Конспект урока "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»

Цели урока: дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении, формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота, повторить окончание причастий, работать над орфоэпическими нормами, формировать навыки вдумчивого чтения текста, развивать изобретательность, способность находить нестандартные ходы.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Тетради с домашней работой собрать на проверку.

  3. Орфографическая диктовка:

А). Сверкающая гирлянда, отражающий свет, движущаяся колонна, созданное мировоззрение, присутствовавший на семинаре, искрящийся снег, ведущая в парк калитка.

- назовите окончания причастий

- перечислите (устно) морфологические признаки у данных причастий

- в каждом словосочетании выделите главное слово. Что называется главным словом?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ

Главное слово – определяемое слово (от него задается вопрос).

Зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.

- в каждом записанном словосочетании графически обозначьте зависимое и определяемое слово.

Б). Запишите словосочетания в два столбика: в первый - «причастие + зависимое слово», во второй – «главное слово+ причастие»

Задержанный враг, задержанный пограничником, засеянное поле, засеянное горохом, освещаемое лампочкой, освещаемый зал, стелющийся над рекой, стелющийся туман, в застывшем воздухе, над сияющей землей, сделанные своими руками, уснувшая река, передвигаемая молча, выползающая из-за леса, шелест вянущей травы, колышущаяся на ветру, заснувший котенок, затерявшаяся в парке, блистающая золотом листва, увешанные картинами, согреваемое теплом, растрепанная челка.

  1. Объяснение новой темы:

Листва, блистающая золотом, повеяла чем-то сказочным.

Блистающая золотом листва повеяла чем-то сказочным.

- запишите предложение.

-найдите грамматическую основу.

-какое существительное определяет причастие блистающая?

- выпишите словосочетание блистающая золотом, блистающая листва. Найдите в каждом из них определяемые слова.

- можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком?

Наблюдение за языковым материалом учебника

- назовите причастный оборот в записанном вами предложении.

- запишите перестроенное предложение.

- какой вывод по своим наблюдениям вы можете сделать?

5. Закрепление.

Задание 1. Упражнение 69 (двое выполняют на доске)

Задание 2. Упражнение 70 (самостоятельное выполнение с последующей проверкой).

  1. Выводы по уроку.

какую новую информацию о причастии вы получили на сегодняшнем уроке?

Ребята составляют таблицы, рисуют рисунки, сочиняют стихи, позволяющие лучше запомнить тему.

  1. Домашнее задание.

  2. Выучить правило, упр. 71 (в тексте обязательно использовать причастия).





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ