Работа над орфографической грамотностью учащихся в средних классах

Учитель русского языка и литературы

КГБОУ ХКЦППРК

О.Н. Примакова


Работа над орфографической грамотностью учащихся в средних классах.

Перед преподавателем русского языка проблема орфографической грамотности учащихся одна из первейших. На мой взгляд, главная причина низкой орфографической грамотности, заложена в подходе преподавания предмета. Практика показывает, что мы уделяем достаточно времени для усвоения и заучивания правила, а на практическое закрепление его из–за загруженности программы времени у нас не хватает. При этом надо помнить, что почти все орфографические правила имеют исключения, а для того, чтобы их не забыть и писать автоматически правильно, надо прописывать эти исключения как можно чаще. Для этого необходимо строить уроки при закреплении любой программной темы таким образом, чтобы в обязательном порядке отрабатывалось не только основное правило, но повторялись правила орфографии и слова –исключения.

Над проблемой орфографической грамотности работает не одно поколение учителей, но трудности остаются и по сей день. Об этом в своё время писали свои научные статьи такие учёные как Тихомиров Д. Н, Рождественский Н. Н, Алгазина Н. Н.

В прошлом веке в 60–е годы идея строгой организации мыслительной деятельности ученика в процессе формирования у него умений и навыков нашла своё обоснование в работах психологов. Плодотворность её была подтверждена экспериментально. Наиболее полно механизм формирования умений и навыков раскрыт в работах Д. Н. Богоявленского. Учёный сумел доказать, что только при целенаправленной чёткой системе умственных приёмов можно добиться быстрого понимания и освоения нового материала. При этом резко повышается активность учащихся на уроке и, самое главное, ученики начинают сознательно применять систематизированные правила.

Как известно, орфографическая грамотность обучающихся начинает закладываться ещё в начальной школе. Все учёные лингвисты и методисты подчёркивают, что ученик будет грамотно писать только в том случае, если видит орфограмму и знает, как правильно её написать. То есть, в решении орфографической задачи главное: увидеть орфограмму. Мы же привыкли писать, задумываясь над содержанием текста, а не думать над каждой орфограммой. Ученик же задумается только тогда, когда встречает затруднение при написании и может проконтролировать при помощи правил, которые вспомнит и применит при проверке слова.


.

Среди наших учеников есть и такие, которые на чувственном уровне, не зная правила, пишут грамотно, а есть и такие, которые, зная правила, не могут их применить. Одни, увидев слово один раз, напишут

его без ошибки. Такое явление называется природной грамотностью. А другие, чтобы запомнить слово, должны написать его много раз. Навык формируется в течение длительного времени. Это сложный процесс и требует системности, которая затем переходит в автоматизированный способ выполнения.

Методист В. А. Текучев сформулировал следующие условия успешности формирования навыков:

- наблюдение, сопоставление, анализ написаний;

- усвоение системы орфографических правил;

- тренировка в написании этих правил на письме.

Ученик может правильно написать заданное слово только в том случае, если найдёт орфограмму и верно определит её тип, затем вспомнит правило и сумеет его применить.

Для того чтобы увидеть орфографическую ошибку, ученик должен уметь различать гласные и согласные звуки, видеть ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные.

Кроме этого, он должен уметь разобрать слово по составу, подобрать однокоренное слово, изменить форму слова.

Всё это изучается ещё в младших классах, а в среднем звене следует продолжить работу над правилами орфографии. Так в 5-6 классе мы отрабатываем с воспитанниками такое фонетическое явление, как озвончение и оглушение. Ученики знакомятся с этим явлением, когда одна и та же буква в разных словах произносится по - разному.

Шарф (ф) и залив (в). Род (т) и рот (т).

А в зиме после чётко слышится И и пишется И, а в лесной слышится И, а пишется Е.

В словах счастье, что, конечно, булочная два звука произносятся как один

Счастье сч - щ.

Можно взять для примера правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях существительных. При повторении этой темы необходимо собрать большое количество слов на эти правила.

Луч, нож, шалаш, гараж, муж, гуж, плащ, ночь, дочь, молодёжь, вещь, роскошь, мышь, задач, крыш, дач, рощ, каш, стричь, жечь, лечь, горяч, шипуч, жгуч, линюч, вонюч, свеж, смажь, срежь, съешь, возьмёшь, рисуешь, рассчитаешь, прочитаешь, не тревожь, туч, крыш, задач, из рощ, лишь, ишь, навзничь, сплошь, сквозь.








Все орфограммы группируем по опознавательным признакам. Первая группа – это существительные мужского рода единственного числа.

Муж, нож, душ, плащ, гараж, луч.

Воспитанники дополняют строчку своими примерами. По ходу дополнения восстанавливаем в памяти правило. Сначала проговариваем как помним, а затем закрепляем по учебнику. Каждое правило учим наизусть.

Второе правило рассказывает о существительных женского рода единственного числа 3 склонения: дочь, молодёжь, ночь, рожь, вещь, роскошь, мышь. При восстановлении правила мы повторяем такие понятия, как что такое существительное, на какие вопросы отвечает женский род, какие существительные относятся к 3 склонению. Затем необходимо перейти к правописанию существительных множественного числа родительного падежа (с крыш, училищ, дач, передач).

По этому же принципу мы повторяем правописание кратких прилагательных с шипящими на конце (жгуч, скрипуч, могуч, линюч, вонюч). Затем глаголы 2 лица единственного числа ( думаешь, читаешь, играешь, рисуешь); глаголы неопределённой формы (стричь, жечь, лечь, печь); глаголы повелительного наклонения ( смажь, срежь).

Уроки, на которых мы повторяем по блочной системе сразу несколько правил на одну тему, требуют определённых знаний от учащихся. Для того чтобы память учеников восстановила основное правило как можно скорее, нужно все орфограммы сгруппировать по какому – либо признаку. В данном случае стоит их объединить по частям речи. Иногда по типу: пишем или не пишем Ь на конце слова. Для закрепления правила стоит попробовать написать алгоритмы. Это зрительно закрепляет орфограмму. На доске необходимо работать цветными мелками, выделяя орфограмму. Но как бы мы не отрабатывали навыки написания, основным в запоминании правила и в правильном его использовании, на мой взгляд, были и остаются постоянные тренировочные упражнения. Только после многих закрепительных упражнений в памяти ученика на автоматическом уровне отработается этот орфографический навык.

Больше всего проблем возникает у воспитанников с непроверяемыми или трудно проверяемыми словами. К ним относятся слова с безударным гласными ( ворона, корова); с двойными согласными (класс, ванна, территория), со звонкими и глухими согласными (вокзал, рюкзак) и с непроизносимыми согласными (лестница, чувство, сердце).

К трудно запоминающимся орфограммам относятся наречия с приставками С, НА и суффиксами А,О. А ещё сложнее в запоминании слова иноязычного происхождения. Прежде чем записать иностранное слово, необходимо дать толкование этого слова, привести примеры его использования и только после этого показать его написание.

Иногда для лучшего зрительного запоминания я провожу такое упражнение: закрыли газа, представили себе ровный зелёный фон и пишем на этом воображаемом поле трудное слово. Пишем мы рукой в воздухе с закрытыми глазами. Написали, а теперь прочитаем и сотрём с воображаемого поля это слово. При выполнении этого упражнения работает память руки (пишем слово), работает слуховое восприятие (проговариваем), а зелёное поле помогает настроиться на спокойное и устойчивое запоминание.

Работу по орфографической грамотности учащихся нельзя вести эпизодически, во всём требуется система. В любом классе, сильном или слабом, словарная работа должна быть на каждом уроке. Причём, орфографические навыки необходимо отрабатывать на протяжении всех уроков с 1 класса по 11. Роль словарно– орфографической работы огромна, потому что это неотъемлемая часть каждого урока, одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное речевое развитие ученика, способствует глубокому усвоению программного материала и служит средством нравственного воспитания учащихся.

Ученик средних способностей за время обучения в школе должен усвоить до 4 тысяч слов, а в 5 – 7 классах он должен узнать по 300- 750 новых слов в год.

Содержание словарно – орфографической работы в каждом классе определяется кругом слов с непроверяемыми написаниями, которые даются в программе. К сожалению, до сих пор перечень слов для каждого класса чётко не определён. Учитель сам устанавливает список слов, при этом он обязан помнить, что активный словарь учащихся в первую очередь должен пополняться словами в зависимости от их употребительности в разговорной речи и необходимости с точки зрения речевых потребностей ученика.

Но работу над словом необходимо вести не только на уроках русского языка, но а на всех других. В учебных кабинетах необходимо иметь стенд, на котором при прохождении каждой новой темы вывешивать новые слова. К этим словам по ходу урока необходимо обращаться регулярно, то есть составлять словосочетания, предложения, использовать при объяснении темы, требовать от учащихся их употребления в ответах. Уместно проводить на уроках различные виды

словарных диктантов после прохождения темы. Оценки за диктант должны приравниваться оценке за устный ответ. Диктант может быть из

10 – 15 слов, а может быть из 5 – 6 слов, но при этом ученики должны дать лексическое толкование слова. В любом школьном учебном предмете есть слова, которые трудно запомнить. Возьмём хотя бы математику: антисимметричность, прогрессия, коэффициент, биссектриса, гипербола, гипотенуза, диаграмма, дифференциал, иррациональное, интеграл, квадратура, программирование, логарифм, импликация, многогранник, параллелепипед, параллелограмм, параллельная, тождественно.

Уроки биологии и зоологии также насыщены различными терминами, названиями, иностранными фамилиями учёных. Многие слова трудно запомнить для написания, а ещё труднее правильно поставить в словах ударение. Вот пример наиболее встречаемых в текстах и употребляемых в речи слов: аджилити, вакцина, вибриссы, инкубация, инстинкт, кинология, экстерьер, шиншилла, щиповки, саламандра, шимпанзе, орангутанг, леопард, короткошёрстная, зайцеобразная, земноводные, гепард, пресмыкающие. Учебники по этим предметам переполнены трудными словами, и работа над ними требует систематических тренировочных упражнений.

На уроках географии очень часто встречаются фамилии зарубежных первооткрывателей, названия городов, гор, рек, заливов, равнин, которые не так уж часто употребляются в повседневной лексике учеников. Если их не проговорить, не прописать, не показать на карте, то едва ли ученики запомнят это слово. Вот пример трудных для написания и запоминания слов: Христофор Колумб, Крашенниников, Амундсен Руал, Беллинсгаузен Фадей Фадеевич, Веспуччи Америго, Гама Васко, Крузенштерн Иван Федорович, Магеллан Фериан, Миклухо – Маклай, Хейердал Тур. Это только иностранные фамилии, а сколько ещё слов, понятий, которые ученик должен не только правильно объяснить, но и знать, как правильно их написать: агломерация, азимут, айсберг, антициклон, атмосфера, аэрофотосъёмка, бассейн, биогеография, водохранилище, возвышенность, высокогорье, гидросфера, гляциология, солнцестояние, зоогеография, ионосфера, каньон, картография, круговорот, ландшафт, лагуна, масштаб, мегалополис, меридианы, морфоструктура, оазис, параллели, ориентирование,

полупустыня, среднегорье. Для проверки усвоения новых слов необходимо проводить словарные диктанты по пройденной теме.

Виды диктантов могут быть самые разные. Можно просто диктовать, а можно показывать на карте определённую точку, а обучающиеся будут

записывать названия. При прохождении новых понятий, названий,

терминов можно повести понятийный диктант, когда ученики напишут всего два – три слова, а затем дадут его полное толкование.

У каждого учителя – предметника есть свои методические приёмы по работе над орфографической грамотностью. Каждый учитель – предметник чётко знает, что любая работа даёт положительные результаты только в том случае, если преподаватель над ней работает в системе на каждом уроке.

























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ