандаша , две девочки, одного карандаша, одной девочки и тд

- сочетания наречий много, мало и числительных от5 до 10 с родительным падежом существительных;

- родительный падеж сочетаний числительных от2 до 10 с существительными: от двух карандашей, девочек;

- дательный падеж данных сочетаний6 к двум карандашам, девочкам.

- винительный падеж данных сочетаний с неодушевлёнными, а потом - с одушевлёнными существительными, например, вижу два карандаша, двух бабочек, пять бабочек, карандашей;

- творительный падеж, с тремя детьми, вспомогательный вопрос со сколькими

Заключение

Логопед не дублёр учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он создаёт платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ