Особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 9 Класс
Пояснительная записка.
Элективный курс «Особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ».
Государственная итоговая аттестация в 9 классе требует от учителя активной работы по обучению учащихся писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему в научном или публицистическом стиле. Алгоритм построения текста – рассуждения содержится в самой формулировке задания части С. Но порой учащиеся затрудняются в построении текста – рассуждения: с какой фразы начать высказывание? Как перейти от общих положений к приведению примеров из текста, от доказательства к выводу? Элективный курс «Особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему» поможет подготовить учащихся к успешному выполнению задания части С на государственной итоговой аттестации.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Цели элективного курса:
- углубление лингвистических знаний учащихся, развитие коммуникативных и творческих способностей личности через создание текстов – рассуждений;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ГИА по русскому языку.
Задачи элективного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на экзамене;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
Реализация целей и задач курса предполагает использование различных методов, форм и средств обучения:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Основной метод обучения - исследовательский, что предполагает активное вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность и способствует успешному приобретению ими знаний.
Виды деятельности и формы работы с учащимися на элективном курсе разнообразные: лекция с элементами беседы, коллективная аналитическая работа, комплексный анализ текста. На практических занятиях учащиеся выполняют задания развивающего характера, которые требуют от них лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений.
Итоговая форма отчетности – написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Курс рассчитан на 34 часа.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
Примечание
Всего
Дата
Методы, формы и средства обучения
1-2
Основные цели и задачи курса. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
2
Работа по руководством учителя.
3-4
Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
2
Работа под руководством учителя.
5-6
Знакомство с функциональными признаками стилей (научного и публицистического) русского языка.
2
Работа под руководством учителя.
7-8-9-10
Знакомство с блоками тем сочинений на лингвистическую тему: а) Язык как средство познания действительности и выражения мыслей. б) Единство формы и содержания речи (лексика и грамматика). в) Богатство и образность речи, точность слова.
4
Работа под руководством учителя; индивидуальная работа.
11-12
Задание С 2.1. Вступление. Как начать?
2
Работа под руководство учителя; самостоятельная работа.
13-14
Задание С 2.1. Учимся формулировать тезис.
2
Работа в парах.
15-16
Задание С 2.1. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов.
2
Работа под руководством учителя; индивидуальная работа.
17-18
Задание С 2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
2
Индивидуальная работа.
19- 20 21-22
Работа с блоками сочинений: а) Язык как средство познания действительности и выражения мыслей. Написание сочинений-рассуждений на темы из данного блока.
4
Работа под руководством учителя; самостоятельная работа.
23- 24 25- 26
Работа с блоками сочинений: б) Единство формы и содержания речи (лексика и грамматика). Написание сочинений-рассуждений на темы из данного блока.
4
Работа под руководством учителя; самостоятельная работа.
27- 28 29- 30
Работа с блоками сочинений: в) Богатство и образность речи, точность слова. Написание сочинений-рассуждений на темы из данного блока.
4
Работа под руководством учителя; самостоятельная работа.
31-32
Классификация грамматических и речевых ошибок.
2
Работа под руководством учителя; самостоятельная работа.
33-34
Написание итогового сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
2
Индивидуальная работа.
В результате обучения ученик должен
иметь представление:
• о коммуникативной функции языка;
• о литературном языке как основе художественной литературы;
• о языковых нормах и их признаках;
знать:
• смысл понятий: тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;
• стили речи и их признаки;
• особенности жанра рассуждения;
• признаки текста и его функционально смысловые типы;
• основные нормы русского литературного языка;
уметь:
• различать стили речи;
• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;
• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фактам и явлениям окружающего мира;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Учебные, методические пособия:
Литература для учителя
1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М: Издательство «Экзамен», 2009
2.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. 3.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. М., «Творческий центр» 2007.
4.Павлова Т.И. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Ростов – на - Дону. «Легион» 2009.
5. Цыбулько И. П., Степанова Л.С. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме. М., 2009.
6. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. М. 1995.
7. Владовская Е. А. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Методическое пособие для подготовки. Контрольные измерительные материалы, 9 класс.- Москва: «Экзамен», 2006.
Литература для ученика
1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М: Издательство «Экзамен».
2.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.
3. Цыбулько И. П, Степанова Л.С. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме. М., 2009.
4. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. М. 1995.
Дополнительная литература
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ