Думать…чувствовать…творить! (Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы)

Думать…чувствовать…творить! (Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы).

Творить — значит облегчать мысль, разгружать её, изобретать новые возможности жизни. Жиль Делез

Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.Г. Галилей


Творчество – это удел избранных или нет? Как распознать творчески одаренного ребёнка?.. Сколько работаю в школе, ответ на эти вопрос для меня всегда один и тот же. Неталантливых детей нет, творчество присуще каждому, и любой ребёнок творчески одарён. Только дар этот надо не пропустить, создать условия, чтобы ученику захотелось творить и, конечно, сделать это вовремя. Я учитель старшего звена. Знакомлюсь с ребятами в пятом классе. Это очень благодатный возраст для того, чтобы открывать и созидать новое, самовыражаться через свою деятельность. Если учитель работает в этом направлении, то постепенно желание что-нибудь «сотворить» входит у учеников в привычку, и самые нестандартные, непонятные, на первый взгляд, задания не ставят в тупик, а лишь стимулируют желание выполнить их по-своему, оригинально, не так, как у всех.

Конечно, вести такую работу на уроках очень непросто, особенно в наш «бумажный век», но бесконечно интересно, увлекательно и полезно не только для учеников, но и для учителя.

Развивая творческие способности учащихся необходимо, в первую очередь, понимать, что это за способности. Тут нам не обойтись без теории.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. С самого начала своей ученической деятельности школьник должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Психологи изучают творчество и как процесс создания нового, и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Оно присуще человеку от рождения, но, тем не менее, требует от человека работы и развития творческих способностей.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. В настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Приведу некоторые из них.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи.

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

5. Способность памяти выдавать нужную информацию вовремя.

6. Гибкость мышления.

7. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

8. Лёгкость генерирования идей.

9. Творческое воображение.

В. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Реализм воображения - образное схватывание закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет о ней четкое понятие.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение, особые свойства памяти, внимания и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

3. Развитие наглядно-образной, ассоциативной памяти.

4. Развитие социально обусловленного внимания.

Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Систематически и целенаправленно развивая у детей подвижность, гибкость, образность мышления, я учу их думать, рассуждать, самим делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, использую разнообразные методы, приёмы и типы уроков.

Интегрированные уроки. Интегрированный подход позволяет учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета, способствует развитию креативности. Интегрированные уроки увлекают новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов.

В рамках филологической составляющей уроки литературы можно интегрировать с любым предметом школьного курса. В своей практике я соединяю литературу с английским языком, географией, физикой, музыкой, мировой художественной культурой, историей. Ребята с интересом исследуют поэзию Киплинга на уроке «Особенности литературного перевода поэтических текстов Киплинга» или пускаются в путешествие по 37-ой параллели вслед за героями Жюля Верна, изучая географическое положение, климат, флору и фауну разных материков, а также композиционные особенности приключенческого романа и характеры героев. Изучая произведения о войне, иллюстрирую исторические события художественным материалом. Эрих Мария Ремарк писал: «Гибель одного человека – это трагедия, а смерть миллионов – это только статистика». Со статистикой мы встречаемся на уроках истории, а в литературе через судьбы героев и их характеры автор как раз и показывает эту «трагедию одного», которая становится близка и понятна каждому.

Нестандартные уроки. Нестандартные уроки развивают гибкость, оригинальность мышления, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки, каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неожиданной стороны.

В своей практике я использую такие типы нестандартных уроков, как урок-концерт, урок-спектакль, урок-путешествие, урок-диспут, урок-конференция и другие. Такие уроки приносят ученикам радость, создают дополнительный стимул для занятий по предмету, делают процесс обучения творческим, интересным, разнообразным, эффективным.

Творческие пятиминутки. На уроках русского языка я использую творческие пятиминутки. Они настраивают на работу, активизируют мышление, помогают быстро и эффективно повторить необходимый материал или привлечь интерес к новой теме урока. Вот некоторые типы заданий: придумать предложение, включив в него как можно больше слов на изученную орфограмму; составить буриме на изученное правило; вычленить из текста, напечатанного без пробелов, слова по теме и составить с ними рассказ из нескольких предложений; расставить в предложении знаки препинания так, чтобы его смысл стал понятен и чтобы получилась бессмыслица; придумать самим такие предложения; придумать одно или несколько предложений с фразеологическим оборотом так, чтобы он употреблялся в прямом и в переносном значении.

Ребята любят сочинять лингвистические сказки о существительных, суффиксах, подлежащих… При изучении темы «Однокоренные слова» мы отправляемся в страну Словарию и путешествуем по её городам. В Лесовске, например, посреди большой лесной поляны находится старинный Лесняковский фонтан, а на Лесной улице живут заслуженные лесники и лесничии. В речке Леснянке водится редкая лесная рыба лесорель… Главная задача рассказчика, повествующего о необычном городе, – употребить как можно больше слов с корнем –лес-, причём можно использовать не только существующие слова, но и авторские неологизмы.

На уроках развития речи предлагаю ребятам продолжить высказывание по данному началу, используя разные типы речи. Они любят писать о вещах, как об одушевлённых предметах, придумывают целые истории из жизни шкафа, стула, половицы: «Мой старый сутулый шкаф», «Вулканическая каша», «Странствия старых ботинок» и другие. Изучая метафоры и сравнения, учащиеся с удовольствием включаются в игру «Что на что похоже», работая над эпитетами, стараются придумать как можно больше художественных определений к слову, используя все его значения.

Этюды. В подростковом возрасте для ребёнка особенно актуальны проблемы самосознания и самоопределения. Открытие своего внутреннего мира, стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими – вот проблемы, волнующие учащихся среднего и старшего школьного возраста. Возможность анализировать свои внутренние ощущения ребята получают, работая над этюдами и эссе.

Этюд – это зарисовка с натуры, запись собственных переживаний и впечатлений от какого-нибудь события. Писать их мы начинаем с пятого класса. Сначала эта работа даётся многим с большим трудом: ребятам трудно писать без шаблонов и штампов, выбирать собственные переживания, связанные с заданной темой и переосмыслить их. Но постепенно они понимают, о чём писать, и размышления о небе и звёздах, о животных и цветах со временем «перерастают» в эссе о людях и обществе, о том, что значит быть человеком, о мире взрослых и детей. Обретая способность погружаться в себя и анализировать свои переживания, ребята открывают «целый мир новых чувств, начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я».

Проектная деятельность. Важнейшим психическим процессом, отличающим творческую индивидуальность, является процесс воображения и фантазии, поэтому почти на каждом уроке я стараюсь использовать задания, развивающие воображение учеников. Особая роль в этом процессе отводится проектной деятельности. Проектная деятельность развивает индивидуальность ребёнка, учит его ставить перед собой творческие задачи и находить нестандартные пути их решения, оценивать и дорабатывать собственный творческий продукт и находить формы для его представления. Идей для проектов по русскому языку и литературе великое множество. Вот несколько примеров.

Изучая произведение Дж. Родари «Старинный Календарь планеты Новогодних елок», я предложила ребятам создать в своем воображении собственную планету, на которой время течет по их календарю, описать ее и изготовить макет планеты. Планеты получились самые разнообразные. Макеты этих планет мы закрепили на потолке, и у нас в кабинете появилась своя галактика. Творческий проект мы так и назвали: «Моя галактика». Подобные задания я использовала в дальнейшем при изучении сказочной повести Антуана де Сэнт-Экзюпери «Маленький принц», а на уроках русского языка мы придумали Языковую галактику.

Возможность развития эмоционально-чувственного восприятия, нестандартного видения литературного материала, написания собственных творческих работ разных жанров помогает развитию продуктивного, творческого воображения.

Проект «литературный альманах». Изучая литературу в разных классах, ребята с удовольствием сочиняют сказки, загадки, былины, мифы, рассказы от имени литературных героев, пишут письма, используя стилистические особенности русского языка 19-го века.

Мне всегда хотелось, чтобы детское литературное творчество имело выход на читателя, тогда я предложила ребятам издавать небольшие брошюры, включая в них самые удачные работы разных жанров. И вот уже несколько лет мы издаем литературные альманахи. Главная цель этой работы - пробудить интерес учащихся к литературному творчеству, подтолкнуть их к развитию своих творческих способностей.

В ходе работы над проектом мы выпустили три брошюры: «Первые ласточки», «Шаг за шагом», «Шесть, пять, четыре». В каждой из них представлены лучшие работы учащихся разных жанров за определённый период обучения. Материал сгруппирован по разделам и предваряется небольшой вступительной статьёй учителя.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Ученик творит – значит, развивает свою самостоятельность, индивидуальность, учится мыслить нетрадиционно. Какую бы профессию не выбрали в будущем мои ученики, способность нестандартно мыслить, творчески подходить к решению проблем поможет им состояться в жизни. Ведь на любом рабочем месте необходим не просто исполнитель, необходима творческая личность, способная выдвигать и претворять в жизнь новые идеи.


Литература.

1. Годфруа Ж. Психология. М, 1992.

2. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

3. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9.

4. Кон И.С. Какими они себя видят? //В кн. «Популярная психология для родителей» под ред. А. А. Бодалева, М., 1988.

5. Соколова Н.Ю., Как активизировать познавательную деятельность

учащихся/Педагогика. – 2008 – №7.

Статья представлена в сокращённом варианте. Полный вариант статьи с приложением, в котором содержатся примеры творческих работ учащихся и фото, можно прочитать, пройдя по ссылке http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,155447/

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ