Конспект урока по русскому языку «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» 3 Класс
Конспект урока по русскому языку
проводимого студенткой – практиканткой
Предмет Русский язык
Класс 3 класс, «Школа России»
Тема и номер урока в теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Базовый учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык»,3 класс
Цели:
Образовательные:
- организовать учебно-познавательную деятельность детей по умению определять одушевлённые и неодушевленные имена существительные.
- формировать умение правильно употреблять и находить существительное в предложениях.
Развивающие:
- формирование умения определять и формулировать проблему;
- развитие умения проговаривать последовательность действий на уроке;
- развитие умения работать по алгоритму;
- развитие умения оценивать усвоение содержания материала;
- развитие умения самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения оформлять свои мысли в устной форме.
Воспитательные:
- воспитание личностных качеств: сотрудничества, ответственности;
- воспитание самоопределения при постановки учебной проблемы.
Организация образовательного пространства:
Тип урока: открытие новых знаний.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Место проведения: учебный кабинет.
Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер.
Лингвометодический анализ урока
Что известно по данной теме
Что нового узнают на уроке по этой теме
Какие трудности испытывают дети при изучении темы
1. Знают, какая часть речи называются именем существительным.
2. Знают, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?
3.Умеют выделять в предложении имена существительные
1.Узнают какие существительные называются одушевленными и неодушевленными.
Организационный момент
А) Приветствие учителя.
Б) Эмоциональная мотивация.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте – все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
В) Ответ дежурного:
- отсутствующие;
- степень готовности класса к уроку;
- пожелание дежурного всему классу.
- Скажите, ребята, как называется наш предмет?
-Как вы думаете, а нужен ли нам вообще предмет?
- Ну, что же я желаю вам плодотворной работы, будьте внимательны и активны. Если возникнут затруднения, то вам помогут одноклассники. Я тоже всегда готова прийти к вам на помощь.
II. Чистописание
- А начнем мы наш урок с минутки чистописания. Положите правильно свои тетради, сядьте ровно, постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно. Перед тем, как писать сделаем разминку для пальцев.
(Дети выполняют разминку для пальцев)
1. " Пальчики здороваются". Локти на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперед и обратно.
2. " Согреем пальчики ".
3. " Брызги воды ". Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображаем движения, имитирующие стряхивание с рук воды.
4. " Игра на пианино. "
5. " Дорожки. " На парте листочки с двумя дорожками. Проведите ровную линию в середине дорожки.
- Вот мы и подготовили наши пальцы к письму. А какие буквы мы будем писать, вы узнаете, если соедините точки. (Дети по трафарету обводят изображения машины и яблока).
1. Угадывание буквы
- Что нарисовано на картинке?
(Яблоко, машина.)
- С каких букв начинаются эти слова?
(С букв я, м.)
2. Определение закономерности, по которому составлена цепочка.
(Учитель показывает ошибочный образец типичных ошибок в написании этих букв, тут же стирает и демонстрирует правильное написание)
- Давайте свяжем эти буквы одной веревочкой и запишем.
Самостоятельное написание цепочки элементов букв
4. Самоконтроль
- Найдите элементы букв, которые больше всего похожа на эталон и обведите ее в кружок.
-Давайте запишем пословицу «Порядок время бережёт»
-Прочитайте пословицу.
-Объясните смысл пословицы.
-Запишем красиво эту пословицу в тетрадь.
- (пишем и комментируем)
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Закрепление ранее изученных слов.
Учитель диктует слова:
Береза ветер ворона карандаш лягушка лопата корова самолет заяц ученик рисунок
-Я утверждаю что в этих словах орфограмма непроверяемый безударный гласный. Согласны вы со мной?
(да)
-Как по другому мы называем эти слова?
(словарные)
Как убедиться что мы правильно написали слова
(посмотреть в словарик)
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте по словарику
Физкультминутка
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
(дети сопровождают чтение стихотворения движениями).
IV. Подготовка к восприятию нового материала путем создания положительной мотивации
Постановка учебной проблемы
-Вернемся к нашим словарным словам
-Что объединяет все эти слова
(это имена существительные)
-Докажите что это имена существительные
(отвечают на вопросы кто? Что?)
Разделите их на 2 группы. По какому признаку вы их разделили?
(по ответам детей на доске составляется запись столбцов кто? что?)
-Какие предметы обозначают слова в первом столбике? Во втором?
(живые и не живые)
-А как по-другому называются в русском языке такие имена существительные?
(выслушивает ответы детей)
- Мы сегодня познакомимся еще с одним постоянным признаком имени существительного? Узнаем, как правильно называются живые и не живые предметы.
V. Решение учебной проблемы
Какие же слова из первого столбика мы относим к живым предметам
(люди и животные)
А какие не живым?
(все остальные растения, города…)
Давайте сделаем вывод:
К живым предметам относятся люди, животные, а к не живым все остальные.
VI. Работа над формулировкой определения
- Прочитайте формулировку определения данного в учебнике. Совпал ли наш вывод с выводом автора?
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных.
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? И обозначают все остальные предметы.
Так как же называются живые предметы
(Одушевленные)
А не живые?
(неодушевленные)
На сколько частей можно разделить это определение
(на 2)
О чем говорится в первой части? О чем во второй?
Физкультминутка
Руки на пояс. Я называю существительное, а вы выполняете то движение, которое называет это существительное:
приседание, бег, наклон вперед, ходьба на месте, бег, наклон влево, наклон вправо, приседание, бег, прыжки на месте.
Молодцы! Сели.
VII. Составление памятки
1. Читаю предложение.
2. Нахожу о чем или, о ком говорится в предложении. Для этого ставлю два вопроса кто? что?
4. Определяю признаки существительного (одушевленное и неодушевленное)
5. Определяю, чем выражено это существительное в предложении.
VIII. Формирование нового способа действия при выполнении упражнения.
Задание:
Работа по учебнику стр. 12 упр. 15
Выполнить письменное задание по учебник
Следуя памятке найдите одушевленные и неодушевленные имена существительные
Работа над загадками.
Отгадки запишите в два столбика в первый столбик одушевленные во второй неодушевленные.
_______________________
самопроверка по эталону (на экране высвечиваются правильно составленные столбики)
______________________________
IX. Рефлексивно – оценочный
- Что было известно по этой теме до урока? Что нового узнали?
- С какими признаками имен существительных мы были знакомы?
Кто? что? Означают предмет.
- О каком существенном признаке мы узнали сегодня?
(неодушевленный и одушевленный)
-я утверждаю что слова кот, собака и птица это неодушевленные существительные. Согласны ли вы со мной?
(нет, потому что эти слова отвечают на вопрос кто? и обозначают животных или человека)
а слова диван, дерево и ваза одушевленные. Согласны?
(нет, потому что эти слова отвечают на вопрос что? и не обозначают животных или человека)
X. Подведение итогов
Домашнее задание
Выписать из словарика по 5 существительных одушевленных и 5 неодушевленных.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ