Особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 9 Класс

Пояснительная записка.


  • Элективный курс «Особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ».


Государственная итоговая аттестация в 9 классе требует от учителя активной работы по обучению учащихся писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему в научном или публицистическом стиле. Алгоритм построения текста – рассуждения содержится в самой формулировке задания части С. Но порой учащиеся затрудняются в построении текста – рассуждения: с какой фразы начать высказывание? Как перейти от общих положений к приведению примеров из текста, от доказательства к выводу? Элективный курс «Особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему» поможет подготовить учащихся к успешному выполнению задания части С на государственной итоговой аттестации.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.


Цели элективного курса:

- углубление лингвистических знаний учащихся, развитие коммуникативных и творческих способностей личности через создание текстов – рассуждений;

- овладение учащимися свободной письменной речью;

- подготовка учащихся к сдаче ГИА по русскому языку.


Задачи элективного курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на экзамене;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.


Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.


Реализация целей и задач курса предполагает использование различных методов, форм и средств обучения:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.


Основной метод обучения - исследовательский, что предполагает активное вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность и способствует успешному приобретению ими знаний.

Виды деятельности и формы работы с учащимися на элективном курсе разнообразные: лекция с элементами беседы, коллективная аналитическая работа, комплексный анализ текста. На практических занятиях учащиеся выполняют задания развивающего характера, которые требуют от них лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений.

Итоговая форма отчетности – написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Курс рассчитан на 34 часа.














































Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов



Примечание

Всего

Дата

Методы, формы и средства обучения


1-2

Основные цели и задачи курса. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.


2



Работа по руководством учителя.

3-4

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.


2


Работа под руководством учителя.

5-6

Знакомство с функциональными признаками стилей (научного и публицистического) русского языка.

2


Работа под руководством учителя.

7-8-9-10

Знакомство с блоками тем сочинений на лингвистическую тему: а) Язык как средство познания действительности и выражения мыслей. б) Единство формы и содержания речи (лексика и грамматика). в) Богатство и образность речи, точность слова.

4



Работа под руководством учителя; индивидуальная работа.

11-12

Задание С 2.1. Вступление. Как начать?

2



Работа под руководство учителя; самостоятельная работа.

13-14

Задание С 2.1. Учимся формулировать тезис.

2


Работа в парах.

15-16

Задание С 2.1. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов.


2


Работа под руководством учителя; индивидуальная работа.


17-18

Задание С 2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.


2


Индивидуальная работа.

19- 20 21-22

Работа с блоками сочинений: а) Язык как средство познания действительности и выражения мыслей. Написание сочинений-рассуждений на темы из данного блока.


4


Работа под руководством учителя; самостоятельная работа.

23- 24 25- 26

Работа с блоками сочинений: б) Единство формы и содержания речи (лексика и грамматика). Написание сочинений-рассуждений на темы из данного блока.

4


Работа под руководством учителя; самостоятельная работа.

27- 28 29- 30

Работа с блоками сочинений: в) Богатство и образность речи, точность слова. Написание сочинений-рассуждений на темы из данного блока.


4


Работа под руководством учителя; самостоятельная работа.

31-32


Классификация грамматических и речевых ошибок.


2



Работа под руководством учителя; самостоятельная работа.

33-34



Написание итогового сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.


2


Индивидуальная работа.













В результате обучения ученик должен

иметь представление:

• о коммуникативной функции языка;

• о литературном языке как основе художественной литературы;

• о языковых нормах и их признаках;


знать:

• смысл понятий: тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;

• стили речи и их признаки;

• особенности жанра рассуждения;

• признаки текста и его функционально смысловые типы;

• основные нормы русского литературного языка;


уметь:

• различать стили речи;

• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;

• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фак­там и явлениям окружающего мира;

• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения тек­ста;

• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

























Учебные, методические пособия:

  • Литература для учителя

1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М: Издательство «Экзамен», 2009

2.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. 3.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. М., «Творческий центр» 2007.

4.Павлова Т.И. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Ростов – на - Дону. «Легион» 2009.

5. Цыбулько И. П., Степанова Л.С. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме. М., 2009.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. М. 1995.

7. Владовская Е. А. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Методическое пособие для подготовки. Контрольные измерительные материалы, 9 класс.- Москва: «Экзамен», 2006.


  • Литература для ученика

1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М: Издательство «Экзамен».

2.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

3. Цыбулько И. П, Степанова Л.С. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме. М., 2009.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. М. 1995.

  • Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.

  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.

  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.

  5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

  6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ