Комплекс упражнений по теме: чередующиеся гласные о – а в корне – лаг- - лож -

Комплекс упражнений по теме: чередующиеся

гласные о – а в корне – лаг- - лож -

На первом этапе учащимися выполняются упражнения, способствующие развитию восприятия, формированию таких качеств, как дифференцированность, аналитичность, конкретность, прогностичность. При этом вырабатываются важные интеллектуальные навыки, необходимые для становления орфографического навыка.

Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.

ПРЕДПОЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ

Учитель: Выделите в словах корень. Что вы заметили?

П.О. Во втором столбике после корня – лаг - есть суффикс а.

Учитель: В корнях пишется А, если есть суффикс А. В этом правиле есть исключение - ПОЛОГ.

На втором этапе в познавательной деятельности учащихся – упражнения на осмысление полученной информации, развивающие такие качества мышления, как самостоятельность, инициативность, глубина, широта, быстрота, оригинальность, пытливость, критичность, продуманного.

Задание 1.

Назовите словосочетание, укажите гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.

Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение.

Задание 2.

Запишите слова в строчку через запятую, найдите среди них слова с изучаемой орфограммой и выделите ее.

Положение, разбег, сделать, прилагательное, изложение, раздвинуть, полагать, упражнение, предложить, приложить.

Задание 3.

Запишите правильно слова, рассуждая: «Пиши букву о, потому что корень – лож -; пиши букву а, потому что корень – лаг-».

Расп..ложение лагеря, пол..гаться на друга, предл..жить помощь, пишешь изл..жение, изучаешь прил..гательное, пол..жение трудное.

На третьем этапе – упражнения на прочное запоминание материала.

На закрепительном этапе учащиеся должны прочно усвоить изученное правило. В процессе выполнения заданий постепенно действия учащихся будут доведены до автоматизма.

Задание 1.

Выпишите слова на изучаемую орфограмму в столбик, выделите корень и подчеркните орфограмму.

  1. Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.

  2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

  3. Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

  4. Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.

  5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле.

  6. Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.

Задание 2. 

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ____оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – ______ руки. (Сложить)

Задание 3.

Графически объясните выбор гласной в корнях с чередованием а — о.

Изл..гать содержание; хорошо изл..жить; знать признаки прил..гательных; написать изл..жение; сл..гаемые числа; распол..житься на ночлег; распол..гать свободным временем.

На четвертом этапе – упражнения на применение полученных знаний, умений и навыков.

Задание 1. 

Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти. Примеры: Сложение; прилагательное, предложение.

Задание 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корни с чередующимися гласными.

1. Изл..жение было написано хорошо. 2. Нужно изл..гать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прил..гательное обозначает признак предмета. 4. Я распол..гаю свободным временем. 5. От перемены мест сл..гаемых сумма не меняется. 6. Предпол..жения не оправдались. 7. На ученика возл..жили обязанности старосты кружка. 8. Пол..гаю, что он прав. 9. Прил..жение — это особый вид грамматического определения. 10. На юного музыканта возл..гали большие надежды.

Задание 3.

«Проверяю себя» Спишите, вставляя нужные буквы:

Л..жился на поля туман. Мы предл..жили провести слёт туристов на берегу реки. Ребята распол..жились у костра и с насл..ждением ели печёную картошку. Изл..жите содержание параграфа учебника.

Задание 4.

Объясните графически написание букв в корне.

Прил..гать усилия

Сл..жить вещи

Отл..жить поездку

Безотл..гательное дело

Зал..жить фундамент

Прил..жить к ране

Трудное пол..жение






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ